Кружок "В гостях у Самоделкина"
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию "В гостях у Самоделкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_v_gostyah_u_samodelkina.docx | 204.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное образование «Березовский район»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Рябинушка»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
д/с «Рябинушка»
__________ Михова Н.Я.
«__31_» __08____2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по художественно-эстетическому развитию
«В гостях у Самоделкина»
Автор – составитель: Баканова В.А.
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад
«Рябинушка»
1.Пояснительная записка
Труд – это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Ведущая идея программы «В гостях у Самоделкина» – это создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Данная образовательная программа разработана на основе комплексной программы «Детство», раздел «Изобразительная деятельность»
И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду»;
2.Актуальность.
Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому, что работа с нетрадиционными материалами открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Он приобретает опыт, который в последствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемый в учёбе, в труде, в жизни. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению.
3. Цели и задачи.
Цель программы: Развитие творческого потенциала детей через изготовление поделок из различных материалов.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
- Формировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.)
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.
- Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства, народных игрушек.
- Развивать творческие способности детей
- Развитие активного и креативного мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
- Принципы реализации программы.
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач , развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,
обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных
возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
5. Психолого – педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста.
В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета. Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому одним из направлений работы с детьми старшего дошкольного возраста является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У старших дошкольников уже формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Как важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Изучив все возрастные особенности детей в изобразительной деятельности, в своей работе по развитию творческих способностей большое внимание уделила старшему дошкольному возрасту (6-7 лет). Так как к старшему дошкольному возрасту у ребенка формируются предпосылки к самостоятельной художественно-творческой деятельности, что заключается в умении создавать оригинальный замысел, планомерно воплощать его в своем рисунке, используя при этом все разнообразие усвоенных приемов и способов изображения. Особое значение для творческой деятельности приобретают различные личностные качества. Прежде всего – это интересы и склонности, постепенно приобретающие в условиях воспитания все более выраженную общественную направленность. Другая существенная группа психических качеств – это те индивидуально – психологические особенности, которые позволяют ребенку легко, быстро и качественно овладевать способами художественно-творческих действий и успешно справляться с ними: находить новое решение, применять усвоенное в совершенно иных и неожиданных ситуациях. Немалую роль в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность, так как именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, относятся к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности.
Структура образовательной деятельности
Этапы работы:
Образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Подготовительный.
Задачи:
- Знакомить детей с образцами продуктивной деятельности – аппликации и ручного труда.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту художественных произведений.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
II этап– Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления в разные виды художественной деятельности: аппликацию и художественный труд.
- Использовать различные материалы для создания коллажа.
- Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
- Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях аппликации и коллажа.
- Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Выход программы.
Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера детского сада к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет учащимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.
Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности, что позволяет устранить излишнее теоретизирование и реализовать цели дополнительной образовательной программы с учётом специфики предмета изучения: приобретение опыта двигательной, художественной, коммуникативной деятельности. Базовый компонент составляет 70% общего времени, выделяемого на освоение образовательной программы.
Национально-региональный компонент отражён в учебно-тематическом плане, как выделение соответствующего времени на включение специфического содержания образования, связанного со спецификой региона и с тем, что МБДОУ детский сад «Рябинушка» г.п. Игрим участвует в формировании концепции национально-регионального компонента (НРК) образования в Ханты-Мансийском округе. Вариативный компонент позволяет реализовать на практике вариативное образование с учётом запросов родителей на образовательные услуги. Внутриучрежденческий компонент предполагает выделение часов на занятия по выбору учреждения (согласно Плану работы МДОУ детский сад «Рябинушка») и занятия по выбору воспитанников, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории с разными интересами и запросами в рамках одной учебной группы.
Тематический план
Месяц | Тема | Цель | Время |
сентябрь | «Знакомство с разнообразным миром материалов». (организационное) | Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи. | 30 мин. |
Ковер из осенних листьев (печатание листьями, печать по трафарету) | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати Материал. Краски гуашь, кисти, осенние листья, альбомные листы. | 30 мин. | |
." Осеннее дерево"(аппликация) | Закрепить представления об осени. Учить с помощью природного материала (опавших листьев) создавать образ осеннего дерева. Материал. Фон бумаги (зелёного цвета), ножницы, клей, цветная бумага, салфетки. | 30 мин. | |
октябрь | Наш веселый огород, что здесь только не растет. | Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность. | 30 мин. |
«Березка» (пластилинография, барельеф) | Научить детей лепить березу, передавая ее особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность. Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Материал. Пластилин | 30 мин. | |
«Флаг России». | Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: картон, клей, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка. | 30 мин. | |
ноябрь | |||
«Натюрморт» | Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Материал: Разные лоскуты ткани, клей ПВА. | 30 мин. | |
«Сердечко на ладошке» | Учить детей наклеивать объёмную аппликацию, резать ножницами по прямой, складывать бумагу пополам. Развивать творчество, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать любовь к самому дорогому человеку –маме. Материал: Цветная бумага, ножницы, клей. | 30 мин. | |
декабрь | «Олень и чум» - лепка (региональный компонент) | Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор. Материал: Пластилин, салфетки. | 30 мин. |
«Медведь» (из ниток) | Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность. Материал: Силуэт медведя, нитки коричневого цвета, клей. | 30 мин. | |
«Дед Мороз» | Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. Материал: Аппликация из бумаги, ватных шариков. | 30 мин. | |
январь | Дымковский индюк | Продолжать закреплять знания детей о дымковской росписи. Познакомить с приемами изображения дымковского индюка. | 30 мин. |
Рождественский подарок. Ангелочек. | Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. Материал: Белый картон, клей, салфетки | 30 мин. | |
«Береги свою планету» (пластилинография на компакт-дисках) | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Материал: Компакт-диск, пластилин. | 30 мин. | |
февраль | Фоторамка для папы. | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. Материал: Картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета | 30 мин. |
Одежда. | Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Материал: Салфетки (цветные), клей. | 30 мин. | |
март | «Открытка для мамы» | Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. Материал: Цветная бумага, клей, | 30 мин. |
«Пасха» | Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию. Материал: Пластилинография, барельеф, бусинки для оформления. | 30 мин. | |
«Скворцы прилетели» | Продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями. Материал: Аппликация из бумажных кругов. | 30 мин. | |
апрель | «Космос» | Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность. Материал: | 30 мин. |
«Хохломской сувенир» | Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Материал: Пластилинография, барельеф. | 30 мин. | |
«В царстве рыб» | Формировать умение детей работать с разным материалом, дискам. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Материал: Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка. | 30 мин. | |
май | «Открытка для ветеранов». | Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | 30 мин. |
«Лето». | Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность. Материал: Цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть. | 30 мин. |
Уровни освоения план – программы кружка «В гостях у Самоделкина»
(реализуемая программа «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой)
Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусств, замечает общие видовые и характерные признаки предметов и живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу пм принятого, эмоционально, образно высказывать свои суждении владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.
Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным, в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам, навыкам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творчества. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своими чувствами и представлениями. Общается по поводу принятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Высокий. Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружении действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др
МОНИТОРИНГ
результатов детей дошкольного возраста за 2016– 2017 г.г.
по разделу
«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»
Критерии:
1 Представления
2. Изобразительные навыки
3. Умения
4. Отношения
2016 – 2017 г.
Таким образом, Дети проявляют интерес и потребность в общении с прекрасным, в окружающем мире и произведениях искусства, испытывают радость от встречи с ним. Видят характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различают виды искусства по их жанрам, средствам, навыкам выразительности. Имеют представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творчества. Может не всегда самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своими чувствами и представлениями. Общается по поводу принятого со сверстниками, взрослыми. Использует с помощью взрослого в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Не всегда проявляется самостоятельность, инициатива и творчество. В дальнейшем работа будет направлена на самостоятельное овладение ребенком техникой выполнения, навыками и умениями в изобразительной деятельности.
результаты детей дошкольного возраста по разделу
«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»
2017 – 2018
Таким образом, Дети обнаруживают постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружении действительности и произведениях искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ним. Видят общие, типичные видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видят и понимают разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видят внутреннее состояние, настроение, сопереживают им. Знают различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывают о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнят имена некоторых из них, их конкретные произведения. Могут соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Высокий уровень - 70% детей старшего дошкольного возраста, 30% детей имеют средний уровень, низкого- нет
Динамика результатов детей дошкольного возраста по разделу
«Художественно – творческая деятельность детей дошкольного возраста»
2016- 2017г.г. 2017 – 2018г.г.
Таким образом
У детей проявляется постоянный и устойчивый интерес к прекрасному. Дети видят и понимают разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире. Владеют на высоком уровне умениями и навыками в изобразительной деятельности. По сравнению с 2008 годом уровень изобразительных умений и навыков вырос на 50%.
«художественно-эстетическое развитие» Баканова В.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоделкин пришел в гости_Рассматривание и рассказывание о предметах
Самоделкин пришел в гости_Рассматривание и рассказывание о предметах...
Мастер — Класс «В Гостях У Самоделкиной» игрушка — антистресс «Капитошка»
Введение Целевая аудитория мастер - класса:педагоги и родители.Вид технологии:здоровье сберегающая (оздоровление в соответствии с тенденциями развития дошкольного образования)Актуальность Се...
Нод "В гостях у Самоделкина"
Занятие для детей старшей группы по познавательному развитию, цель которого продолжать знакомить детей с бытовой техникой....
Рабочая программа кружка по аппликации "В гостях у Самоделкина".
Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»
Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].Задачи:Коррекционно-обучающие:Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного а...
Мастер класс "В гостях у самоделкиной"
Игрушка антистресс...
Конспект конструктивно-модельной деятельности технической направленности "В гостях у Самоделкина"
Итоговое занятие по теме Лего конструирование, направленое на закрепление знаний о деталях конструктора и способах его крепления. Ориентированно на воспитанников дошкольных групп старшего дошкол...