ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Задоринки»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Кусяткулова Зубайля Вакиловна

Программа  «Задоринки» (далее Программа), направлен на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.programma.doc901 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования «Задоринки»

МБДОУ «ДС «Ёлочка», г. Новый Уренгой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»

(МБДОУ «ДС «ЁЛОЧКА»)

 

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Задоринки»

(развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования)

                               

                                                                                 

                                                                                       

г. Новый Уренгой

Содержание

Паспорт программы

4

Введение

4

1

Целевой раздел

5

1.1 .Пояснительная записка

5

1.2. Цели и задачи

5

1.3. Принципы и подходы реализации Программы

6

1.4. Значимые характеристики

6

1.5..Планируемые результаты

7

1.6. Оценка музыкального развития детей

9

2

Содержательный раздел

11

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями

развития ребенка

11

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

17

2.3.Интеграция с другими образовательными областями

20

2.4.Особенности образовательной деятельности разных видов и  культурных практик

22

2.5. Способы поддержки детской инициативы

22

2.6. Особенности взаимодействия педагогов и родителей

22

3

Организационный раздел

23

3.1. Материально – техническое обеспечение

23

3.2. Методическое обеспечение

24

Заключение

25

Список литературы

25

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Содержание

1

Название Программы

Программа дополнительного образования  «Задоринки»

2

Цель Программы

Создание условий для формирования основ музыкальной культуры, развития  музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.  

3

Задачи

 Программы

- учить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования и умению применять их на практике;

- формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения;

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству;

- воспитывать навыки общения, сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;

- тренировать  различные виды внимания, умения слушать, активно воспринимать;

- формировать у всех участников проекта активную позицию к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье;

- создавать благоприятные, психологически комфортные условия для сочинения детьми  простых музыкальных импровизаций к сказкам (всем вместе, по одному, вместе со взрослым).

Участники Программы

Дети 5-7 лет, родители, воспитатели

4

Основные разработчики Программы

Кусяткулова З.В., музыкальный руководитель

Кабаленова Е.Ю., зам.заведующего по ВМР

Трошкова Т.М, педагог - психолог

5

Руководитель

Ануфриева З.Д., заведующий

Сроки реализации

2 года

6

Ожидаемые результаты реализации Программы

В результате усовершенствования умений и навыков, приобретённых при обучении элементарному инструментальному музицированию дети:

  • придумывают аккомпанемент из «звучащих жестов» к попевкам, дразнилкам;
  • изменяют естественный поэтический ритм;
  • изобретают свободную звуковую композицию, спонтанно играют на инструментах;
  • сочиняют простую мелодию, используют тоническую квинту, октаву;
  • узнают инструменты по звучанию: ксилофон, металлофон;
  • играют в восходящем и нисходящем движении;  
  • придумывают графические обозначения для различных инструментов и составляют простые тембровые партитуры;
  • понимают дирижёрский жест;
  •  умеют импровизировать в сценках, сказках, драматизациях, инсценировках песен;  
  • играют по одному, ансамблем, оркестром;
  • проявляют себя во всех видах музыкально-исполнительской деятельности, на праздниках;
  • участвуют в инструментальных импровизациях.

Введение

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь»

Карл Орф

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие  искусства и окружающего мира. Понимание дошкольного образования, как активизации работы души ребенка, заставляет педагога искать более эффективные средства музыкального воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

В научных трудах музыковедов Е.Назайкинского и В. Медушевского отмечается, что и во взрослом возрасте «духовно – телесный алфавит» (совокупность эмоционально – телесных ощущений), накопленный в детстве, играет важнейшую роль в восприятии музыки: «Бесконечно богатая информация, закодированная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела. Духовно –телесный «алфавит» музыки позволяет человеку распознавать миллионы интонаций в музыке разных жанров и стилей» [2];

В основе Программы используется  система элементарного музицирования Карла Орфа. Суть данной  методики заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движении, пении, игре на музыкальных инструментах. «Музыка + Речь + Движение» - такую триаду определил К. Орф, как суть элементарного музицирования и элементарной музыки. [4, 15];

На музыкальных занятиях  (совместная образовательная деятельность) с элементами методики Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, которая помогает детям творить, создавать образы и радоваться успехам. Дети учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера.

Для целенаправленной и продуктивной деятельности в рамках Программы используются рекомендации:

- Программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Тутти» [1];

- Комплексной  программы «Детство» [2];

- Основной образовательной программы ДОУ;

Человек будущего должен быть творцом и преобразователем Образование и музыкально – эстетическое воспитание являются территорией опережающего развития, так как педагогика искусства умеет и знает, как создавать условия для воспитания такого человека.

Современная формула  педагогического успеха в  музыкальном воспитании и девиз данной Программы звучит так:

Музыка + Речь + Движение = Удовольствие!


  1. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа  «Задоринки» (далее Программа), направлен на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.

Современные педагоги и психологи подтверждают своими исследованиями, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте.

И сегодня актуальность музыкального воспитания наших детей возросла во много раз, так как в постоянно изменяющемся, непредсказуемом мире, где реальное общение часто подменяется виртуальным, современному человеку очень важно найти способ эмоционального самовыражения. [1]

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) определяет следующие целевые ориентиры: «ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности», «эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность и т. д.). [

Целостность образовательного процесса обеспечивается:

-  Федеральный закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155);

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);

- Основная образовательная программа ДОУ.

Содержание, количество занятий (совместная образовательная деятельность) по Программе может варьироваться в зависимости от познавательных интересов детей, их склонностей.

Участники: дети старшего дошкольного возраста; активные творческие педагоги дошкольного учреждения и  родители воспитанников.

Программа  включает в себя следующие разделы: Целевой; Содержательный; Организационный.

Программа разработана и апробирована на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ёлочка».  

  1. Цели и задачи Программы

Основная цель: создание условий для формирования основ музыкальной культуры, развития  музыкально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования.  

В качестве приоритетных задач, наиболее эффективно решаемых в рамках Программы, выделены следующие:

- учить детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования и умению применять их на практике;

- формировать способности детей к самовыражению через все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музыкально - ритмические движения;

- развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству;

- воспитывать навыки общения, сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;

- тренировать  различные виды внимания, умения слушать, активно воспринимать;

- формировать у всех участников проекта активную позицию к обучению элементарному музицированию в детском саду и в семье;

- создавать благоприятные, психологически комфортные условия для сочинения детьми  простых музыкальных импровизаций к сказкам (всем вместе, по одному, вместе со взрослым);

  1. Принципы и подходы реализации Программы

Важным условием эффективности реализации Программы  является опора на следующие дидактические принципы [1,12]:

  1. Принцип научной обоснованности и практической применимости: содержание, формы, методы музыкального воспитания детей обоснованы российскими и зарубежными исследованиями в области музыкальной педагогики.
  2. Принцип психологической комфортности: создание образовательной среды, обеспечивающей переживание радости, чувства удовлетворения, увлеченности деятельностью.
  3. Принцип инициативности: поддержка инициативы детей в различных видах музыкальной деятельности на основе творческого музицирования, импровизации, взаимодействия со взрослыми.
  4. Принцип целостности: обеспечивает новые знания, в том числе и о музыке, которые раскрываются во взаимосвязи с предметами и явлениями окружающего мира.
  5. Принцип вариативности: обеспечивает представление детям возможности выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.
  6. Принцип минимакса: обеспечивает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.
  7. Принцип непрерывности: обеспечивает преемственные связи между содержанием музыкального образования в детском саду и начальной школе.
  8. Принцип творчества: обеспечивает для каждого ребенка возможности приобретения собственного опыта творческой деятельности.

  1.  Значимые характеристики

Основными участниками реализации Программы  являются: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители) и педагоги (Таблица 1).

Таблица 1

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста  

в музыкальной деятельности

Возраст

Особенности развития

лет

Дети 5-6 лет отличаются большей самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно – творческой деятельности; ярко выражена потребность в общении со сверстниками.

К этому возрасту у детей у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их их исполнительские возможности в ритмике

Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны и эмоциональны.

У детей шестого года более совершенна речь: расширяется активный и  пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использование более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Дети шестого года жизни еще требуют очень бережного и внимательного отношения, они быстро утомляются, устают от монотонности.

Эти возрастные особенности необходимо учитывать при организации муз.ситуаций.

6-7

лет

Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.

Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание произвольности психических процессов: внимания, памяти, мышления, что является важно предпосылкой для более углубленного  музыкального воспитания.

При организации  деятельности детей в рамках Программы используются элементы различных современных образовательных технологий:

  • «Игры со звуком» Т. А. Рокитянской;
  • методика «Музыка с мамой» Екатерины и Сергея Железновых;
  • технология «Интеллект-карты или Карты Ума», Тони Бьтозен;
  • «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой;
  • информационно – компьютерные технологии.

  1. Планируемые результаты

В дошкольном возрасте главными  показателями по всем формами деятельности является желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности (Таблица 2 ).

Таблица 2

Предполагаемые результаты музыкального развития детей

Возраст

Раздел

Содержание

5-6 лет

Восприятие

1.С желанием слушает музыку, эмоционально реагирует на содержание, слушает музыкальные произведения до конца, не мешает другим и не отвлекается

2. Различает музыкальные жанры (марш, танец, песня)

3. Узнает мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)

4. Различает звуки по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка)

Исполнительство

1. Умеет петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.

2. Может петь сольно с музыкальным провождением и без него.

Музыкально-ритмические движения

1. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; умеет свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, меняет движения в соответствии с музыкальными фразами.

2. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание выставлением ноги вперед).

3. Умеет изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.

Творчество

1. Может импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.

2.Может организовать самостоятельную деятельность по импровизации танцев, игр, оркестровок.

Элементарное музицирование

1.Осваивает элементы игрового музицирования

2. Умеет интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности.

3. Активно сотрудничает со сверстниками и взрослыми в коллективной музыкальной деятельности

6-7 лет

Восприятие

1. Определяет жанр прослушанного произведения (марш, танец, песня) и инструмент на котором оно исполняется.

2. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения,.

3. Знает и называет элементарные музыкальные понятия: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры , профессии; знает элементарные музыкальные понятия (темп, ритм); жанры (опера, концерт, симфонический концерт), творчество композиторов и музыкантов.

Исполнительство

1. Может петь песни в удобном диапазоне, исполняет их выразительно, правильно передает мелодию

2. Может петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Музыкально-ритмические движения

1. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

2.Умеет выполнять танцевальные движения

Творчество

1. Умеет самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизирует мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

2. Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера.

3. Умеет придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

Элементарное музицирование

1. Может играть на детских музыкальных инструментах (металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках и т.д.).

2.Умеет исполнять музыкальные произведения в оркестре,  в ансамбле.

3.Осваивает навыки ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

4. Умеет сотрудничать и заниматься совместным творчеством со сверстниками и взрослыми в коллективной муз. деятельности.

  1. Оценка музыкального развития детей в рамках Программы

Оценка музыкального развития детей, основанная на педагогической диагностике, включает: динамику достижений каждого ребенка (Таблица 3).

Таблица 3

Критерии оценки музыкального развития детей

старшего дошкольного возраста

Восприятие

Задачи

Знать и различать музыкальные жанры (песня, танец, марш)

Знать и различать формы произведения (2,3хчастная)

Различать направления музыки (вокал, инструментальное, оркестр, народное, классическое)

Узнавать знакомые произведения по вступлению, по отрывку

Анализ произведения (характер, средства выразительности)

Знание композиторов

Оценка

1 балл: ребёнок не различает музыкальные жанры;

2 балла: ребёнок различает музыкальные жанры, обращаясь за помощью к сверстникам, педагогу;

3 балла: ребёнок самостоятельно определяет муз. жанр, экспериментирует с возможностями собственного тела, которые помогают ему дать верный ответ.

1 балл: ребёнок не слышит различное звучание, безучастен;

2 балла:ребёнок различает контрастное звучание, ориентируется на инициативу педагога;

3 балла: ребёнок самостоятельно различает форму произведения, моделирует части муз. произведения (запев, куплет, припев, проигрыш, заключение).

1 балл: у ребёнка  не развита слушательская культура, не имеет представления о направлениях музыки;

2 балла: ребёнок замечает изменения в звучании, делится впечатлениями, ориентируется на помощь педагога;

3 балла: ребёнок слышит различные направления в музыке, может объяснить их происхождения.

1 балл: ребёнок не узнаёт музыкальное произведение;

2 балла: ребёнок при помощи педагога узнаёт музыкальное произведение;

3 балла: ребёнок узнаёт произведение, эмоционально реагирует

1 балл: ребёнок не может проанализировать музыкальное произведение;

2 балла: ребёнок понимает средства муз. выразительности, умеет анализировать;

3 балла: ребёнок анализирует, сравнивает, сопоставляет музыкальные формы и средства муз. выразитель-ности

1 балл: ребёнок не узнаёт музыку известных композиторов;

2 балла: ребёнок узнаёт интонацию композитора, но не уверен в ответе;

3 балла: ребёнок узнаёт муз. произведение, композитора, использует свои знания в повседневной жизни.

Исполнительство

Задачи

Чистое интонирование мелодии, выразительное пение

Использование приёма сольмизации (пение «про себя»)

Пение без муз. сопровождения, а capella

Своевременно начинать и заканчивать песню

Оценка

1 балл: ребёнок имеет слабые навыки исполнительства;

2 балла: появляется интерес к воспроизведе-нию, к своему голосу, к голосу сверстника, чисто интонирует;

3 балла: развиты навыки сольного пения, умение сочинять мело-дию различного харак-тера, сформированы певческие навыки.

1 балл: ребёнок отказывается петь;

2 балла: ребёнок не всегда понимает как использовать данный приём, ориентируется на помощь педагога;

3 балла: ребёнок самостоятельно использует приём.

1 балл: ребёнок отказывается петь;

2 балла: ребёнок старается, проявляет интерес к своему голос;

3 балла: ребёнок слышит свой голос, данный приём использует также в повседневной жизни (игровой деятельности – спеть кукле колыбель-ную, плясовую и т.д.)

1 балл: ребёнок несво-евременно начинает и заканчивает исполнение муз. произведения;

2 балла: ребёнок старается вместе со всеми начать и закончить пение, но иногда ошибается;

 3 балла: ребёнок слышит вступление, начинает и заканчивает пение своевременно.

Музыкально-ритмические упражнения

Задачи

Выполнение танцевальных движений

Самостоятельная передача метроритма (2хчастная форма)

Оценка

1 балл: ребёнок плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев или отказывается выполнять танцевальные движения;

2 балла: ребёнок проявляет активное участие в воспроизведении танцевальных движений, обращается за помощью к педагогу;

3 балла: ребёнок выполняет самостоятельно различные танцевальные движения.

1 балл: ребёнок не слышит изменения ритма, его действия спонтанные, однообразные;

2 балла: ребёнок  различает изменения ритма, иногда ошибается, обращается за помощью к педагогу;

3 балла: ребёнок самостоятельно передаёт простейшие ритмические рисунки.

Элементарное музицирование

Задачи

Владение приёмами игры на инструментах

Владение музыкальной грамотой

Оценка

1 балл: слабо развиты способности игры на музыкальном инструменте;

2 балла: иногда ошибается во владении приёмами игры на детских музыкальных инструментах;

3 балла: ребёнок активен в элементарном музицировании, владеет приёмами игры на музыкальных инструментах, самостоятельно воспроизводит ритмический рисунок музыкального произведения, подыгрывая педагогу, участвует в инструментальных импровизациях.

1 балл: ребёнок имеет слабые навыки сольфеджирования;

2 балла: ребёнок знаком с элементарными музыкальными понятиями, совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух обращается за помощью к сверстникам, педагогу;

3 балла: ребёнок ориентируется в нотной грамоте, использует свои знания в самостоятельной деятельности, выполняет различные задания.

Игровая деятельность

Задачи

Использование звуковых импровизаций

Самостоятельные импровизации в игровых образах

Проявление творческого воображения, танцевальная импровизация

Оценка

1 балл: ребёнок не воспроизводит каких-либо звуков, интонаций;

2 балла: ребёнок ориентируется на помощь педагога, не предлагает самостоятельных интонаций, работает с образцом-шаблоном;

3 балла: ребёнок самостоятельно использует звуковые интонации, импровизирует, использует свои знания в самостоятельной игровой деятельности.

1 балл: ребёнок безучастен, не проявляет интерес к игре;

2 балла: проявляет неустойчивый интерес к игровой деятельности, появляются попытки импровизировать игровые движения;

3 балла: ребёнок активен, эмоционально реагирует на игровую деятельность, предлагает различные варианты передачи игрового образа.

1 балл: ребёнок не проявляет интерес;

2 балла: ребёнок затрудняется проявлять активность в выполнении различных импровизаций;

3 балла: ребёнок самостоятельно импровизирует, предлагает варианты танцевальных импровизаций, развито умение деятельности детей по сочинению танцев.

Ведущими средствами для оценки являются  беседы с детьми и наблюдение за проявлениями ребенка в деятельности и общении со сверстниками и  взрослыми. Результаты используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь.

Анализ динамики индивидуального развития детей  педагоги фиксируют в баллах, используя оценочную шкалу (индикаторы):

2,5-  3 балла - оптимальный уровень  освоения;

2 - 2,4 балла - допустимый уровень освоения;

1 –1,9  балла - критический уровень  освоения.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Образовательная детальность в соответствии с направлениями развития ребенка

        Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.

        Основными  направлениями музыкальной деятельности, где происходит творческое самовыражение каждого ребёнка, являются:

- творческое музицирование  - это процесс, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержание служат непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. Творческое музицирование открывает уникальную возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной музыкальной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге), а также в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, ребёнка и коллектива.

- учебное музицирование  - это обучение простейшим элементам музыкального языка и умение их практически применять в процессе работы на развитие у детей чувства ритма и звуковысотного слуха

- концертное музицирование  - предполагает исполнение ансамблем детей созданной ими музыки, а также некоторой классической и детской, народной музыки, специально подобранной и аранжированной для этой цели.

Реализация Проекта проходит в три этапа:

1 Этап - Подготовительный. Создается информационная база о возможностях и желаниях детей.

2 Этап – Практический - реализация основных видов деятельности по направлениям Программы.

Содержание Программы условно поделено на разделы, соответствующие тематическому планированию ДОУ: «Дружные ребята», «Зимние узоры», «Город мастеров» и т.д..

Особая роль в проекте уделяется современным технологиям:

«Воспитание звуком» Т. А. Рокитянской -  позволяет развивать всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, музыкальной памяти, различных видов моторики, координации движений, чистоты интонации, музыкального вкуса, музыкального кругозора. Технология предоставляет большой простор для выбора музыкального материала, речевых, ритмических упражнений, а также для инсценировок и танцев.

Методика «Музыка с мамой» Е. и С. Железновых – позволяет научить ребенка фокусировать внимание и лучше совершать контроль над своим поведением. Методика заключается в развивающихся песнях, пальчиковых играх, общении при помощи жестов. Положительные моменты проявляются в музыкальном развитии, слуховом и речевом формировании, овладении двигательными навыками и чувством ритма.

Интеллект-карты или Карты Ума, Карты Сознания (Тони Бьтозен) - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию: мыслить, используя весь свой творческий и Интеллектуальный потенциал. Технология позволяет решать такие задачи, как принятие решений, проведение творческих встреч; планирование времени (план беседы, план на день и т.д.) и разработка сложных проектов.

        Рисование Карты происходит одновременно с осмыслением проблемы. В помощь детям составлены интеллект-карты по темам «Где живет звук», «Музыкальные инструменты» и т.д.

 «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой – предполагает партнерские взаимоотношения детей и взрослых, их взаимное обучение и развитие (обучая детей, педагог сам делает для себя новые открытия и таким образом развивает свое сознание).

Стимулировать познавательную активность детей, участвовать в освоении новых знаний позволяют информационно – коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в рамках проекта позволяет расширить возможность развития познавательных способностей детей.

3 Этап – Заключительный – сбор и обработка накопленных материалов; анализ полученных результатов.

Основой реализации Программы является наличие перспективного плана, учитывающего тематический принцип образовательного процесса, интеграцию основных образовательных областей и систематичность работы, взаимодействие специалистов детского сада (Таблица 4,5,6).

Таблица 4

Примерный перспективный план по элементарному музицированию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет

 

Формы и виды

Задачи

Репертуар

Сентябрь

Учебное музицирование

 

Звуки окружающего мира и рисование звуков, создание художественных композиций. Осваивать на слух исполнение новых ритмов и воспроизводить игру на барабане

«Как много звуков» Слушание музыкальных произведений в аудиозаписи по выбору педагога. Музыкально-дидактическая игра «Два барабана» муз. Е. Тиличеевой «Эхо» - ритмическая игра

Творческое музицирование

На фоне звучащей музыки педагог декламирует слова, дети, выбрав по желанию инструменты, спонтанно сопровождают подходящими звуками эту композицию

«Вальс» муз. В. Ребикова «По коленочкам» («Ах, вы сени» обр. М. А.Давыдовой)

Концертное музицирование

Инсценирование игры, дети делятся на 2 группы «музыканты» и «танцоры» выполнение движений в метре музыки, предложить детям придумать движения

«Чей кружочек быстрее соберётся» р. н. мелодия

Октябрь

Учебное музицирование

Учить детей ориентироваться в звукоряде ксилофона, дать представление об общем направлении звуковысотной линии: вверх- вниз, показ рукой. Учить определять на слух, исполнять ритмический рисунок упражнения

«Дождик» р. н. попевка «Кулачки и ладошки» муз. Е. Тиличеевой, МДИ, «Осень» -  декламация, применение музыкальных инструментов

Творческое музицирование

 

 

Муз. рук. аккомпанирует детям на ф-но, дети делятся на 2 группы танцующих и играющих, используют «звучащие жесты», можно использовать сопровождение: бубны, маракасы, деревянные палочки, ксилофон

«Тюшки-тютюшки» (Ах ты, берёза) р. н. мелодия; «Ноги и ножки»; «Палочки скакалочки»

Концертное музицирование

Инсценирование песни, сопровождается игрой на муз. инструментах и пением

«Савка и Гришка» бел. н. мелодия

Ноябрь

Учебное музицирование

Учить детей сочинять вопросы и ответы, обращать внимание на мелодичность и напевность, выразительность. Учить детей различать тембровую окраску голосов детей, пропевать свои имена

«Комары и мошки»; «Пропой своё имя» «Догадайся кто поёт?» МДИ Г. Левкодимова

Творческое музицирование

Играть звуками детских музыкальных инструментов, выполнять динамические оттенки, прислушиваться к общему звучанию, не пропускать время своего вступления

«Едем на лошадке»; «Звери» р.н.потешки

Концертное музицирование

Инсценирование песни - выбрать ребёнка дирижёром, учить эмоциональному исполнению, дать детям возможность почувствовать себя создателями в музыкальной композиции

«Весёлые гуси» у. н. мелодия.

Декабрь

Учебное музицирование

 

На заданный текст сочинить колыбельную песню, играть на металлофоне, дать детям представление о графической записи звуков, об общем направлении мелодического движения.  Познакомить с понятием «нотный стан», «скрипичный ключ», «ноты». Музыкальные импровизации с опорой на рисунок, подбор музыкальных инструментов

«У кота – воркота» р. н. потешка «Спой песенку» МДИ, Г. Левкодимова  

Творческое музицирование

Речевая игра с движениями, учить детей правильной артикуляции

«Мороз» р. н. потешка

Концертное музицирование

Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах

«Мохнатые гости» муз. М. Красева

Январь

Учебное музицирование

Учить детей сочинять несложную мелодию, сопровождать игрой на металлофоне. Учить проговаривать текст, декламируя его в разных интонациях, темпах, тембрах, размерах

«Зайка, зайка, где бывал?» муз. М.Скребковой «Бубен и погремушка» МДИ Е.Тиличеевой

Творческое музицирование

Пение под шумовой аккомпанемент, выполнение движений по тексту песни

«Солнышко» р.н. попевка

Концертное музицирование

Хороводная песня с декламацией, исполнять простейшие ритмы со слоговой поддержкой

«Где был Иванушка?»    р. н. песня

Февраль

Учебное музицирование

Упражнять детей исполнять попевку со «звучащими жестами», сочинение детьми простейшего аккомпанемента. Учить детей различать мелодические рисунки по ритму, динамике, темпу

«Ладушки» р.н. потешка

«Музыкальное лото»  Е. Тиличеева

Творческое музицирование

Интонационно - ритмическая игра, с аккомпанементом «звучащих жестов», спонтанная игра на бубне и трещотке

«Скок-скок» р. н. потешка

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем, приобщение детей к художественной музыке в форме коллективного соучастия вместе с педагогом, учить детей выдержке, развивать природные способности ребёнка

«Детская полька»  муз. А. Жилинского

Март

Учебное музицирование

 

Использовать графический способ моделирования ритма в колыбельной и марше, выбор инструмента по желанию детей, развивать фантазию и воображение в игре звуками, предварительно проиграть характерные произведения. Развивать у детей ритмический слух, использовать графическую запись, «звучащие жесты»

«Походный марш» муз. Д. Кабалевского. «Вечерняя песенка» муз. В. Герчик. «Петушок, курица, цыплёнок» МДИ Г. Левкодимова

Творческое музицирование

Фонопедическое упражнение, каждый исполняет свой звук в фальцетном регистре, используя различные звуки природы

Весенние голоса

Концертное музицирование

Инсценирование песни с использованием музыкальных инструментов, на каждый куплет исполняет разная группа: колокольчики, ксилофон, треугольник и т.д.

«А я по лугу» р. н. песня

Апрель

Учебное музицирование

Импровизационно - двигательная игра с элементами движений, с декламацией. Учить детей различать тембровую окраску инструментов, спонтанно играть под аккомпанемент музыкального руководителя

«Чудеса в решете»; «Угадай, на чем играю?» МДИ Г. Левкодомова

Творческое музицирование

Игровая песня со «звучащими жестами», использование самодельных игрушек: пучки нарезанного целлофана, связки крупных пуговиц, ключи, стаканчики с водой

«Солнышко-колоколнышко» р. н. закличка

Концертное музицирование

Импровизационно - двигательное задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента, лёгкость и выразительность исполнения

«Дудочка»  муз. М. Парцхаладзе

Май

Учебное музицирование

Графическое моделирование ритмического рисунка, исполнение по нему на металлофоне. Усвоение детьми динамических оттенков: пиано, форте, пение со «звучащими жестами»

«Гори-гори, ясно» р. н. потешка «Тихо - громко запоем» МДИ Е. Тиличеевой

Творческое музицирование

Игровая песня с элементами театрализации. Пение с инструментальным сопровождением

«Ворон» - р. н. игра

Концертное музицирование

Учить детей языку звуков инструментов, передавать муз. образы, передавать в жестах, мимике, пластике

«Необычный концерт» муз. В. Дементьева, сл. И. Векшегоновой

Таблица 5

Примерный перспективный план по элементарному музицированию

для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Формы и виды

Задачи

Репертуар

Сентябрь

Учебное музицирование

Импровизировать голосом разную степень ветра: лёгкий, сильный, шторм. Использование аутотренинга под соответствующую музыку, развивать у детей хорошую артикуляцию, мимику

Какой ветер прилетел? «Грустно - весело» МДИ

Творческое музицирование

Импровизационно - творческое задание на движение и создание коллективного звукового аккомпанемента.

«Осенний день»  муз. Р. Леденева

Концертное музицирование

Совершенствовать музыкальный слух, играть спонтанно на инструментах, подбирать инструменты характерные маршу

«Муз.  сказка о марше» муз. Э. Ерашасова

Октябрь

Учебное музицирование

Использовать шумовые инструменты и игрушки в различных ритмических рисунках, составлять графическую запись. Познакомить детей с записью высоты звуков, используя песенки – попевки из 2-3 звуков пентатонического звукоряда, дать понятие о гамме, трезвучие

Много шума из ничего. «Бубенчики»  муз. Е. Тиличеевой

Творческое музицирование

Речевое упражнение, сопровождаемое «звучащими жестами», под музыку для релаксации со звуками дождя

«Осенний дождик» муз. М. Парцхаладзе

Концертное музицирование

Импровизировать ритмические аккомпанементы к песне, дать возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя

«Ой, вставала я ранёшенько» р. н. песня

Ноябрь

Учебное музицирование

 

 

 

Музыкальные импровизации на тему «Здравствуйте, дети». Предложить детям придумать продолжение песенки. Ориентироваться в звукоряде металлофона и ксилофона, различать звуковысотное направление: вверх- вниз. Петь с простейшим аккомпанементом в пентатонике

«Здравствуйте, дети»; «Музыкальные лесенки»; «Бубенчики» муз. Е Тиличеевой

Творческое музицирование

Придумывать партитуру для самых обычных предметов: для кубиков, карандашей, коробочек и т.д. Играть остинато, сопровождать фонемами.

«Звуки осени»  муз. Г. Боровик

Концертное музицирование

Инсценирование русской народной песни, дети сами выбирают инструменты и придумывают собственную партитуру и графические символы для записи звуков.

«Млада» р. н. песня, «Турецкое рондо» муз. А.Моцарт

Декабрь

Учебное музицирование

 

Игра - распевка исполняется аккомпанементом «звучащих жестов»; предложить детям придумать свой мелодический рисунок попевки. Воспитывать у детей слуховую ориентацию и умение повторять голосом певческие интонации.

«Василёк» р. н. попевка «Эхо» ритмическая игра муз. Е. Тиличеевой

Творческое музицирование

Учить детей петь и одновременно выполнять движения, сопровождать спонтанной игрой на инструментах

«Зима» р. н. календарная песня

Концертное музицирование

Учить детей играть по графическим записям звукоинструментов, придумывать свои партитуры, менять партии инструментов, играть вместе с муз. руководителем, внимательно следить за указаниями дирижёра –ребёнка.

«Новогодняя полька»  А. Александрова

Январь

Учебное музицирование

 

Учить детей сочинять песенный мотив на темы: «маленькая звездочка», «солнечный зайчик», «падающий снег». Использование выразительных средств при игре на музыкальных инструментах: динамику, темп, тембр, ритм. Познакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием, обратить внимание на характерные особенности строения, звукоизвлечения.

«Муз. инструменты» Г. Левкодимова, МДИ

Творческое музицирование

Детям предложить спонтанное сопровождение на инструментах вместе с фортепианным сопровождением, подчеркнув при этом, что он должен «украсить» музыку, подходить к ней по звучанию, а не заглушать её.

«Зимний вечер»  муз. К. Сорокина

Концертное музицирование

Вместе с детьми распределить партии, играть ритмично, чувствовать смену остинато, метрическую пульсацию, играть коллективно, знать особый знак – игры всем вместе - тутти

«Вальс шутка»  Д. Шостакович

Февраль

Учебное музицирование

Придумывать свой аккомпанемент для знакомых песен, играть на любых знакомых инструментах. Различать динамические оттенки: громко - форте, пиано - тихо; громко - умеренно, умеренно – тихо.

Спой песенку. «Громко - тихо» МДИ муз. Г. Левкодимова.

Творческое музицирование

Озвучивание текста по графическим знакам, спонтанная импровизация на инструментах

«Дед Мороз»  стихи М. Клоковой

Концертное музицирование

Исполнение ансамблем детей, созданной ими музыки; развитие навыков общения, соучастия, контактности, доброжелательности, взаимоуважения.

«Латвийская полька»

Март

Учебное музицирование

Импровизация голосом, интонацией голосов животных. Предложить детям послушать окружающие нас в жизни звуки, дать почувствовать тембровую окраску

Путаница «Где прячутся звуки?»

Творческое музицирование

Звукоподражательная игра и пение, сопровождаемая игрой на треугольнике, металлофоне, колокольчике; составление графической партитуры

«Шаловливые сосульки»

Концертное музицирование

Учить детей слушать и вовремя начинать свою партию, выкладывать графически партитуру, приучать детей к естественности, раскованности

Вариации на рус. нар. мелодии в обработке Л. Осмоловского, «Полька», муз. Глинка

Апрель

Учебное музицирование

Выкладывание попевки на фланелеграфе, игра на металлофоне, тактирование её, выделение сильной доли (акцента), освоение ритмических рисунков и наложение их на метрическую сетку без счёта, на долю такта. Слушание музыкальной картинки, определение каких животных она

изображает, домашнее задание – рисование сюжетов про животных.

«Петушок» рус нар попевка «Во поле берёза стояла» рус. нар. песня Карнавал животных «Весёлые путешественники»  муз. Компанейца

Творческое музицирование

Импровизационная песня для ансамбля, спонтанная игра на треугольнике и стаканчиках с водой, металлофонах

«Капельки» муз Майкопара

Концертное музицирование

Игра оркестром. Синхронное выполнение, пение в лёгком темпе, использование звукоподражания

«Вальс петушков»  муз.  И. Стрибогга

Май

Учебное музицирование

Ровная метрическая игра на инструментах, чередовать динамические оттенки. Играть по показу дирижёра. Дети играют самостоятельно мелодии знакомых попевок

«Игра с дирижёром» «Угадай мелодию» МДИ

Творческое музицирование

Исполнение песни с сопровождением музыкальных инструментов, знать каждому музыканту своё остинато.

«Пение птиц» польская детская песня

Концертное музицирование

Коллективное исполнение детьми, знание своих партий, умение слушать и слышать своих партнёров.

«Во саду ли в огороде»   р. н. песня

Таблица 6

Взаимодействие специалистов ДОУ в рамках Программы

Музыкальный руководитель

Педагог - психолог

Воспитатель

Основные задачи

- осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

- развивитие слухового внимания, ритмического слуха, зрительной и двигательной памяти;

- развитие творческой фантазии и воображения;

- изучение индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;

- улучшение речевого общения, эмоционального фона, личностного комфорта, коммуникативных отношений;

- снижение уровня тревожности;

- снятие мышечного напряжения;

- закрепление знаний, умений и навыков приобретенных на музыкальных занятиях;

- создание условий для элементарного музицирования детей в группе; 

- совершенствование развития общей и мелкой моторики; 

Направления деятельности

- подбор музыкальных произведений для проведения релаксационных упражнений;

- обучение детей анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания  различных музыкальных произведений;

- оказание  помощи музыкальному руководителю в рамках психологического сопровождения детей с ОВЗ (по запросу);

- проведение совместных занятий с целью психологического раскрепощения каждого ребенка (перед выступлением);

-обеспечение психологической безопасности

- оказание помощи в разработке сценариев, праздников и т.д.;

- участие в организации и проведении театрализованных представлений;

Формы работы

Подбор и распределение:

-музыкального репертуара для сольных и ансамблевых выступлений;

- творческих музыкальных заданий в соответствии с возрастом и интересов детей;

- песенного репертуара (без музыкального и с музыкальным сопровождением);

Подбор и распределение:

- игр и упражнений для развития памяти, внимания, воображения у детей;

- игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей;

Подбор репертуара для:

- досуга, развлечений, праздников;

- совместных тематических, интегрированных занятий;

- открытых, итоговых занятий для родителей

2.2. Формы, способы и средства реализации Программы

Образовательный процесс построен на адекватных возрасту формах работы с детьми, имеютдеятельностные формы и обладают соответствующим содержанием (Таблица 7, 8).

Таблица 7

Используемые методы в  совместной образовательной  деятельности в рамках Программы

Метод

Содержание

Словесные методы

Беседы о музыкальных жанрах: марш, песня, танец

Рассказы детей о характере музыки: грустный, веселый, взволнованный, печальный, жизнерадостный, торжественный

Какие эмоции вызывает музыка при слушании произведений, например, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского: печаль, радость, грусть, спокойствие?

Чтение художественной литературы, стихотворений или сочинение маленьких рассказов, сказок, придуманных вместе с детьми

Речевые игры, пальчиковые игры

Наглядные методы

Рассматривание портретов композиторов

Рассматривание картинок с изображением инструментов симфонического оркестра: скрипка, виолончель, труба, контрабас, флейта, литавры

Рассматривание сюжетных картинок из цикла «Времена года», животных и их детёнышей, показ фигурок настольного театра, кукол театра «Бибабо», фланелеграф и его использование, музыкальная лесенка, пальчиковый театр, наборы картинок сказочных персонажей

Просмотр видео- фильмов, мультфильмов  (фрагменты) на тему

Демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

Практические методы

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики («Волшебный мешочек»)

Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю?»

Нетрадиционная продуктивная деятельность «Сделай сам», изготовление самодельных шумовых инструментов в самостоятельной деятельности

Использование фонотеки с записями классической, народной, современной музыки

Игра на детских музыкальных инструментах: ксилофон, металлофон, барабан, гармошка, ложки, трещотки, колокольчики, румба, маракас, треугольники, свистульки, дудочки

Различение на слух шумовых инструментов «Угадай, на чем играю?»

Атрибуты на каждого ребенка: флажки, цветные ленточки, султанчики, цветы, шапочки для сказок, листики, мешочек для сюрпризов

Экскурсии в Школу искусств, для более широкого знакомства с музыкальными инструментами «Какой инструмент лучше?»

Игровые методы и приемы

Дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

Воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин музыкальных инструментов» - знания о различных музыкальных инструментах и т.д.);

Методы эстетического воспитания

\Метод эстетического убеждения (по мысли А.В. Бакушинского:  «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

Метод сотворчества (с педагогом, музыкантом, сверстниками);

Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к творчеству;

Таблица 8

Формы совместной образовательной  деятельности

по разделам музыкального развития  в рамках Программы

Раздел

Содержание

Восприятие музыки

Восприятие музыки соединяется с движением: тактированием, метрированием, создаётся модель движения, Свободное движение в пространстве, в поиске образа, а также использование музыкальных инструментов, предметов: платочки, ленточки, шарики, цветы.  Дети с удовольствием выполняют творческие задания: «Слушаем и играем», «Слушаем и украшаем музыку», «Фантазируем и импровизируем»

Исполнительство (пение)

В СОД дети больше поют без музыкального сопровождения (фортепиано), используются также детские музыкальные инструменты, исполняются песенки – ритмы на одном звуке (на разной высоте),  импровизируя голосом и артикуляцией (проговаривание, шипение, шепот, выполнение глиссандо, пение). Так, например, озвучивание темы «Звуки весны» большое значение имеют упражнения на формирование навыков пения: речевые (подражание голосам животных, птиц) и пение по руке, пение по картинке «Сорока-сорока», «Радуга – дуга», и др. творческие задания даются детям в виде: «Паучок спускается по паутинке», «Обмен приветствиями», «Спой своё имя», «Звуковое зеркало», ответь на вопрос «Где ты?», «Я здесь»

Музыкально - ритмические движения

Используются задания на внимание: разные виды движений под игру на детских музыкальных инструментах с замиранием на паузу используем в спонтанных плясках атрибуты: платочки, султанчики, шляпы, ленты, ритмические кубики, самодельные баночки с наполнением (крупой, пуговицами), мягкие игрушки, куклы, погремушки.

Инструментальное музицирование

Большое внимание уделяется применению способов игры на разнообразных инструментах, предметах - игра «звучащими жестами» учитываем особенности детей, широко используем на занятиях музыкальные инструменты, различные атрибуты, шумовые самодельные инструменты.

Творчество (игра – драматизация)

Игра - драматизация основывается на творчестве детей, предусматривается самостоятельное исполнение каждым ребёнком всех ролей и последующий выбор самими детьми лучших исполнителей Озвучиваются стихи и сказки детскими музыкальными инструментами, бросовым материалом и голосом. Дети сжимают бумагу, изображая шелест листьев; играют на свистульке, изображая соловья; трещат трещоткой как сорока

Элементарное музицирование пронизывает все виды музыкальной деятельности (Таблиц6а 9).

Таблица 9

Формы совместной образовательной  деятельности в рамках Программы

Деятельность

Формы

Двигательная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Подвижная игра

Физкультминутка

Игровая деятельность

Игровое упражнение

Проблемная ситуация

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Ситуативный разговор с детьми

Индивидуальная игра

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Совместные действия

Наблюдения

Поручения

Беседа

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Познавательно-исследовательская деятельность

Рассматривание

Развивающая игра

Экскурсия

Экспериментирование с музыкальными инструментами и игрушками

Исследовательская деятельность

Рассказ, беседа

Проектная деятельность, проблемная ситуация (тематические проекты)

Коммуникативная деятельность

Чтение, беседа о прочитанном, обсуждение, рассказ

Игровая ситуация, инсценировка

Дидактическая игра, викторина

Ситуативный разговор

Решение проблемных ситуаций

Разговор с детьми, сочинение загадок

Разновозрастное общение

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказок, стихов, рассказов по темам

Обсуждение, рассказ, беседа

Продуктивная деятельность

Инсценировка, импровизация музыкальной сказки

Викторина

Изобразительная деятельность

Продуктивная деятельность: рисование, аппликация,  конструирование и художественное конструирование, лепка

Изготовление различных предметов для игр

Игровое упражнение, тематические досуги

Конструирование из природного и бросового материала

Создание коллекций

Музыкальная деятельность

Слушание музыки, экспериментирование со звуками

Творческое задание

Конструирование из разного материала

Продуктивная деятельность: конструирование и художественное конструирование

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые)

Проектная деятельность

  1. Интеграция с другими образовательными областями

Интеграция компонента «Музыка»  образовательной области  «Художественно-эстетическое развитие» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой этого вида искусства [1,47] .

Во-первых, музыка целостно отражает мир во всем его многообразии. Этот особый мир искусства звуков понятен всем для перевода, так как музыка говорит на языке чувств и эмоций, изображает и выражает любые жизненные явления (дождик, ручеек, или духовные переживания и др.).

Во-вторых, музыка передает тончайшие оттенки состояний и переживаний, вовлекая нас в свое особое «поле». Приобщение детей к музыке имеет огромное значение для  формирования эмоционального и духовного интеллекта. Это очень важно для развития как творческого потенциала, так и личностных качеств (эмпатия, креативность, произвольность памяти и внимания, и т.д.).

В-третьих, тематическое разнообразие, отображаемой музыкой охватывает все стороны жизни человека. Это позволяет осуществлять различные варианты организации педагогического процесса на основе их интеграции (Таблица 10).

Таблица 10

Интеграция компонента «Музыка» с другими образовательными областями

в рамках Программы

Образовательная область

Интеграция

1

Физическое развитие

- формирование  двигательных качеств  и навыков в процессе оздоровительной работы и музыкально- ритмической деятельности;

 -использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности;

-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей (музыка в режимных моментах);

-формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкальное воспитание.

2

Познавательное развитие

-расширение кругозора детей в области о музыки;

-сенсорное развитие в процессе пения, игры на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движений;

-формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.

-формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.       

-использование музыкальных произведений для формирования представлений о труде, профессиях, людях труда, желание трудится

-установление взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности.

3

Социально – коммуникативное развитие

-формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

-развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;

 -объединение различных партнеров – например, воспитанников детского сада и учащихся музыкальной школы – общей темой.

4

Речевое развитие

-развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи

 -использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений;

- восприятие народных сказок и народной музыки, сказок А.С.Пушкина и музыки Н.А. Римского – Корсакова и пр.

5

Художественно – эстетическое развитие

-развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания компонента «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки;

- создание выразительного образа сказочного персонажа, описания природы и т.д. (объединение музыки, изобразительной деятельности, детской художественной литературы );

-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

  1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Опыт работы с детьми свидетельствует, что успешное решение поставленных задач возможно только при реализации следующих педагогических условий:

- доброжелательная атмосфера взаимодействия,

- эмпатийное слушание,

- игровое настроение,

- потребность и общая заинтересованность в общении.

Педагог создает проблемные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности.

  1. Способы поддержки детской инициативы

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитатель:

- создаёт разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширяет область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигает перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;

- поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- «дозирует» помощь детям;

- поддерживает у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, побуждает к проявлению инициативы и творчества.

В общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.

  1. Особенности взаимоотношения педагогов и родителей

Одним из важных условий реализации Программы является сотрудничество педагогов с семьями воспитанников. Основными направлениями взаимодействия педагогов и родителей являются: изучение семьи; просвещение; информирование; совместные мероприятия; консультирование (Таблица 11).

Таблица 11

Примерный план работы с родителями в рамках Программы

№  

Направление

Мероприятия

    Сроки

1

Изучение семьи

Опрос «Изучение запросов родителей и интересов детей»

Сентябрь

Индивидуальные беседы

В теч.года

2

Просвещение

Сообщение на родительском собрании «Влияние музыки на развитие ребенка»

Октябрь

Оформление для родителей «Паспортов музыкальных инструментов»

Декабрь

3

Консультирование

Консультация  «Развитие элементарного музицирования у дошкольников»

Февраль

Консультация «Домашнее музицирование»

Апрель

4

Совместная деятельность

Привлечение родителей к деятельности по оказанию помощи в закреплении результатов

В теч. года

Изготовление книжек – малышек «Мой любимый музыкальный инструмент»

Ночбрь

Изготовление родителями дидактического материала к образовательным мероприятиям

В теч.года

5

Информирование

Знакомство родителей с планом мероприятий:  родительское собрание, индивидуальные беседы, и т.д.

Сентябрь

Фотовыставки  «Шумовые инструменты», «Мама, папа, я – музыкальная семья»

Декабрь, Май

Публикации в СМИ  

В теч.года

Родительское собрание по итогам года

Апрель

Родители (законные представители) могут принимать участие в планировании и подготовке проектов, праздников, экскурсий и т. д.  Вовлечение родителей в образовательную деятельность важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития ребенка.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально – техническое обеспечение Проекта 

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам музыкальных и художественных  произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

В ДОУ созданы необходимые условия, позволяющие в полной мере эффективно реализовывать содержание Программы (Таблица 12).

Таблица 12

Материально – техническое обеспечение

Помещение ДОУ

Содержание

Музыкальный зал

цифровое пианино; зеркальный шар с мотором; тактильная панель с музыкальными инструментами; комплект детских музыкальных инструментов; дидактические игры: «Звучащие куклы»,  «Запомни звук»; ковры; детские стулья; многофункциональная мобильная ширма; наглядно-дидактический материал; фонетика  музыкальных произведений разных жанров; игрушки – самоделки: шумелки, стучалки, кричалки; картотека музыкальных игр и упражнений; материалы серии «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо): «Режим дня и навыки самообслуживания» (методическое руководство для воспитателей, CD-диски, иллюстрированные нотные тетради, комплект для раскрашивания)

Игровой зал

акустическая тактильная панель; конструктор Poly-M; конструктор «Кроха»; конструктор «Механик»; набор по началам робототехники для детского сада и нач. школы KICKY Basic (расширенный)

Групповые помещения

Музыкальный островок: тактильная панель с музыкальными инструментами; развивающие игры: «Запомни звук», «Звучащие куклы» и др.; детские музыкальные и шумовые инструменты; дидактические музыкальные игры

Помещения детского сада (коридор)

игровые панели «Звуки»

Активно используются в рамках Программы интерактивное  оборудование : мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, цифровое пианино, динамический вокальный микрофон, MD рекордер, микшерский  пульт, музыкальный центр.

Компьютерно-техническое оснащение используется для различных целей:

– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию Программы;

– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам;

– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.

  1. Методическое обеспечение

        В ДОУ имеется библиотека методической литературы, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал,  аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи,  видеозаписи из опыта работы педагогов и родителей, фотоматериалы и др.) (Таблица 13).

        Таблица 13

Методическое обеспечение Программы

1

Библиотека  методической литературы

Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб: Аничков мост, 2016

Воробьева Д.И.  Гармония развития.  Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб.: Детство – пресс, 2006

Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: – СПб ДЕТСТВО ПРЕСС, 1999 (Методическое пособие для педагогов ДОУ)

Медушевский В Интонационная форма музыки.-М: Музыка, 1993];

 [Тютюнникова Т.Э Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитания.- Москва: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019

2

Учебно-наглядные пособия

Портреты композиторов: П.И. Чайковский,  М.И. Глинка,  С.С. Прокофьев, Е.Н. Тиличеева А.Д.,  Филиппенко А.И.,  Хачатурян Н.А. , Римский-Корсаков, С.В.Рахманинов , Ж.Верди , Ф Лист , Г.В.Свиридов ,  Д. Д. Шостакович, В.Я. Шаинский,  В.П. Герчик  Серия «Русские композиторы» Изд. «Изобразительное искусство» Москва, 1984г                                                                                                  

Народные инструменты: металлофон, колокольчик, треугольник, ударные шумовые инструменты (колотушки, ложки, бубен), маракас, коробочка, гармошка  

3

Периодическая печать

журналы «Музыкальный руководитель»

журналы «Музыкальная палитра»

4

 Программно – методические комплексы

Мир музыки (автор Г.П. Сергеева). Видеостудия КВАРТ

Фантазеры: волшебный конструктор (авторы: Туйчиева И.Л., Гарницкая О.Н., Воробьева Т.В.). ООО Новый Дом

Заключение

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания. Исследования известных ученых, педагогов (А. И. Бурениной, Н. А. Ветлугиной, К. В.Тарасовой, О. П. Радыновой и др.) доказывают возможность и необходимость развития у детей музыкальных способностей.

Результаты работы  в рамках Программы:

Дети стали активнее, эмоциональнее, обогатился их словарный запас, повысился интерес к музыке

Для педагогов подобран соответствующий репертуар (Музыка в режимных моментах), разработаны картотеки, памятки (подготовлены атрибуты, подобраны задания, игры, танцы и др.), способствующие развитию музыкальых способностей детей.

Родители обратили внимание, что дома дети с удовольствием танцуют, инсценируют песни, имитируют чей-то образ, делятся своими впечатлениями.

Музыка дает шанс каждому стать лучше, ярче, счастливее, удачливее, испытать успех и радость творчества, прожить более интересную и насыщенную жизнь [4,9 ].

Список литературы

1. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста.-СПб: Аничков мост, 2016

2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Под ред. Т.И.Бабаева. А.Г.Гогоридзе, О.В.Солнцева и др. – СПб: ООО «Издательство Детство-Пресс, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014г.

3.Медушевский В Интонационная форма музыки.-М: Музыка, 1993;

4. Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитания.- Москва: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Программа по дополнительному образованию «Задоринки».

В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...