«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

ФАДЕЕВА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.     Педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.    А поможет нам в этом одна из технолгий - ТРИЗ, которая связана с организацией собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

Формирование творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением, как и перед другими,  встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc200.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Дружба Дятьковского района

 

«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника»

(Из опыта работы)

Воспитатель – Фадеева Марина Владимировна,

1 кв. категория.

     

                       

 1. Актуальность.                                                                

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.     Педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира.                                                                                          В российском образовательном процессе есть педагогическая система,  называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).  Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских  задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.  Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в ФГОС ДО портрету дошкольника – выпускника. Актуальность  опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением, как и перед другими,  встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.                

   В результате диагностик выявили проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других.                                                                     В процессе  анкетирования педагогов  установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития  творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и  воображения у детей дошкольного возраста, и недостаточными  возможностями образовательного процесса в  детском саду.  Мы попытались разрешить  данное противоречие и обратились к  созданию системы работы по развитию  творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования   методов  и приёмов ТРИЗ и РТВ.                                                                             

2. Цели и задачи

Цель создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ), адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей.                      

Задачи:         

 -изучить теоретическую, психолого -  педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей;                                                 - раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей;                                                                                                                                            -разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей;                                                                              - определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.                                                                   - определить рекомендации педагогам и родителям.                                         

3.Основное содержание  опыта.

Для реализации намеченной цели  спланировала  свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с педагогами - помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

2. Работа с детьми. Она включает  в себя использование   методов  и приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала и речи.

3.  Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

 Методы реализации опыта

Название метода

Содержание

Ожидаемый результат

Проблемно-поисковый

- ставит проблемы                         - предлагает инструменты  для их решения                   

Успешно решают проблемные задачи

Поисково-экспериментальный

Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта

видят и выделяют проблему эксперимента              - принимают и ставят перед собой цель                   - отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности                              - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире

Игровой

- учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений   – учат разрешать противоречия

-выявляют противоречивые свойства предметов, явлений                                       – умеют разрешать противоречия

Практический

-создание моделей  и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

-создают модели  и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта                 –преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения

 

На первоначальном и последующих этапах реализации программы провели  диагностики уровня  развития речи, творческого мышления, воображения и диапазона потребностей всех участников проекта.

Одним из условий развития творческого  воображения у  детей выступает личность самого педагога.   Поэтому мной были разработаны темы консультаций для воспитателей: «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной  творческой деятельности детей в дошкольном учреждении» , «Развитие воображения у детей» ТРИЗ, «Его инструментарий в применении к занятиям в детском саду. РТВ, как средство активизации мышления», «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников».

        Консултации проводились, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);

 Педагоги познакомились  с  методами и приёмами ТРИЗ и РТВ в разных возрастных группах.

На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ. С этой целью  в детском саду были организованы   семинары-практикумы «Методы активизации творческого  мышления и воображения», «Сказки по-новому», в ходе которых  педагоги изучили основные методы ТРИЗ.

В результате проделанной методической работы по проблеме использования в  работе  методов и приёмов ТРИЗ и РТВ, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности.          

                        Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались  наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.  А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории,  придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала  проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей.

                  Виды деятельности при реализации  данного опыта:

Виды деятельности

реализация

ребенок

взрослый

Игровая                       появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат

«Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения»                        игры из книги С.И. Грин «Занятия по ТРИЗ в детском саду»

Козырева Н.А. «Теремок сказок» развивающие игры для семьи

Изобразительная   ребенок с помощью работы, фантазии вливается в мир взрослых, познает его и принимает в нем участие.

«Сарафан надела осень», «Разноцветная сказка», «Колючая сказка»            ст. возраст:  «В саду у доброй и злой волшебницы», «Фантастический город», «Вьюжная сказка», «Волшебное превращение»

«Древо желаний», «Скатерть- самобранка», «Как оживает пластилиновая палочка», «О чем говорят занавески в доме»          «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская

 Проектная   активизирует самостоятельную деятельность ребенка; Обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

«Поможем растению», «Путешествие в прошлое. Динозавры», «Мои правила сохранения жизни», «Мы - защитники», «Учимся вышивать», «С тренажером подружись - сил, здоровья наберись!, «В мире добра», «Книга сказок в подарок детскому саду»

Во всех проектах принимали участие родители

Исследовательская          дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений

Творческие задачи  (Приложение)                                « Шаг в неизвестность» Т.В. Владимирова «Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад -начальная школа» Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина

Творческие задачи (Приложение)        «Секреты природы – это так интересно!» Л.В. Ковинько

Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержки и оценки

Во всех видах деятельности Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты»

Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты»                             Во всех видах деятельности

Методы развития воображения и творческого мышления,

которые использовала с детьми:                        

  1. Метод «Мозговой штурм».(автор -  морской офицер Алекс Осборн)  Предлагаем  детям проблемы, которые имеют множество решений. Поощряем детей за высказывание всех мыслей и идей, воздерживаемся от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.                      
  2. Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для работы с детьми пятого года брала сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем стала использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста использую 4круга с 8 секторами на каждом. В работе используем  разный принцип заполнения колец
  3. Для определения уровня развития воображения и творческого мышления  проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).    
  4. Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»).Суть метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслительные варианты изменения. Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)
  5. Ступенчатый Эвроритм. Детям предлагаем  рассматривать предметы, хорошо знакомые по внешнему виду и своим функциям. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а рассуждения во время анализа ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.
  6. Творческие задачи.                                                                           Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ- литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач , которые использовала в своей работе.

                Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.

Методы для развития речи детей, которые я использую в работе.

 Составление загадок.  При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца».                        

Пособие «Загадки от солнца» Этим пособием  стала пользоваться со средней группы. Мы с детьми обговорили обозначения каждого предмета изображённого на рисунке: пирамидка обозначает цвет, мяч – форма, вертолёт – действие, грибки – размер, арбуз на дольки – части, вопрос – вкус, запах, состояние.

Модели составления загадок

 «Наши загадки» 

Похоже отличает

«да -

Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:

Кто?

Какой или что делает?

Чем все закончилось?

Ответ на вопрос дается местоимением

Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия

Ответ на вопрос дается в общем виде

Пособие «Гусеничка»

Цель: формирует  умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Модели составления сказок

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на  открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось?                                                                                        Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.  

 «Волшебная дорожка».В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.  При построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа.                                                                                              Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.Часто, придумав с детьми какой-либо предмет, мы прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что будет дальше. А дети часто хотят об этом поговорить, вот здесь и пригодится метод снежного кома. Игра «Фантастичесие гипотезы»: предлагаем детям поразмыслить, что было бы, если… дальше называется любой предмет и действие. Например: что было бы, если б внезапно исчезло солнце или к нам пришёл слон?                

    Игра способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»

Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...

проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...

Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;Проблема, на решение которой направлен проект:Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей р...

ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»

Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....

«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)

Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...