Проект ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (подготовительная группа)

Баканова Валентина Александровна

Цель проекта

Разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.proekt_triz_dlya_pedagogov.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                   

                                                                Авторы: Серго Галина Анатольевна,

 Баканова Валентина Александровна,

воспитатели первой квалификационной категории.

п. Игрим.

2015г.

Проблема, на решение которой направлен проект

Расположенность к творчеству - высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

На протяжении длительного периода воспитания в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Среди инновационных технологий обучения детей творчеству ведущее место, на наш взгляд, занимает технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

В основе используемых в ТРИЗ – педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением.

Общими чертами названных технологий являются:

  • сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
  • деятельностный подход в воспитании
  • направленность на формирование теоретических обобщений;
  • использование в обучении проблемных задач.

В то же время между названными технологиями существуют отличия, которые для наглядности представлены таблицей:

Система развивающего обучения

Обучение ТРИЗ

  • акцент делается на развитии теоретического мышления
  • акцент делается на развитии творческого, нестандартного мышления
  • отсутствуют методики получения творческого продукта;
  • разработаны методики получения творческого продукта
  • нет способов (алгоритмов) поиска решения проблем (используется метод проб и ошибок под управлением воспитателя);
  • существуют алгоритмы решения задачи, учащиеся способны самостоятельно выйти на решение проблемной задачи;
  • нет критериев оценки предложенного решения воспитатель является «носителем» правильного ответа;
  • существуют объективные критерии оценки правильности решения
  • разработано на теоретическом уровне, существуют учебные программы, учебники, методическое обеспечение
  • разработано на уровне отдельных методик получения творческого продукта, авторских программ, алгоритмов выполнения творческих заданий

Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике (ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.)

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

  • Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает  воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
  • Систематическое изучение  тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ученики, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении предметов.
  • ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
  • Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
  • В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает учащимся прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
  • ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач воспитателя, так как решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую, спортивную), становится увереннее, усиливается мотивационный аспект.
  • Для детей среднего и старшего дошкольного возраста  характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ помогают научить детей демонстрировать свои знания.

Анализ ценности ТРИЗ – педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по внедрению ТРИЗ – технологий в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Сфера использования, объект проекта – образовательное пространство дошкольного учреждения

 Круг пользователей – педагоги дошкольных учреждений.

Цель проекта

Разработка и апробация механизмов внедрения ТРИЗ – педагогики  при организации образовательного процесса в средней, старшей подготовительной группах дошкольного учреждения

Задачи проекта

- Сформировать рабочие группы педагогов по использованию ТРИЗ в традиционных занятиях по различным образовательным предметам.

- Модернизировать формы воспитательных занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии и возрастными психолого-педагогическими особенностями дошкольников.

- Создать службу мониторинга результатов эксперимента по внедрению ТРИЗ-технологии.

- Внедрить компетентностный подход в учебно-воспитательный процесс для формирования успешной личности дошкольников и повышения профессионализма педагогов.

- Развивать у дошкольников навыки сильного мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ.

- Развивать поисковую активность воспитанников, обучать решению нестандартных творческих задач: изобретательских, исследовательских и т.д.;

- Учить коллективной познавательной деятельности, ведению проблемного диалога,       терпимости и в то же время сомнению при соприкосновении с необычной, отличающейся точкой зрения;

- Воспитывать у дошкольников позитивное и конструктивное отношение к окружающей действительности.

Гипотеза:

При внедрении в образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ будут созданы условия для достижения творческого уровня развития личности, построения воспитателем индивидуальной образовательной траектории воспитанников на основе выявления и развития их творческих способностей и индивидуализации (поисковая, изобретательская деятельность, учебно-исследовательская деятельность).

Обоснование актуальности разработки

Идеями ТРИЗ – педагогики заинтересовались многие педагоги, так как в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Вместе с тем ТРИЗ технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения.

Новизна разработки

Данный инновационный проект основывается на материалах пособий С.Гин, которые представляют собой практический материал по системному использованию ТРИЗ технологии в детском саду, апробированный в дошкольных учреждениях.

Занятия рекомендуется проводить в течение двух лет с детьми 5-7 лет.  В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков», «Ресурсы», «Сочинение загадок» (по методике А. А. Нестеренко).

С детьми 4-5-летнего возраста и с учетом их психофизиологических особенностей занятия необходимо (желательно) проводить в форме свободного общения, в виде диалогов, в которых воспитатель играл бы направляющую и организующую роль. Продолжительность занятия 15-20 мин.

В программе второго года обучения кроме занятий предлагается серия познавательных упражнений, которые воспитатели могут использовать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное занятие включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего занятия 25-30 мин.

Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской), обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук).

В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастают познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной, знания по ТРИЗ начинают «работать» на других занятиях и в повседневном общении.

Конкретные ожидаемые результаты проекта

Вопросы

Ответы

Какими способами,

формами, документами

будет подтверждено

1. Как выполнение проекта повлияет на

реальную ситуацию

воспитательного

процесса?

Возникнет возможность более эффективного использования дифференциации и индивидуализации воспитания, которое позволит

за счёт изменений в структуре,

содержании и организации ВП

наиболее полно учитывать интересы, способности дошкольников,

создавать условия  для достижения творческого уровня развития личности учащегося

Разработка содержания обучения с применением

ТРИЗ - педагогики педагогами ДОУ

Выбор индивидуальной темы поисково-исследовательской - экспериментальной работы педагогами.

2.Соответствие результатов задачам

проекта

Формирование рабочих групп по

разработке внедрения ТРИЗ в образовательный процесс.

Нормативное обоснование введения ТРИЗ - педагогики

в дошкольное учреждения.

Создание службы психолого-педагогического  мониторинга и мотивации дошкольников к введению ТРИЗ – педагогики

Список состава рабочих групп, план-график работы каждой группы,

протоколы заседаний групп.

Разработка и корректировка

локальных актов.

Положение о мониторинге по каждому направлению.

3.Обновление содержания образования

Создание  программ занятий для дошкольников, дополнительных образовательных услуг по ТРИЗ -  педагогике

Компьютерное обеспечение эксперимента, подготовка дидактического и раздаточного материала, банка задач по различным учебным дисциплинам с использованием ТРИЗ

Содержание воспитания в группах дошкольного учреждения

Научно-методическое

обеспечение.

Экспертиза программ.

4. Развитие системы

повышения

квалификации кадров, педагогического

творчества

Организация повышения квалификации кадров в связи с внедрением  ТРИЗ - педагогики

Организация деятельности педагогов по обновлению содержания образования

План-график курсовой подготовки

Рекомендации по разработке программ


Содержание проекта

 I этап: март – август 2015 года – аналитический.

На данном этапе предполагается изучить практику внедрения ТРИЗ – технологий в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в г. Гомеле, г. Перми.

Предполагается также показать родителям ценность ТРИЗ – технологии для воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Данную работу планируется проводить через организацию открытых занятий с разными группами детей: по возрастам и по уровню подготовленности к изучению ТРИЗ и РТВ; через презентацию проекта, а также через тренинги для родительской общественности и педагогического состава.  

Выявление группы воспитателей, проявивших интерес к данным методикам, позволит сформировать творческую группу, которая пройдет дистанционное обучение.

Актив родителей также организует творческую группу,  которая в дальнейшем будет оказывать помощь в организации воспитательной деятельности и исследовательской работе.

                                II этап: сентябрь 2015 – декабрь 2015 года – подготовительный этап проекта.

На данном этапе будет создана методическая база, необходимая для реализации проекта. В эту базу должны войти:

  • программы;
  • разработки воспитателей по использованию ТРИЗ и РТВ в процессе занятий (конспекты, презентации, раздаточный материал);

В этот же период будет разработана система диагностики уровня усвоения материала по двум направлениям:

  1. определение качества усвоения курсов ТРИЗ и РТВ;
  2. определение качества усвоения учебного материала по разным предметам, преподавание которых ведется с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ.

                               III этап: январь 2016 – декабрь 2016 года – внедренческий этап проекта.

На данном этапе будут созданы продукты творческой деятельности дошкольников (проектные работы, исследовательские работы, презентации, работы по изо и труду, выполненные с использованием приемов РТВ).

Будет создан сайт для демонстрации творческих продуктов воспитателей и воспитанников, а также изданы публикации о промежуточных достижениях по работе проекта.

                                 IV этап: январь 2017 – май 2017 года – анализ проделанной работы, мониторинг, подведение итогов.

Данный этап предполагает подведение итогов:

Изучение мнения родителей, демонстрация полученных умений и навыков по использованию приемов РТВ (открытые занятия, Фестиваль фантазеров, результативность участия в конкурсах, организованных Всероссийской и Международной ассоциацией ТРИЗ), демонстрация полученных знаний через проектные работы.

Также будет осуществлен самоанализ собственной педагогической деятельности, рефлексия.

План – график

Сроки

Мероприятия

Результат

Март – май 2015

Проведение диагностики воспитанников на входе

Справка по итогам диагностики, диаграммы сформированности ключевых компетентностей

Май 2015

Создание творческой группы педагогов, реализующих инновационный проект

Протоколы заседаний творческой группы

Май-сентябрь 2015 года

Дистанционное обучение педагогов

Сертификаты о прохождении обучения

Май – сентябрь 2015

Подача заявки на включение воспитателей, работающих в проектном режиме, в члены РА ТРИЗ

Протокол собрания членов РА ТРИЗ

Июль – август 2015

Разработка (корректировка) программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп

Программы, готовые к рецензированию

Июнь-август 2015

Изучение потребностей воспитанников и запросов семьи

Создание индивидуальных образовательных маршрутов

Август – сентябрь

2015

Родительские собрания «Внедрение  образовательное пространство дошкольного учреждения методов и приемов ТРИЗ как средства формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Протоколы родительских собраний

Август 2015

Тренинги для родительской общественности и педагогического состава «Изобретать – это так просто!»

Создание творческой группы родителей

Сентябрь – декабрь 2015

Создание древа компетентностей, инструментария оценки ключевых компетентностей дошкольников

Протокол заседания творческой группы родителей, педагогов

Сентябрь-ноябрь 2015

Рецензирование программ курсов по ТРИЗ и РТВ для разных возрастных групп в Российской ассоциации ТРИЗ

Программы, готовые к реализации

Сентябрь 2015

Подготовка презентации проекта

Презентация проекта для педагогов ДОУ

Январь 2016-январь 2017

Смотр знаний воспитанников (2 раза в год по полугодиям)

Публикация результатов в печатных изданиях, демонстрация творческих продуктов на сайте.

Март 2016

Открытые занятия по ТРИЗ и РТВ для родителей

Сценарий, протокол

Апрель 2015

Мастер-класс на разных возрастных группах дошкольников

Публикация материалов

Сентябрь  2015,

2016, 2017

Диагностические занятия в ТРИЗовских группах, 2 раза в год

Фиксирование результатов, составление сравнительного анализа с предыдущими показателями

Январь 2016– декабрь 2017 года

Фестивали творческих работ по каждой возрастной группе.

Демонстрация работ на сайте, рекомендации для участия лучших работ в конкурсах разного уровня.

Апрель 2016 – май 2017

Консультации по подготовке к конкурсам по ТРИЗ разного уровня (Всероссийских, предлагаемых Российской ассоциацией ТРИЗ, Международных)

Участие в конкурсах по ТРИЗ дошкольников и педагогов

Апрель – май 2016

Круглый стол для родителей

Выявление отношения к данному проекту.

Январь 2016 – май 2017

Тренинги по темам курса для воспитанников

Проектные и исследовательские работы с использованием инструментария ТРИЗ и РТВ

Январь 2016– май 2017

Создание методических разработок по ТРИЗ и РТВ

Издание сборника материалов

Февраль 2017

Семинар для педагогов ДОУ района

 «ТРИЗ в дошкольном учреждении»

Знакомство педагогов с методами и приемами ТРИЗ-технологий, возможность их использования в образовательном пространстве детского сада

Январь  – май 2017

Разработка информационного материала, презентаций по итогам проекта

УМК, сайт «Мир другими глазами» (рабочее название)

Продолжительность реализации (внедрения) разработки –

с марта 2015 по май 2017 года.

Дополнительные возможности реализованной разработки

Данная инновационная разработка может быть реализована как сквозной проект ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА, так как методы и приемы ТРИЗ – технологии способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, проектной компетентности воспитанников, что особенно актуально в условиях внедрения  федерального государственного стандарта.

Перспективы  дальнейшего     развития     разработки,     возможности распространения опыта

  1. Изменения в организации воспитательного процесса (проблемное воспитание)
  2. Внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ – технологий интегрировать темы занятий
  3. Просвещение родительской общественности.
  4. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей учащихся: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
  5. Организация сквозного курса, охватывающего две группы в дошкольном учреждении
  6. Создание программ специализированных курсов, методических разработок, наглядных материалов, в том числе и электронных.
  7. Издание сборника материалов по работе проекта.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И тут появился изобретатель/ Альтов Г. – Москва.- 1989
  2. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Альтшуллер Г. С, Верткий И. М. — Минск: Беларусь.- 1994
  3. Детство творческой личности: Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель/ Березина В. Г., Викентьев И. Л., Модестов С. Ю. — Санкт-Петербург.- 1995
  4. Бухвалов В. А., Мурашковский Ю. С. Изобретаем черепаху: Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся. — Рига, 1993.
  5. Викентьев И. Л., Каиков И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. — Новосибирск, 1992.
  6. Вопросы психологии. —1975. — № 5. — С.166
  7. Гин А. «Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность»
  8. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. — Минск: ИВЦ Минфина, 2007. — 112с.
  9. Гин С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2—3 классов. — Гомель.- 1995
  10. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ Дыбина О.В.- Тольятти.-ТГУ.-2009.-114 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, та­кова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптирован...

Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»

Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутнико...

Региональном семинар «Эффективные практики по формированию ключевых компетентностей дошкольников в преемственной образовательной среде «Детский сад - начальная школа» Квест-игра «Радуга здоровья»

Квест игра «Радуга здоровья» Цель: формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.Задачи:Обучающие: -закрепить знания дете...