«Создание развивающей предметно-пространственной среды, для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
статья по логопедии на тему
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетной задачей деятельности БМДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o.m.volokitina_statya_aprel14.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65 - Центр развития ребенка»
города Бийска Алтайского края
Статья
«Создание развивающей предметно-пространственной среды,
для детей дошкольного возраста с ОВЗ посредствам альтернативных средств коммуникации»
подготовила
учитель-логопед
Волокитина Ольга Михайловна
Бийск 2015
На современном этапе развития общества в связи с вступлением ФГОС дошкольного образования, вопросы организации предметно-развивающей среды стало одной из приоритетной задачей деятельности БМДОУ. Педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Среда, которая обеспечит возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых и поможет реализации образовательных программ, используемых в образовательной деятельности ДОУ. В соответствии с ФГОС основная образовательная Программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных коррекционных - образовательных задач предусматривается совместную деятельность взрослого и детей, а так же и самостоятельную деятельность воспитанников.
Человечество в конце прошлого века вступило в эпоху "информационного общества". Накопленный человечеством огромный объем информации, направят педагогов к поиску новых подходов к организации процесса коррекционно-развивающего обучения. Потребность в формировании особой информационной культуры личности современного педагога, связанно с огромные темпом роста информационных технологий.
Стремительное развитие ИКТ в корне изменило направление педагогической деятельности современного учителя-логопеда. Учителю-логопеду приходится искать дополнительные средства, которые бы облегчили, помогли систематизировать и направить процесс усвоения детьми знаниями, умениями и навыками. Новые подходы коррекционно-образовательной работы с воспитанниками, направлены на активизацию познавательных процессов ребёнка, и помогают по-новому организовать процесс коррекции и развития. Поэтому наряду с традиционными методами и приёмами в работе с детьми с ОВЗ, возможно, использовать и альтернативные средства коммуникации.
Информационная технология – система методов, программных продуктов и технологических средств, которые объединены в технологическую систему сбора, хранения, обработки, вывода и распространения информации. Эти технологии снижают трудоемкость использования и применения информационных ресурсов. Специфика современных информационных технологий заключается в том, они становятся новым интеллектуальным инструментом, который проникает в сферу деятельности интеллекта человека.
Современные информационные технологии, влияют на все механизмы массовой коммуникации, воспитание, образование, оказывают влияние на систему межличностного общения, образ жизни и формируют личность.
Возникновение современных информационных технологий привело к созданию программных продуктов, которые позволяют работать с информацией не только с помощью человеческого разума и интеллекта, но и с помощью современных технических устройств.
В структуре коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ индивидуальная работа занимает не маловажное место. Наглядные методы занимают очень важное место в логопедической работе. Для этих целей используется предметы в натуральную величину, а так же их модели заместители и разнообразный картинный материал. Использование разнообразного наглядного материала повышает эффективность логопедической работы.
Планируя индивидуальную работу, в сочетании с общепринятыми методами и приемами, возможно, использовать фрагментарно компьютерный планшет с соблюдением всех санитарно-гигиенических и технических и требований. Это современное техническое средство, которое активно возможно применять в работе с детьми ОВЗ на индивидуальных логопедических занятиях. Компактный планшетный компьютер, работающий на базе программы Windows программные продукты которой, помогают создавать наглядное методическое обеспечение к индивидуальным занятиям. По силам планшетного компьютера, возможно, создать такую развивающую предметно-пространственную среду, которая будет доступной и безопасной, полифункциональной, вариативной, трансформируемой и содержательно-насыщенной позволяющей решать программные задачи основной программы в соответствии с ФГОС ДО.
Средствами информационных технологий возможно самостоятельное изготовление педагогами пособий для непосредственной образовательной деятельности любой сложности и любой направленности. Изготовление мультимедийных презентации, и использование других программных продуктов, в работе учителя-логопеда облегчает подготовку и проведение индивидуальной работы. Все средства информационных технологий расширяют возможности социальной коммуникации и являются вспомогательным средством дополнительной коммуникации.
Использование данного технического устройства обеспечивает активизацию игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников.
В зависимости от образовательной ситуации, и возможностей детей предметно-пространственная среда посредствам ПК безтруда трансформирует коррекционно-развивающее пространство.
Но нужно не забывать, что компьютер для ребенка с ОВЗ не должен быть игрушкой, а по необходимости являться средством обучения и объектом изучения, а так же средством дополнительной коммуникации. Применение технических средств информационных технологий необходимо использовать там, где это действительно оправданно и быть дозированным.
Электронное пособие “Чудо-доска” представляет собой магнитную доску размером 100*60. Она оснащена магнитами и светодиодной трехцветной лентой с пультом управления. Логопедические игры и упражнения можно подбирать, используя рекомендации Уваровой Т.Б. “Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками”. Работа с электронным устройством осуществляется следующим образом: торцевая часть “доски” загорается красным цветом (мотивационный сигнал) и на «использование доске» выставляется игровое – упражнение. Это могут быть и разрезные картинки и задания на лексико-грамматику и т.д. Затем после выполнения упражнения с пульта управления педагог включает зелёный подцветку – как сигнал правильности выполнения задания. Лента многоцветная, с дополнительными функциями, которые регулируются с пульта, поэтому педагогу будет достаточно удобно придумать свои приемы стимуляции деятельности цветом.
”Чудо-доска” даёт возможность воспитанникам с ОВЗ наглядно представить конкретную игровую ситуацию, понять содержание игрового упражнения, его организацию и методику проведения. Активизируя познавательную деятельность с помощью ”Чудо доски”, процесс обучения становится целенаправленным, позволяющим усвоить детям их собственный опыт. Данное устройство помогает реализации различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности ДОУ.
Применение учителем-логопедом нетрадиционных коммуникативных средств в коррекционной работе, являются дополнительным средством в образовательном процессе детей дошкольного возраста с ОВЗ. С помощью этих средств, возможно, создать развивающую предметно-пространственную среду, которая повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует стимуляции речевой и познавательной активности, формирует положительное отношение к обучению.
Список использованной литературы:
1. Закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (Глава 2 СТАТЬЯ 10.п 4).
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155
3. Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. “Аквариум” Москва 1996
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1
5. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. // “Литур” Екатеринбург. 1999
6. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.//Творческий центр Сфера. 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение инновационных технологий в развитие креативных способностей дошкольников посредством создания предметно-развивающей среды
Каждый из родителей всегда хочет, чтобы его ребенок рос умным и творчески развитым человеком, Если с дошкольником заниматься с раннего возраста, развиватьу него любовь к творчеству, например к музыке,...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.
Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....
Формирование навыков социальной коммуникации у дошкольников через создание бесконфликтной образовательной среды»
Цель: сплочение группы родителей и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:1. Способствовать формированию благоприятного психологического климата в группе родителей;2. ...