«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
материал по теме
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Актуальность и перспективность опыта.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Концептуальность и новизна опыта
Новизна опыта заключается в том, что показан путь использования проектной деятельности в условиях конкретного дошкольного учреждения, четко обозначены направления работы, система обучения детей проектной деятельности, обоснованы методы и приемы, влияющие на творческое развитие педагогов, что положительно сказывается на результатах воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая идея опыта состоит в разработке технологии развития проектной деятельности дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социальными партнерами. Одним из путей достижения качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ является проектирование развития детской индивидуальности.
Теоретическая база опыта.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Методологической особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.
Цель: организация в дошкольном учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой инновационной технологии – «метод проектов»
Задачи
1. Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
Технологическая схема опыта.
Проект представляет собой практические рекомендации для разработчиков проектов, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития исследовательских умений у детей и педагогов.
В организации проектной деятельности определили следующие основные направления:
- построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;
- создание единого образовательного пространства;
- постоянное методическое сопровождение творческих проектов;
- создание банка данных;
- обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;
- совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ;
- активное многофункциональное взаимодействие с социальными партнёрами, общественными организациями и учреждениями города;
- вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Теоретическая база опыта.
Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели
Результативность опыта.
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении позволяет сделать следующие выводы:
♦ Метод проектов успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
♦ Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.
♦ Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
♦ Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
♦ Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Использование игровых технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...
"Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста"
laquo;Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Использование манной крупы в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраст...
Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы связана с тем,что приближается Новый год-самый волшебный ,самый удивительный праздник,любимый и взрослыми и детьми.Новый год дарит ожидание чуда,удивительных сюрпризов и по...
«Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста».
Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Чем разнообразн...
Мастер – класс для педагогов « Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов« Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста»...
Использование проектного метода в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
В данной статье автор описывает опыт успешной реализации проекта по театральной деятельности «Маленькие актеры большого театра», который направлен на развитие творческих способностей у дет...