ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматный король» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Шахматный король» в старшей группе Криворотова Татьяна Николаевна воспитатель МБДОУ №350 г.о Самара Самара, 2018г. Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске. Задачи: 1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король». 2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске. 3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы. Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, игра «Лабиринт» на карточках, схема «Возможные ходы короля». Ход мероприятия I. Организационный момент Воспитатель заносит в группу посылку. - Ребята, нам дети из другого детского сада, в котором они, так же как и вы учатся играть в шахматы, прислали посылку. - Давайте посмотрим, что в ней. Здесь письмо, в нем ребята рассказывают, что они отправили нам интересное задание. И за каждое выполненное задание, вы будите получать по одному фрагменту пазла, а в конце собрав все части, узнаем, что приготовили вам ребята. Воспитатель достает из коробки 3 конверта разного цвета. -Что нам нужно сделать, чтобы одновременно всем выполнить 3 задания? - Правильно, давайте разделимся на з команды по цвету конверта. -( на столе лежат жетоны), выберете жетон и поделитесь на команды. Задание №1. « Найди ошибки и собери поля» (на столах стоят таблички с цветом команды) - Командам необходимо, найти ошибки и собрать шахматные поля из горизонтальных линий. Блиц опрос командам. За каждый правильный ответ, команда заработает по одному пазлу. - Из чего состоит шахматное поле? (из полей белых и черных) - Сколько же всего полей? (64) - Сколько всего горизонталей? (8) - Что меньше: шахматная доска или шахматное поле? - Какие линии есть на шахматной доске? - Как расположены горизонтальные линии? (слева направо, обозначены цифрами от 1до 8) - Как расположены вертикальные линии? (сверху вниз, обозначены латинскими буквами) - Что такое диагональ? (цепочка клеток одного цвета, касающиеся углами) -Для чего нужно знать точный адрес клетки? - Молодцы, все справились с заданием!!!! Задание №2. - Каждая команда получает по две карточки с адресами фигур, ваша задача выбрать двух игроков из каждой команды и согласно им расставить своих игроков на большом шахматном поле. (дети встают на напольный банер). - A1 – C3 - H1 –G3 - E8 – G7 - Теперь проверти правильность выполнения задания друг у друга, игроки которые не стоят на шахматной доске проверяют, как справились с этим задание другие команды. - Молодцы! ( командам раздаются фрагменты пазла) . Ребята, без чего не сможет начаться шахматная партия? - Правильно, без шахматных фигур. А какие вы знаете шахматные фигуры? Задание №3. Эстафета «Расставь шахматные фигуры» - Расставьте шахматные фигуры на свое место. Чья команда быстрее всех выполнит это задание, получит деталь пазла. - Ребята, посмотрите внимательно на доску. От кого зависит спокойствие в королевстве? И кто самый главный на шахматном поле? (Король) 3. Изучение нового материала. - Совершенно верно, присаживайтесь на коврик, я для вас приготовила интересную историю про шахматных королей. (моделирование сказки) « Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки. - Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры. - А где же армия брата? – спросил Белый Королевич. И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. - Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры. Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру. - Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры. И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске». Рефлексия: - Вы внимательно слушали сказку .Кто герой сказки ? - Как жили между собой королевичи ? Кто помирил их ? - Ребята, как вы думаете, чем сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматных фигур? (целой армией) - Ребята, давайте присядем за столы и рассмотрим передвижения короля по шахматной доске и его ходы. ( дети рассаживаются по командам, на столах стоит табличка с цветом команды) - Король стоит на позиции (e1, e8). Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой. Как ходит король (карточка на доске ) Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Сколько же ходов ему предстоит сделать? ( для этого он должен будет совершить 7 ходов.) Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения. -Ну а сейчас подошло время отдохнуть. Физминутка: - Сейчас мы с вами превратимся в пешек: Ну - ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем: Вправо – влево, а потом (вращение головой) Три, четыре, приседаем, Наши ножки разминаем. (приседания) 1,2,3 – на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, За столы мы вновь спешим. (садятся за столы) Закрепление нового материала: Задание №4. Блиц опрос: ( пазл) - сколько на шахматной доске королей? - между какими фигурами в начальном положении стоит король? - по каким шахматным дорожкам ходит король? Практическая часть: - поставите короля на позицию С6. - Выложите фишками, как ходит король - проведи короля через лабиринт, путь, показывая фишками. (команды получают по одному пазлу). Заключительная часть: - Справились с заданием! А сейчас давайте соберем все ваши заработанные детали и соберем в единое целое послание из другого детского сада. Рефлексия: - Что же получилось, правильно, шахматный король. - Какие сложности возникли в ходе выполнения заданий? - Что вам понравилось в сегодняшней работе? Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korol_.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 350» городского округа Самара
ПЛАН-КОНСПЕКТ
НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Шахматный король»
в старшей группе
Криворотова Татьяна Николаевна
воспитатель
МБДОУ №350
г.о Самара
Самара, 2018г.
Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.
Задачи:
1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».
2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.
3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.
Оборудование: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, игра «Лабиринт» на карточках, схема «Возможные ходы короля».
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Воспитатель заносит в группу посылку.
- Ребята, нам дети из другого детского сада, в котором они, так же как и вы учатся играть в шахматы, прислали посылку.
- Давайте посмотрим, что в ней. Здесь письмо, в нем ребята рассказывают, что они отправили нам интересное задание. И за каждое выполненное задание, вы будите получать по одному фрагменту пазла, а в конце собрав все части, узнаем, что приготовили вам ребята.
Воспитатель достает из коробки 3 конверта разного цвета.
-Что нам нужно сделать, чтобы одновременно всем выполнить 3 задания?
- Правильно, давайте разделимся на з команды по цвету конверта.
-( на столе лежат жетоны), выберете жетон и поделитесь на команды.
Задание №1. « Найди ошибки и собери поля» (на столах стоят таблички с цветом команды)
- Командам необходимо, найти ошибки и собрать шахматные поля из горизонтальных линий.
Блиц опрос командам.
За каждый правильный ответ, команда заработает по одному пазлу.
- Из чего состоит шахматное поле? (из полей белых и черных)
- Сколько же всего полей? (64)
- Сколько всего горизонталей? (8)
- Что меньше: шахматная доска или шахматное поле?
- Какие линии есть на шахматной доске?
- Как расположены горизонтальные линии? (слева направо, обозначены цифрами от 1до 8)
- Как расположены вертикальные линии? (сверху вниз, обозначены латинскими буквами)
- Что такое диагональ? (цепочка клеток одного цвета, касающиеся углами)
-Для чего нужно знать точный адрес клетки?
- Молодцы, все справились с заданием!!!!
Задание №2.
- Каждая команда получает по две карточки с адресами фигур, ваша задача выбрать двух игроков из каждой команды и согласно им расставить своих игроков на большом шахматном поле. (дети встают на напольный банер).
- A1 – C3
- H1 –G3
- E8 – G7
- Теперь проверти правильность выполнения задания друг у друга, игроки которые не стоят на шахматной доске проверяют, как справились с этим задание другие команды.
- Молодцы! ( командам раздаются фрагменты пазла) .
Ребята, без чего не сможет начаться шахматная партия?
- Правильно, без шахматных фигур. А какие вы знаете шахматные фигуры?
Задание №3.
Эстафета «Расставь шахматные фигуры»
- Расставьте шахматные фигуры на свое место. Чья команда быстрее всех выполнит это задание, получит деталь пазла.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску.
От кого зависит спокойствие в королевстве? И кто самый главный на шахматном поле? (Король)
3. Изучение нового материала.
- Совершенно верно, присаживайтесь на коврик, я для вас приготовила интересную историю про шахматных королей. (моделирование сказки)
« Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Вскоре старый король умер. После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.
Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.
- Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.
- А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.
И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. - Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, - молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.
Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.
- Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.
И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».
Рефлексия:
- Вы внимательно слушали сказку .Кто герой сказки ?
- Как жили между собой королевичи ? Кто помирил их ?
- Ребята, как вы думаете, чем сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматных фигур? (целой армией)
- Ребята, давайте присядем за столы и рассмотрим передвижения короля по шахматной доске и его ходы. ( дети рассаживаются по командам, на столах стоит табличка с цветом команды)
- Король стоит на позиции (e1, e8).
Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.
Как ходит король (карточка на доске )
Предположим, что королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю.
Сколько же ходов ему предстоит сделать? ( для этого он должен будет совершить 7 ходов.)
Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах.
Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.
-Ну а сейчас подошло время отдохнуть.
Физминутка:
- Сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну - ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем:
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
Три, четыре, приседаем,
Наши ножки разминаем. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Закрепление нового материала:
Задание №4.
Блиц опрос: ( пазл)
- сколько на шахматной доске королей?
- между какими фигурами в начальном положении стоит король?
- по каким шахматным дорожкам ходит король?
Практическая часть:
- поставите короля на позицию С6.
- Выложите фишками, как ходит король
- проведи короля через лабиринт, путь, показывая фишками.
(команды получают по одному пазлу).
Заключительная часть:
- Справились с заданием!
А сейчас давайте соберем все ваши заработанные детали и соберем в единое целое послание из другого детского сада.
Рефлексия:
- Что же получилось, правильно, шахматный король.
- Какие сложности возникли в ходе выполнения заданий?
- Что вам понравилось в сегодняшней работе?
Всем спасибо. Увидимся на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» в коррекционной старшей группе.
Образовательная область «Коммуникация». Тема: «Зима».Цели: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить приз...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы Рассматривание картины «Ежи»
Цель: переход с вербального подхода к организации непосредственно образовательной деятельности к деятельностному подходу.З...
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП в старшей группе на тему: «Деление квадрата на части». Образовательная область (Познавательное развитие)
Этот материал поможет воспитателям старших групп в игровой форме познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть, закрепить прямой и обратный с...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ") ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ тема: "Играем с Машей и Медведем"
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Игра», «Социализация», «Здоровье».Задачи:Образовательные:-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять о них предс...
Комплексно-тематическое планирование освоения содержания образовательной области ««Художественно – эстетическое развитие» (старшая группа 5-6 лет) изобразительная деятельность и художественный труд» Рисование (старшая группа 5-6 лет)
Перспективный план по рисованию...
Образовательная деятельность "Шахматное королевство"
Конспект НОД для детей 5-7 лет...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Шахматное царство» в старшей группе по теме «Черно-белое королевство»
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»: закреплять умение различать шахматные фигуры друг от друга, по цвету, правильно называть и расставлять шахматные фигу...