Образовательная деятельность "Шахматное королевство"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Шахматное королевство»
(Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 6 – 7 лет)
Подготовила:
воспитатель Горбунова О.Е.
г. Покачи, 2018 г.
Цель:
систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.
Задачи:
закрепить знания детей о шахматной доске, умение ориентироваться на ней, различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Познакомить с названием шахматных фигур. Развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность. Укрепление партнерских отношений между детьми и взрослыми.Воспитание интереса к шахматам, привитие любви к игре.Развитие умения думать, составлять план действий «в уме», расширение кругозора, внимательности и наблюдательности.
Оборудование и дидактическое оснащение урока:
- Демонстрационная доска;
- Наборы шахматных фигур;
- Дидактические игры
- Загадки, задачи на шахматную тему.
Словарь: шахматы.ладья, ферзь, слон, конь, пешка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы загадки любите отгадывать? Попробуйте отгадать мою:
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
- Знаю я одну игру, — сказал ребятам Петя. —
Где б я ни был, и везде
В нее играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король —
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- О какой игре шла речь в стихотворении?
Дети: О шахматах.
Воспитатель: Правильно. Скажите, а что такое шахматы?
Дети: Это спортивная игра.
Воспитатель: Но ведь в спорте должен присутствовать элемент соревнования. В чем же соревнуются шахматисты? В силе? В быстроте?
Дети: В смекалке, находчивости, в быстроте ума.
Воспитатель: мы уже познакомились с вами с шахматной доской. Давайте вспомним, что мы знаем о ней:
Игра «Разминка»
-Сколько полей в самых коротких диагоналях? (2)
-Сколько полей в больших диагоналях? (8)
-Сколько на доске больших диагоналей? (2)
-Сколько на доске самых коротких диагоналей? (4)
-Бывают ли черно-белые диагонали? (нет)
-Сколько полей в центре?
-Какую форму имеет центр?
-Сколько белых (черных) полей в центре?
- Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
- Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
- Сколько белых полей в каждой горизонтали? вертикали? (По 4.)
- Покажите руками вертикаль.
- Покажите руками горизонталь.
Ответьте, согласны ли вы с тем, что шахматное поле больше шахматной доски? В горизонтали крайние поля разного цвета? В центре белых и чёрных полей поровну?
Воспитатель: а теперь выполните практическое задание: определите, какие горизонтали нарисованы неправильно. При этом ошибки легко исправить, закрасив карандашом черные поля.
Каждому ребёнку даётся лист с заданием:
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
Воспитатель: Молодцы. Асегодня мы познакомимся с шахматными фигурами. А поможет нам в этом сказка «Мурзилка рисует шахматные фигуры».
Необыкновенные человечки скучали.
– Мурзилка, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка.
– Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в нее играли? – спросил Мурзилка.
– Рисуй, рисуй! – обрадовались человечки. Они знали, что Мурзилка умеет рисовать живые картинки.
Работал Мурзилка быстро, и вскоре человечки увидели множество причудливых светлых и темных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились.
Мурзилка сиял, Незнайка загадочно улыбался, а остальные необыкновенные человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза.
– Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной черной нашлепкой.
– Мы… мы… – растерялась Дюймовочка. – Мы – необыкновенные человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья: Мурзилка, Щелкунчик, Незнайка, Пиноккио, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек… А кто вы?
– Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки.
– А как вас зовут? – спросила Дюймовочка.
– Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура.
– А я черный шахматный король, – сказала самая высокая темная фигура с остроконечной белой нашлепкой.
Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У темной фигуры шарик был белый, у светлой – черный.
– Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура.
– Я черный шахматный ферзь, – сказала темная фигура.
Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные кони.
– А мы черные шахматные кони.
Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные ладьи.
– А мы черные шахматные ладьи.
Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две темные.
– Мы белые шахматные слоны.
– Мы черные шахматные слоны.
И наконец, с необыкновенными человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь темных.
– Мы белые шахматные пешки.
– А мы черные шахматные пешки.
Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал:
– А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу.
– А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры.
Воспитатель: А, чтобы поближе познакомиться с шахматными фигурами, мы с вами поиграем.
Итак, игра «Волшебный мешочек» (дети по очереди, на ощупь, отгадывают шахматную фигуру и достают её из мешочка).
Игра «Большая и маленькая». (Поставьте перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом ребята выделят самую высокую из оставшихся фигур и т. д. до самой маленькой фигуры)
Игра "Расставь фигуры" (дети должны правильно расставить фигуры в первоначальное положение).
Игра «Белые и черные».(Воспитатель в беспорядке ставит на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставляет в сторону одну из фигур, называя её название и цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.
Игра "Что изменилось». (На доске - 6 фигур, дети закрывают глаза, а ведущий меняет местами две фигуры, либо заменяет фигуру на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняет. Дети определяют все произошедшие изменения).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как хорошо вы сегодня играли. А сейчас вспомним ещё раз название всех шахматных фигур:
Я смотрю на первый ряд
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И еще два поля есть
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на месте пешки.
-Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей?? (8,2,2,2,1,1)
-Каких фигур на доске больше всего?
- Какая из фигур самая высокая?
- Какая самая маленькая?
- Сколько чёрных пешек?
- А белых?
Итог занятия:Мы сегодня с вами познакомились с шахматными фигурами. На следующем занятии мы узнаем, как ходит ладья. До новой встречи, ребята.
Литература
1. И.Г Сухин «Шахматы» первый год или «Учусь и учу». Пособие для учителя, Обнинск «Духовное возрождение» 2011г.;
2. И.Г.Сухин учебник «Шахматы» «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» Часть 1, 1 год. Обнинск «Духовное возрождение» 2017г.;
Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» в подготовительной группе на тему «Путешествие в Королевство Здоровья»
Воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познание" в подготовительной группе на тему "Путешествие в Королевство Здоровья"
Цель: воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка....
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» по теме «Загадочное королевство"
Конспект занятия познавательного характера с использованием технологий здоровьесбережения...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» «Путешествие в сказочное королевство Математики»
Занятие по формированию элементарных математических представлений в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» формирование элементарных математических представлений» по теме: «Путешествие в королевство математики» в подготовительной к школе группе
Закепление умения детей в составлении арифметических задач, знаний о составе чисел, последовательности дней недели, времён года...
Индивидуальный образовательный маршрут "Время вокруг нас" к дополнительной образовательной программе "Сказочное королевство времени"
Развитие временных представлений дошкольника, как одна из сторон математического развития детей....
Конспект образовательной деятельности "Королевство зубной щетки"
Познакомить детей с навыками гигиены полости рта....