План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
материал по окружающему миру (средняя группа)
План по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на учебный год (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
на 2017/2018 учебный год
«Экологическое воспитание детей
младшего дошкольного возраста»
Воспитатель группы №5 (средняя)
Исакова Нина Ивановна
«Заставить полюбить природу нельзя,
Но помочь полюбить можно».
Н.И.Сладков.
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно-важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал экологической культуры детей;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
Форма отчётности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «экология наших сердец».
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
Тема занятий | Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ | ||
1. Во саду ли, в огороде | Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание. | - Наблюдения - Сбор урожая - Дидактические игры: "Чего не стало" "Угадай на ощупь" "Узнай по описанию" - Беседа "Что нам осень принесла" - Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты" - Н.Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук" - Ю.Тувим "Овощи" - Игра "Дорисуй овощ" - Рассматривание картины "В поле осенью" - Аппликация "Поспели яблоки в саду" - Лепка "Овощи для магазина" - Опыт "Тепло – холодно" - Посадка чеснока на зиму |
2. В хороводе деревьев | Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию. | - Наблюдения - Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев - Отгадывание загадок - Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами" - Дидактическое лото "С какого дерева листочек" - Рисование "Разноцветные листочки" - Чтение стих. А.Майков "Кроет уж лист золотой" - И.Токмакова "Сосны" |
3. "Зелёная аптека" | Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. | - Беседа о лекарственных травах - Загадки - Рассматривание иллюстраций с растениями - Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя" |
ОКТЯБРЬ | ||
1. Путешествие в страну Осень | Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | - Наблюдения за состоянием погоды на участке - Наблюдения за трудом взрослых - Чтение стих. Ерихеева "Осень" - Рассматривание картины "Времена года" - Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве" "Кто скорее соберёт" "Так бывает или нет" "Детки на ветке" - Игра "Какая сегодня погода" - Развлечение "Осень разноцветная" - Чтение Э.Мошковская "Чужая морковка" - И.Бунин "Листопад" (отрывок) - И.Токмакова "Ветрено" - Песенка "Во поле рябинушка" - Рисование "Грустная осень", "Радостная осень" - Лепка "Как ёж готовится к зиме" - Подвижная игра "Перелёт птиц" - Кукольный театр "Лесная история" |
2. Тайны грибного царства | Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов. | - Загадки Лесовичка о грибах - Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций - Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении - Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы" |
3. Чудо-ягодка | Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) | - Рассматривание иллюстраций, муляжей - Отгадывание загадок - Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды" |
4. Воздух | Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. | - Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) - Надувание мыльных пузырей - Пузырьки-спасатели - Надувание шаров - Поиск воздуха - Загадочные пузырьки - Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения) - Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей |
НОЯБРЬ | ||
1. Мир растений | Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства. | - Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений - Чтение рассказа "Зелёные страницы" "Узнай растение" - Рисование "Поляна цветов" - Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение" |
2. Подводное царство | Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками. | - Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей, аквариумных рыбок - Игра "Мы весёлые рыбки" - Опыт "Кто живёт в воде" - "Зачем лягушке такие лапки" - Лепка "Рыбка" - Аппликация "Аквариум" (коллективная) - Рассказ Л.Берг "Рыбка" |
3. Волшебница вода | Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни. | - Беседа - Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Хотела галка пить" - Чтение стих. Н.Рыжовой "Вы слыхали о воде" - Игра "Как сосулька превратилась вводу" - Изготовление цветных льдинок - Взаимодействие воды и снега - Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды) - Дидактическая игра "Вода" - Опыт с водой - Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки" |
ДЕКАБРЬ | ||
1. На бабушкином дворе | Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. | - Отгадывание загадок о домашних животных - Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных - Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные - Дидактические игры: "Назови детёнышей" "Кто, где живёт" "Какая польза от домашних животных" - Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели) - Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка - Чтение сказки "Как собака друга искала" - Драматизация сказки "Три поросёнка" - Аппликация "Кисонька-мурысынька" - Подвижная игра "Пастух и стадо" |
2. Лесные жители | Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным. | - Рассказ Лесовичка о лесе - Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу" - Игра-имитация "Звериная зарядка" - Опыт "Как звери меняют шубку" - Игровое упражнение "Придумай ласковые слова" - Дидактические игры: "Найди детёныша". "Кто, что ест" "Кто, где живёт" - Слайды "Времена года" - Настольный театр "Снегурушка и лиса" - Рисование "животные в лесу" (трафарет) - Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк" - Сказки "Лисичка-сестричка и волк" "Зимовье зверей" "Заюшкина избушка" - Рассказ Е.Чарушина "Что за зверь?" - Рассказ Н.Носова "Лисята" - Лепка "Заяц-длинные уши" - Подвижная игра "У медведя во бору" |
3. Белый снег, пушистый | Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). | - Опыт со снегом - "Нужен ли зимой растениям снег?" - Цветные льдинки - Рисование "Снежинки" - Постройка горки с помощью взрослых |
ЯНВАРЬ | ||
1. В гостях у птиц | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим" | - Беседа о зимующих и перелётных птицах - Отгадывание загадок - Рассматривание иллюстраций с изображением птиц - Наблюдения за птицами на участке Дидактические игры: "Кто, где живёт", "Нарисуй птицам дорожку в сказку" - Рассматривание альбома "Пернатые друзья" - Рисование "Чудо-птица" (по мотивам дымковской игрушки) - Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц") - Чтение стих. "Покормите птиц зимой" - Игра "Птички-невелички" - Устройство птичьей столовой |
2. Зимушка-зима | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | - Беседа о зиме - Рассматривание картины "Зимние забавы" - Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери" - Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу - Рассматривание картины К. Коровин "Зима" - Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок) - Рисование "Зимушка-зима" - Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми) - Чтение сказки "Зимовье" - С.Козлов "Зимняя сказка" - А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка" - И.Суриков "Зима" - А.Барто "Ёлка" - Детские впечатления "Я был в зимнем лесу" - Игра "Жидкое – твёрдое" - Чтение пословиц, поговорок - Игры-забавы с санками - Подвижные игры "Берегись, заморожу", "Снежинки и ветер" |
3. Песок, глина, камень, почва | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной. | - Опыт с песком, глиной - Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение) - Рассмотреть песок, глину (сравнить) |
ФЕВРАЛЬ | ||
1. Путешествие в царство | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | - Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" - Игра "Какого растения не стало" - Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы" - Рассматривание растений - Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) - Игра "Цветы" - Беседа о строении растений - Беседа об уходе за комнатными растениями - Дидактические игры: "Живые картинки", "Опиши, я отгадаю" - Рассматривание картины "Цветущий кактус" - Лепка "Кактус" - Барельеф "Красивые цветы" - Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами" |
2. Обитатели уголка природы | Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. | - Беседа - Рассматривание иллюстраций с обитателями уголков природы (черепаха, хомяк) - Рассказ об обитателях уголка природы - Впечатления, высказывания детей - Игра "Расскажи и покажи" |
3.Стекло и металл | Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | - Опыт со стеклом, металлом - Сравнение предметов - Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" - Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов |
МАРТ | ||
1. В гостях у Веснянки | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | - Чтение К.Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -А.К. Саврасов "Грачи прилетели" - Стих. С.Вангели "Подснежники" - Дидактические игры: "Какие животные живут в лесу" "Когда это бывает" "Найди детёныша" - Где будут первые проталинки? - Где снег не тает? - Где быстрее наступит весна? - Рисование "Волшебница весна" - Театр "Заюшкина избушка" - В.Берестов "Песенка весенних минут" - М.Пришвин "Мать-и-мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята" - Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной" - Подвижная игра "Зайцы и волк", "Птицы и лиса" |
2. Береги живое! | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | - Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли" - Игра "Где живут животные" - Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его" - Рассматривание Красной книги, беседа |
3.Резина и пластмасса | Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. | - Рассматривание предметов из этих материалов - Сравнение резины и пластмассы - Дидактическая игра "Из чего сделан предмет" - Поделки из резины, пластмассы |
АПРЕЛЬ | ||
1.Насекомые – наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | - Отгадывание загадок - Наблюдения за насекомыми - Рассматривание иллюстраций - Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья", "Как спрятаться бабочкам” - Чтение стих. М.Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В.Зотова "Лесная мозаика") - Рисование "Божья коровка" - Лепка "Зелёная гусеница" |
2.Экскурсия в плодовый сад | Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства. | - Наблюдения за цветением деревьев - Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны" - Дидактические игры: "Найди такой же" "Подбери листок к дереву" "Раскрась предметы живой и неживой природы" - Чтение художественной литературы - Рисование "Яблоня в цвету" - Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл - Игра "Что, где зреет" - Стих. М.Бородицкой "Разговор с пчелой" - Рассматривание картины "Цветущий сад" - Игра "Пчёлки" |
3.Земля – мой дом | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | - Беседа "Где я живу" - Сравнение речки, болота, моря - Рассматривание картины "Семья дома" - Рассматривание семейных фотографий - Дидактические игры: "Рассели животных" "Кто живёт на суше, а кто в воде" "Наша семья" - Беседа о звёздах - Рисование "Звёздное небо" |
МАЙ | ||
1. Экологическая тропинка | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | - Чтение стих.Р.Рождественского "Береги природу" - Целевая прогулка по экологической тропинке - Беседа - Игра "Что ты сделал доброе для природы?" - Игра "Что будет, если" - Дидактическая игра "Кто больше" - Подвижная игра "Раз, два, три - к дереву беги" - Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы" - Игра "Опиши, а мы отгадаем" |
2. Человек – живой организм | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | - Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека - Дидактическая игра: "Валеология", "Понюхай и отгадай" - Беседа о потребностях человека - Рассказ о вредных привычках - Носария - Язычок - помощник - Игра "Угадай на вкус" - Гимнастика для глаз |
3. Бумага, древесина, ткань | Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т.д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. | - Изготовление поделок, построек - Оригами из бумаги - Рассматривание |
План работы с родителями по формированию экологической культуры
участников образовательных отношений.
Месяц | Форма проведения | Задачи | Содержание | Предполагаемый результат |
Сентябрь | Диагностирование детей, анкетирование родителей. Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!» Фотовыставка «Отдыхаем не вредя». | Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии. Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. | Диагностика, анкеты. Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым». Фотоматериалы о летнем отдыхе. | Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей. Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик. Проявление заинтересованности в жизни ДОУ. |
Октябрь | Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе». Выставка работ «Дары осени». | Ознакомление родителей с правилами поведения в природе. Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности. | Консультация. Выставка детских поделок. | Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей. Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания. |
Ноябрь | Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек. Акция «Снежное одеяло для деревьев». | Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края. Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке. | Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек. Рекомендации для родителей как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание. | Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой. Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми. |
Декабрь | Создание фотоальбома «Город зимой». Природоохранная акция «Сохраним ёлочку — красавицу!» | Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города. Привлечь родителей к природоохранной деятельности. | Фотографии любимых мест в родном городе. Проведение конкурса «Необычная ёлочка!» | Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых. Активное участие родителей в акции. |
Январь | Оформление ширмы «Празднование Нового года». Консультация «Зимние травмы». | Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года. Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей. | Рекомендации по организации и проведению праздника. Знакомство с историей родного края. Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката. | Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий. Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях. |
Февраль | Семинар – практикум в царстве лекарственных трав. «Фитотерапия». Обмен опытом. Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде». | Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений. Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании детей в зимний период. | Система оздоровления детей в ДОУ. Лекарственные растения – средство оздоровления. (Фитотерапия.) Рекомендации для родителей о правилах одевания детей зимой. | Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом. Повысить уровень компетентности родителей. |
Март | Родительское собрание. Консультация «Воспитание у детей любви к природе». | Познакомить родителей с правилами поведения в природе. Оформление фотовыставки «Природа молит о помощи!» | Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе. Знакомство с напоминающими знаками. | Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей. |
Апрель | Выставка работ «Весна – красна». «Как провести выходной день с детьми?» | Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу. Помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка. | Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ. Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом. | Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке. Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком. |
Май | Анкетирование Заседание клуба «Друзья природы». Создание журнала «Экомир моей семьи». | Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений. Подвести итог работы за год. | Диагностика. Анкеты. Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт. | Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей. Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми. |
ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
- Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры в детском саду» – октябрь
- Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания» – январь
- Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения – апрель
- Презентация опыта работы по теме самообразования – май.
ЛИТЕРАТУРА
- С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
- Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
- Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
- А.И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
- Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.
- Н.А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
- О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
- В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-113365.jpg)
"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ
Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (реб...
План досуга /средний дошкольный возраст/ «ДЕЛО БЫЛО ВЕЧЕРОМ» /по произведениям С.В. Михалкова/
Цель: Закреплять знания детей о поэте С. Михалкове и его произведениях. Развивать патриотические чувства при...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-598173-1461069877.jpg)
Календарно - тематический план "Космос". Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Календарно - тематический план включает пять образовательных областей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-235477-1365257386.jpg)
Перспективный план работы старший дошкольный возраст по программе «Истоки»
Перспективный план работыстарший дошкольный возраст по программе «Истоки» СентябрьСказочное слово Дата Тема Программное содержание1.Русская народная сказка «Царевна-ляг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-859259-1480518851.jpg)
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Приобщение к элементарным общепринятым нормами правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915035-1491937981.jpg)
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация» Непосредственно – образовательная область «Развитие речи»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Коммуникация»Непосредственно – образовательная область &l...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/11/picture-915035-1491937981.jpg)
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»
Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие», направление «Чтение художественной литературы»...