Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc5555.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Светофорик».
города Невинномысска Ставропольского края.
Рабочая программа
по нравственно-патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-7 лет) «Родничок».
Автор: воспитатель
МБДОУ № 50 г.Невинномысска
Кисилева Наталья Вячеславовна
Пояснительная записка.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» предназначена для детей дошкольного возраста ( 5-7 лет). Данная программа дополняет основную общеобразовательную программу ДОУ, и входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», и направлена на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице городу, Родине. На развитие интереса к русским традициям.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растет новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас. Взрослых. Воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Поэтому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинает формироваться у ребенка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становление личности патриота.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения- со знакомства с детским садом, своей улицей, городом, со страной, ее столицей и символами.
Процесс обучения основан на использовании принципа интеграции и позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. А также работа построена с учетом принципов:
- Системно организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу для ребенка данного возраста;
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Цель программы: формировать нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста.
Реализация программы по нравственно-патриотическому воспитанию предполагает интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Главными и основными задачами нравственно-патриотического воспитания с детьми дошкольного возраста(5-7 лет) являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине ;
- Межличностные отношения;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Планирование данной рабочей программы составлено на основе методических рекомендаций «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С.
Срок реализации данной программы рассчитан на два года обучения.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности и представлен в следующих блоках:
- Моя семья;
- Мой детский сад;
- Мой город;
- Будем Родине служить;
- Культура и традиции;
- Правила, по которым мы живем.
Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Весь материал систематизирован и представлен в виде тематического плана и конспектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения.
В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие восприятие, культуру и ориентирование дошкольников в нравственных проблемах. В результате этого усиливаются представления детей о традиционных ценностях отечественной культуры. В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков анализа и синтеза.
При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.
Структурная организация игровых занятий.
На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочными историями, Проводятся игры- драматизации, беседы, экскурсии, тематические развлечения. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 20 - 25 минут для детей 5 - 6 лет, 25-30 минут для детей 6-7 лет.
Каждое занятие начинается с игровой ситуации. Рассматривая ее, они учатся делать выводы о культурном поведении и личностных взаимоотношениях. Заканчивается каждое занятие повторением: что нового и интересного дети узнали, чему научились, что вызвало трудности.
Тематический вид планирования способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний городе, культурных традициях. Тематика занятий сохраняется, при этом объем, и содержание познавательного материала усложняется в соответствии с возрастом детей.
Содержание образовательных ситуаций по нравственно-патриотическому воспитанию предусматривает их интегрирование в систему воспитательно-образовательной работы с другими разделами образовательных областей. Так, например, с областью «Художественно-эстетическое развитие» - детям часто даются задания на рассматривание картин ; с областью «Речевое развитие» - дети составляют короткие рассказы и т.д.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения нравственно-патриотическому воспитанию.
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения нравственно-патриотическому воспитанию невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Формирование духовности, развития интереса к русским традициям, формирование бережного отношения к природе, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улицы, городу, Родине особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной беседы родителей с детьми. Без поддержки и систематических бесед в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное формирование нравственно-патриотического воспитания.
На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.
При работе с родителями использовались такие формы работы как:
- Индивидуальные консультации, беседы.
- Фотовыставки «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Праздники и развлечения в детском саду», «Мой любимый город»;
- КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Как правильно знакомить детей с городом».
- Анкетирование родителей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию»;
По окончании третьего года обучения дети (5-6 лет) должны уметь:
- Проявлять заботу о пожилых людях о малышах ;
- Иметь представления о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах;
- Имеет углубленные представления о семье, родственных отношениях;
- Знает о культуре общения с взрослыми и сверстниками;
- Культуру поведения в общественных местах;
- Правильно выбирает линию поведения по отношению к людям разных возрастов (выражает внимание к больному, проявляет заботу о малышах);
- Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн).;
- Правильно реагировать на негативные действия других детей, их последствия;
По окончании четвертого года обучения дети (6-7 лет) должны уметь:
- Иметь представление о ценности труда родителей и близких родственников.
- Иметь представления о жизни детей в других странах
- Иметь представления о народных традициях
- Уметь отличительные символы государства
- Иметь представления о правах ребенка
Диагностика с детьми старшего дошкольного возраста производится три раз : в начале, середине и конце учебного года. В таблице указаны критерии высокого уровня развития, которые помогут отслеживать динамику развития ребенка. Исследует следующие показатели;
- Положительно- эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города;
- Личностное развитие, произвольность;
- Социальное поведение, коммуникативность.
По показателям определены три уровня выполнения заданий:
- Низкий уровень – невыполнение задания даже с помощью взрослого;
- Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощь взрослого;
- Высокий уровень – выполняет задание самостоятельно.
№ п/п | Показатели | Методика |
1. | Умения проявлять заботу о малышах, пожилых людях. | Фотографии малышей, сверстников, пожилых людях карточки с изображением состояния людей. |
2. | Умения различать настроения сверстников, оказывать помощь нуждающемуся в этом. | Ситуации. |
3. | Имеет представления о членах семьи и ближайших родственниках | Фотографии родственников. |
4. | Элементарные представления о профессиях города | Картинки с изображениями. |
5 | Умения быть вежливыми, внимательными с взрослыми и взрослыми. | Картинки с изображением поступков детей, взрослых |
6 | Умения реагировать на негативные действия других детей и их последствия. | Иллюстрации с изображением поступков детей |
7 | Имеет представления о символах государства (герб, флаг, гимн) | Иллюстрации государственных символах. |
8 | Имеет представления о правах ребенка | Иллюстрации |
Список литературы:
- .Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- Г.А. Ковалева Воспитывая маленького гражданина..: Практический курс для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр.-М.: АРКТИ, 2004.-80с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.е. Мы живем в Росси. Гражданско-патриатическое воспитание дошкольников. М: издательство. 2003, -112с.
- Н.В.Алешина Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий . изд. 4-е допол.-М.: Уц Перспектиыва, 2008,-248с.
- Литвинова Р.М. Региональная культура Ставрополья: художники, писатели и композиторы.- Ставрополь: Литера, 2010.-380с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированной НОД по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "День рождения на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, тезка, колыбелька, лапти, чугунок...
Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста".
Педагогический совет: "Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста"....
Нравственно-патриотическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста
консультация для родителей...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Проект в старшей группе "Квест - технологии как средство формирования нравственно - патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация на тему " Квест - технологии"...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...