Консультация Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
консультация на тему
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Золушка»
Консультация
Тема: «Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Подготовила:
Семенищева У.В.
г. Когалым 2014г.
«Использование игровых методов и приемов при организации продуктивной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС»
Игра является механизмом развития ребёнка ФГОС ДО посредствам которой, реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте ДО.
Для ребёнка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счёта и письма войдут в мир познания ребёнка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребёнка виды деятельности.
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, все действия здесь регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование.
Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Существует несколько основных видов дидактических игр:
- словесные игры
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.
Занятие, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи (Незнайка, Петрушка и т. д.) Интересной формой занятия, состоящие из дидактических игр, является сюжетные занятия, например, путешествие. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предполагаемых заданий радует и удивляет детей, придает познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачи, что-то узнать, чему-то научиться.
Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. Существуют три уровня развития воображения:
1. Ребёнок зависит от окружающей предметной среды, то есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает предмет (например, ребёнок в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник)
2. Дети мало зависят от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который у них есть
3. Ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта, он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры.
Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности.
Помимо игровых методов в дошкольной педагогике существуют игровые приёмы обучения, которые направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятие предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Одним из признаков игровых приёмов является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим Мишке домик», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через реку». Включаясь в предполагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Умело используя игровой приём, можно увеличит количество игровых задач, развить сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий.
Существует несколько игровых приёмов в обучении детей:
1. Приём внезапного проявления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах.
2. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре.
3. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями.
4. Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение.
5. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит: озорной, увлекательный характер.
Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а так же от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечения.
В заключение можно отметить, что игра для детей имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса. Задача воспитателя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование разнообразных методов и приемов в развитии познавательной деятельности дошкольников (ознакомление со свойствами воды)
На примере ознакомления детей со свойствами воды раскроем разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности (во время режимных моментов, организованной, ...
Тема: «Проект непосредственно образовательной деятельности с использованием инновационных педагогических технологий и проектирование методических рекомендации по организации развивающей деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образован
Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивае...
Мастер – класс для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»
Конспект мастер-класса для родителей средней группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки&r...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки»
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки»...
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группы Тема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики, направленной на профилактику нарушения осанки
Мастер – класс для родителей 2ой младшей группыТема: «Использование игровых методов и приемов при проведении функциональной гимнастики,направленной на профилактику нарушения осанки...
Мастер - класс "Игровые методы и приемы в организации театрализованной деятельности"
Мастер - класс "Игровые методы и приемы в организации театрализованной деятельности"...
Доклад с элементами практикума для музыкальных руководителей на тему: «Использование игровых методов и приемов в организации театрализованной деятельности на музыкальных занятиях»
Данный материал был подготовлен и представлен на городском методическом объединении музыкальных руководителей...