ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
статья по теме
Для улучшения воспитательно - образовательного процесса и изменения традиционной формы работы со всеми участниками образовательного пространства, мы применяем в в педагогической деятельности метод проектов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность в образовательном пространстве | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
М.Ю. СТЕПАНОВА
заместитель заведующего муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида №9» города Кирова
Модернизация образования, начало которой положили Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), Закон РФ « Об образовании», приказы Министерства образования и науки РФ, ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и другие нормативные акты, обеспечила внедрение и реализацию инновационной деятельности в дошкольном образовании.
Проанализировав многолетний опыт работы ДОУ, уровень профессионализма педагогов и их творческий потенциал, их желание самореализовываться, мы пришли к выводу, что можно улучшить воспитательно - образовательный процесс и изменить традиционную форму работы со всеми участниками образовательного пространства, применяя в педагогической деятельности метод проектов.
Этому способствовали следующие мотивы:
- поиск средств максимального развития личности ребенка
- изменение организации ВОП на более деятельностный подход в воспитании и обучении детей
- повышение родительской компетентности через активное вовлечение их в жизнь детей
Метод проектов предусматривает совместную деятельность детей, педагогов и родителей. В ходе проектов реализуется исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая сущность. Детям предоставляется возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач.
Поэтому метод проектов как никогда кстати подходит нам для реализации годовых задач. Теперь годовая задача в рамках образовательной или воспитательной проблемы решается в условиях реализации проекта в течение всего учебного года.
Например, в 2008 -2009 учебном году годовая задача:
«Активизация работы по взаимодействию семьи и детского сада в физкультурно-оздоровительной работе» осуществлялась через проект –
- « Клуб «Здоровая семья».
В 2009 -2010 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи:
- « Развитие личности ребенка путем реализации в образовательном процессе проектов социальной направленности»
- « Привлечение внимания родителей к здоровьесберегающему и здоровьеформирующему физическому воспитанию через организацию семейного клуба»
Решение этих задач прошло через следующие проекты:
- Мой дом, моя улица
- Мы пешеходы
- Мамы всякие нужны, мамы всякие важны
- Профессии
- Хочу быть здоровым
- Неболейка
2010-2011 учебный год:
Задачи:
- « Формирование и развитие игровых навыков детей дошкольного возраста путем реализации проектов игровой направленности»
- «Повышение активности и участие родителей в образовательном процессе через работу семейного клуба « Здоровая семья»
Проекты:
- Театр для малышей
- Обучение основам ОБЖ
- Подвижные игры
- Все работы хороши
- Давайте познакомимся
- Папа, мама , я - спортивная семья
- Расти здоровым, малыш
2011-2012 учебный год:
Задача:
- «Активизация естественного индивидуального личностного роста дошкольника через совместную проектную деятельность педагогов, детей и родителей»
Проекты:
- Животные жарких стран
- Дикие животные
- Домашние животные
2012-2013 учебный год:
Задача:
« Продолжить работу по совместной проектной деятельности в ДОУ реализуя выпуск просветительской газеты для всех участников образовательного процесса»
Проекты:
- Газета для родителей
- Газета для педагогов
- Газета для детей
Работа над проектом осуществляется в течение всего учебного года – с сентября по апрель. В рамках этой деятельности проходят все методические мероприятия: педсовет, консультации, семинары, тематический контроль, открытые просмотры.
Заместитель заведующего по УВР планирует, организует, координирует воспитательно - образовательную работу и взаимодействие всех педагогов и специалистов, оказывает помощь в методическом сопровождении проекта, в работе с родителями.
Воспитатели организуют весь комплекс разработки и реализации проекта в рамках своей компетенции.
Узкие специалисты разрабатывают практические материалы, рекомендации для педагогов и родителей, проводят консультации.
Для проведения проектной деятельности создается творческая группа педагогов, на заседаниях которой :
- Происходит планирование и разработка конкретных проектов
- Обсуждение этапов проекта
- Организуется консультирование родителей
Педагоги творческой группы под руководством заместителя заведующего разрабатывают необходимую документацию для реализации проекта, тематический план мероприятий. Кроме того педагоги дают рекомендации и задания родителям, осуществляют взаимодействие со специалистами.
На педсовете по теме годовой задачи идет защита реализованных проектов. Формы защиты тоже разные – это и мультимедиа презентации, выставка материалов проекта, творческий отчет, открытые показы деятельности детей или совместных мероприятий с участием родителей.
В ходе реализации проектной деятельности мы основываем свою работу на принципах педагогики сотрудничества. Мастерство педагога проявляется в том, что он привлекает к работе в проекте и детей и родителей. Стиль общения педагога с детьми в процессе совместной деятельности – это взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств. Виды совместной деятельности всех участников педагогического процесса различны, зависят от цели конкретного проекта.
В результате анализа проектной деятельности в ДОУ можно отметить положительную динамику развития детей:
- Повысилась активность, любознательность, самостоятельность
- Развились коммуникативные навыки
- Возрос уровень развития творческих способностей
- Появились устойчивые навыки самостоятельности и организаторские способности
- Дети повысили свою самооценку и статус в коллективе
Результатом привлечения к сотрудничеству родителей стало тесное сближение взрослых и детей. Родители смогли увидеть мир ребенка, повысили свой статус, смогли понять и приблизить к себе педагога.
Многие родители дали более объективную оценку собственного ребенка, смогли сделать выводы и предпринять меры по коррекции образования и воспитания.
В ходе осуществления проектов проходит система вертикального и горизонтального контроля. Проводится диагностика уровней развития детей, которая направлена на выявление достижений и результатов развития дошкольников, дает возможность для корректировки индивидуальной работы с ними. В рамках темы годовой задачи проводятся тематический и оперативный контроль.
Т.о. практическая значимость внедрения методов проектов в практику воспитательно - образовательного процесса заключается в том, что выстроенная система способствует конечной цели ДОУ – формированию всесторонне развитой личности дошкольника, подготовленного к школьной жизни.
Перед нами поставлены перспективы на будущее:
- В работе с детьми – реализация принципа личностно –ориентированного подхода в воспитательно – образовательном процессе
- С педагогами:
- Вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность
- Повышение профессионализма педагогов
- Расширение методической базы ДОУ
- Совершенствование условий для личностного творчества педагогов
- С родителями :
- Активное вовлечение в воспитательно – образовательный процесс
- Повышение значимости педагогических знаний родителей
- Гармонизация внутрисемейных отношений
Наработанный нами опыт – это результат активного поиска творческих подходов в воспитании, нестандартных и оригинальных методов обучения педагогов, детей и родителей.
Приложение 1
ГОДОВАЯ ЗАДАЧА :
Развитие личности ребенка путем реализации в образовательном процессе ознакомительно - ориентированных проектов социальной направленности
ПЕДСОВЕТ
« Растим творческую личность»
КОНСУЛЬТАЦИИ для педагогов:
- Метод проектирования
Проектная деятельность. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- Исследовательская проектная деятельность в ДОУ
- Развитие у детей творческих способностей
АНКЕТИРОВАНИЕ для родителей:
« Портрет моего ребенка»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ и ОТКРЫТЫЕ ПРОСМОТРЫ:
- Проект «Мой дом - моя улица»
- Проект « Мы - пешеходы»
- Проект « Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
- Проект « Обучение основам ОБЖ»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ:
- Роль родителей в развитии творческих способностей детей
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Просмотр детской деятельности в рамках проектов
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:
« Создание условий для развития творческих игр дошкольников »
Приложение 2
ГОДОВАЯ ЗАДАЧА:
Формирование и развитие игровых навыков детей дошкольного возраста путем реализации проектов различной игровой направленности
ПЕДСОВЕТ
« Игра - как приоритетное средство развития дошкольника»
КОНСУЛЬТАЦИИ:
- Игровая психокоррекция трудностей общения у дошкольников
- Театрализованная игра как средство эмоционального личностного развития
- Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр
- Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ :
- Проект « Театр»
- Проект « Профессии »
- Проект « Подвижные игры»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Конкурс « Игры детей дома» - презентация семейных фотоальбомов
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
- Просмотр детской деятельности в рамках проектов
- Проведение праздника « Игры на асфальте»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:
«Создание условий для реализации проектов игровой направленности»
Приложение 3
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
« Обогащение игровой деятельности посредством реализации проектов - одно из условий формирования личности ребенка»
Ход педсовета:
- Вступительное слово заведующего ДОУ:
В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно - ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе , определенными умениями и социальными навыками .Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справиться с реальными проблемами.
Часто в самостоятельных детских играх недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребенка способам ее построения. В этом процессе очень эффективными являются проекты по сюжетно - ролевым играм. Они построены на взаимодействии и совместной поисковой и практической деятельности детей и взрослых, включая родителей. Вся деятельность происходит не только в рамках ДОУ , но и выливается на домашнюю и окружающую обстановку, в которой пребывает ребенок.
Накапливая игровые, социальные знания и умения ребенок учится многому за период реализации проекта. Ребенок имеет возможность реализации своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развертывании сюжета построении предметно – игровой среды.
Итак, задачами педсовета являются:
- Проанализировать проекты по игровой деятельности
- Проанализировать игровую деятельность в зависимости от возраста
- Дать рекомендации по повышению эффективности педагогических воздействий на игру
- Аналитическая часть / проводит заместитель заведующего/
Проводится анализ совместной и игровой деятельности детей на данном этапе развития. Информация собиралась в результате наблюдения за играми детей во всех возрастных группах. В ходе наблюдений анализируются:
- Возрастная динамика развития сюжетно - ролевой игры
- Уровень развития основных компонентов игры – игровые действия, роль, ролевое поведение
- Предметно-развивающая игровая среда
- Игровые и творческие умения педагогов
- Анализ этапов развития организованной игры и условий перехода к самостоятельной игре
- Защита проектов по всем возрастным группам
- Рекомендации по повышению эффективности педагогических воздействий на игру:
В играх детей среднего возраста продумывать и использовать приемы и упражнения, которые разворачивают роль и ролевые взаимоотношения между партнерами.
Для старшего возраста:
- Создавать правила во всех видах деятельности
- Придумывать правила для организации коллективных игр
- Насыщать жизнь детей играми с правилами, придумывать необычные правила в подвижных и спортивных играх
Для младшего и среднего возраста насыщать игру разными действиями с предметами , вводить необычные действия, необычные предметы, широко использовать заместители, рассматривать любой предмет в плане игры.
В старшем возрасте продумывать приемы, помогающие детям удерживать игровые действия соответственно взятой на себя роли.
Использовать атрибуты ,знания, ситуации для укрепления роли.
Придумывать приемы , помогающие ребенку войти в игровой образ, развивать роль через социальные взаимоотношения, создавать ситуации сотрудничества и взаимодействия во всех видах деятельности.
Разработать систему тренингов, направленных на развитие творчества педагогов, умений организовывать игровые ситуации, реализовывать игровые проекты.
- Проект решения педсовета
- В целях совершенствования условий для организации игр в группах продумать расстановку и оснащение игрового пространства дошкольников
- Планировать и реализовывать проекты игровой направленности /заместитель заведующего/
- Составить рекомендации для родителей по обогащению игровой деятельности детей дома /ответственные - воспитатели/
- Провести в конце учебного года самоонализ по игровой деятельности во всех группах. Ответственные - заместитель заведующего, воспитатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования
В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....
Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».
Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...
Повышение качества образовательного процесса и уровня развития воспитанников через активное внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОУ
В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС. Таким обра...
Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"
Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...
Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей
Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....