Программа по дополнительному образованию «Задоринки».
учебно-методический материал (старшая группа)

Литвинова Инна Владимировна

 В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zadorinki.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по дополнительному образованию «Задоринки».

 В дошкольном возрасте ребенок особенно активно впитывает социальный опыт, превращает его в собственный, приобщается к общечеловеческим ценностям. Народная музыка в процессе воспитания отличается от других предметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни, она способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации, позволяет формировать у ребенка чувство сопричастности традициям и духовным ценностям Родины. Поэтому так велико значение народного искусства в развитии личности ребенка.

         Целью моей работы является приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах. 

           Одной из форм приобщения детей к народной культуре является кружок по музыкально-театрализованной деятельности «Затейники», где  я знакомлю детей с различными видами народного музыкального фольклора. Это русские народные сказки, постановки, игровые попевки, колыбельные, шуточные песни, заклички, игры, хороводы, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках таких как колядки, масленица. 

                                                          «Задоринки»-

                 программа по  музыкально-театрализованной деятельности.

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Николай Гоголь

                                                 Пояснительная записка

      Музыкально-театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: развитие музыкальной памяти, интонационной выразительности, творческого воображения, развития чувства ритма, развитие звуковысотного слуха и голоса, умение действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством,  драматизация или музыкально-театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Это объясняется двумя основными моментами: во первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную, Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление. Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой, драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества, В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей, дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Сама игра, состоящая из представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение. Музыкально-театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности песен, сопровождающие театральную деятельность, дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. А при подготовке к музыкально-театрализованной деятельности, в процессе работы над выразительностью песен реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, позволяет раскрыться  более эмоционально, воплотив взятой на себя роли. Это способствует развитию творческих способностей и проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок. В музыкально-театрализованной деятельности  необходимо воссоздать  необходимый образ, с помощью голоса, движений, жестов, мимики.    Создании игрового образа   помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия, дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание музыкально-театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.

Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид музыкально-театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.  Воспитательные возможности музыкально-театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Цель: всестороннего развития личности и развитие творческих способностей. Познакомить детей с различными видами музыкально – театральной деятельности.

Задачи: 

  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
  • Способствовать развитию музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, ритмическим движениям и т.д.
  • Приобщение к народному театру, календарно – обрядовому представлению.
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых в тесном сотрудничестве (театрализации, хорового пения, игровой деятельности).

Программа рассчитана на детей младшей, средней и старшей   групп детского сада.

Основой программы являются занятия, которые проводятся один раз в неделю

Учебный план.

Возрастная группа

Продолжительность занятия

Вторая  младшая  группа

не более 15 минут

Средняя  группа

не более 20 минут

Старшая  группа

не более 25 минут

Предполагаемые результаты

  • Формирование навыков коллективного взаимодействия.
  • Овладение коммуникативными навыками.
  • Способность исполнять различные роли в характере.  
  • Развитие звуковысотного слуха и голоса,  

    Методические рекомендации.
    В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

    Выбор произведений для музыкально-театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.

    Театр помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.  
     Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля…
    Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.

     Основной формой проведения занятий по программе является игра. Игровое занятие кружка как особая форма общения в процессе театральной деятельности дошкольников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у них основных психических процессов, а также на развитие двигательных умений и навыков.

    Программа рассчитана для детей 3-5 лет, реализуется через занятия в театральном кружке.
    Рекомендуется проводить занятия   с подгруппой детей – 10-12 человек, 4 раза в месяц. В младшей группе-15 мин., в средней- 20 мин., в старшей-25 мин.

                Формы организации, театрализованной деятельности детей.
    1. Для успешной реализации программы используются следующие средства:
  • светлый, просторный зал, группа;
  • технические средства - фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, проигрыватель;
  • наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)
  • костюмы

2. Для качественного усвоения материала используются следующие приемы обучения:

  • игра
  • метод игровой импровизации  инсценировки и драматизация
  • объяснение 
  • рассказ и рассказ детей
  • показ 
  • беседы 
  • просмотр видеофильмов 
  • разучивание произведений песенного народного творчества 
  • наблюдения

                       Основные принципы программы

1. Принцип специфичности музыкально-театрализованной деятельности, объединяющий игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

2. Принцип комплектности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

З.   Принцип импровизации, где театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляет свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма, оригинальности и самовыражения.

 4.  Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано - игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Это предполагает, в том числе, организацию работы по театрализации с учетом этапов по вокальной деятельности.

5. Принцип «сквозного воспитания», состоит в возможности на его основе узнать историю края, традиции сибиряков, сибирскую культуру, что способствует формированию у детей любви к родному краю, воспитывает чувство патриотизма.

                                  Младшая группа 1-й год обучения.

Задачи:

-Развивать у детей интерес к театрально – игровой деятельности.

-Воспитывать умение следить за развитием действий в кукольном спектакле.

-Показывать настольный кукольный спектакль.

-Учить различать их с помощью мимики и движений. Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами.

                                    Средняя группа 2-й год обучения.

Задачи:

-Побуждать интерес к музыкально-театральной деятельности, создавать необходимые условия для ее проведения.

-Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.

-Обучать детей ориентироваться на сцене, в игровой комнате, музыкальном зале. Закреплять представления о предметах старины, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.

-Использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сценках.  

-Развивать память, внимание, мышление детей. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

-Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить свое.

-Обучать детей сопровождать движения куклы песенкой, придуманной самостоятельно на отдельные слоги.

-Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях, театральных сценках. Поддерживать стремление играть с музыкальными инструментами.

                          Старшая группа 3-й год обучения

Задачи:

- Продолжать развивать устойчивый интерес к театральной деятельности и участию в календарно – обрядовых   праздниках.

-Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

-Расширить представления детей о предметах народной старины, игрушках.  

-Совершенствовать умение детей ориентироваться в группе, помещении детского сада.  

-Продолжать обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи  старинные слова. Закреплять правильное произношение всех звуков.

-Совершенствовать интонационную выразительность. Развивать память, мышление, воображение, внимание детей.  

-Продолжать развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях, стремление пластикой своего тела создать яркий запоминающийся образ.  

-Развивать умение использовать песенные, танцевальные, игровые импровизации в самостоятельной деятельности.

-Поддерживать желание детей активно участвовать в фольклорных праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

                    Основные направления развития музыкально-театрализованной игры.
- Постепенный переход ребенка от наблюдения музыкально-театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

- От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли;

 - От имитации действий   персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в музыкально-театрализованной игре.  

                        Развитие специальных игровых умении.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

 Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний  в театрализованной игре.

Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.   

                               Предполагаемые результаты.

 Цель, которая  стоит перед этой программой, сделать жизнь интересной; и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в музыкально-театрализованных играх, дети смогли применить в повседневной жизни. Эта программа будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку нетрадиционным путем взаимодействия с семьей и т. д. В конечном итоге целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых. Будет создан микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. В проведении праздников удовлетворяются не только психологические, но и физические, интеллектуальные потребности детей.

Важнейшая особенность музыкально - театрального представления - пение для себя, игра для творческого общения друг с другом. Дети становятся раскованными, общительными, владеющие своим телом и словом. Развивается внимание, память, мышление, чувство ритма и темпа, пространства и времени. Совершенствуется эффективное общение и речевая выразительность. Совершенствуются игровые навыки и творческая самостоятельность детей через театрализованные игры, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности детей. Происходит знакомство с историей календарно- обрядовых праздников. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры. Улучшается психологическая атмосфера в группе, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ  
ПО ПРОГРАММЕ  «ЗАДОРИНКИ»
( УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ- С СЕНТЯБРЯ ПО МАЙ)

                                                Содержание занятий

                             1-й год обучения     1-й квартал (12 занятий)

всего

Диагностика

 

Народный календарь. Осень. Беседа о природе. Подражание голосом звукам природы: ветер, голоса птиц, животных, насекомых

3

Пластические упражнения на свободное движение рук и ног: подражание повадкам птиц. Потешки. Игры: « По кочкам», « Большие ноги»

3

Вокальные упражнения: « Горка». « Паровоз», « Кукушка», «Насекомые», «Животные», Народная игра « Пузырь»

3

Короткие песни-попевки с выразительным движением рук:  «Солнышко», «Дождик», «Петушок», «Пузырь», « Паучок»

3

                                             2 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь. Зима. Беседа о природе. Знакомство с народными инструментами: деревянными ложками, трещотками, бубном, балалайкой, приобретением навыков игры на деревянных ложках. Упражнения: «тарелочки»,
« пирожки», «лошадка».

3

Сказки о животных

2

Народные игры в сочетании с пением:
« в медведя», « Пузырь», «Шла коза»

4

Знакомство с духовыми народными инструментами: дудочка, свистулька, приобретение навыков игры на глиняной свистульке. Подготовка к празднику «Масленица»

3

                                         3 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь. Весна. Беседа о природе. Подражание голосом звукам природы. Пластические этюды: « Деревья – ветер», « Цветы растут»,
« Птицы»

3

Знакомство с традиционной народной игрушкой: тряпичная кукла. Колыбельные песни.

3

Прибаутки, пестушки, потешки. Элементы хоровода:
« Круг», « Змейка»

3

Петрушка. Шутки- прибаутки. Народные игры: 
« Здравствуй,  дедушка», « Пузырь», « Заинька».

3

Диагностика

2

Содержание занятий

всего

                           2-й год обучения    1 квартал (12 занятий)

 

Диагностика

 

Народный календарь. Осень. Беседы о природе. Поговорки, приметы, загадки. Песни-попевки: « Ванька комарок»,
« Паучок», «Улитка», « Божия коровка», «Дождик-дождик»

3

Вокальные упражнения: «Горка», «Паровоз», «Пузырь», 
«Дверь» и т.д. Упражнения на различные интонации. Ритмические упражнения: «Эхо», «Передай другому»

3

Подражание звукам природы: ветер, голоса животных, птиц, насекомых. Народные игры: « В медведя», « Заинька», 
«Шла коза».

3

Народные сказки о животных

3

                                       2 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь. Зима. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки. Колядки, таусени, баусени, щедровки.

3

Народные игры: « Жмурки», « Снежная баба», « Дядька Трифон» и др.

3

Освоение различных приемов игры на деревянных ложках: «тарелочки», «пирожки», «лошадки», в сочетании с ритмичными различными рисунками.

3

Элементы народного танца. Хоровод: «Круг», «змейка»,
«Капустка», « улиточка», « ниточка-иголочка»

3

                                       3 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь. Весна. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки. Веснянки. Приобретение навыков игры на глиняных свистульках.

3

Элементы народного танца. Свободное, раскованное движение рук и ног одновременно, под музыку.

3

Ритмичные упражнения с ложками. Знакомство с народными инструментами: бубен, трещотки.

3

Разучивание народного танца « на реченьку»

3

Диагностика

 

Содержание занятий

 

                              3-й год обучения    1 квартал (12 занятий)

 

Диагностика

 

Народный календарь. Осень. «С новым годом – с новым урожаем». Поговорки о труде, о хлебе. Приметы и загадки об осени». « Что растет на огороде» - познавательные игры.

3

Вокальная разминка. Песни-попевки: « Коси, коса», « Как у нашего овса», « Дождик-дождик»

3

Народные игры: « Катай каравай», « Заинька». Разучивание считалок.

3

Закрепление навыков игры на деревянных ложках. Упражнения: « Дятел», « Лошадка», « Тарелочки» и др. Освоение различных приемов игры на свистульках.

3

                                       2 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь, Зима. Обряды, народные праздники. Беседа о Рождестве. Коляда. Разучивание колядок, щедровок и др.

3

Народные сказанья и поверья. Сказочные персонажи в них: Баба- яга, Леший, Кикимора, Домовой, Водяной.

3

Народные игры: « Жмурки», « Сиди Яша», разучивание считалок.

3

Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки».

3

                                         3 квартал (12 занятий)

 

Народный календарь. Весна. Рассказ о народных праздниках: Сороки, Пасха, Вербохлест, Егорий. Приметы, поговорки, загадки.

3

Разучивание весенних песен: «Веснянки», «Жаворонки»,   «Батюшка Егорий», « Вербохлест», и др.

3

Продолжение разучивания народных танцев « На реченьку», с добавлением элементов, «Сени».

3

 Диагностика

2

Содержание занятий

 

Диагностика

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Задоринки»

Программа  «Задоринки» (далее Программа), направлен на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе элементарного музицирования....

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, СТЭМ образование

Рабочая программа по дополнительному образованию «Экспериментирование с живой и неживой природой» составлена для детей 3 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на ...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...