Центр экологии как один из методов проектирования предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
материал

Пирч Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Центр экологии как один из методов проектирования предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста 

Пирч Н.А., МАДОУ «ЦРР « Жемчужинка»,

воспитатель, ВКК

Одним из важных условий реализации системы образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. Концепция развивающей предметной среды разработана С.Н. Новоселовой, которая определяет ее как систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного, физического облика; обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

В нашем детском саду создан экологический центр в соответствии с возрастом детей. Он способствует познавательному развитию дошкольников; эколого-эстетическому развитию; оздоровлению ребенка; формированию нравственных качеств ребенка; формированию экологически грамотного поведения; экологизации различных видов деятельности ребенка.

Организовывая ППС, мы придерживались основных принципов  ее организации:         
1. Принцип гибкости и управляемости среды.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
3. Принцип индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса.
4.  Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
5. Принцип стабильности.
6. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При  создании центра экологии в группе мы опирались на выполнение следующих задач:

расширение кругозора детей относительно окружающего мира (если в младших группах работа носит ознакомительный характер, то в средней, старшей и подготовительной эта работа состоит в более детальном освоении полученных ранее знаний);

развитие речи (в ходе работы в уголке дети обогащают свой словарный запас, учатся строить диалог, монолог);

стимулирование интереса к познанию, проявление любознательности (например, знакомясь с особенностями жизни животных на севере, дети старшей группы с удовольствием находят дополнительную информацию в энциклопедиях о том, как пингвины вынашивают свои яйца);

развитие логического мышления, внимания и наблюдательности (уже в младшей группе ребята в ходе наблюдений за комнатным цветком, могут прийти к выводу о том, что если зелёный питомец опустил побледневшие листья, то его следует полить);

формирование представлений о прекрасном, творческое  видение  мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);

приобретение трудовых навыков по уходу за растениями;

воспитание инициативности, ответственности за порученное дело (так, заполнение календаря природы, начиная со второй младшей группы, готовит ребят к подобным видам работ в школе);

оздоровление микроклимата помещения за счёт зелёных насаждений.

Наш экологический центр- это место знакомства и общения ребенка с миром живой и неживой природы. Благодаря своей доступности позволяет организовать наблюдение и исследовательскую деятельность вне зависимости от времени года. Он  выполняет социокультурную,  интеллектуально-познавательную и эстетическую функции и включает в себя  следующие зоны:

1. Живой уголок, в котором находятся  разнообразные комнатные растения, специально подобранные с учетом возраста детей; также расположен календарь природы, паспорта растений, инвентарь для ухода за растениями.

Живой уголок в детском саду поможет привить детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширит кругозор и поможет получить новые знания. Основная цель, которую мы  перед собой поставили, организовывая живой уголок — научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за растениями живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности. Общение с природой — ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.

2. Зона трудовой деятельности, в которой располагается оборудование для трудовой деятельности, различные виды огородов (весенний период), приобретение трудовых навыков по уходу за растениями и животными (если у ребёнка есть обязанность поливать цветок, кормить рыбок в аквариуме, то эти действия становятся для него привычными, обыденными, а значит, не вызывающими отрицания и дома);

3. Зона творчества – место для выставок творческих работ, формирование представлений о прекрасном, творческого видения мира (растительный и животный мир вокруг помогает малышам увидеть совершенные, изысканные формы, а также научиться гармоничному сочетанию цветов);

4. Зона моделирования, содержащая карты, макеты для моделирующей деятельности.

Совместно с родителями и детьми мы изготавливаем различные макеты, соответствующие темам недель. Например: макет «Подводный мир морей и океанов» и «Подводный мир рек и озер». Данные пособия многофункциональны, изготовлены из различных материалов.

Макеты имеют   развивающее значение: изготовлены из разноцветных материалов разной фактуры и размера, что обеспечивает зрительную стимуляцию и развитие тактильных ощущений, развитие зрительного и цветового восприятия. Все это хранится в различных коробочках. Пособие экологически-чистое, с ткани можно стряхнуть мусор или постирать ее.

Играть можно как на столе, так и на ковре. Макеты можно использовать как элемент развивающей среды в группе или вынести на улицу. Играть с пособием может одновременно разное количество детей любого возраста как самостоятельно, так и под руководством воспитателя, выполняя различные задания. Макеты можно использовать как наглядное пособие на занятиях, при проведении конкурсов.

5. Зона экспериментирования. Для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности создана небольшая лаборатория. В ней  дети превращаются в ученых, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. Опытное исследование живой и неживой природы — важный элемент экологического воспитания в ДОУ.  

Ребятам очень интересно проводить такие опыты как «Свойства воды», «Как сделать морскую воду?», «Как очистить воду?», “Что увидим через воду?”, «Давление воды», «Плавает или тонет?».

Материалы этой зоны размещаются по ящикам, коробкам. Это и приборы для изучения природных явлений: термометр, барометр, лупа, флюгер, и посуда для работы с природным материалом; природный материал: ракушки, шишки, каштаны, песок, камешки, различные виды гербариев, альбомы с аппликациями из сезонного природного материала и многое другое.

6. Учебная зона, предназначенная для проведения образовательной деятельности детей. Совместно с родителями  разработали и приобрели дидактические игры: «Русалочка», «Четвертый лишний», «Чей силуэт?», «Угадай звук животного». Подготовили атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Экскурсоводы», «Подводное плавание», «Кругосветное путешествие». Дети в сюжетно-ролевой игре с увлечением обыгрывали путешествие на подводной лодке. При помощи родителей изготовили настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось?», «Найди такую же», «Лото», «Соедини точки». Дидактические игры, модели и пособия экологического характера способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, являются средством диагностики сформированности экологической культуры дошкольника.

7.Зона «библиотека» – место, в котором размещаются стеллажи, полки с книгами, энциклопедиями, периодическими изданиями. В этой зоне  находится технический комплекс – телевизор, музыкальный центр, проекционное оборудование. Для пополнения данной зоны, дети приносят из дома свои энциклопедии и журналы, мы оформляем папки - передвижки. Воспитанники нашей группы подготавливают  мини доклады об удивительных животных и растениях, с которыми познакомились на занятиях. Разучивают стихи, загадки. Также подобраны различные  мультимедийные презентации, онлайн-экскурсии.

8. Зона «коллекция», «мини–музей» также  находится в экологическом центре. В уголке созданы   разнообразные коллекции, которые помогают детям в знакомстве с различными природными объектами. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка.

Экологический центр помогает воспитателю на протяжении всего учебного года проводить  различные эколого-педагогических мероприятия  и организацию разной деятельности дошкольников. Он  позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения.      

Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.

Грамотное проектирование экологической развивающей среды в дошкольном учреждении, в том числе и с экологической точки зрения, позволит проявить каждому ребенку интерес к природе, удовлетворить потребность в общении, взаимодействии с объектами природы, обеспечить сформированность познавательного отношения и поможет становлению ценностного отношения к окружающему миру. Правильно спроектированная экологическая развивающая среда, как функциональное и пространственное соединение субъектов воспитания, объединяет в одно целое ее содержательные элементы, выступает в качестве посредника в развивающем взаимодействии и единстве взаимоотношений дошкольников с окружающим миром природы.

Список литературы

Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников   (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.

Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей 5-6 лет, осваивающих примерную образовательную программу «Истоки»»

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей   5-6  лет в рамках ФГОС....

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)

Предметно-пространственная развивающая среда для детей младшего возраста (2-3 года)...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.

Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...

Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"

У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...

Семинар "Предметно-пространственная развивающая среда в младшем дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС"

laquo;Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира....