Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гости к Самоделкину»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
- Закрепить зрительный образ буквы С.
- Упражнять в чтении прямых и обратных слогов и односложных слов.
- инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевой слух, фонематические процессы, умение различать согласные звуки [С, С’].
- Развивать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных в форме единственного числа в родительном падеже; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Способствовать развитию у детей координации речи с движением, пространственной ориентировки, конструктивного праксиса, внимания, памяти и мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_samodelkinu.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43 Пушкинского района СПб
Конспект логопедического занятия
в подготовительной группе
компенсирующей направленности для детей с ТНР № 12
«В гости к Самоделкину»
Конспект разработала:
Кобзарь Наталия Юрьевна
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2019 год
Цель: Закрепить понятие «согласный звук» на основе закрепления представлений детей о звуках [С, С’].
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Совершенствовать навык звукового и звукобуквенного анализа и синтеза.
- Закрепить зрительный образ буквы С.
- Упражнять в чтении прямых и обратных слогов и односложных слов.
- инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речевой слух, фонематические процессы, умение различать согласные звуки [С, С’].
- Развивать грамматический строй речи: упражнять в употреблении существительных в форме единственного числа в родительном падеже; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Способствовать развитию у детей координации речи с движением, пространственной ориентировки, конструктивного праксиса, внимания, памяти и мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, желание получать новые знания на основе сотрудничества.
Предварительная работа:
- проведение подгрупповых логопедических занятий по ознакомлению с согласными звуками [С, С’], на каждый звук - 1 занятие;
- разучивание текста пальчиковой гимнастики;
- решение ребусов;
- подбор схем к слогам и словам.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии: упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много»; пальчиковую гимнастику «Самолёт».
Игровые технологии: создание мотивации к занятию – письмо Самоделкина; Карта путешествия; игра «Хлопни-топни»; игра «Поймай звук»; игра «Есть-нет»; Игра «Определи звуки и их место»; упражнение «Пирамидка»; упражнение «Ребус»; игра «Назови ласково»; игра «Будь внимательным», сюрпризный момент «Персонаж и его подарок».
Личностно-ориентированные технологии: использовалась технология сотрудничества, которая позволяет обеспечить продуктивное взаимодействие между учителем-логопедом и ребёнком через индивидуальный подход и помощь при выполнении заданий; способствует поддержанию эмоционального комфорта у детей во время занятия по средствам поощрения и одобрения.
Оборудование: Интерактивная доска. Карта маршрута в страну Самоделию. Маячки для определения маршрута. Самолёт. «Парашютики» - схемы слогов и слов на каждого ребёнка. Кочки с ребусами. Предметные картинки, в названии которых есть звуки [С, С’]. Звуковые символы. Игра «Пирамидка», кассы букв. Книга «Приключения Карандаша и Самоделкина». Мяч.
Ход занятия
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем продолжать учиться слушать и слышать звуки, а так же учиться отличать звук от буквы.
Логопед: Ребята, скажите, а где вам пригодится умение слушать и слышать звуки?
Дети: Отвечают.
Логопед: Молодцы! Конечно, в школе.
Логопед. Посмотрите. Нам с вами пришло письмо (читают письмо).
Письмо: Здравствуйте ребята! Меня зовут Самоделкин. Живу я в стране Самоделии. Я слышал, вы хотите пойти в школу и многое уже умеете. Я приглашаю вас к себе в гости, хочу с вами познакомиться. В дороге вас ожидает много трудностей. Я думаю, что вы с ними справитесь. Поможет вам в путешествии карта. Она находится у вас на доске. Желаю удачи!
Логопед: Какое интересное имя Самоделкин. А как вы думаете, почему его так зовут?
Дети: потому что он сам всё делает.
Логопед: Привлекает внимание детей к Карте, по которой можно прийти в страну Самоделию. Посмотрите, на ней изображен наш маршрут. Стрелки нам укажут, куда нужно идти? Покажите мне, откуда мы начнем путешествовать? Дети: показывают.
Логопед: Это, ребята, Остров звуков. Почему он так называется?
Дети: На нем живут звуки.
Логопед: Ребята! Скажите, а какой знакомый звук вы слышите в начале слова Самоделкин?
Дети: первый звук [С].
Логопед: Предлагает выложить символ звука, который соответствует звуку [С], и спрашивает: «Почему Вы так решили?».
Дети: отвечают.
Логопед: У звука [C] есть брат? - [С’].
Логопед. Предлагает выложить символ звука, который соответствует звуку [С’], и спрашивает: «Почему Вы так решили?»
Дети: отвечают.
Логопед: Посмотрите внимательно на символы звуков, и скажите, чем они отличаются?
Дети: У одного символа ботинки зеленые, а у другого – синие.
Логопед. А чем похожи?
Дети: у них одинаковые шапочки.
Логопед. А чем отличается звук [С] от звука [С’]?
Дети: (Звук [С] согласный твёрдый, а звук [С’] – согласный мягкий.
Логопед. Правильно, а чем они похожи звуки?
Дети: звуки согласные и глухие.
Логопед. А сейчас давайте поиграем, я буду называть звуки, а вы будите хлопать, когда услышите звук [С], и топать, когда услышите звук [С’].
Игра «Хлопни-топни»
Логопед: Молодцы! Обращает внимание на то, что на Карте изображён Остров, и он находится в море, и нам нужно перебраться на большую землю (материк), в Джунгли слов. Ребята, а какой транспорт нам поможет это сделать? (Самолет)
Пальчиковая гимнастика «Самолет»
Дети сели в самолёт И отправились в полёт. Заработали моторы, Засветились все приборы. Час летят, два летят, Три летят, четыре летят, пять летят, И ни как не долетят. | Хлопают в ладоши. Руки в стороны, показывают полёт самолёта. Руками показывают работу двигателя. Руками вытянутыми указательными пальцами показывают работу приборов. Загибают по одному пальцу на каждой руке. Разводят руки в стороны. |
Логопед: В Джунглях слов нет аэродрома. Будем спускаться на парашютах. У каждого должен быть свой парашют, что бы его взять нужно схему подобрать.
Игра «Поймай звук» - упражнение в дифференциации звуков [С, С’] с подбором схем. (Ас – ус – ысь; ось – ись – ос и т. д.).
Дети: определяют лишний слог, находят соответствующую схему, и берут нужный парашют.
Логопед. Молодцы! Мы благополучно высадились в джунглях. Предлагает посмотреть, что мы взяли с собой в путешествие, и назвать словом. К парашютам прикреплены предметные картинки, в названии которых есть звуки [С, С’].
Игра «Есть – нет» - упражнение в образовании существительных единственного числа в родительном падеже.
Дети: У меня есть сахар, но у меня нет самолёта. И т.д.
Игра «Определи звуки и их место»
Логопед. А сейчас я предлагаю вам, самостоятельно определить какой звук живёт у вас в слове и где (начале, середине, конце).
Дети: выполняют задание, затем озвучивают своё решение.
Логопед. Молодцы! Как же интересно с вами путешествовать! Покажите место, куда мы с вами пойдем дальше. Это Горы трудностей. Перед трудным походом в горы давайте немного отдохнем. Выходите на коврик.
Упражнение на развитие координации речи с движением «Мы трудились очень много».
Мы трудились очень много, Отдохнем сейчас немного. Руки – вверх! Руки – вниз! Влево, вправо повернись. Дружно сели, Дружно встали. И наклоны делать стали. Стали прыгать и скакать, А теперь опять стоять | Шагают на месте. Поднимают руки вверх. Опускают руки вниз. Ставят руки на пояс, выполняют повороты. Приседают. Встают. Делают наклоны вперёд. Прыгают на месте. Стоят на месте. |
Логопед. Чтобы перейти через Горы трудности, надо выполнить очень трудное задание – упражнение «Пирамидка».
Логопед. Сначала давайте соберём пирамидку, начиная с самого большого кольца. Дети: собирают пирамидку, один ребёнок у доски.
Логопед. Я назову вам звуки, а вы их собирайте звуки в слово: [С, О, М], какое слово у вас получилось?
Дети: сом.
Логопед. Молодцы! Сейчас вам нужно сосчитать, сколько слогов в этом слове, и подобрать цифру, соответствующую количеству слогов, а затем разместить нужную цифру на второй полоске сверху.
Логопед. Молодцы! А сейчас вам нужно на третьем кольце сверху выложить звуковую схему слова СОМ.
Дети: выполняют, затем проверяют.
Логопед. А сейчас давайте выложим наше слово из букв, и тихонько его прочитаем.
Логопед. Молодцы!Я горжусь вами. Вот мы и прошли через горы.
Логопед: Следующее место, которое мы должны пройти – это Болото решений. Предлагает детям пройти по кочкам и собрать карточки - задания.
Логопед: Объясняет задание – сложить слово из первых звуков названия картинок.
Упражнение «Ребус»
Дети: отгадывание ребусов. Дети садятся на коврик и думают (озвучивают своё решение).
Игра «Назови ласково»
Логопед. Предлагает детям назвать получившиеся слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дети выполняют задание).
Логопед. Молодцы! А сейчас давайте составим предложения с этими словами.
Логопед: Посмотрите, стрелка указывает на Долину внимания. Как вы думаете, почему анна так называется?
Игра «Будь внимателен» (задания на ориентировку в пространстве).
Логопед. Молодцы, вы внимательные и мы подошли к стране Самоделии. Посмотрите, вас уже встречает Самоделкин. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: здороваются с Самоделкиным.
Самоделкин: Здравствуйте, ребята! Я очень раз с вами познакомится. Я знаю, что вы проделали длинный путь и справились со всеми трудностями. Показывает детям букву С и спрашивает: «Как называется эта буква? Вспомните, какие звуки обозначает эта буква?.
Дети: буква С, звуки [С, С’].
Логопед. А чем отличаются звуки от букв? (дети отвечают).
Дети: отвечают.
Самоделкин: Я ещё не умею читать, а только работать руками, помогите мне прочитать, что написано на этих карточках.
Дети: помогают Самоделкину, читают слоги и слова.
Самоделкин: Спасибо вам большое! Я приготовил вам сюрприз! Он лежит вот в этой коробочке.
Дети: открывают коробку с книгой.
Самоделкин. Раз вы уже умеете читать, то прочитайте книгу про меня и про моего друга Карандаша.
Дети: благодарят Самоделкина.
Логопед. А сейчас нам уже пора в садик возвращаться.
Дети: прощаются с Самоделкиным.
Логопед: Даётся оценка деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие по Фиолетовой стране»
Данное занятие целесообразно проводить в подготовительной группе компенсирующей направленности на этапе закрепления темы "Звуки [ф] и [ф']"....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Путешествие в жаркие страны»
Это занятие проводится в подготовительной группе компенсирующей направленности. Путешествуя по жарким странам, дети вместе со взрослыми узанют много о животных. их детенышах. повадках и т.д....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Веселый зоопарк»
quot;В зоопарке беда! Ветер открыл двери клеток. Животные разбежались. Ветер сорвал таблички с клеток. Помогите навести порядок. Директор зоопарка". Такое письмо пришло в детский сад и ребята вм...
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности "Снежная королева в гостях у ребят"
В гости к детям приходит Снежная королева. Занятие направлено на закрепление знаний по теме "Зима"....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме «Комнатные растения"
Цель данного занятия: закрепить знания детей по теме "Комнатные растения". Вместе с учителем-логопедом и воспитателем дети проводят интересные опыты, разгадывают ребусы, составляют рассказы-...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Идём в гости к гласным звукам»
В конспекте сформулированы цель и задачи занятия, описана предварителтная работа и педагогические технологии....
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Дифференциация звуков [Р] - [Л]»
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...