"Рекомендации по проектированию предметно - пространственной среды для детей дошкольного возраста в детском саду"
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Байракова З.Н, Андержанова Т.Ю. Рекомендации по проектированию предметно - пространственной среды для детей дошкольного возраста в детском саду.
Андержанова Татьяна Юрьевна,
Воспитатель Д 1
ГБОУ г. Москвы «Школа 2120»
Байракова Зайнап Надирсолтановна
Воспитатель Д 1
ГБОУ г. Москвы «Школа 2120»
Аннотация: авторы статьи делятся опытом по актуальности создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день. Каждый ребенок – это уникальная личность и индивидуальность, со своими запросами и интересами, и педагогический коллектив дает такое образование, которое нацелено на развитие уникальности.
Ключевые слова: подготовительная группа детского сада, предметно-пространственная среда, проект, уголок уединения, макет, классификация, «Букваринск», шкалы ECERS-R.
Дом и обстановка внутри отражает стиль и характер людей, живущих в нем. Детский сад - это то место, где ребенок проводит большую часть своего времени, поэтому нам хотелось создать в группе уют и комфорт. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта не достаточно, чтобы было только красиво. Ведь правильно организованная предметно - пространственная среда является не только залогом успешного образовательного процесса, но и позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. При организации среды мы учитывали все пять образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально - коммуникативное и физическое развитие. Также старались обеспечить безопасность, доступность, трансформируемость, вариативность, полифункциональность среды. Планируя центры, нам было очень важно учесть мнение самих детей, хотелось создать им естественный домашний комфорт. Учитывая мнение и пожелания детей, мы разделили группу на зоны, каждая из которых решала свои задачи. Поэтому дети прекрасно ориентируются в групповом помещении, знают, где взять материал для любимых занятий и атрибуты для игры. В нашей группе организован свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам и пособиям.
В работе мы успешно используем дидактический материал для развития детей "Детский календарь", который является частью программы "Миры детства, конструирование возможностей". Эта программа является экспериментальной и полностью соответствует ФГОС дошкольного образования. Оснащение рабочего пространства меняется в соответствии с планированием образовательного процесса. Благодаря материалам «Детского календаря» наша предметно- пространственная среда постоянно обновляется. «Рисунок 1, 2».
К примеру, макет города Владимир, материал для которого взят из "Детского календаря". Башни, церковь, богатыри, жители города, пушки - все это коллективная работа нашей группы. «Рисунок 3».
Из разноцветных листов детского календаря, предназначенных для свободного творчества или продуктивной деятельности, вместе с детьми решили изготовить все буквы русского алфавита. Теперь они украшают группу и помогают детям в обучении чтению и письму. «Рисунок 4, 5».
Цифровые прямые бывают из разных материалов, а вот в нашей группе необычная и красочная цифровая прямая сделана своими руками из картона, пластилина и бумаги. «Рисунок 6».
Звуковые домики появились благодаря календарям. Жильцы-звуки поселились в них - это гласные и согласные звуки и помогают нам в обучении грамоте. «Рисунок 7».
Изображения животных, птиц, деревьев, фруктов и ягод из календарей прошлых месяцев мы использовали для изготовления таблиц-классификаций. Плакаты расположены на стенах групповых помещений, в спальне и в раздевалке. Проходя мимо, играя, одеваясь на прогулку, ребенок обращает на внимание на классификации. Таким образом, он непроизвольно запоминает то, что видит. «Рисунок 8,9,10,11,12».
В рамках реализации проекта детского календаря “Строим город Букваринск” совместно с детьми, родителями и воспитателями изготовили объёмные макеты домов для жителей города “Букваринск“. Каждой букве алфавита соответствует дом и жители, название профессий которых начинается на эту букву. Дети после презентации своих домиков продолжают играть с ними в группе. «Рисунок 13».
Для развития познавательного интереса создан центр экспериментирования с различным бросовым и природным материалом для исследований. Это коллекция камней, шишки, морские ракушки, различные крупы, бобовые, пуговицы, а также микроскоп и лупа. Воспитатель с подгруппой дошкольников может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. «Рисунок 14».
В центре продуктивной деятельности есть все необходимое для творчества - акварель, гуашь, карандаши, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Эта зона у нас никогда не пустует, наши детишки очень любят заниматься творчеством. «Рисунок 15»
У нас очень много авторских работ детей, которые не относятся к тематическим неделям. Рисунки наших детей очень ценны для нас, мы уделяем им особое внимание. Поэтому в группе организованно четыре выставки, где дети сами развешивают свои работы, и после мы любуемся нашими шедеврами. «Рисунок 16,17,18,19».
Активно задействован центр для сюжетно-ролевых игр, с атрибутами и костюмами различных профессий, дети очень любят переодеваться в них. Во время игр дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Штанга для костюмов мобильна, и поэтому дети могут перемещать ее в любое удобное для них место. «Рисунок 20»
Центр конструирования игр оснащен констукторами различного вида: деревянный, пластмассовый, лего-дупло, конструкторами для объёмного моделирования, мягкие модули и другое. «Рисунок 21,22»
В спальном помещении у нас уголок тишины и спокойствия - “Уголок уединения”. Он отделен от основной части спальни легким тюлем и мягкими подушками. Дети любят проводить там время. Иногда они заходят туда просто пообщаться между собой. Часть игрового оборудования перенесена в спальную комнату. Тем самым была решена проблема ограниченного пространства группы. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. «Рисунок 23»
Уголок дидактических игр пользуется большой популярностью. В подготовительной группе дидактические игры становятся «рубежными», то есть, по выражению выдающегося советского психолога, педагога и философа Алексея Николаевича Леонтьева, определяющими переход от игровой к учебной деятельности [3, c.117]. Игры периодически обновляются. Дети собирают пазлы, играют в шашки, шахматы, лото, домино, ходилки, сделанные своими руками. Большинство игр взято из детского календаря. «Рисунок 24,25,26,27».
Мини-библиотека представляет собой стеллаж с полочками для книг. Она находится рядом с центром продуктивной деятельности (центром творчества), чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. На стене, рядом со стеллажом, расположены портреты авторов. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению. Еще у нас есть «Книжкина Больница». Так мы называем корзину, куда помещаются, а затем "лечатся" книги. «Рисунок 28,29».
Патриотический уголок, расположенный в группе рядом с доской, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны. «Рисунок 30».
Уголок дежурства расположен по соседству с кухней. Дети самостоятельно определяют дежурных; написав своё имя, ребенок прикрепляет его на доску дежурных. Таким образом формируются умения выполнять обязанности дежурных, воспитывается положительное отношение к труду, самостоятельность. «Рисунок 31».
Уголок физического развития содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (маленькие мешочки заполненные разнообразными наполнителями, ортопедический коврик из пуговиц). Данный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. «Рисунок 32,33».
Заключение
В своей работе предметно-пространственной среды мы используем шкалы ECERS-R для комплексной оценки качественного образования. В нашем детском саду эти шкалы позволяют нам проводить наблюдения за действиями детей в различных центрах. Выявляет их степень увлеченности, востребованности этих центров. Насыщенная и развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, формирования личности, а также является источником его знаний и социального опыта. Мы надеемся, что созданная в нашей группе предметно - пространственная среда способствует интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить их знания и впечатления.
Список литературы:
1.Доронова Т.Н., С.Г. Доронов, Н.В. Тарасова, Л.А. Ремезова, О.Е. Веннецкая, М.А. Рунова, Е.Г. Хайлова, С.Г. Якобсон, Программа «Миры Детства: Конструирование Возможностей» Комплексная образовательная программа дошкольного образования, М: ФГАУ ФИРО, 2015. 271 с.
2.Дороновой Т.Н., «Детский Календарь» под общей редакцией, М.: Градиент, 2018. 31 с.
3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, [Электронный ресурс]. URL:https://studfiles.net/preview/5129849/page:117/,(дата обращения: 10.01.2019).
4.Тельма Хармс, Ричард М.Клиффорд, Дебби Крайер переработанное издание, Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R., М: Национальное Образование, 2017. 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетн...
Рекомендации для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста с учетом ФГОС ДО»
В процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во многом составляет основу для формирования потребностей....
Содержание развивающей предметно – пространственной среды для детей дошкольного возраста (с 3х-7 лет)
Нет такой стороны воспитания, на которуюобстановка не оказывала бы влияния,нет способности, которая не находилась быв прямой зависимости от непосредственноокружающего ребенка конкретного мира…Т...
Содержание предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования ППРС дошкольных групп для детей с нарушениями слуха...
Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена акт...
Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
В статье кратко раскрыта Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста....