Выступление на педсовете ДОУ «Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»
материал
«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ» | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5 «Степнячок»
«Использование проектного метода в образовательном пространстве ДОУ»
Воспитатель: Лукашевич С.А.
«Мы слишком часто даем детям ответы
которые надо выучить, а не ставим пере
ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
В связи с введением ФГОС ДО, возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, в соответствии, со стандартом дошкольного образования стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
Добиться таких результатов возможно при помощи различных методов, но один из действенных, на наш взгляд, инновационная деятельность – проектирование.
Рассмотрим подробнее некоторые пункты стандарта дошкольного образования, которые можно реализовать посредством проектной деятельности.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- способствует профессиональному развитию педагогических работников;
- создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
А также п. 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Что же такое проект?
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.
Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Используемая технология «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от одного вида деятельности к другой, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
- Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.п.;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы;
- Творческие (оформление результата проекта в виде детского праздника, детского дизайна и др.
- Иформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
Учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта.
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Педагогическое проектирование позволяет нам интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Образовательная деятельность становится не только более результативной, но и интересной. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
При использовании педагогического проектирования хочется отметить, что повышается качества работы в образовательном пространстве ДОУ:
● происхотит обогащение предметно – развивающей среды;
● повышается активность и творческо-поисковая деятельность педагога;
● сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;
● пополняется программно – методическое обеспечение.
Проектная деятельность – это коллективная деятельность, в которой участвуют: дети – педагоги – родители. Данная деятельность предполагает совместное, коллективное продумывание, организацию, реализацию плана действия, где сохраняется индивидуальность каждого воспитанника.
В заключении хочется сказать, что умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Для улучшения воспитательно - образовательного процесса и изменения традиционной формы работы со всеми участниками образовательного пространства, мы применяем в в педагогической деятельнос...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Консультации для воспитателей «Организация и внедрение проектного метода в образовательном пространстве детского сада».
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических....
Выступление на педсовете на тему: «Проектный метод обучения».
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоя...
Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникатив...
"Использование проектного метода в образовательной деятельности"
Этапы проведения педагогического проекта....