Выступление на педсовете ДОУ «Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»
материал

Лукашевич Светлана Анатольевна

«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Степнячок»

«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»

                                                                      Воспитатель: Лукашевич С.А.

«Мы слишком часто даем детям ответы

которые надо выучить, а не ставим пере

ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

  В связи с введением ФГОС ДО, возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, в соответствии, со стандартом дошкольного образования стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

Добиться таких результатов возможно при помощи различных методов, но один из действенных, на наш взгляд, инновационная деятельность – проектирование.

Рассмотрим подробнее некоторые пункты стандарта дошкольного образования, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.

  Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

  • способствует профессиональному развитию педагогических работников;
  • создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

А также  п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Что же такое проект?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Используемая технология «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от одного вида деятельности к другой, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  • Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.п.;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
  • Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.
  • Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и  реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.

 Учитывая возрастные психологические  особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.

      Педагогическое проектирование позволяет  нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

При использовании  педагогического проектирования хочется отметить,  что   повышается  качества работы в образовательном пространстве ДОУ:

● происхотит  обогащение предметно – развивающей среды;

● повышается  активность и творческо-поисковая деятельность педагога;

● сближаются  позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

● пополняется  программно – методическое обеспечение.

      Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого воспитанника.

В заключении хочется сказать, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

Для улучшения воспитательно - образовательного процесса и изменения традиционной формы работы со всеми участниками  образовательного пространства, мы применяем в  в педагогической деятельнос...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....

Выступление на педсовете на тему: «Проектный метод обучения».

Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоя...

Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ

      Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникатив...

"Использование проектного метода в образовательной деятельности"

Этапы проведения педагогического проекта....