Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.
статья по коррекционной педагогике
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена актуальность учета детских деятельностей при оснащении воспитательно-образовательного процесса с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_obrazovatelnoy_sredy_dlya_detey_imeyushchih_narusheniya_sluha.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Алла Борисовна Долгицкая,
воспитатель дошкольной группы,
КОУ «Нижневартовская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1»,
г. Нижневартовск
Содержание образовательной предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха.
Аннотация. В статье рассмотрены принципы и условия моделирования предметно-пространственной среды дошкольных групп для детей с нарушениями слуха, как одного из компонентов образовательной среды. Представлена актуальность учета детских деятельностей при оснащении воспитательно-образовательного процесса с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Ключевые слова. Образовательная среда, развивающая предметная среда, детские деятельности, принципы построения образовательной среды, ограниченные возможности здоровья.
За последние два десятилетия мир значительно изменился. Ускоряется темп жизни, мозг современного человека перенасыщается информацией, стремительно нарастают повседневные нагрузки. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей. Обновление системы дошкольного образования ставит задачу воспитания «нового человека», конкурентоспособной личности, обладающей чертами исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Какие же они современные дети? Какие условия необходимо создать, чтобы воспитать человека будущего? Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Это обусловлено выходом в свет Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:
— гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
— обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
— способствует профессиональному развитию педагогических работников;
— обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Образовательная среда дошкольного отделения воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей.
Развивающая образовательная среда состоит из следующих компонентов [2]:
- Пространственно-предметный компонент – это материальные возможности учреждения – доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей.
- Содержательно-методический компонент – включает в себя адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств;
- Коммуникативно-организационный компонент – это личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов.
Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками [2].
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Все компоненты образовательной среды взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В современных требованиях к оснащению воспитательно-образовательного процесса подчеркивается роль детских деятельностей, и в особенности игры в развитии ребенка, а, значит, педагогам необходимо создавать условия в развивающей среде для становления и развития этих деятельностей.
Важно обеспечить возможность организации разнообразной игровой деятельности. Адекватные возрасту формы работы с детьми могут быть ориентированы не только на игровые, но и на другие, характерные для дошкольника, способы открытия мира, и потому дошкольный возраст сензитивный, наиболее благоприятный для их развития.
Во-первых, это сенсорные способы познания (работы А.В.Запорожца, Л.А.Венгера и его школы).
Во-вторых, это экспериментирование, которое Н.Н.Поддьяков, наряду с игрой, относит к ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.
В-третьих, это вхождение в социальный, предметный мир, природу через активное, творческое воображение (работы Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, О.М.Дьяченко, А.В.Запорожца, Е.Е.Кравцовой и др.).
Предметно-пространственная среда организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по принципу нежесткого (мягкого) центрирования (зонирования) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам в различных центрах активности.
Жизненное пространство должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая, друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации с рассматриванием иллюстраций и презентаций, математическими играми, наблюдениями и т.д. По всей площади группы следует разместить оборудование, стимулирующее двигательную активность ребенка. Специально, в стороне от центров активности, где протекает более спокойная и интеллектуальная деятельность, организовать центр физической культуры или движения и центр строительства [1].
Все материалы доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры выставлены на полках и находятся в открытых пластиковых контейнерах без крышек. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
В нашей организации функционирует 4 дошкольных группы, общий состав воспитанников - 35 детей, из них - 16 слабослышащих и 19 воспитанников с кохлеарными имплантами. Педагоги дошкольного отделения осуществляют образовательную, воспитательную и коррекционную деятельность в соответствии с Адаптированной программой дошкольного образования.
Большинство детей с различными особенностями развития раньше переводились из массовых садов в сады компенсирующего вида, где с ними работали специалисты по коррекционному обучению.
На сегодняшний день на основании ряда документов: «Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы, которая реализуется в дошкольном отделении, в любое образовательное учреждение может прийти ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и тогда образовательное учреждение должно создать специальную образовательную среду, связанную с необходимостью и возможностью воспитания и образования этой категории детей.
С точки зрения Л.С. Выготского, дефект находится не на стороне ребенка, а на стороне социальных условий, которые не позволяют ему преодолеть препятствия и использовать те ресурсы, которые у него имеются для реализации возможностей.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Вопрос моделирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей. Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.
Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:
- зону для спокойной деятельности;
- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);
- рабочую зону [3] .
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами – метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей [3]. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы, иметь возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей. Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы.
При построении образовательной среды дошкольного отделения для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы [4]:
1. Принцип развития - взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия - установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве;
6. Принцип обучения деятельности - обучение умению ставить цели и реализовывать их в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В чем же заключается особенности организации образовательной предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха? Сначала необходимо определить образовательные потребности таких детей.
Образовательные потребности:
-в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных видов коммуникации;
-в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;
-в развитии всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);
- в формировании социальной компетенции.
В соответствии с выделенными образовательными потребностями определяются специальные условия:
Архитектурная среда
Внеучебное пространство. Стенды на стенах дошкольной образовательной организации с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности и т. д.
Учебно-игровое пространство. Звукоизолированный кабинет сурдопедагога, для проведения индивидуальных и групповых занятий. Кабинеты логопеда и психолога для индивидуальных и подгрупповых занятий. Организация достаточного пространства, чтобы ребенок с нарушениями слуха в условиях речевого полилога имел возможность поворачиваться и слухозрительно воспринимать речь сверстников. Особое положение за столом для занятий дошкольника с нарушенным слухом — справа от слышащего партнера, чтобы иметь возможность видеть рабочий материал сверстника на организационных моментах занятия.
Специальное оборудование
Внеучебная среда. «Бегущая строка» (на этажах). Световая индикация режимных моментов в помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
Учебно-игровое пространство. Интерактивная доска, мультимедийные столы, интерактивный пол, компьютерные программы HeartheWorld, Speech W и др. Компьютер c колонками и выходом в интернет. Средства для хранения и переноса информации, принтер, сканер. Музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги. Диагностический набор для определения уровня слухового восприятия. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы). Специальная литература по сурдопедагогике и сурдопсихологии.
Условно дошкольников с нарушениями слуха можно разделить на несколько групп для выбора образовательных условий, адекватных их состоянию:
1-я группа - дети, состояние слуха и уровень актуального развития которых позволяют им успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях и осваивать основную образовательную программу при наличии минимума психолого-педагогических условий, специальных материально-технических ресурсов, в т.ч. ассистивных средств и технологий.
2-ягруппа - дети, уровень развития которых требует обязательного создания психолого-педагогических условий, наличия ассистивных средств и технологий в общеобразовательных организациях, в т.ч. специальных. Дети этой группы способны освоить основную образовательную программу или адаптированную образовательную программу.
3-я группа - дети, которые по уровню развития способны обучаться только при обеспечении полного пакета психолого-педагогического сопровождения (в т.ч. с привлечением ассистента-помощника, сопровождающего педагога-тьютора и т.д.), обязательном наличии ассистивных средств и технологий в специально организованном образовательном пространстве. Дети этой группы способны освоить адаптированную основную образовательную программу для глухих и слабослышащим дошкольников; адаптированную образовательную программу дошкольного образования с программой коррекционной работы; адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для глухих и слабослышащих или адаптированную программу основного образования по индивидуальному плану. Программа, по которой может заниматься ребенок, а также специальные условия определяет ПМПК.
Таким образом, создавая предметно-пространственную среду, как один из компонентов вариативной образовательной среды необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды образовательного учреждения и психологические, физические и индивидуальные особенности воспитанников.
Список литературы
1. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду: Методическое пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128с.
2. Образовательная среда: от моделирования к проектированию./ Ясвин В.А.-М.: Смысл, 2001.- 365 с.
3. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья./ Гилева Н. С. // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.
4. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования./ С. Г. Доронов.- Москва, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...
Авторское Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста.
Авторское проектирование образовательной предметно-пронстранственной среды для детей дошкольного возраста. Инновационная деятельность. Активная среда. Проектирование образовательно-пространственной ра...
Статья. "Предметно-пространственная развивающая среда для детей дошкольного возраста с ОВЗ в структуре художественно-эстетической образовательной области ФГОС ДО"
У детей с нарушениями интеллекта в раннем и дошкольном возрасте вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Низкий уровень восприятия у умственно отсталых детей р...
Пакет рекомендаций для родителей, направленных на коррекцию развития детей дошкольного возраста имеющих нарушения слуха.
В работе с родителями можно применять разнообразные формы: анкетирование родителей, родительские пятиминутки, консультации, практические занятия с родителями, родительские собрания, совместные досугов...
Содержание изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Наряду с овладением изобразительными умениями в процессе этой деятельности у ребенка раз...
Содержание предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха
В статье рассмотрены принципы и условия моделирования ППРС дошкольных групп для детей с нарушениями слуха...