Рабочая программа по проведению кружка по аппликации «В гостях у Самоделкина». Младшая группа. Пояснительная записка Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей. Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Полученный детьми опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм, обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах. Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Цель программы: Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности. Основные задачи: - развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
- учить создавать коллективные работы.
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе 15-20- минут. Реализация программы кружка основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном; разовьют мелкую моторику.
Месяц | № | Название занятия | Программное содержание | ОКТЯБРЬ | 1 | Яблоки рассыпались | Вызвать у детей интерес к аппликации: раскладыванию и наклеиванию кругов разного цвета по всему листу. Закреплять названия цветов. Учить приемам намазывания и наклеивания. |
| 2 | Арбузы большие и маленькие | Закреплять приемы раскладывания и наклеивания фигур. Учить сопоставлять предметы по величине. Обращать внимание на аккуратность в работе с материалами |
| 3 | Вот какие у нас листочки. | Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать. Познакомить с техникой аппликации: наносить клей на одну сторону формы, аккуратно прикладывать к фону и примакивать салфеткой. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы. |
| 4 | Флажок | Учит клеить флажок из 2 элементов разного цвета. | НОЯБРЬ | 5 | Дорожка для куклы | Учить детей наклеивать, чередуя круг и квадрат по линии, развивая и поощряя самостоятельность. |
| 6 | Платье в горошек | Учить детей на данной заготовке наклеивать круги бумаги, развивая эстетику. |
| 7 | Лоскутное одеяло. | Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу (2 на 2 штуки) и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ. Подвести к практическому освоению понятия - часть и целое |
| 8 | Колобок покатился по лесной дорожке. | Учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. | ДЕКАБРЬ | 9 | Разноцветные камешки | Продолжать знакомить детей с бумагой и её свойствами, учить мять бумагу, скатывая из неё комочки, приклеивать их к картону, формировать интерес и положительное отношение к работе. |
| 10 | Снеговик-великан | Вызвать интерес к изображению снеговика-великана в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Формировать белые комочки из ваты, мягкой бумаги, салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности. |
| 11 | Веселый снеговик | Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями, |
| 12 | Праздничная ёлочка | Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. Воспитывать самостоятельность, интерес к изодеятельности. | ЯНВАРЬ | 13 | Вот какие у нас кораблики! | Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Кораблики плывут по ручейкам» (на основе рисунков). Учить детей составлять изображение кораблика из готовых форм (трапеций и треугольников разного размера). Закрепить навык наклеивания готовых форм. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать любознательность. |
| 14 | Вот какие у нас цыплятки. | Учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят: делать аппликации. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова - круги разной величины, тонкие ножки, на голове -клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в изодеятельности | ФЕВРАЛЬ | 15 | Вот какой у нас букет! | Вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из готовых элементов-цветов и листиков: выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Показать возможность изготовления цветка в технике бумажной пластики - из мятых комочков и рваных кусочков. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать чувство заботы о маме. |
| 16 | Салфетка - коллективная работа | Продолжать учить делать коллективные работы, украшая салфетку для куклы разными геометрическими фигурами, наклеивая их в хаотичном порядке. |
| 17 | Утята | Формировать у детей пространственные представления – учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, формировать положительный интерес. |
| 18 | Воздушные шарики | Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. | МАРТ | 19 | Облака на небе | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону. |
| 20 | Крошки для птичек -коллективная работа | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы приклеивать к картону, формировать интерес и положительное отношение. |
| 21 | Полосатый коврик | Продолжать учит разрезать бумагу по нарисованным линиям, подбирать сочетания цветов, использовать в речи их названия, ориентироваться в пространстве, располагая детали в определённом порядке. |
| 22 | Свободное вырезание | Продолжать учить детей правильно пользоваться ножницами, соблюдая меры предосторожности. | АПРЕЛЬ | 23 | Вагончик | Продолжать формировать умение наклеивать готовые шаблоны на картон, обыгрывая их. |
| 24 | Грибы | Закреплять умение составлять силуэт предмета из 2 готовых заготовок, наклеивая их на основу. |
| 25 | Самолет | Показать детям способ составления самолёта из трёх полосок разной длины, закрепив обыгрыванием и чтением стихов. |
| 26 | Божьи коровки | Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет | МАЙ | 27 | Цветочная поляна - кол работа | Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. |
| 28 | Мячики | Учить детей наносить пальцем клей на изображение, прикладывать проклеенной стороной к бумаге, прижимать ладонью и разглаживать тряпочкой, закреплять знания о различных цветах. |
| 29 | Красивая бутылка | Научить наклеивать кусочки клейкой бумаги на объёмный предмет, формировать интерес к аппликации. |
| 30 | Салют | Закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. |
|