ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
статья по теме

СТЕПАНОВА  Марина Юрьевна

Для улучшения воспитательно - образовательного процесса и изменения традиционной формы работы со всеми участниками  образовательного пространства, мы применяем в  в педагогической деятельности метод проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ  МЕТОД   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

М.Ю. СТЕПАНОВА

заместитель заведующего муниципального казенного  дошкольного образовательного учреждения « Детский сад комбинированного вида №9» города Кирова

        Модернизация образования, начало которой положили Концепция  дошкольного воспитания (1989 г.), Закон РФ « Об образовании», приказы Министерства образования и науки РФ, ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и другие нормативные акты, обеспечила внедрение и реализацию инновационной деятельности в дошкольном образовании.

        Проанализировав многолетний опыт работы ДОУ, уровень профессионализма педагогов и их творческий потенциал, их желание самореализовываться, мы  пришли к выводу, что можно улучшить воспитательно - образовательный процесс и изменить традиционную форму работы со всеми участниками  образовательного пространства, применяя в педагогической деятельности метод проектов.

        Этому способствовали  следующие мотивы:

  1. поиск средств максимального развития личности ребенка
  2. изменение организации ВОП на более  деятельностный подход в воспитании и обучении детей
  3. повышение родительской компетентности через активное вовлечение их в жизнь детей

Метод проектов предусматривает совместную деятельность детей, педагогов и родителей. В ходе проектов реализуется исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая сущность. Детям предоставляется возможность самостоятельно приобретать знания в процессе решения практических задач.

        Поэтому  метод проектов как никогда кстати подходит нам для реализации годовых задач. Теперь годовая задача в рамках образовательной или воспитательной проблемы решается в условиях реализации проекта в течение всего учебного года.

          Например, в 2008 -2009 учебном году  годовая задача:

 «Активизация работы по взаимодействию семьи и детского сада в физкультурно-оздоровительной работе» осуществлялась через проект –

   -  « Клуб «Здоровая семья».

В 2009 -2010 учебном году перед коллективом были поставлены следующие задачи:

-   « Развитие личности  ребенка путем реализации в образовательном процессе проектов социальной направленности»

- « Привлечение внимания родителей к здоровьесберегающему и здоровьеформирующему физическому воспитанию через организацию семейного клуба»

        Решение этих задач прошло через следующие проекты:

  1. Мой дом, моя улица
  2. Мы пешеходы
  3. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны
  4. Профессии
  5. Хочу быть здоровым
  6. Неболейка

2010-2011 учебный год:

Задачи:

-  « Формирование и развитие игровых навыков детей дошкольного возраста путем реализации проектов игровой направленности»

- «Повышение активности и участие родителей в образовательном процессе через работу семейного клуба « Здоровая семья»

Проекты:

  1. Театр для малышей
  2. Обучение основам ОБЖ
  3. Подвижные игры
  4. Все работы хороши
  5. Давайте познакомимся
  6. Папа, мама , я  -  спортивная семья
  7. Расти здоровым, малыш

2011-2012 учебный год:

 Задача:

- «Активизация естественного индивидуального  личностного роста дошкольника через совместную проектную деятельность педагогов, детей и родителей»

Проекты:

  1. Животные жарких стран
  2. Дикие животные
  3. Домашние животные

2012-2013 учебный год:

Задача:

« Продолжить работу по совместной проектной деятельности в ДОУ  реализуя выпуск просветительской газеты для всех участников образовательного процесса»

Проекты:

  1. Газета для родителей
  2. Газета для педагогов
  3. Газета для детей

Работа над проектом осуществляется в течение всего учебного года – с сентября по апрель. В рамках этой деятельности проходят все методические мероприятия: педсовет, консультации, семинары, тематический контроль, открытые просмотры.

        Заместитель заведующего по УВР планирует, организует, координирует воспитательно - образовательную работу и взаимодействие всех педагогов и специалистов, оказывает помощь  в методическом сопровождении проекта, в работе с родителями.

 Воспитатели организуют весь комплекс разработки и реализации проекта в рамках своей компетенции.

Узкие специалисты разрабатывают практические материалы, рекомендации для педагогов и родителей, проводят консультации.

Для проведения проектной деятельности создается творческая группа педагогов, на заседаниях которой :

  1. Происходит планирование и разработка конкретных проектов
  2. Обсуждение этапов проекта
  3. Организуется консультирование  родителей

Педагоги творческой  группы под руководством заместителя заведующего разрабатывают необходимую документацию для реализации проекта, тематический план мероприятий. Кроме того  педагоги дают рекомендации и задания родителям, осуществляют взаимодействие со специалистами.

        На педсовете по теме годовой задачи идет защита реализованных проектов. Формы защиты тоже разные – это и мультимедиа презентации, выставка материалов проекта, творческий отчет, открытые показы деятельности детей или совместных мероприятий с участием  родителей.

        В ходе реализации проектной  деятельности мы основываем свою работу на принципах педагогики сотрудничества. Мастерство педагога проявляется в том, что он привлекает к работе в проекте и детей и родителей. Стиль общения педагога с детьми в процессе совместной деятельности – это взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств. Виды совместной деятельности всех участников педагогического процесса различны, зависят от цели конкретного проекта.

        В результате анализа проектной деятельности в ДОУ можно отметить положительную динамику развития детей:

  1. Повысилась активность, любознательность, самостоятельность
  2. Развились коммуникативные навыки
  3. Возрос уровень развития творческих способностей
  4. Появились устойчивые навыки самостоятельности и организаторские способности
  5. Дети повысили свою самооценку и статус в коллективе

Результатом привлечения к сотрудничеству родителей стало тесное сближение взрослых и детей. Родители смогли увидеть мир ребенка, повысили свой статус, смогли понять и приблизить к себе педагога.

Многие родители дали более объективную оценку собственного ребенка, смогли сделать выводы и предпринять меры по коррекции образования и воспитания.

        В ходе осуществления проектов проходит система вертикального и горизонтального контроля. Проводится диагностика уровней развития детей, которая направлена на выявление достижений и результатов развития дошкольников, дает возможность для корректировки  индивидуальной работы с ними. В рамках темы годовой задачи проводятся тематический и оперативный контроль.

        Т.о. практическая значимость внедрения методов проектов в практику воспитательно - образовательного процесса  заключается в том, что выстроенная система способствует конечной цели ДОУ – формированию всесторонне развитой личности дошкольника, подготовленного к школьной жизни.

Перед нами поставлены перспективы на будущее:

  1. В работе с детьми – реализация принципа личностно –ориентированного подхода в воспитательно – образовательном процессе
  2. С педагогами:
  1. Вовлечение молодых специалистов в инновационную деятельность
  2. Повышение профессионализма педагогов
  3. Расширение методической базы ДОУ
  4. Совершенствование условий для личностного творчества педагогов
  1. С родителями :
  1. Активное вовлечение в воспитательно – образовательный процесс
  2. Повышение значимости педагогических знаний родителей
  3. Гармонизация внутрисемейных отношений

Наработанный нами опыт – это результат  активного поиска творческих  подходов в воспитании, нестандартных и оригинальных методов обучения педагогов, детей  и родителей.

                Приложение 1

ГОДОВАЯ ЗАДАЧА :  

   Развитие личности ребенка путем  реализации в образовательном процессе  ознакомительно - ориентированных проектов социальной направленности

ПЕДСОВЕТ

« Растим творческую личность» 

КОНСУЛЬТАЦИИ для педагогов:

  1. Метод проектирования

      Проектная деятельность. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ
  2. Развитие у детей творческих способностей

АНКЕТИРОВАНИЕ для родителей:

« Портрет моего ребенка»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ  и ОТКРЫТЫЕ ПРОСМОТРЫ:

  1. Проект «Мой дом - моя улица»
  2. Проект « Мы - пешеходы»
  3. Проект « Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»                                                                                                                            
  4. Проект « Обучение основам ОБЖ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ:

  1. Роль родителей в развитии творческих способностей детей

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

  1. Просмотр детской деятельности в рамках проектов

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:

« Создание условий для развития творческих игр дошкольников »

Приложение 2

ГОДОВАЯ ЗАДАЧА:

Формирование и развитие игровых навыков детей дошкольного возраста путем реализации проектов различной игровой направленности

ПЕДСОВЕТ

« Игра -  как приоритетное средство развития дошкольника»

КОНСУЛЬТАЦИИ:

  1. Игровая  психокоррекция трудностей общения у дошкольников
  2. Театрализованная игра как средство эмоционального личностного развития
  3. Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр
  4. Роль творческой игры в знакомстве детей с окружающей жизнью

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ :

  1. Проект « Театр»    
  2. Проект « Профессии »
  3. Проект « Подвижные игры»  

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Конкурс « Игры детей дома» -  презентация семейных  фотоальбомов

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

  1. Просмотр детской деятельности в рамках проектов
  2. Проведение праздника « Игры на асфальте»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ:

«Создание условий для реализации проектов игровой направленности»

Приложение 3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

« Обогащение игровой деятельности посредством реализации проектов  - одно из условий формирования личности ребенка»

Ход педсовета:

  1. Вступительное слово заведующего ДОУ:

В дошкольном возрасте игра занимает значительное место в жизни детей и является важным фактором психического развития и становления самосознания. По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно - ролевая игра. Главное назначение этой игры – социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе , определенными умениями и социальными навыками .Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справиться с реальными проблемами.

        Часто в самостоятельных детских играх недостаточно выдумки, творчества, активности, согласованности совместных действий. Несмотря на широкий круг знаний и впечатлений об окружающей жизни и деятельности взрослых, у детей часто не хватает игровых умений. Чтобы игра выполняла свои развивающие функции, педагог должен научить ребенка способам ее построения. В этом процессе очень эффективными являются проекты по сюжетно - ролевым играм. Они построены на взаимодействии и совместной поисковой и практической деятельности детей и взрослых, включая родителей. Вся деятельность происходит не только в рамках ДОУ , но и выливается на домашнюю и окружающую обстановку, в которой пребывает ребенок.

        Накапливая игровые, социальные знания и умения  ребенок учится многому за период реализации проекта. Ребенок имеет возможность реализации  своих собственных предпочтений и индивидуальных способностей в развертывании сюжета построении предметно – игровой среды.

Итак, задачами педсовета являются:

  1. Проанализировать проекты по игровой деятельности
  2. Проанализировать игровую деятельность в зависимости от возраста
  3. Дать рекомендации по повышению эффективности педагогических воздействий на игру

  1. Аналитическая часть / проводит заместитель заведующего/

Проводится  анализ совместной и игровой деятельности детей на данном этапе развития. Информация собиралась в результате наблюдения за играми детей во всех возрастных группах. В ходе наблюдений анализируются:

  1. Возрастная динамика развития сюжетно - ролевой игры
  2. Уровень развития основных компонентов игры – игровые действия, роль, ролевое поведение
  3. Предметно-развивающая игровая среда
  4. Игровые и творческие умения педагогов
  1. Анализ этапов развития организованной  игры и условий перехода к самостоятельной    игре  

  1. Защита проектов по всем возрастным группам

  1.  Рекомендации  по повышению эффективности педагогических воздействий  на игру:

           В играх детей среднего  возраста  продумывать и использовать приемы и упражнения, которые разворачивают роль и ролевые взаимоотношения   между партнерами.

Для старшего возраста:

  1. Создавать правила во всех видах деятельности
  2. Придумывать правила для организации коллективных игр
  3. Насыщать жизнь детей играми с правилами, придумывать необычные правила в подвижных и спортивных играх

                Для младшего и среднего возраста насыщать игру разными действиями с предметами , вводить необычные действия, необычные предметы, широко использовать заместители, рассматривать любой предмет в плане игры.

В старшем возрасте продумывать приемы, помогающие детям удерживать игровые действия соответственно взятой на себя роли.

Использовать атрибуты ,знания,  ситуации для укрепления роли.

Придумывать приемы , помогающие ребенку войти в игровой образ, развивать роль через социальные взаимоотношения, создавать ситуации сотрудничества и взаимодействия во всех видах деятельности.

        Разработать систему тренингов, направленных на развитие творчества педагогов, умений организовывать игровые ситуации, реализовывать игровые проекты.

  1. Проект решения педсовета
  1. В целях совершенствования условий для организации игр в группах продумать расстановку и оснащение игрового пространства  дошкольников
  2. Планировать и реализовывать проекты  игровой направленности /заместитель заведующего/
  3. Составить рекомендации для родителей по обогащению игровой деятельности детей дома /ответственные -  воспитатели/
  4. Провести в конце учебного года самоонализ по игровой деятельности во всех группах. Ответственные  - заместитель заведующего, воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»

Проект    «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...

Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.

Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Экспериментальная площадка тема:«Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения».

 Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства – это организация безопасного образовательного развивающего пространства, в котором формируются индивидуально-психологичес...

Повышение качества образовательного процесса и уровня развития воспитанников через активное внедрение ИКТ в образовательное пространство ДОУ

В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – это создание образовательных комплексов как средства обучения и как компонента образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС. Таким обра...

Презентация "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования как гарант обеспечения единого образовательного пространства и преемственности основных образовательных программ"

Цель сотрудничества: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства,придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный...

Опыт интеграции детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в муниципальное образовательное пространство на основе учёта их образовательных возможностей и потребностей

Новые варианты организации коррекционного обучения детей с ОВЗ дошкольного возраста, не имеющих возможности посещать дошкольные образовательные организации....