Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей. План по самообразованию
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Данный материал поможет начинаюим педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu._netrad._tehnika.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 45 общеразвивающего вида»

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей.

Галанина Полина Константиновна.

г. Петропавловск-Камчатский

2018

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей.

Теоретическая часть № I

Период выполнения (месяц)

Нормативно-правовые документы

Источники (литература)

Форма

Сентябрь

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ;

Глава 2. Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Устно

Октябрь

ФГОС ДО – Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного Образования.

Глава 2. Требования к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Устно

Ноябрь

Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г. «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

Санитарно — эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г.

Устно

Декабрь

Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

Письмо министерства РФ от 14.03.2000 №65/23-16

Устно

Январь

Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

Приказ министерства РФ от 17.10.2013 №1155

Устно

Февраль

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012года № 273-ФЗ;

Глава 2. Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Часть 1. Пункт 6. Статья 6.

Устно

Март

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -дошкольного образования».

Федеральный закон от 29.12.12 г. №273 – ФЗ  Часть 11 статья 13.

Устно

Апрель

Письмо Минобрнауки  РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10.

Письмо Минобрнауки  РФ и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 13 января 2014 года № 08-10.

Устно

Май

ФГОС ДО – Федеральный Государственный Образовательный стандарт Дошкольного Образования

Глава 3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Устно

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей.

№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1.

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

Знакомство детей с техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

2.

«Золотая волшебница  осень»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Уточнять и расширять представления детей об осени. Продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка. Развивать творчество и фантазию.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

ОКТЯБРЬ

1.

«Осенняя пора (пейзаж, отражение в  озере)»

Монотипия

Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления об осени. Познакомить детей с симметрией, на примере отражение в озере, реке (отпечаток).

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, творчество, умение самостоятельно придумывать сюжет.  Воспитывать заботу и любовь, и бережное отношение к природе.

Листы бумаги, гуашь, кисти, банка с водой, салфетки, музыкальное сопровождение П.И. Чайковский «Времена года (Осень)»,  компьютер, проектор, картины с репродукциями художников, презентация  нетрадиционная техника рисования - «монотипия».

2.

«Гроздь рябины»

Рисование ватными  палочками

(Пуантилизм)

Учить детей рисовать кисть рябинки методом тычка ватной палочкой. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и  представлений о природе. Воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке.

Гроздь рябины (картинка или настоящая), краска красного цвета (гуашь), шаблоны с изображением веточки, тряпочки, белая бумага формата А3, игрушка - птичка.

НОЯБРЬ

1.

«Волшебные кляксы»

Кляксография

Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«Однажды в осеннем лесу»

Печать по трафарету поролоном

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - печать по трафарету с использованием поролона.  Развивать творчество и фантазию у детей.  Учить правильно, располагать детали композиции.

Оранжевая или желтая цветная бумага, трафареты волка и лисы, баночка под воду, поролон, кисти №2 белка и щетина №4, гуашь (белая, коричневая, зелёная, оранжевая, серая).

ДЕКАБРЬ

1.

«Зимняя сказка»

Граттаж

Познакомить детей с новой техникой рисования граттаж. Побуждать детей придумывать свои сюжеты, замыслы и передавать в своих рисунках красоту окружающего мира, используя свои личные впечатления.  Развивать мелкую моторику рук; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильно нажимая на изобразительный инструмент как того требует предлагаемая техника.

Кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка, иллюстрации по теме зима.

2.

«Новогодняя ночь»

Набрызг

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «рисование брызгами», формирование и развитие художественно-творческих способностей.  Показать детям возможность получения изображения с помощью брызг. Развивать творческое мышление и воображение.  Вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования. 

Картон, гуашь, старая зубная щетка, карандаш.

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодняя ёлочка»

Пластилинография

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «пластилинография». Развивать творческие способности и воображение.

Учить видеть и замечать прекрасное в повседневной жизни.

Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.

Набор пластилина, основа, доска, стеки, картон.

2.

«Новогоднее  волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

( цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

ФЕВРАЛЬ

1.

«Зимний пейзаж»

Кляксография

Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа.

Продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение.

Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.

2.

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной

граттаж

Развивать творческое воображение.

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения: цветной граттаж.

Учить использовать средства выразительности: линия, штрих, цвет.

Учить оценивать качество работ своих товарищей.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

МАРТ

1.

«Подарок для мамы»

Тычок жёсткой полусухой кистью

Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки.

Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

2.

«Весна»

Монотипия

Обогащать и расширять  художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски.

Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по -мокрому». Создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений. Развивать творческое воображение.

Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.

АПРЕЛЬ

1.

«Космос»

«Печать поролоном по трафарету; набрызг»

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.

Трафареты и принадлежности для рисования.

2.

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Закреплять работу с  детьми по нетрадиционной технике рисования с помощью мыльных пузырей.

Преображать спонтанно полученный рисунок. Формировать основы для правильного речевого дыхания. Развивать трудовые навыки и привычки: работать с засученными рукавами и держать рабочее место в чистоте.

Мыльные пузыри

( цветной мыльный раствор),   альбомные листы, клеёнка на стол,  фартуки,  влажные салфетки, музыкальное сопровождение.

МАЙ

1.

«Праздничный салют»

Граттаж

Продолжить знакомство с техникой граттаж. Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. Создавать композицию рисунка,  располагая внизу - дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение сочетать в рисунке несколько материалов (восковые мелки, гуашь, стеку). Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью или фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

2.

«Одуванчики в траве»

Рисование мятой бумагой

Закрепление работы с  техникой рисования мятой бумагой. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к природе.  Развитие внимания, мышления и вкуса. Воспитание аккуратности.

Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой.

Теоретическая часть № II

Период выполнения (месяц)

Психолого-педагогическая, методическая литература  

Источники (литература)

Форма

Сентябь

Цквиктария Т.А «Нетрадиционные техники рисования». Интегрированные занятия в ДОУ. Сфера 2011г.

Кляксография.

Стр. 23

 Октябрь

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». 2007

Рисование набрызгом.

Стр. 67

Ноябрь

 «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под

редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г. стр. 19

 

«Монотипия» Стр.19

Декабрь

А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». «КАРО» 2014г

Рисование на нетрадиционных материалах. Стр.  38, 46.

Январь

Рисование нетрадиционными материалами:

«Зубная паста».

 Htt://www.radonta.ru/_1_12/

Февраль

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под

редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г

Черно-белый «Граттаж». Стр. 21

Март

Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». М- 2007.

Метод тычка.

Стр. 56

Апрель

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под

редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г

Оттиск печатями из овощей. Стр. 9

Май

Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся

пленке. –  Обруч 1999 г. №2.

Мыльная пена.

Стр. 24

Итоги, выводы, самоанализ

I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

Презентация по теме: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей».

Октябрь

Консультация на тему: «Нетрадиционная  техника рисования:

Рисование набрызгом».

Ноябрь

Открытое занятие на тему: нетрадиционная  техника рисования:

Монотипия.

Итоги, выводы, самоанализ

IIквартал (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

Мастер-класс по «Рисованию на нетрадиционных материалах».

Январь

Изготовление брошюр на тему: «Рисование нетрадиционными материалами».

Февраль

Консультация для родителей средней группы на тему: «Рисование на нетрадиционных материалах».

Итоги, выводы, самоанализ

IIIквартал (март, апрель, май)

Март

Размещение на сайте «Pedportal.net»  конспекта занятия по нетрадиционной технике рисования, методом «Тычка».  Коллективная работа

«В зоопарке».

Апрель

Создание листовок на тему: рисование нетрадиционными материалами

«Штамп».

Май

Размещение на сайте «Дошколенок.ру»  конспекта занятия по нетрадиционной технике рисования мыльной пеной «Праздничный салют на 9 мая».

Тезисы.

  1. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года говорится, что дошкольное образование является первой ступенью общего образования, самостоятельным уровнем образования.

Впервые в законе определен правовой статус педагогических работников. В ст. 47 указаны следующие академические права и свободы педагогических работников.

• Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода невмешательство в профессиональную деятельность;

• Свобода выбора и использования педагогических обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

• Право на творческую инициативу;

• Право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

• Право на участие в разработке образовательных программ;

• Право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушение норм профессиональной этики педагогических работников.

  1. Согласно п. 3.4.2. ФГОС ДО педагогические работники должны «обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей»

В п. 3.2.5 ФГОС ДО перечисляются условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

согласно профессиональному стандарту педагог дошкольного образования должен выполнять определенные трудовые действия, обладать для этого необходимыми умениями, что в свою очередь предполагает освоение им необходимых знаний.

  1. Педагог дошкольного образования должен (ФГОС ДО (п. 3.2.1):

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень форсированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и  изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что  детскую изобразите...

Методическая разработка по рисованию по теме: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

В данной разработке рассказывается о нетрадиционных техниках рисования, которые полезны и интересны для детей дошкольного возраста....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольников.

Цель педагогического опыта:–  развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования.Задачи:1.  Создание в группе условий для художествен...

Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...