"Дымковские сказки" блочно-тематический план знакомства детей дошкольного возраста с ДПИ
методическая разработка (средняя группа) по теме
Данный блочно-тематический план разработан на основе новейших требований в соответствии с государственным образовательным стандартом. В основе лежит личностно – ориентированный подход (ребенок рассматривается как активный субъект совместной деятельности) и деятельностный подход («зажги чувство, доведи до сознания, переведи в поведение»).
Цель: Познакомить детей с историей возникновения игрушечного промысла; дать представления об отличительных особенностях дымковской глиняной игрушки;познакомить с технологией изготовления дымковской игрушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-tematicheskiy_plan_dpi_-doshkolnikam_dymkovskie_skazki.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно- тематический план «ДПИ- дошкольникам» МДОУ «Детский сад № 90»
Возраст детей: 4-5 лет автор: С.Б. Богданова
Тема: «Дымковская игрушка» стр.1.
Наименование блока, цикла: | Содержание блока, цикла: | Формы организации работы с детьми: | Содержание: | Организация предметной среды: | Связь с другими занятиями: | Результат освоения блока, цикла. |
Ознакомление с дымковским промыслом | Познакомить детей с историей возникновения игрушечного промысла в селе Дымково Кировской области (причины возникновения –наличие условий хорошие глины; от предметов быта- к детской игрушке-забаве), его особенностями (промысел женский- занимались зимой, когда мужчины из села уходили на заработки; каждая семья лепила свою игрушку; игрушки, в основном, были свистульками, продавались на ярмарке Свистунье, Свистопляске, проводившейся в Кирове обычно 1 апреля, после вскрытия реки). Дать представления об отличительных особенностях дымковской глиняной игрушки – плавные контуры, наличие многочисленных воланов и налепов, придающих нарядность, закругленные сужающиеся ножки, придающие ощущение легкости; роспись яркими красками по белому фону. | 1.Путешествие по выставке дымковских игрушек. 2. Занятие по рисованию «Освоение основных элементов дымковской росписи» | Рассказ воспитателя о дымковском промысле- о его возникновении, связи с природной средой, отличительных особенностях игрушки, технологии ее изготовления. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой: закрепить знания о промысле, познакомить с шестью основными элементами росписи- точкой, пятном, кольцом, листиком, волнистой и прямой линиями. Учить прорисовывать понравившиеся основные элементы на белом листе бумаги, используя различные оттенки цветов. Следить на техническими навыками детей. Воспитывать интерес к дымковскому промыслу. | Оформление уголка изо иллюстративным материалом о дымковском промысле, внесение объемных дымковских игрушек. Знакомство с новой дидактической игрой «Волшебные колечки». Цель игры: закреплять представление детей о многообразии цветовых оттенков, даваемых основными цветами спектра. Описание игры: дети подбирают цветные круги-вкладыши в кольца соответствующего цветового оттенка. Варианты игры- «Составь картинку из кругов и колец», «кто быстрее соберет», «Теплые и холодные полянки» Связь с дымковским промыслом: сравнение деталей игры с основными элементами- кольцом и пятном; объединение кругов и колец различных цветовых сочетаний, поиск красоты в сочетании цветов. | Чтение книги Крупина «В дымковской слободе» 1989г. (в течение всего времени освоения блока, по главе перед занятием -на кануне вечером) | достаточно глубокие представления о дымковском промысле-узнают дымковскую игрушку среди глиняных игрушек других российских промыслов; называют ее отличительные особенности; называют основные элементы узора; владеют навыками создания неповторимого узора на основе сочетания элементов и различных цветов; могут рассказать о технологии изготовления дымковской игрушки. |
Блочно- тематический план «ДПИ- дошкольникам» МДОУ «Детский сад № 90»
Возраст детей: 4-5 лет автор: С.Б. Богданова
Тема: «Дымковская игрушка» стр.2.
Наименование блока, цикла: | Содержание блока, цикла: | Формы организации работы с детьми: | Содержание: | Организация предметной среды: | Связь с другими занятиями: | Результат освоения блока, цикла. |
Ознакомление с дымковским промыслом | Познакомить с технологией изготовления дымковской игрушки- лепка из хорошо промятого глиняного теста, просушивание игрушек при комнатной температуре, обжиг в раскаленной русской печи, грунтовка фигурок белой краской, разведенной на снятом молоке, роспись игрушек яркими красками, растертыми на яичном желтке. Познакомить с «тайнами» дымковской росписи- основными элементами дымковского узора- кольцом, пятном, точкой, листиком, прямой и волнистой линией; научить создавать неповторимый дымковский узор посредством различных сочетаний основных элементов и цветовых сочетаний; познакомить с ритмом как выразительным средством изобразительного искусства и учить создавать ритмические узоры из различных сочетаний основных элементов дымковского узора; учить расписывать силуэты дымковских игрушек. | 3. Занятие по лепке из глины «Дымковский поросенок» 4. Занятие по рисованию «Объединение основных элементов дымковской росписи» | Учить детей лепить из глины поросенка скульптурным способом из основной формы- яйца; основной прием- вдавливание. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой: закрепить знания о дымковском промысле, закрепить названия основных элементов росписи, показать, что неповторимость дымковского узора при минимуме основных элементов достигается за счет их комбинирования, а также за счет разного цветового решения. Развивать самостоятельность замысла посредством использования большого количества вариативных образцов и установки на неповторимость каждого детского рисунка за счет перечисленных выше средств. Продолжать работу над техникой рисования. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета, интерес к творчеству русского народа. | Внесение в уголок изо глины и сопутствующих материалов- подкладных досок, тазиков для воды, тряпочек. Поместить в уголок изо пособие «Объединение основных элементов дымковской росписи». Внести в уголок и познакомить детей с новой дидактической игрой – «Собери дымковский узор». Игра представляет собой набор из цветных дымковских элементов, вырезанных из двойного цветного картона , и белых листов- основ, на которых выкладываются элементы или узор. Задание детям- придумать разные способы объединения элементов дымковской росписи.(вечером после занятия «Объединение основных элементов…» | Деятельность в групповой лаборатории- знакомство со свойствами песка и глины. Беседа по искусству «Веселый волшебник Юрий Васнецов» Познакомить с творчеством детского художника-графика, рассказать об особенностях применения выразительных средств изобразительной деятельности художником(цвет, форма, линия, композиционное построение), особое внимание обратить на авторскую особенность- использование дымковских элементов в художественных работах, рассказать, что связано это с тем, что художник родился и вырос недалеко от села Дымково и с детства близко общался с дымковской игрушкой. |
Блочно- тематический план МДОУ «Детский сад № 90»
Возраст детей: 4-5 лет автор: С.Б. Богданова
Тема: «Дымковская игрушка» стр.3.
Наименование блока, цикла: | Содержание блока, цикла: | Формы организации работы с детьми: | Содержание: | Организация предметной среды: | Связь с другими занятиями: | Результат освоения блока, цикла. |
Ознакомление с дымковским промыслом | Воспитывать интерес к дымковскому промыслу, уважение к труду народных умельцев, желание создавать подобную игрушку своими руками. | 5.Занятие по лепке «Дымковская уточка» 6. Занятие по рисованию «Ритмичный узор на полосе» | Учить детей лепить из глины уточку скульптурным способом. Закреплять знания детей о дымковском промысле, основных элементах узора и их сочетаний. Учить детей составлять ритмичный узор на полосе из двух элементов росписи. Развивать самостоятельность замысла: используя вариативность образцов учить детей составлять свой неповторимый узор при помощи разных цветовых сочетаний одних и тех же элементов или всевозможных сочетаний основных элементов узора. Работать над постановкой руки, рисовать концом кисти, правильно промывать кисть. Воспитывать у детей уважение к творчеству русского народа. | Поместить в уголок изо образцы дымковских птиц (кроме индюка) Предварительная работа перед занятием №6: Задание для слабых детей «Собери ритмичный узор из двух элементов на полосе»- непоср-но перед занятием по рисов-ю с тем же названием. - Поместить в уголок варианты узора на полосе; -оформить и поместить в уголок альбом «Новые ритмичные узоры, созданные детьми группы» Дидактическая игра «Подбери музыку к узору на полосе» - закрепление знаний, полученных на занятии. Оборудование- металлофон и детские работы. | Представление дымковского театра «Двор у бабушки Матрены» Представляет собой фольклорную «сборку» из русских народных потешек и песенок, связанных с образами домашних птиц и животных. Оборудование: расписной задник для настольного театра- дымковский домик с забором в окружении деревьев и кустов, расписанных дымковскими «пряниками», дымковская барышня- няня, дымковские игрушки- лошадка, баран, козлик, уточка, курочка, поросенок, корова. |
Блочно- тематический план МДОУ «Детский сад № 90»
Возраст детей: 4-5 лет автор: С.Б. Богданова
Тема: «Дымковская игрушка» стр.4.
Наименование блока, цикла: | Содержание блока, цикла: | Формы организации работы с детьми: | Содержание: | Организация предметной среды: | Связь с другими занятиями: | Результат освоения блока, цикла. |
Ознакомление с дымковским промыслом | 7. Занятие по лепке «Конь-огонь» 8.Занятие по аппликации «Салфетка с дымковским узором» 9. занятие по рисованию «Тарелочки для зайчат» | Учить детей лепить коня из глины комбинированным способом; особое внимание обратить на прием примазывания и выравнивания поверхности влажным пальчиком. Продолжать знакомить детей с дымковским промыслом. Учить строить композицию на квадрате, по – разному выстраивая узор- украшение углов квадрата, украшение сторон квадрата, выделение середины, узор по диагоналям, смещенный композиционный центр; при создании узора использовать прием дорисовки более мелких элементов-пальчиком и фломастерами. Учить располагать элементы дымковской росписи на круглой форме, выделяя центр и края. Совершенствовать умение объединять элементы дымковской росписи, творчески подходить к процессу рисования. Продолжать учить рисовать концом кисти, обследовать натуру. Воспитывать самостоятельность в выборе цвета и композиции. Учить выполнять работу, соотнося свои действия с действиями других детей. | Дидактическая игра «Собери дымковский узор» задания детям: -собери узор на полосе -придумай нарядный пряник из нескольких элементов -укрась дымковским узором квадрат. Примечание- можно использовать как основу для игротеки. Знакомство с новой дидактической игрой «Дымковские парные картинки» | Раздел «Ознакомление с искусством» Дидактическая игра « Найди на выставке рисунки Ю.Васнецова» Закрепление знаний о творчестве художника (смотри книгу Курочкиной Н.А, «Детям о книжной графике»стр.54) |
Блочно- тематический план МДОУ «Детский сад № 90»
Возраст детей: 4-5 лет автор: С.Б. Богданова
Тема: «Дымковская игрушка» стр.5.
Наименование блока, цикла: | Содержание блока, цикла: | Формы организации работы с детьми: | Содержание: | Организация предметной среды: | Связь с другими занятиями: | Результат освоения блока, цикла. |
Ознакомление с дымковским промыслом | 10. КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ «Изготовление дымковского фриза для украшения зала к фольклорному празднику «Свистопляска» 11. Занятие по рисованию «Украсим косынку для мамы и бабушки» 12. Фольклорный праздник-ярмарка «Свистопляска» | Вид коллективного занятия- объединение индивидуальных работ в общую композицию. Учить располагать элементы дымковской росписи на треугольной форме, выделяя центр, стороны или углы косынки. Продолжать работать над творческим осмыслением материала: находить новые сочетания цветов и элементов, стараться сделать свою работу непохожей на другие. Воспитывать у детей уважение к творческому труду народных умельцев, подводить к украшению предметов быта знакомым народным орнаментом. Закрепить представление о промысле дымковской игрушки. | Знакомство с новой дидактической игрой –«Дымковское домино» При изготовлении использовать принцип классического домино, заменив пустые клетки и точки на дымковские элементы. Знакомство с дидактической игрой «Дымковское лото» Дидактическая игра «Собери дымковский узор» Учить собирать узоры в клетке из прямых и волнистых линий – «придумай ткань на платье дымковской барышне» | Групповой досуг «Дымковские посиделки» Народный музыкальный фольклор, малые фольклорные формы с элементами театрализованной деятельности, мастерская художников- роспись вылепленных на занятиях по лепке фигурок. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
Приглашение на открытые занятия по знакомству с дымковской игрушкой
Привлечение к оформлению развивающей среды- поделке дидактических игр, лепке игрушек, изготовлению пособий
Приглашение на итоговый праздник- ярмарку «Свистопляска».
ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ:
Через дидактические игры, перечисленные в плане- блоке
Анкетирование (см. приложение)
Через анализ детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность
Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...
«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)
Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...
Знакомство детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Изучение ПДД в дошкольном возрасте, формы и методы работы....
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
СТАТЬЯ «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКОЙ КАК ВАЖНЫМ УСЛОВИЕМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ»
В статье представлен опыт работы по приобщению детей к декоративно-прикладному творчеству, через знакомство с особенностями и своеобразием дымковской игрушки....