ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Задоринки»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа «Задоринки» (далее Программа), направлен на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.programma.doc | 901 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования «Задоринки»
МБДОУ «ДС «Ёлочка», г. Новый Уренгой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
(МБДОУ «ДС «ЁЛОЧКА»)
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Задоринки»
(развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования)
г. Новый Уренгой
Содержание
Паспорт программы | 4 | |
Введение | 4 | |
1 | Целевой раздел | 5 |
1.1 .Пояснительная записка | 5 | |
1.2. Цели и задачи | 5 | |
1.3. Принципы и подходы реализации Программы | 6 | |
1.4. Значимые характеристики | 6 | |
1.5..Планируемые результаты | 7 | |
1.6. Оценка музыкального развития детей | 9 | |
2 | Содержательный раздел | 11 |
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка | 11 | |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы | 17 | |
2.3.Интеграция с другими образовательными областями | 20 | |
2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 22 | |
2.5. Способы поддержки детской инициативы | 22 | |
2.6. Особенности взаимодействия педагогов и родителей | 22 | |
3 | Организационный раздел | 23 |
3.1. Материально – техническое обеспечение | 23 | |
3.2. Методическое обеспечение | 24 | |
Заключение | 25 | |
Список литературы | 25 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование | Содержание |
1 | Название Программы | Программа дополнительного образования «Задоринки» |
2 | Цель Программы | Создание условий для формирования основ музыкальной культуры, развития музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования. |
3 | Задачи Программы | - учить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования и умению применять их на практике; - формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения; - развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству; - воспитывать навыки общения, сотрудничества и сотворчества в детском коллективе; - тренировать различные виды внимания, умения слушать, активно воспринимать; - формировать у всех участников проекта активную позицию к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье; - создавать благоприятные, психологически комфортные условия для сочинения детьми простых музыкальных импровизаций к сказкам (всем вместе, по одному, вместе со взрослым). |
Участники Программы | Дети 5-7 лет, родители, воспитатели | |
4 | Основные разработчики Программы | Кусяткулова З.В., музыкальный руководитель Кабаленова Е.Ю., зам.заведующего по ВМР Трошкова Т.М, педагог - психолог |
5 | Руководитель | Ануфриева З.Д., заведующий |
Сроки реализации | 2 года | |
6 | Ожидаемые результаты реализации Программы | В результате усовершенствования умений и навыков, приобретённых при обучении элементарному инструментальному музицированию дети:
|
Введение
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь»
Карл Орф
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
В научных трудах музыковедов Е.Назайкинского и В. Медушевского отмечается, что и во взрослом возрасте «духовно – телесный алфавит» (совокупность эмоционально – телесных ощущений), накопленный в детстве, играет важнейшую роль в восприятии музыки: «Бесконечно богатая информация, закодированная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела. Духовно –телесный «алфавит» музыки позволяет человеку распознавать миллионы интонаций в музыке разных жанров и стилей» [2];
В основе Программы используется система элементарного музицирования Карла Орфа. Суть данной методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движении, пении, игре на музыкальных инструментах. «Музыка + Речь + Движение» - такую триаду определил К. Орф, как суть элементарного музицирования и элементарной музыки. [4, 15];
На музыкальных занятиях (совместная образовательная деятельность) с элементами методики Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, которая помогает детям творить, создавать образы и радоваться успехам. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.
Для целенаправленной и продуктивной деятельности в рамках Программы используются рекомендации:
- Программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» [1];
- Комплексной программы «Детство» [2];
- Основной образовательной программы ДОУ;
Человек будущего должен быть творцом и преобразователем Образование и музыкально – эстетическое воспитание являются территорией опережающего развития, так как педагогика искусства умеет и знает, как создавать условия для воспитания такого человека.
Современная формула педагогического успеха в музыкальном воспитании и девиз данной Программы звучит так:
Музыка + Речь + Движение = Удовольствие!
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Программа «Задоринки» (далее Программа), направлен на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.
Современные педагоги и психологи подтверждают своими исследованиями, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте.
И сегодня актуальность музыкального воспитания наших детей возросла во много раз, так как в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти способ эмоционального самовыражения. [1]
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) определяет следующие целевые ориентиры: «ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности», «эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность и т. д.). [
Целостность образовательного процесса обеспечивается:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
- Основная образовательная программа ДОУ.
Содержание, количество занятий (совместная образовательная деятельность) по Программе может варьироваться в зависимости от познавательных интересов детей, их склонностей.
Участники: дети старшего дошкольного возраста; активные творческие педагоги дошкольного учреждения и родители воспитанников.
Программа включает в себя следующие разделы: Целевой; Содержательный; Организационный.
Программа разработана и апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ёлочка».
- Цели и задачи Программы
Основная цель: создание условий для формирования основ музыкальной культуры, развития музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.
В качестве приоритетных задач, наиболее эффективно решаемых в рамках Программы, выделены следующие:
- учить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования и умению применять их на практике;
- формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения;
- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству;
- воспитывать навыки общения, сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;
- тренировать различные виды внимания, умения слушать, активно воспринимать;
- формировать у всех участников проекта активную позицию к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье;
- создавать благоприятные, психологически комфортные условия для сочинения детьми простых музыкальных импровизаций к сказкам (всем вместе, по одному, вместе со взрослым);
- Принципы и подходы реализации Программы
Важным условием эффективности реализации Программы является опора на следующие дидактические принципы [1,12]:
- Принцип научной обоснованности и практической применимости: содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики.
- Принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей переживание радости, чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью.
- Принцип инициативности: поддержка инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности на основе творческого музицирования, импровизации, взаимодействия со взрослыми.
- Принцип целостности: обеспечивает новые знания, в том числе и о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности: обеспечивает представление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.
- Принцип минимакса: обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.
- Принцип непрерывности: обеспечивает преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе.
- Принцип творчества: обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности.
- Значимые характеристики
Основными участниками реализации Программы являются: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) и педагоги (Таблица 1).
Таблица 1
Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
в музыкальной деятельности
Возраст | Особенности развития |
лет | Дети 5-6 лет отличаются большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно – творческой деятельности; ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их их исполнительские возможности в ритмике Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны и эмоциональны. У детей шестого года более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального репертуара. Дети шестого года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения, они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при организации муз.ситуаций. |
6-7 лет | Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. |
В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание произвольности психических процессов: внимания, памяти, мышления, что является важно предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.
При организации деятельности детей в рамках Программы используются элементы различных современных образовательных технологий:
- «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской;
- методика «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых;
- технология «Интеллект-карты или Карты Ума», Тони Бьтозен;
- «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой;
- информационно – компьютерные технологии.
- Планируемые результаты
В дошкольном возрасте главными показателями по всем формами деятельности является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности (Таблица 2 ).
Таблица 2
Предполагаемые результаты музыкального развития детей
Возраст | Раздел | Содержание |
5-6 лет | Восприятие | 1.С желанием слушает музыку, эмоционально реагирует на содержание, слушает музыкальные произведения до конца, не мешает другим и не отвлекается 2. Различает музыкальные жанры (марш, танец, песня) 3. Узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза) 4. Различает звуки по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка) |
Исполнительство | 1. Умеет петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. 2. Может петь сольно с музыкальным провождением и без него. | |
Музыкально-ритмические движения | 1. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; умеет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами. 2. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание выставлением ноги вперед). 3. Умеет изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. | |
Творчество | 1. Может импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. 2.Может организовать самостоятельную деятельность по импровизации танцев, игр, оркестровок. | |
Элементарное музицирование | 1.Осваивает элементы игрового музицирования 2. Умеет интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности. 3. Активно сотрудничает со сверстниками и взрослыми в коллективной музыкальной деятельности | |
6-7 лет | Восприятие | 1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, танец, песня) и инструмент на котором оно исполняется. 2. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения,. 3. Знает и называет элементарные музыкальные понятия: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры , профессии; знает элементарные музыкальные понятия (темп, ритм); жанры (опера, концерт, симфонический концерт), творчество композиторов и музыкантов. |
Исполнительство | 1. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняет их выразительно, правильно передает мелодию 2. Может петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. | |
Музыкально-ритмические движения | 1. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. 2.Умеет выполнять танцевальные движения | |
Творчество | 1. Умеет самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы. 2. Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера. 3. Умеет придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами. | |
Элементарное музицирование | 1. Может играть на детских музыкальных инструментах (металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках и т.д.). 2.Умеет исполнять музыкальные произведения в оркестре, в ансамбле. 3.Осваивает навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования. 4. Умеет сотрудничать и заниматься совместным творчеством со сверстниками и взрослыми в коллективной муз. деятельности. |
- Оценка музыкального развития детей в рамках Программы
Оценка музыкального развития детей, основанная на педагогической диагностике, включает: динамику достижений каждого ребенка (Таблица 3).
Таблица 3
Критерии оценки музыкального развития детей
старшего дошкольного возраста
Восприятие | ||||||||
Задачи | Знать и различать музыкальные жанры (песня, танец, марш) | Знать и различать формы произведения (2,3хчастная) | Различать направления музыки (вокал, инструментальное, оркестр, народное, классическое) | Узнавать знакомые произведения по вступлению, по отрывку | Анализ произведения (характер, средства выразительности) | Знание композиторов | ||
Оценка | 1 балл: ребёнок не различает музыкальные жанры; 2 балла: ребёнок различает музыкальные жанры, обращаясь за помощью к сверстникам, педагогу; 3 балла: ребёнок самостоятельно определяет муз. жанр, экспериментирует с возможностями собственного тела, которые помогают ему дать верный ответ. | 1 балл: ребёнок не слышит различное звучание, безучастен; 2 балла:ребёнок различает контрастное звучание, ориентируется на инициативу педагога; 3 балла: ребёнок самостоятельно различает форму произведения, моделирует части муз. произведения (запев, куплет, припев, проигрыш, заключение). | 1 балл: у ребёнка не развита слушательская культура, не имеет представления о направлениях музыки; 2 балла: ребёнок замечает изменения в звучании, делится впечатлениями, ориентируется на помощь педагога; 3 балла: ребёнок слышит различные направления в музыке, может объяснить их происхождения. | 1 балл: ребёнок не узнаёт музыкальное произведение; 2 балла: ребёнок при помощи педагога узнаёт музыкальное произведение; 3 балла: ребёнок узнаёт произведение, эмоционально реагирует | 1 балл: ребёнок не может проанализировать музыкальное произведение; 2 балла: ребёнок понимает средства муз. выразительности, умеет анализировать; 3 балла: ребёнок анализирует, сравнивает, сопоставляет музыкальные формы и средства муз. выразитель-ности | 1 балл: ребёнок не узнаёт музыку известных композиторов; 2 балла: ребёнок узнаёт интонацию композитора, но не уверен в ответе; 3 балла: ребёнок узнаёт муз. произведение, композитора, использует свои знания в повседневной жизни. | ||
Исполнительство | ||||||||
Задачи | Чистое интонирование мелодии, выразительное пение | Использование приёма сольмизации (пение «про себя») | Пение без муз. сопровождения, а capella | Своевременно начинать и заканчивать песню | ||||
Оценка | 1 балл: ребёнок имеет слабые навыки исполнительства; 2 балла: появляется интерес к воспроизведе-нию, к своему голосу, к голосу сверстника, чисто интонирует; 3 балла: развиты навыки сольного пения, умение сочинять мело-дию различного харак-тера, сформированы певческие навыки. | 1 балл: ребёнок отказывается петь; 2 балла: ребёнок не всегда понимает как использовать данный приём, ориентируется на помощь педагога; 3 балла: ребёнок самостоятельно использует приём. | 1 балл: ребёнок отказывается петь; 2 балла: ребёнок старается, проявляет интерес к своему голос; 3 балла: ребёнок слышит свой голос, данный приём использует также в повседневной жизни (игровой деятельности – спеть кукле колыбель-ную, плясовую и т.д.) | 1 балл: ребёнок несво-евременно начинает и заканчивает исполнение муз. произведения; 2 балла: ребёнок старается вместе со всеми начать и закончить пение, но иногда ошибается; 3 балла: ребёнок слышит вступление, начинает и заканчивает пение своевременно. | ||||
Музыкально-ритмические упражнения | ||||||||
Задачи | Выполнение танцевальных движений | Самостоятельная передача метроритма (2хчастная форма) | ||||||
Оценка | 1 балл: ребёнок плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев или отказывается выполнять танцевальные движения; 2 балла: ребёнок проявляет активное участие в воспроизведении танцевальных движений, обращается за помощью к педагогу; 3 балла: ребёнок выполняет самостоятельно различные танцевальные движения. | 1 балл: ребёнок не слышит изменения ритма, его действия спонтанные, однообразные; 2 балла: ребёнок различает изменения ритма, иногда ошибается, обращается за помощью к педагогу; 3 балла: ребёнок самостоятельно передаёт простейшие ритмические рисунки. | ||||||
Элементарное музицирование | ||||||||
Задачи | Владение приёмами игры на инструментах | Владение музыкальной грамотой | ||||||
Оценка | 1 балл: слабо развиты способности игры на музыкальном инструменте; 2 балла: иногда ошибается во владении приёмами игры на детских музыкальных инструментах; 3 балла: ребёнок активен в элементарном музицировании, владеет приёмами игры на музыкальных инструментах, самостоятельно воспроизводит ритмический рисунок музыкального произведения, подыгрывая педагогу, участвует в инструментальных импровизациях. | 1 балл: ребёнок имеет слабые навыки сольфеджирования; 2 балла: ребёнок знаком с элементарными музыкальными понятиями, совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух обращается за помощью к сверстникам, педагогу; 3 балла: ребёнок ориентируется в нотной грамоте, использует свои знания в самостоятельной деятельности, выполняет различные задания. | ||||||
Игровая деятельность | ||||||||
Задачи | Использование звуковых импровизаций | Самостоятельные импровизации в игровых образах | Проявление творческого воображения, танцевальная импровизация | |||||
Оценка | 1 балл: ребёнок не воспроизводит каких-либо звуков, интонаций; 2 балла: ребёнок ориентируется на помощь педагога, не предлагает самостоятельных интонаций, работает с образцом-шаблоном; 3 балла: ребёнок самостоятельно использует звуковые интонации, импровизирует, использует свои знания в самостоятельной игровой деятельности. | 1 балл: ребёнок безучастен, не проявляет интерес к игре; 2 балла: проявляет неустойчивый интерес к игровой деятельности, появляются попытки импровизировать игровые движения; 3 балла: ребёнок активен, эмоционально реагирует на игровую деятельность, предлагает различные варианты передачи игрового образа. | 1 балл: ребёнок не проявляет интерес; 2 балла: ребёнок затрудняется проявлять активность в выполнении различных импровизаций; 3 балла: ребёнок самостоятельно импровизирует, предлагает варианты танцевальных импровизаций, развито умение деятельности детей по сочинению танцев. |
Ведущими средствами для оценки являются беседы с детьми и наблюдение за проявлениями ребенка в деятельности и общении со сверстниками и взрослыми. Результаты используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.
Анализ динамики индивидуального развития детей педагоги фиксируют в баллах, используя оценочную шкалу (индикаторы):
2,5- 3 балла - оптимальный уровень освоения;
2 - 2,4 балла - допустимый уровень освоения;
1 –1,9 балла - критический уровень освоения.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Образовательная детальность в соответствии с направлениями развития ребенка
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Основными направлениями музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, являются:
- творческое музицирование - это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.
- учебное музицирование - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умение их практически применять в процессе работы на развитие у детей чувства ритма и звуковысотного слуха
- концертное музицирование - предполагает исполнение ансамблем детей созданной ими музыки, а также некоторой классической и детской, народной музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели.
Реализация Проекта проходит в три этапа:
1 Этап - Подготовительный. Создается информационная база о возможностях и желаниях детей.
2 Этап – Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям Программы.
Содержание Программы условно поделено на разделы, соответствующие тематическому планированию ДОУ: «Дружные ребята», «Зимние узоры», «Город мастеров» и т.д..
Особая роль в проекте уделяется современным технологиям:
«Воспитание звуком» Т. А. Рокитянской - позволяет развивать всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, музыкальной памяти, различных видов моторики, координации движений, чистоты интонации, музыкального вкуса, музыкального кругозора. Технология предоставляет большой простор для выбора музыкального материала, речевых, ритмических упражнений, а также для инсценировок и танцев.
Методика «Музыка с мамой» Е. и С. Железновых – позволяет научить ребенка фокусировать внимание и лучше совершать контроль над своим поведением. Методика заключается в развивающихся песнях, пальчиковых играх, общении при помощи жестов. Положительные моменты проявляются в музыкальном развитии, слуховом и речевом формировании, овладении двигательными навыками и чувством ритма.
Интеллект-карты или Карты Ума, Карты Сознания (Тони Бьтозен) - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию: мыслить, используя весь свой творческий и Интеллектуальный потенциал. Технология позволяет решать такие задачи, как принятие решений, проведение творческих встреч; планирование времени (план беседы, план на день и т.д.) и разработка сложных проектов.
Рисование Карты происходит одновременно с осмыслением проблемы. В помощь детям составлены интеллект-карты по темам «Где живет звук», «Музыкальные инструменты» и т.д.
«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой – предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает свое сознание).
Стимулировать познавательную активность детей, участвовать в освоении новых знаний позволяют информационно – коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в рамках проекта позволяет расширить возможность развития познавательных способностей детей.
3 Этап – Заключительный – сбор и обработка накопленных материалов; анализ полученных результатов.
Основой реализации Программы является наличие перспективного плана, учитывающего тематический принцип образовательного процесса, интеграцию основных образовательных областей и систематичность работы, взаимодействие специалистов детского сада (Таблица 4,5,6).
Таблица 4
Примерный перспективный план по элементарному музицированию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Формы и виды | Задачи | Репертуар |
Сентябрь | ||
Учебное музицирование
| Звуки окружающего мира и рисование звуков, создание художественных композиций. Осваивать на слух исполнение новых ритмов и воспроизводить игру на барабане | «Как много звуков» Слушание музыкальных произведений в аудиозаписи по выбору педагога. Музыкально-дидактическая игра «Два барабана» муз. Е. Тиличеевой «Эхо» - ритмическая игра |
Творческое музицирование | На фоне звучащей музыки педагог декламирует слова, дети, выбрав по желанию инструменты, спонтанно сопровождают подходящими звуками эту композицию | «Вальс» муз. В. Ребикова «По коленочкам» («Ах, вы сени» обр. М. А.Давыдовой) |
Концертное музицирование | Инсценирование игры, дети делятся на 2 группы «музыканты» и «танцоры» выполнение движений в метре музыки, предложить детям придумать движения | «Чей кружочек быстрее соберётся» р. н. мелодия |
Октябрь | ||
Учебное музицирование | Учить детей ориентироваться в звукоряде ксилофона, дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх- вниз, показ рукой. Учить определять на слух, исполнять ритмический рисунок упражнения | «Дождик» р. н. попевка «Кулачки и ладошки» муз. Е. Тиличеевой, МДИ, «Осень» - декламация, применение музыкальных инструментов |
Творческое музицирование
| Муз. рук. аккомпанирует детям на ф-но, дети делятся на 2 группы танцующих и играющих, используют «звучащие жесты», можно использовать сопровождение: бубны, маракасы, деревянные палочки, ксилофон | «Тюшки-тютюшки» (Ах ты, берёза) р. н. мелодия; «Ноги и ножки»; «Палочки скакалочки» |
Концертное музицирование | Инсценирование песни, сопровождается игрой на муз. инструментах и пением | «Савка и Гришка» бел. н. мелодия |
Ноябрь | ||
Учебное музицирование | Учить детей сочинять вопросы и ответы, обращать внимание на мелодичность и напевность, выразительность. Учить детей различать тембровую окраску голосов детей, пропевать свои имена | «Комары и мошки»; «Пропой своё имя» «Догадайся кто поёт?» МДИ Г. Левкодимова |
Творческое музицирование | Играть звуками детских музыкальных инструментов, выполнять динамические оттенки, прислушиваться к общему звучанию, не пропускать время своего вступления | «Едем на лошадке»; «Звери» р.н.потешки |
Концертное музицирование | Инсценирование песни - выбрать ребёнка дирижёром, учить эмоциональному исполнению, дать детям возможность почувствовать себя создателями в музыкальной композиции | «Весёлые гуси» у. н. мелодия. |
Декабрь | ||
Учебное музицирование
| На заданный текст сочинить колыбельную песню, играть на металлофоне, дать детям представление о графической записи звуков, об общем направлении мелодического движения. Познакомить с понятием «нотный стан», «скрипичный ключ», «ноты». Музыкальные импровизации с опорой на рисунок, подбор музыкальных инструментов | «У кота – воркота» р. н. потешка «Спой песенку» МДИ, Г. Левкодимова |
Творческое музицирование | Речевая игра с движениями, учить детей правильной артикуляции | «Мороз» р. н. потешка |
Концертное музицирование | Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах | «Мохнатые гости» муз. М. Красева |
Январь | ||
Учебное музицирование | Учить детей сочинять несложную мелодию, сопровождать игрой на металлофоне. Учить проговаривать текст, декламируя его в разных интонациях, темпах, тембрах, размерах | «Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребковой «Бубен и погремушка» МДИ Е.Тиличеевой |
Творческое музицирование | Пение под шумовой аккомпанемент, выполнение движений по тексту песни | «Солнышко» р.н. попевка |
Концертное музицирование | Хороводная песня с декламацией, исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой | «Где был Иванушка?» р. н. песня |
Февраль | ||
Учебное музицирование | Упражнять детей исполнять попевку со «звучащими жестами», сочинение детьми простейшего аккомпанемента. Учить детей различать мелодические рисунки по ритму, динамике, темпу | «Ладушки» р.н. потешка «Музыкальное лото» Е. Тиличеева |
Творческое музицирование | Интонационно - ритмическая игра, с аккомпанементом «звучащих жестов», спонтанная игра на бубне и трещотке | «Скок-скок» р. н. потешка |
Концертное музицирование | Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка | «Детская полька» муз. А. Жилинского |
Март | ||
Учебное музицирование
| Использовать графический способ моделирования ритма в колыбельной и марше, выбор инструмента по желанию детей, развивать фантазию и воображение в игре звуками, предварительно проиграть характерные произведения. Развивать у детей ритмический слух, использовать графическую запись, «звучащие жесты» | «Походный марш» муз. Д. Кабалевского. «Вечерняя песенка» муз. В. Герчик. «Петушок, курица, цыплёнок» МДИ Г. Левкодимова |
Творческое музицирование | Фонопедическое упражнение, каждый исполняет свой звук в фальцетном регистре, используя различные звуки природы | Весенние голоса |
Концертное музицирование | Инсценирование песни с использованием музыкальных инструментов, на каждый куплет исполняет разная группа: колокольчики, ксилофон, треугольник и т.д. | «А я по лугу» р. н. песня |
Апрель | ||
Учебное музицирование | Импровизационно - двигательная игра с элементами движений, с декламацией. Учить детей различать тембровую окраску инструментов, спонтанно играть под аккомпанемент музыкального руководителя | «Чудеса в решете»; «Угадай, на чем играю?» МДИ Г. Левкодомова |
Творческое музицирование | Игровая песня со «звучащими жестами», использование самодельных игрушек: пучки нарезанного целлофана, связки крупных пуговиц, ключи, стаканчики с водой | «Солнышко-колоколнышко» р. н. закличка |
Концертное музицирование | Импровизационно - двигательное задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента, лёгкость и выразительность исполнения | «Дудочка» муз. М. Парцхаладзе |
Май | ||
Учебное музицирование | Графическое моделирование ритмического рисунка, исполнение по нему на металлофоне. Усвоение детьми динамических оттенков: пиано, форте, пение со «звучащими жестами» | «Гори-гори, ясно» р. н. потешка «Тихо - громко запоем» МДИ Е. Тиличеевой |
Творческое музицирование | Игровая песня с элементами театрализации. Пение с инструментальным сопровождением | «Ворон» - р. н. игра |
Концертное музицирование | Учить детей языку звуков инструментов, передавать муз. образы, передавать в жестах, мимике, пластике | «Необычный концерт» муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой |
Таблица 5
Примерный перспективный план по элементарному музицированию
для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет
Формы и виды | Задачи | Репертуар |
Сентябрь | ||
Учебное музицирование | Импровизировать голосом разную степень ветра: лёгкий, сильный, шторм. Использование аутотренинга под соответствующую музыку, развивать у детей хорошую артикуляцию, мимику | Какой ветер прилетел? «Грустно - весело» МДИ |
Творческое музицирование | Импровизационно - творческое задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента. | «Осенний день» муз. Р. Леденева |
Концертное музицирование | Совершенствовать музыкальный слух, играть спонтанно на инструментах, подбирать инструменты характерные маршу | «Муз. сказка о марше» муз. Э. Ерашасова |
Октябрь | ||
Учебное музицирование | Использовать шумовые инструменты и игрушки в различных ритмических рисунках, составлять графическую запись. Познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки – попевки из 2-3 звуков пентатонического звукоряда, дать понятие о гамме, трезвучие | Много шума из ничего. «Бубенчики» муз. Е. Тиличеевой |
Творческое музицирование | Речевое упражнение, сопровождаемое «звучащими жестами», под музыку для релаксации со звуками дождя | «Осенний дождик» муз. М. Парцхаладзе |
Концертное музицирование | Импровизировать ритмические аккомпанементы к песне, дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя | «Ой, вставала я ранёшенько» р. н. песня |
Ноябрь | ||
Учебное музицирование
| Музыкальные импровизации на тему «Здравствуйте, дети». Предложить детям придумать продолжение песенки. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона, различать звуковысотное направление: вверх- вниз. Петь с простейшим аккомпанементом в пентатонике | «Здравствуйте, дети»; «Музыкальные лесенки»; «Бубенчики» муз. Е Тиличеевой |
Творческое музицирование | Придумывать партитуру для самых обычных предметов: для кубиков, карандашей, коробочек и т.д. Играть остинато, сопровождать фонемами. | «Звуки осени» муз. Г. Боровик |
Концертное музицирование | Инсценирование русской народной песни, дети сами выбирают инструменты и придумывают собственную партитуру и графические символы для записи звуков. | «Млада» р. н. песня, «Турецкое рондо» муз. А.Моцарт |
Декабрь | ||
Учебное музицирование
| Игра - распевка исполняется аккомпанементом «звучащих жестов»; предложить детям придумать свой мелодический рисунок попевки. Воспитывать у детей слуховую ориентацию и умение повторять голосом певческие интонации. | «Василёк» р. н. попевка «Эхо» ритмическая игра муз. Е. Тиличеевой |
Творческое музицирование | Учить детей петь и одновременно выполнять движения, сопровождать спонтанной игрой на инструментах | «Зима» р. н. календарная песня |
Концертное музицирование | Учить детей играть по графическим записям звукоинструментов, придумывать свои партитуры, менять партии инструментов, играть вместе с муз. руководителем, внимательно следить за указаниями дирижёра –ребёнка. | «Новогодняя полька» А. Александрова |
Январь | ||
Учебное музицирование
| Учить детей сочинять песенный мотив на темы: «маленькая звездочка», «солнечный зайчик», «падающий снег». Использование выразительных средств при игре на музыкальных инструментах: динамику, темп, тембр, ритм. Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием, обратить внимание на характерные особенности строения, звукоизвлечения. | «Муз. инструменты» Г. Левкодимова, МДИ |
Творческое музицирование | Детям предложить спонтанное сопровождение на инструментах вместе с фортепианным сопровождением, подчеркнув при этом, что он должен «украсить» музыку, подходить к ней по звучанию, а не заглушать её. | «Зимний вечер» муз. К. Сорокина |
Концертное музицирование | Вместе с детьми распределить партии, играть ритмично, чувствовать смену остинато, метрическую пульсацию, играть коллективно, знать особый знак – игры всем вместе - тутти | «Вальс шутка» Д. Шостакович |
Февраль | ||
Учебное музицирование | Придумывать свой аккомпанемент для знакомых песен, играть на любых знакомых инструментах. Различать динамические оттенки: громко - форте, пиано - тихо; громко - умеренно, умеренно – тихо. | Спой песенку. «Громко - тихо» МДИ муз. Г. Левкодимова. |
Творческое музицирование | Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах | «Дед Мороз» стихи М. Клоковой |
Концертное музицирование | Исполнение ансамблем детей, созданной ими музыки; развитие навыков общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения. | «Латвийская полька» |
Март | ||
Учебное музицирование | Импровизация голосом, интонацией голосов животных. Предложить детям послушать окружающие нас в жизни звуки, дать почувствовать тембровую окраску | Путаница «Где прячутся звуки?» |
Творческое музицирование | Звукоподражательная игра и пение, сопровождаемая игрой на треугольнике, металлофоне, колокольчике; составление графической партитуры | «Шаловливые сосульки» |
Концертное музицирование | Учить детей слушать и вовремя начинать свою партию, выкладывать графически партитуру, приучать детей к естественности, раскованности | Вариации на рус. нар. мелодии в обработке Л. Осмоловского, «Полька», муз. Глинка |
Апрель | ||
Учебное музицирование | Выкладывание попевки на фланелеграфе, игра на металлофоне, тактирование её, выделение сильной доли (акцента), освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счёта, на долю такта. Слушание музыкальной картинки, определение каких животных она изображает, домашнее задание – рисование сюжетов про животных. | «Петушок» рус нар попевка «Во поле берёза стояла» рус. нар. песня Карнавал животных «Весёлые путешественники» муз. Компанейца |
Творческое музицирование | Импровизационная песня для ансамбля, спонтанная игра на треугольнике и стаканчиках с водой, металлофонах | «Капельки» муз Майкопара |
Концертное музицирование | Игра оркестром. Синхронное выполнение, пение в лёгком темпе, использование звукоподражания | «Вальс петушков» муз. И. Стрибогга |
Май | ||
Учебное музицирование | Ровная метрическая игра на инструментах, чередовать динамические оттенки. Играть по показу дирижёра. Дети играют самостоятельно мелодии знакомых попевок | «Игра с дирижёром» «Угадай мелодию» МДИ |
Творческое музицирование | Исполнение песни с сопровождением музыкальных инструментов, знать каждому музыканту своё остинато. | «Пение птиц» польская детская песня |
Концертное музицирование | Коллективное исполнение детьми, знание своих партий, умение слушать и слышать своих партнёров. | «Во саду ли в огороде» р. н. песня |
Таблица 6
Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках Программы
Музыкальный руководитель | Педагог - психолог | Воспитатель | |
Основные задачи | - осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности; - развивитие слухового внимания, ритмического слуха, зрительной и двигательной памяти; - развитие творческой фантазии и воображения; | - изучение индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка; - улучшение речевого общения, эмоционального фона, личностного комфорта, коммуникативных отношений; - снижение уровня тревожности; - снятие мышечного напряжения; | - закрепление знаний, умений и навыков приобретенных на музыкальных занятиях; - создание условий для элементарного музицирования детей в группе; - совершенствование развития общей и мелкой моторики; |
Направления деятельности | - подбор музыкальных произведений для проведения релаксационных упражнений; - обучение детей анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений; | - оказание помощи музыкальному руководителю в рамках психологического сопровождения детей с ОВЗ (по запросу); - проведение совместных занятий с целью психологического раскрепощения каждого ребенка (перед выступлением); -обеспечение психологической безопасности | - оказание помощи в разработке сценариев, праздников и т.д.; - участие в организации и проведении театрализованных представлений; |
Формы работы | Подбор и распределение: -музыкального репертуара для сольных и ансамблевых выступлений; - творческих музыкальных заданий в соответствии с возрастом и интересов детей; - песенного репертуара (без музыкального и с музыкальным сопровождением); | Подбор и распределение: - игр и упражнений для развития памяти, внимания, воображения у детей; - игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей; | Подбор репертуара для: - досуга, развлечений, праздников; - совместных тематических, интегрированных занятий; - открытых, итоговых занятий для родителей |
2.2. Формы, способы и средства реализации Программы
Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, имеютдеятельностные формы и обладают соответствующим содержанием (Таблица 7, 8).
Таблица 7
Используемые методы в совместной образовательной деятельности в рамках Программы
Метод | Содержание |
Словесные методы | Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец Рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный Какие эмоции вызывает музыка при слушании произведений, например, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: печаль, радость, грусть, спокойствие? Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми Речевые игры, пальчиковые игры |
Наглядные методы | Рассматривание портретов композиторов Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры Рассматривание сюжетных картинок из цикла «Времена года», животных и их детёнышей, показ фигурок настольного театра, кукол театра «Бибабо», фланелеграф и его использование, музыкальная лесенка, пальчиковый театр, наборы картинок сказочных персонажей Просмотр видео- фильмов, мультфильмов (фрагменты) на тему Демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; |
Практические методы | Упражнения и игры на развитие мелкой моторики («Волшебный мешочек») Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю?» Нетрадиционная продуктивная деятельность «Сделай сам», изготовление самодельных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю?» Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов Экскурсии в Школу искусств, для более широкого знакомства с музыкальными инструментами «Какой инструмент лучше?» |
Игровые методы и приемы | Дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; Воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин музыкальных инструментов» - знания о различных музыкальных инструментах и т.д.); |
Методы эстетического воспитания | \Метод эстетического убеждения (по мысли А.В. Бакушинского: «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); Метод сотворчества (с педагогом, музыкантом, сверстниками); Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к творчеству; |
Таблица 8
Формы совместной образовательной деятельности
по разделам музыкального развития в рамках Программы
Раздел | Содержание |
Восприятие музыки | Восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создаётся модель движения, Свободное движение в пространстве, в поиске образа, а также использование музыкальных инструментов, предметов: платочки, ленточки, шарики, цветы. Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем» |
Исполнительство (пение) | В СОД дети больше поют без музыкального сопровождения (фортепиано), используются также детские музыкальные инструменты, исполняются песенки – ритмы на одном звуке (на разной высоте), импровизируя голосом и артикуляцией (проговаривание, шипение, шепот, выполнение глиссандо, пение). Так, например, озвучивание темы «Звуки весны» большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевые (подражание голосам животных, птиц) и пение по руке, пение по картинке «Сорока-сорока», «Радуга – дуга», и др. творческие задания даются детям в виде: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?», «Я здесь» |
Музыкально - ритмические движения | Используются задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами), мягкие игрушки, куклы, погремушки. |
Инструментальное музицирование | Большое внимание уделяется применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах - игра «звучащими жестами» учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты. |
Творчество (игра – драматизация) | Игра - драматизация основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей Озвучиваются стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока |
Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности (Таблиц6а 9).
Таблица 9
Формы совместной образовательной деятельности в рамках Программы
Деятельность | Формы |
Двигательная деятельность | Игровая беседа с элементами движений Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера Подвижная игра Физкультминутка |
Игровая деятельность | Игровое упражнение Проблемная ситуация Совместная с воспитателем игра Совместная со сверстниками игра Ситуативный разговор с детьми Индивидуальная игра |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | Совместные действия Наблюдения Поручения Беседа Создание соответствующей предметно-развивающей среды Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера |
Познавательно-исследовательская деятельность | Рассматривание Развивающая игра Экскурсия Экспериментирование с музыкальными инструментами и игрушками Исследовательская деятельность Рассказ, беседа Проектная деятельность, проблемная ситуация (тематические проекты) |
Коммуникативная деятельность | Чтение, беседа о прочитанном, обсуждение, рассказ Игровая ситуация, инсценировка Дидактическая игра, викторина Ситуативный разговор Решение проблемных ситуаций Разговор с детьми, сочинение загадок Разновозрастное общение |
Восприятие художественной литературы и фольклора | Чтение сказок, стихов, рассказов по темам Обсуждение, рассказ, беседа Продуктивная деятельность Инсценировка, импровизация музыкальной сказки Викторина |
Изобразительная деятельность | Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, конструирование и художественное конструирование, лепка Изготовление различных предметов для игр Игровое упражнение, тематические досуги Конструирование из природного и бросового материала Создание коллекций |
Музыкальная деятельность | Слушание музыки, экспериментирование со звуками Творческое задание |
Конструирование из разного материала | Продуктивная деятельность: конструирование и художественное конструирование Игры (дидактические, сюжетно-ролевые) Проектная деятельность |
- Интеграция с другими образовательными областями
Интеграция компонента «Музыка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой этого вида искусства [1,47] .
Во-первых, музыка целостно отражает мир во всем его многообразии. Этот особый мир искусства звуков понятен всем для перевода, так как музыка говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любые жизненные явления (дождик, ручеек, или духовные переживания и др.).
Во-вторых, музыка передает тончайшие оттенки состояний и переживаний, вовлекая нас в свое особое «поле». Приобщение детей к музыке имеет огромное значение для формирования эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития как творческого потенциала, так и личностных качеств (эмпатия, креативность, произвольность памяти и внимания, и т.д.).
В-третьих, тематическое разнообразие, отображаемой музыкой охватывает все стороны жизни человека. Это позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции (Таблица 10).
Таблица 10
Интеграция компонента «Музыка» с другими образовательными областями
в рамках Программы
№ | Образовательная область | Интеграция |
1 | Физическое развитие | - формирование двигательных качеств и навыков в процессе оздоровительной работы и музыкально- ритмической деятельности; -использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности; -сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей (музыка в режимных моментах); -формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание. |
2 | Познавательное развитие | -расширение кругозора детей в области о музыки; -сенсорное развитие в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений; -формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества. -формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности. -использование музыкальных произведений для формирования представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится -установление взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности. |
3 | Социально – коммуникативное развитие | -формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. -развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; -объединение различных партнеров – например, воспитанников детского сада и учащихся музыкальной школы – общей темой. |
4 | Речевое развитие | -развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи -использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений; - восприятие народных сказок и народной музыки, сказок А.С.Пушкина и музыки Н.А. Римского – Корсакова и пр. |
5 | Художественно – эстетическое развитие | -развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания компонента «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки; - создание выразительного образа сказочного персонажа, описания природы и т.д. (объединение музыки, изобразительной деятельности, детской художественной литературы ); -формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
- Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Опыт работы с детьми свидетельствует, что успешное решение поставленных задач возможно только при реализации следующих педагогических условий:
- доброжелательная атмосфера взаимодействия,
- эмпатийное слушание,
- игровое настроение,
- потребность и общая заинтересованность в общении.
Педагог создает проблемные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности.
- Способы поддержки детской инициативы
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель:
- создаёт разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширяет область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигает перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;
- поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
- «дозирует» помощь детям;
- поддерживает у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, побуждает к проявлению инициативы и творчества.
В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
- Особенности взаимоотношения педагогов и родителей
Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Основными направлениями взаимодействия педагогов и родителей являются: изучение семьи; просвещение; информирование; совместные мероприятия; консультирование (Таблица 11).
Таблица 11
Примерный план работы с родителями в рамках Программы
№ | Направление | Мероприятия | Сроки |
1 | Изучение семьи | Опрос «Изучение запросов родителей и интересов детей» | Сентябрь |
Индивидуальные беседы | В теч.года | ||
2 | Просвещение | Сообщение на родительском собрании «Влияние музыки на развитие ребенка» | Октябрь |
Оформление для родителей «Паспортов музыкальных инструментов» | Декабрь | ||
3 | Консультирование | Консультация «Развитие элементарного музицирования у дошкольников» | Февраль |
Консультация «Домашнее музицирование» | Апрель | ||
4 | Совместная деятельность | Привлечение родителей к деятельности по оказанию помощи в закреплении результатов | В теч. года |
Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент» | Ночбрь | ||
Изготовление родителями дидактического материала к образовательным мероприятиям | В теч.года | ||
5 | Информирование | Знакомство родителей с планом мероприятий: родительское собрание, индивидуальные беседы, и т.д. | Сентябрь |
Фотовыставки «Шумовые инструменты», «Мама, папа, я – музыкальная семья» | Декабрь, Май | ||
Публикации в СМИ | В теч.года | ||
Родительское собрание по итогам года | Апрель |
Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д. Вовлечение родителей в образовательную деятельность важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально – техническое обеспечение Проекта
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных и художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
В ДОУ созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно реализовывать содержание Программы (Таблица 12).
Таблица 12
Материально – техническое обеспечение
Помещение ДОУ | Содержание |
Музыкальный зал | цифровое пианино; зеркальный шар с мотором; тактильная панель с музыкальными инструментами; комплект детских музыкальных инструментов; дидактические игры: «Звучащие куклы», «Запомни звук»; ковры; детские стулья; многофункциональная мобильная ширма; наглядно-дидактический материал; фонетика музыкальных произведений разных жанров; игрушки – самоделки: шумелки, стучалки, кричалки; картотека музыкальных игр и упражнений; материалы серии «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо): «Режим дня и навыки самообслуживания» (методическое руководство для воспитателей, CD-диски, иллюстрированные нотные тетради, комплект для раскрашивания) |
Игровой зал | акустическая тактильная панель; конструктор Poly-M; конструктор «Кроха»; конструктор «Механик»; набор по началам робототехники для детского сада и нач. школы KICKY Basic (расширенный) |
Групповые помещения | Музыкальный островок: тактильная панель с музыкальными инструментами; развивающие игры: «Запомни звук», «Звучащие куклы» и др.; детские музыкальные и шумовые инструменты; дидактические музыкальные игры |
Помещения детского сада (коридор) | игровые панели «Звуки» |
Активно используются в рамках Программы интерактивное оборудование : мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, цифровое пианино, динамический вокальный микрофон, MD рекордер, микшерский пульт, музыкальный центр.
Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам;
– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
- Методическое обеспечение
В ДОУ имеется библиотека методической литературы, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал, аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи, видеозаписи из опыта работы педагогов и родителей, фотоматериалы и др.) (Таблица 13).
Таблица 13
Методическое обеспечение Программы
1 | Библиотека методической литературы | Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб: Аничков мост, 2016 Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб.: Детство – пресс, 2006 Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: – СПб ДЕТСТВО ПРЕСС, 1999 (Методическое пособие для педагогов ДОУ) Медушевский В Интонационная форма музыки.-М: Музыка, 1993]; [Тютюнникова Т.Э Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитания.- Москва: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019 |
2 | Учебно-наглядные пособия | Портреты композиторов: П.И. Чайковский, М.И. Глинка, С.С. Прокофьев, Е.Н. Тиличеева А.Д., Филиппенко А.И., Хачатурян Н.А. , Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов , Ж.Верди , Ф Лист , Г.В.Свиридов , Д. Д. Шостакович, В.Я. Шаинский, В.П. Герчик Серия «Русские композиторы» Изд. «Изобразительное искусство» Москва, 1984г Народные инструменты: металлофон, колокольчик, треугольник, ударные шумовые инструменты (колотушки, ложки, бубен), маракас, коробочка, гармошка |
3 | Периодическая печать | журналы «Музыкальный руководитель» журналы «Музыкальная палитра» |
4 | Программно – методические комплексы | Мир музыки (автор Г.П. Сергеева). Видеостудия КВАРТ Фантазеры: волшебный конструктор (авторы: Туйчиева И.Л., Гарницкая О.Н., Воробьева Т.В.). ООО Новый Дом |
Заключение
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей.
Результаты работы в рамках Программы:
Дети стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас, повысился интерес к музыке
Для педагогов подобран соответствующий репертуар (Музыка в режимных моментах), разработаны картотеки, памятки (подготовлены атрибуты, подобраны задания, игры, танцы и др.), способствующие развитию музыкальых способностей детей.
Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием танцуют, инсценируют песни, имитируют чей-то образ, делятся своими впечатлениями.
Музыка дает шанс каждому стать лучше, ярче, счастливее, удачливее, испытать успех и радость творчества, прожить более интересную и насыщенную жизнь [4,9 ].
Список литературы
1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб: Аничков мост, 2016
2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Под ред. Т.И.Бабаева. А.Г.Гогоридзе, О.В.Солнцева и др. – СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014г.
3.Медушевский В Интонационная форма музыки.-М: Музыка, 1993;
4. Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитания.- Москва: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Программа по дополнительному образованию «Задоринки».
В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...