рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию
рабочая программа
программа по патриотическому воспитанию с 3 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programm1.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по нравственно-патриотическому воспитанию
вторая младшая – подготовительная группы
(возрастная группа)
сентябрь 2012г. – май 2015г.
(срок реализации программы)
Составитель:
воспитатель
(должность)
Кудрякова Н. В.
(Ф. И. О. педагога)
Хмелинец-2012
Введение
Настоящая программа составлена для работы с детьми дошкольного возраста, начиная со второй младшей группы и заканчивая подготовительной.
Реализация данной программы предполагает:
• формирование ведущих интегративных качеств личности;
• практическую деятельность;
• оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
• неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, производственными и обслуживающими объектами села и района.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цели и задачи программы
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи:
1. Формирование любви к родному селу, интереса к прошлому и настоящему села.
2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.
3. Воспитание чувства гордости за своих земляков.
4. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.
5. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному искусству русского народа и своего региона.
Сроки реализации программы
Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Реализация программы представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
Вторая младшая группа - «Мой дом – моя семья».
Средняя группа - «Мой детский сад».
Старшая группа - «Село Хмелинец, Задонский район».
Подготовительная группа - «Липецкая область—частица России»
Технологии:
Знакомя детей с историческими событиями, педагоги должны широко использовать ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи и изделия хмелинецких умельцев) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать. Не рекомендуется сообщать какие- либо исторические даты.
Содержание программного материала
1 ступень «Мой дом – моя семья»
Задачи:
Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;
Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;
Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.
Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения, приветливость, доброжелательность в семье и в гостях.
2 ступень «Мой детский сад»
Задачи:
Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;
Повышение авторитета детского сада на основе ознакомления с историей детского сада;
Усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом;
Содержание работы включает в себя следующие темы: история детского сада, правила поведения в детском саду; умения распределять обязанности трудовой деятельности, роли в игре, поручения воспитателя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение.
3 ступень «Село Хмелинец, Задонский район»
Задачи:
Воспитание любви к селу Хмелинец – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
Развитие творческой активности.
Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: история села Хмелинец и Задонского района, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность села и района, природа, экологические проблемы, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т. п. ; народные промыслы (гончарный промысел, лозоплетение, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи.
Правила поведения в музее, театре.
4 ступень «Липецкая область – частица России»
Задачи:
Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Липецкого края, традициям и обычаям народов России.
Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, ознакомление с образцами искусства народов, населяющих Россию; природное разнообразие, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в картинах художников, песнях, стихах, былинах.
Липецкая область – частица России. История Липецкой области в истории России. Архитектурные и культурные памятники Липецкой области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли липецкой.
Основные мероприятия по реализации программы
1 ступень
-НОД на тему «Моя мамочка» - сентябрь 2012г;
-НОД на тему «Мой любимый папа» - октябрь 2012г;
-игра – соревнование «Что нам осень подарила?» - октябрь 2012г;
- Мероприятие ко дню Матери – ноябрь 2012г;
-семейный праздник «Моя семья» - ноябрь 2012г;
-праздник игры и игрушек – декабрь 2012г;
- игра за столом «День рождения куклы Маши» - январь 2013г;
-беседа «Откуда берутся грязнули» - февраль 2013г;
-праздник ко дню Защитника Отечества «Мой папа самый-самый» – февраль – 2013г;
-игровая программа «Масленица» - март 2013г;
-фотовыставка «Это я и вся моя семья» - март 2013г;
-беседа «Дружба каждому нужна» - апрель 2013г;
-спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» - май 2013г;
-игровой тренинг «Вежливые слова»;
2 ступень
- экскурсия по детскому саду;
- экскурсия на кухню и прачечную детского сада;
- праздник урожая, выставка «Наш урожай»;
- мероприятие ко дню матери;
-беседа «Веди себя правильно за столом»;
-праздник «Сколько на свете вежливых слов»
-беседа «Скоро Новый год»;
-беседа «Наш режим дня»;
-праздник семьи «Дорогое слово - папа»;
- НОД «Моя мама»
-экскурсия в музей детского сада;
-весёлые старты;
-игровой тренинг «Вежливые слова»;
3 ступень
-игра путешествие «Вот моя деревня, вот мой дом родной»;
-просмотр презентации «Хмелинец мой, Родина моя!»;
-конкурс для мам «Мамины руки – самые теплые»;
-фотовыставка «Задонск, Задонский район»;
-экскурсия на Хмелинецкий сахарный завод;
-фотовыставка «Красота родной природы»;
- НОД «Новогодняя игрушка»;
-игра «Ждем гостей»;
-игра – путешествие «Задонский район на карте Липецкой области»;
- экскурсия в музей Дома культуры;
-фотовыставка «Народные промыслы в Хмелинце»
-подготовка подарков ветеранам ВОВ
-беседа «Герои-земляки в Великой отечественной войне», экскурсия к аллее Славы;
-игровой тренинг «Вежливые слова»;
4 ступень
-беседа «Русь, Россия – Родина моя»;
-беседа «Моя малая родина»;
-фотовыставка «Флаг и герб Задонска и Липецкой области»;
-конкурс стихов «Край родной, навек любимый»;
-праздник «Россия-Родина моя»;
-беседа с показом презентации «Флаг, герб, гимн России»;
-фотовыставка «Народные промыслы России, Липецкой области»;
-фотовыставка «Природа родного края»;
-трудовое дело – уборка территории вокруг обелиска Славы;
- развлечение «Праздник цветов»;
-конкурс рисунков «Будущее Хмелинца»;
-игровой тренинг «Вежливые слова»;
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам; любовь и бережное отношение к природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Список используемой литературы
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений» - 3-е изд., перераб. И дополн. – СПб: «детство пресс», 2001.
2. Косякин А. В. «Из века в век: Задонский район: 1928-2003» ООО «Редакция газеты «Де-факто», 2003
3. Лямина Г. М., Гербова В. В. и др. «Воспитание детей в старшей группе детского сада» - М.: Просвещение, 1984.
4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей – Мн.: «Асар»-1996.
5. Морев Л. «История развития города Задонска» Издательство «Глаголь», 2001
6. «Дошкольное воспитание» Ежемесячный научно-методический журнал.
7. Википедия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы
Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Рабочая программа по нравственно – патриотическому воспитанию
Коренные преобразования в стране конца 20-21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах ...
ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Чем младше ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...