«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника» (Из опыта работы)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. А поможет нам в этом одна из технолгий - ТРИЗ, которая связана с организацией собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
Формирование творческой активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением, как и перед другими, встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» п. Дружба Дятьковского района
«Методы и приемы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника»
(Из опыта работы)
Воспитатель – Фадеева Марина Владимировна,
1 кв. категория.
1. Актуальность.
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни. Педагоги должны учить своих подопечных выживать в этом мире, о котором сами педагоги не имеют ясного представления. Отсюда вытекает достаточно четкий вывод о стратегии преподавания: необходимо формировать у детей исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области; обучать работе с информацией; адаптировать к динамичной картине мира. В российском образовательном процессе есть педагогическая система, называемая ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач). Создание в 1946г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться. Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в ФГОС ДО портрету дошкольника – выпускника. Актуальность опыта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте. Гин С.И. писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». В связи с этим перед нашим дошкольным учреждением, как и перед другими, встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
В результате диагностик выявили проблемы: у детей бедный словарь, не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно – следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей. Также у воспитателей отсутствует знание проблемных методов. Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста, и недостаточными возможностями образовательного процесса в детском саду. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
2. Цели и задачи
Цель – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления (ОТСМ), адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ), обеспечивающих оптимальное развитие мышления, воображения и речи детей.
Задачи:
-изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей; - раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей; -разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; - определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ. - определить рекомендации педагогам и родителям.
3.Основное содержание опыта.
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Работа с педагогами - помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.
2. Работа с детьми. Она включает в себя использование методов и приёмов ТРИЗ и РТВ для развития творческого потенциала и речи.
3. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
Методы реализации опыта
Название метода | Содержание | Ожидаемый результат |
Проблемно-поисковый | - ставит проблемы - предлагает инструменты для их решения | Успешно решают проблемные задачи |
Поисково-экспериментальный | Развивает познавательный интерес потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта | видят и выделяют проблему эксперимента - принимают и ставят перед собой цель - отбирают средства и материалы для самостоятельной деятельности - развиваются личностные свойства: настойчивость, решительность, обогащаются знаниями о мире |
Игровой | - учит выявлять противоречивые свойства предметов, явлений – учат разрешать противоречия | -выявляют противоречивые свойства предметов, явлений – умеют разрешать противоречия |
Практический | -создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта – преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения | -создают модели и их используют в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта –преобразовывают жизненную ситуацию, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения |
На первоначальном и последующих этапах реализации программы провели диагностики уровня развития речи, творческого мышления, воображения и диапазона потребностей всех участников проекта.
Одним из условий развития творческого воображения у детей выступает личность самого педагога. Поэтому мной были разработаны темы консультаций для воспитателей: «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной творческой деятельности детей в дошкольном учреждении» , «Развитие воображения у детей» ТРИЗ, «Его инструментарий в применении к занятиям в детском саду. РТВ, как средство активизации мышления», «Использование игровых проблемно- практических ситуаций в обучении дошкольников».
Консултации проводились, как в традиционной форме проведения, так в сочетании с различными формами и методами работы (дискуссия, деловая игра, тренинг);
Педагоги познакомились с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ в разных возрастных группах.
На следующем этапе работы стояла задача познакомить воспитателей с методами и приёмами ТРИЗ и РТВ. С этой целью в детском саду были организованы семинары-практикумы «Методы активизации творческого мышления и воображения», «Сказки по-новому», в ходе которых педагоги изучили основные методы ТРИЗ.
В результате проделанной методической работы по проблеме использования в работе методов и приёмов ТРИЗ и РТВ, воспитатели получили конкретные теоретические знания и закрепили их в практической деятельности.
Родителям рекомендовала завести специальную папку, куда помещались наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создали альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собрали интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместили в книге «Мы - фантазёры». Такая работа способствовала проявлению творческой активности родителей, интереса к творчеству собственных детей.
Виды деятельности при реализации данного опыта:
Виды деятельности | реализация | |
ребенок | взрослый | |
Игровая появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат | «Дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения» игры из книги С.И. Грин «Занятия по ТРИЗ в детском саду» | Козырева Н.А. «Теремок сказок» развивающие игры для семьи |
Изобразительная ребенок с помощью работы, фантазии вливается в мир взрослых, познает его и принимает в нем участие. | «Сарафан надела осень», «Разноцветная сказка», «Колючая сказка» ст. возраст: «В саду у доброй и злой волшебницы», «Фантастический город», «Вьюжная сказка», «Волшебное превращение» | «Древо желаний», «Скатерть- самобранка», «Как оживает пластилиновая палочка», «О чем говорят занавески в доме» «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников» Н.В. Корчаловская |
Проектная активизирует самостоятельную деятельность ребенка; Обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности. | «Поможем растению», «Путешествие в прошлое. Динозавры», «Мои правила сохранения жизни», «Мы - защитники», «Учимся вышивать», «С тренажером подружись - сил, здоровья наберись!, «В мире добра», «Книга сказок в подарок детскому саду» | Во всех проектах принимали участие родители |
Исследовательская дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений | Творческие задачи (Приложение) « Шаг в неизвестность» Т.В. Владимирова «Преемственность в естественнонаучном образовании детей в системе «детский сад -начальная школа» Т.В. Владимирова, Л.А. Хамидуллина | Творческие задачи (Приложение) «Секреты природы – это так интересно!» Л.В. Ковинько |
Коммуникативная объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержки и оценки | Во всех видах деятельности Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты» | Праздник «Каменный праздник», КВН, «Мы – эрудиты» Во всех видах деятельности |
Методы развития воображения и творческого мышления,
которые использовала с детьми:
- Метод «Мозговой штурм».(автор - морской офицер Алекс Осборн) Предлагаем детям проблемы, которые имеют множество решений. Поощряем детей за высказывание всех мыслей и идей, воздерживаемся от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.
- Круги Луллия. (автор – Раймонд Луллий). Для работы с детьми пятого года брала сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем стала использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста использую 4круга с 8 секторами на каждом. В работе используем разный принцип заполнения колец
- Для определения уровня развития воображения и творческого мышления проводим тренинги. Тренинги проводим в виде игровых упражнений (индивидуально и с подгруппой).
- Морфологический анализ. При сочинении сказок по таблице используем алгоритм по методу В.Я. Проппа («Морфология сказки»).Суть метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все мыслительные варианты изменения. Создание фантастического образа осуществляем в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и т.д.)
- Ступенчатый Эвроритм. Детям предлагаем рассматривать предметы, хорошо знакомые по внешнему виду и своим функциям. Главное при работе по этажному конструированию не результат, который при обсуждении получится, хотя он тоже важен, а рассуждения во время анализа ситуации, планирование и обсуждение будущих действий.
- Творческие задачи. Активно используем алгоритм решения изобретательских задач, адаптированный к работе с дошкольниками Т.А. Сидорчук. При решении изобретательских задач основное место занимает работа с противоречиями. Барьером к активному использованию в работе творческих задач является недостаточное количество примеров в ТРИЗ- литературе, исходя из этого разработала несколько творческих задач , которые использовала в своей работе.
Одной из важнейших задач обучения дошкольников является формирование речи.
Методы для развития речи детей, которые я использую в работе.
Составление загадок. При составлении загадок использую наглядные модели: таблицы, дидактическое пособие «Загадки от солнца».
Пособие «Загадки от солнца» Этим пособием стала пользоваться со средней группы. Мы с детьми обговорили обозначения каждого предмета изображённого на рисунке: пирамидка обозначает цвет, мяч – форма, вертолёт – действие, грибки – размер, арбуз на дольки – части, вопрос – вкус, запах, состояние.
Модели составления загадок
«Наши загадки»
Похоже отличает
«да -
Загадка «да – нетка» по сюжету литературных произведений. В качестве опоры используем схему Т.А. Сидорчук для построения загадки:
Кто? | Какой или что делает? | Чем все закончилось? |
Ответ на вопрос дается местоимением | Ответ на вопрос предусматривает название конкретного признака или действия | Ответ на вопрос дается в общем виде |
Пособие «Гусеничка»
Цель: формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.
Модели составления сказок
Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей: О ком сочиняем сказку? Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Как добрый герой боролся со злом? Чем всё закончилось? Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.
«Волшебная дорожка».В основе сюжета многих сказок- действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. При построении этой модели используется один из вариантов морфологического анализа. Метод снежного кома. Основан на применение системного оператора для синтеза фантастических ситуаций.Часто, придумав с детьми какой-либо предмет, мы прекращаем говорить и обсуждать с детьми то, что будет дальше. А дети часто хотят об этом поговорить, вот здесь и пригодится метод снежного кома. Игра «Фантастичесие гипотезы»: предлагаем детям поразмыслить, что было бы, если… дальше называется любой предмет и действие. Например: что было бы, если б внезапно исчезло солнце или к нам пришёл слон?
Игра способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"
Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...
Проект «Методы и приемы ТРИЗ- как средство развития речи и творчества дошкольника»
Содержание1 Введение2. Актуальность проекта.3 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты.4 Аннотация проекта .5 Этапы реализации проекта программы.6. Этапы реализации проекта7. Ресурсное обеспечени...
проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Для чего детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение...
Проект «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Тип проекта: познавательно-речевой и творческий;Проблема, на решение которой направлен проект:Проблема развития речи - одна из самых острых в современном образовании. Педагоги в своей р...
ПРОЕКТ «Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
Внедрение инновационной педагогической технологии сторителлинг в образовательный процесс ДОУ....
«Сторителлинг – интерактивный метод работы с детьми как средство развития речи и творчества дошкольников»
проект- по новой технологии сторителлинг...
«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)
Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...