Рабочая программа по нравственно – патриотическому воспитанию
рабочая программа
Коренные преобразования в стране конца 20-21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 «Вишенка»
Рабочая программа
по нравственно – патриотическому
воспитанию
Составитель: Бобкова Л. Ю.- старший воспитатель
высшая квалификационная категория.
Пояснительная записка
Коренные преобразования в стране конца 20-21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально – экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, в рамках конкретной социокультурной среды. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому – то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются наиболее прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. На каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Любовь ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути .Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность .В достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления7 Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных житейских проблемах, требующих принятия решения? В этом нам помогает новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) – где выделены следующие разделы:
- «Физическое развитие»;
- «Социально – коммуникативное»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно – эстетическое».
В каждом направлении есть образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
В каждом направлении определены цель, задачи нравственно – патриотического воспитания во всех возрастных группах.
Содержание программы
Цель: Формирование духовности, нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста, реализация комплексного подхода к развитию ребёнка, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития при использовании принципа интеграции.
Задачи:
- Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Развитие к русским традициям и промыслам;
- Совершенствование элементарных знаний о правах человека;
- Ознакомление детей с символами государства ( герб, флаг, гимн),развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны.
Реализация программы по нравственно – патриотическому воспитанию предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской образовательной деятельности: в каждое направление, в каждую образовательную область. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи ФГОС в разнообразных видах детской деятельности.
Формы организации образовательной деятельности.
Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов комплексно – тематическом планировании, в форме проектов. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры – беседы, игры – инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной образовательной деятельности. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий образовательного учреждения.
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена поэтапно:
1 этап – «Моя семья»;
2 этап – « Мой детский сад», «Мой город»; «Правила по которым мы живём».
3 этап – «Моя Родина», «Будем Родине служить».
В рамках представленных этапов распределены темы содержания работы нравственно – патриотического воспитания с учётом принципов:
- системно организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу во всех возрастных группах;
- адресного подхода, который предполагает учёт индивидуальных особенностей группы;
- универсальности основных направлений нравственно – патриотического воспитания, предполагающего использование социально – ценностного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.
Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в перспективном планировании.
Перспективное планирование.
Направление и образовательные области | Вторая младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |||||
1 этап Моя семья | |||||||||
Социально – личностное, «Коммуникация», «Социализация», «Познание» | игра – драматизация «Неваляшка и её семья» | Беседа: «Наша дружная семья» | Беседа: «Семья и родной дом» | Беседа: «7 я» | |||||
Познавательно - речевое , «Познание», «Физическая культура | подвижная игра «Курица и цыплята» | Дидактическая игра: «Маленькие помощники» | Беседа «Мой папа» | Беседа «Моя мама – лучше всех» | |||||
Игра – беседа «Я люблю маму и папу» | Инсценировка «Ушки – неслушки» | Беседа «Бабушка и дедушка в семье» | Беседа «Пожилые люди» | ||||||
Этюд «Утреннее фото» | Дидактическая игра «Дружная семейка» | Беседа «Моя родня» | Беседа «Дети и родители» | ||||||
Познавательно – речевое, «Коммуникация», «Познание» | Дидактическая игра «В гостях у куклы Ариши» | ||||||||
2 этап Мой детский сад, Мой город, правила по которым мы живём. | |||||||||
Познавательно – речевое, Худ . эстетическое, «Труд», «Коммуникация», «Чтение худ. литературы», «Социализация» | Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» | Образ- я деятельность «Путешествие по детскому саду» | Рисунок – рассказ «Мой детский сад» | Игра – беседа «Детский сад – моя вторая семья» | |||||
Экскурсия в медицинский кабинет | Беседа «Мой воспитатель» | Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» | Беседа «Что такое детский сад» | ||||||
Экскурсия в прачечную | Экскурсия по этажам детского сада | Игра – путешествие по территории детского сада | Экскурсия «В уголок леса» | ||||||
Социально – личностное, Познавательно – речевое, «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Безопасность» | Экскурсия по территории детского сада | Экскурсия на почту | Экскурсия в аптеку «Библиотека», | «Экскурсия «Библиотека», «Православный храм» | |||||
Игра – путешествие «Мой город» | Экскурсия в лес | Экскурсия по городу | Экскурсия к памятнику Боевой и Трудовой Славы | ||||||
Игра – беседа «Каждой вещи своё место» | Игра – беседа «Учимся правильно разговаривать» | Игры – беседы «Мы все разные, но мы все равны», «Я выбираю сам» | |||||||
Игра «Мы едим правильно» | Игра – беседа «Я берегу игрушку» | Беседы «Наши отношения», «Декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка» | |||||||
Игра беседа «Я берегу игрушки и одежду» | Беседа «Можно ли приносить игрушку в детский сад» | Творческая игра «Страна вежливости», Игра – развлечение «О правах - играя» | |||||||
3 этап «Моя Родина», «Будем Родине служить». | |||||||||
Социально – личностное ,Познавательно- речевое»Социализация», «Коммуникация», «Познание», | Игротека – путешествие по улицам родного города. | Игра – путешествие «Россия а шаре земном». | Беседа «Что мы знаем о нашей Родине». | Интеллектуальная игра «Мы патриоты». | |||||
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество» | Игра -путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей». | Беседа «Моя Родина». | Игра – развлечение «Что в имени твоём». | Развлечение .Конкурс чтецов «Стихи о любимом городе».совместно с родителями, краеведческим музеем города. | |||||
Игра – путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны». | Игра – инсценировка «Как строили избу на Руси». | Игра – путешествие «Широка страна моя родная». | Тематическая беседа с краеведческим музеем «Мой город родной». | ||||||
Социально – личностное. Познавательно – речевое «Познание». «Социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Коммуникация». | Игра – беседа «Моя малая родина» | Развлечение «Русский национальный костюм» | Беседа « Наша родина – Россия». | Интегрированное занятие «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» (совместно с краеведческим музеем города). | |||||
Интегрированное занятие «Путешествие к бабушке Агафье» | Беседа «Я люблю тебя Россия». | Беседа «Государственные символы России». | Тематический вечер «Берёза – символ России» (совместно с родителями) | ||||||
Беседа «Природа России» | Игра – развлечение «Праздник народной игрушки» | Игра – путешествие «Москва – главный город нашей Родины» | Беседа «Россияне –граждане России». | ||||||
Физическое развитие, Социально – личностное, Познавательно – речевое, «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Социализация», «Коммуникация» | Игра – соревнование «Сильные и ловкие»(совместно с родителями) | Беседа «Дни боевой славы» | Литературная композиция «День Победы» (совместно с родителями) | мультимедийный просмотр с последующей беседой «Юные герои войны» | |||||
Беседа «Наша армия – самая сильная» | Игра – соревнование «Мы пока что дошколята» (совместно с родителями) | Военно – спортивная игра «Будущие защитники» | беседа «Русские богатыри» | ||||||
Беседа «Маленький капитан» | Беседа «Наша армия самая сильная!» | Беседа «Что такое героизм» | Военно – спортивная игра «Зарничка» (совместно с родителями) |
Методические рекомендации образовательной деятельности по этапам нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задача педагога – продумать что целесообразнее показать, рассказать детям, отобрать эпизоды ( труд людей, природа родного края, традиции, общественные события и т.д) и особенно выделить наиболее характерные для данной местности или родного края события. Отбор соответствующего материала позволит сформировать у дошкольников представление о том. Чем славен родной край.
На первом этапе « Моя семья»- прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, она требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считается важным и зачастую вызывает лишь недоумение. Но в тоже время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях .Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
- семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;
- счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства
На втором этапе «Мой детский сад», «Мой город», «Правила по которым мы живём»- дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего, (везде живут люди, люди берегут и охраняют природу, соблюдают традиции своего народа и т. д). Старшие дошкольники должны знать на звание своего города, улицы, в честь кого он назван.
Учить детей действовать в соответствии с определёнными правилами и требованиями. Способствовать накоплению представлений о добрых поступках, используя беседы о реальных случаях из жизни группы и художественные произведения. У старших дошкольников формировать личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
На третьем этапе «Моя Родина», «Будем Родине служить», «Культура и традиции» - развивать познавательный интерес к истории культуры малой родины через знакомство с игрушками, играми, традициями и обычаями своего народа, знакомить детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Рассказать о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, познакомить с родами войск. Дать представления о Великой Отечественной войне , на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», « трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно – патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
Планирование образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Перспективный план работы составлен с учётом Федеральных государственных требований, работы данного учреждения. Содержание данного плана включает цель, формы, сопутствующие темы, творческие проекты, направления, образовательные области.
Планирование работы
(вторая младшая группа)
Тема, цель | Направления Образовательные области | Творческие проекты (продуктивная деятельность) |
Сентябрь | ||
«Моя семья» Формировать понятие «семья». Воспитывать любовь к семье в которой живёшь. | «Социально - коммуникативное» - развитие представления о мире и о себе. «Познавательное развитие» - конструирование «Мой дом»; художественное конструирование «Мой дом на нашей улице». | «Художественное творчество» аппликация «Мой дом», рисование «Моя семья». |
Игра – беседа «Каждой вещи – своё место» Познакомить детей с правилом «Каждой вещи – своё место». Выяснить знают ли дети расположение игрушек и вещей в группе, необходимых для самостоятельной деятельности. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «наш детский сад». | «Художественное творчество». Аппликация «Разложи по полочкам». Рисование «Закончи рисунок» (дорисовывание предметов на схематичном изображении мебели в группе) |
Октябрь | ||
Путешествие по разноцветной земле «В хвойном лесу». Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях ;формировать диалогическую речь детей, обогащать словарный запас; воспитывать любовь, интерес, бережное отношение к природе. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» Развитие представлений о мире и о себе. Домашние и дикие животные, игра «Назови животных». | «Художественное творчество». Рисование «Ель»; Аппликация «Шишки на ели»; Лепка «Ёлочка». |
Игра – беседа «Моя малая Родина». Познакомить детей с понятием «малая родина», воспитывать любовь к малой родине. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ. литературы».Рассматривание иллюстраций, слайдов, книг о родном городе. | «Художественное творчество». Рисование «Природа нашего края». |
Игра – развлечение «Кот Васька». Знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми, развивать речь, память ,познавательную и двигательную активность .Воспитывать любовь к животным. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Физическая культура», «Чтение худ. литературы»; ознакомление с произведением «Почему котёнок плакал»; «Художественное творчество» - музыкальная шкатулка (игра на русских народных инструментах) | «Художественное творчество»- Аппликация «Украсим кокошник для Анюты» |
Ноябрь | ||
Путешествие по разноцветной земле «Север и Юг нашей страны». Формировать у детей понятие «Россия»; познакомить с природой нашей страны :рассказать о природе Урала, наших природных ресурсах; дать представление о других регионах России; воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы; проявлять интерес к природе родной страны, желание больше узнать о ней. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ. литературы», Слайдовая презентация о России. | «Художественное творчество». Аппликация «Флаг России»; «Посадим ели в нашем лесу»; «Поздняя осень». |
Игра – беседа «Я люблю маму и папу». Формировать представление о семье, о том, что никто не должен разлучать ребёнка с родителями. Вызвать желание говорить о своих близких, называть их имена. | «Чтение худ. литературы», «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя», «Волк и семеро козлят». | «Художественное творчество». Рисование «Моя семья»; Аппликация «Мой дом, моя семья» ( Фотоколлаж совместно с родителями ). |
Дидактическая игра «В гости к Матрёшке» Формировать представления детей о семье; закреплять умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи. | «Чтение худ. литературы», «Социально - коммуникативное». Чтение сказок «Три медведя», « Репка», «Маша и медведь». | «Художественное творчество»; рисование «Мама, папа, я - наша дружная семья»; художественное конструирование «Мой брат (сестра)». |
Декабрь | ||
Экскурсия в прачечную. Воспитывать уважение к труду взрослых; вызывать интерес к труду работников прачечной; продолжать формировать культурно – гигиенические навыки | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «Наш детский сад» | «Художественное творчество», аппликация «Развесим бельё для кукол»- наклеивание готовых деталей (одежда) на горизонтальную линию (верёвка). |
Дидактическая игра «Не поделили игрушку».Учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «Мои друзья» | Конструирование из кубиков «Построй дом для любимой игрушки»- совместно несколько детей. |
Игра – беседа «Родная страна». Формировать представление о величине России воспитывать любовь к родной стране | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - просмотр видеофильма «Города России». | Художественное конструирование «Город». |
Январь | ||
Путешествие по разноцветной земле «Природа и жизнь людей на Урале». Формировать у детей знания об особенностях природы Урала, его животном и растительном мире; обогащать словарный запас детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь; воспитывать интерес к малой родине, к жизни людей на Урале, к их труду, быту. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - развитие представлений о мире и о себе «Назови животных нашего региона». | Художественное творчество. Аппликация «Украсим платье для девочки». |
Игра – развлечение «Вот так конь!» Сформировать представления о народной игрушке и русском народном фольклоре; знакомить детей с деревянными (Богородскими) игрушками и глиняными (Ф илимоновскими) игрушками, потешками; воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» «Чтение худ. литературы» - развитие представлений о игрушках, просмотр иллюстраций, картин о народных промыслах. | Художественное творчество. Лепка народных игрушек (по усмотрению педагога) |
Игра «Мы едим».Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку, набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая её к губам. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» - Развитие представлений о мире и о себе «Наши дела», «Наш день». | Художественное творчество. Конструирование «Стол и стул»; Лепка «Чашка, ложка и тарелка». |
Беседа «Летят самолёты» дать понятие о празднике – День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных воинов – лётчиков, моряков, танкистов. | «Чтение худ. литературы», «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, книг (воздушный транспорт, «Самолёт», «Вертолёт»; водный транспорт (корабль) ; чтение стихотворений А. Барто «Самолёт»; «Кораблик»; С.Михалкова «А что у вас?» | Художественное творчество. Конструирование из бумаги (оригами)- изготовление самолётов. |
Февраль | ||
Игра – соревнование «Сильные и ловкие». Способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- развитие представлений о мире и о себе «Мальчик и девочка» (гендерное воспитание). | Художественное творчество. Аппликация «Самолёт», «Танк». |
Беседа «Маленький капитан». Формировать патриотические чувства, обогащать знания детей. | «Чтение худ. литературы» - обогащать словарный запас детей, чтение стихотворений А. Барто «Игрушки». | Художественное творчество. Совместное конструирование «Корабль». |
Март | ||
Этюд «Утреннее фото.» Формировать у детей чуткое отношение к близким людям, окружающему миру. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие» развитие представлений о мире и о себе «Знакомство с эмоциями»; «Мои друзья». | Художественное творчество. Аппликация «Подарок для мамы и бабушки». |
Игра – драматизация «Петушок и его семья». Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие», «Чтение худ. литературы»- знакомство с литературными произведениями русского народного творчества. | Конструирование по схеме «Построим домик для цыплят. Лепка «Зёрнышки для Петушка и его семьи». |
Апрель | ||
Экскурсия «Улица города». Формировать представление об улице как части города; воспитывать желание узнать больше о городе, в котором живёшь. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- Рассматривание иллюстраций о родном городе, фото – открытки. | Аппликация (совместно с родителями) « Мой дом и улица где я живу». |
Игра – путешествие «Красный, жёлтый, зелёный». Дать детям понятия о правилах дорожного движения. | «Социально - коммуникативное»; «Познавательное развитие»- просмотр видеофильма «Как Незнайка и его друзья учили правила дорожного движения» | Конструирование «Строительство домов, дорог, улиц города». |
Май | ||
Беседа «Природа России». Формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за свою страну. | Рассматривание репродукций картин русских художников. «Пейзажи России». | Аппликация «Берёзовая роща». |
Планирование работы
(средняя группа)
Тема, цель | Направления образовательные области | Творческие проекты (продуктивная деятельность) |
Сентябрь | ||
Игра – беседа «Я беру игрушку». Формировать представление у детей о праве выбора игрушки, не забывая о таком же праве других детей. Воспитание умений и навыков правильной просьбы, представление о возможности уступать другим детям. | «Чтение худ. литературы», «Познание», «Коммуникация»- чтение стихотворения Э. Мошковской «Жадина». Отгадывание загадок. | Художественное творчество. Лепка «Моя любимая игрушка». |
Игра – беседа «Иванушка, Марьюшка и их гости. Знакомить детей с особенностями национальных костюмов, показать детям сходство и различие в облике разных народов, различие в языке и музыке; воспитывать интерес и желание общаться с другими народами. | «Познание», «Коммуникация», «Социализация» - развитие представлений об окружающем мире и о себе «Национальный костюм». | Дидактическая игра «Оденем кукол в национальные костюмы». |
Октябрь | ||
Игра – развлечение «Осенины». Знакомить детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осенин; уточнить знания детей об осени, домашних животных; формировать монологическую речь детей, воспитывать бережное отношение к окружающему. | «Познание», «Социализация», «Коммуникация» - Развитие представлений об окружающем мире и о себе (сезонные изменения в природе, что бывает осенью. Осенняя экскурсия в природу. | Художественное конструирование «Дары Осени»; Участие детей и родителей в выставке «Осенняя фантазия». |
Игра – развлечение «В гости к Танечке пойдём». Продолжить знакомство детей с устным народным творчеством, с дымковской игрушкой, учить простой узор по мотивам дымковской росписи; формировать связную речь; воспитывать в детях отзывчивость, развивать эстетическое восприятие. | «Чтение худ. литературы» «Познание», «Социализация»- Чтение потешек , русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о народных промыслах. | Аппликация «Украсим дымковскую игрушку». |
Путешествие по разноцветной стране «Эти дети живут на Севере». Формировать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, языке детей, живущих на Севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям. | «Познание», «Социализация» , «Коммуникация» - Развитие представлений о мире и о себе «Мир людей и человеческих отношений». | Художественное творчество. Аппликация «Украсим костюм»; Лепка «Сани для оленьей упряжки». |
Ноябрь | ||
Беседа «Наша дружная семья» ( совместная деятельность детей и родителей).Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. | «Социализация», «Познание» - расширять представления об окружающем мире и о себе «Моя родословная»; «Моя семья». | Оформление фотоальбома «Наша семья»; «Моё родословное древо». |
Игра – инсценировка «Ушки – неслушки» .Формировать у детей чувства привязанности и любви к близким людям: маме, папе, бабушке, дедушке. Учить оказывать им посильную помощь, воспитывать желание помогать близким людям. | «Коммуникация», «Социализация» - ознакомление с произведениями художественной литературы. Чтение сказки Шарля Перо «Красная шапочка». | Художественное творчество. Изготовление подарков для мамы ко Дню матери. |
Тематическое занятие – развлечение «Русский национальный костюм». Формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом русского народа. | Физическая культура», «Музыка», «коммуникация» - Разучивание русских народных игр, игр народов Урала. | художественное творчество. Аппликация «Украсим сарафан». |
Декабрь | ||
Беседа «Малая Родина». Формировать у детей понятие «малая родина»;знакомить с русским фольклором: пословицами, стихотворениями; расширять кругозор детей; воспитывать патриотические чувства. | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихотворений Я. Абидова «Мать – земля»; П. Воронько «Лучше нет родного края». | Рассматривание иллюстрированного альбома «Малая родина»; фотооткрыток , о родном городе; книга мой родной город Реж. |
Беседа «Я люблю тебя Россия». Формировать знания детей о природе родного края , России; вызвать чувство восхищения красотой русской природы. | «Познание», «Коммуникация» , «Музыка», «Социализация» - Рассматривание репродукций картин русских художников «Пейзажи России»; Чтение стихотворений русских поэтов. Слушание музыкальных произведений . | Художественное конструирование «Русское поле». |
Январь | ||
Рождественские посиделки «Рождество Христово». Формирование удетей понятие «вера»;знакомить детейс традицией празднования православного праздника Рождества Христова; воспитывать интерес к национальным традициям. | «Социализация», «Познание», «Коммуникация» -Знакомство с православными праздниками; чтение стихотворений о новогоднем празднике. | Оформление творческих работ «Рождество Христово»; (совместная деятельность родителей и детей). |
Беседа «Мой воспитатель». Формировать представления о труде воспитателя ,расширять кругозор детей, воспитывать уважение к труду и желание быть послушными воспитанниками. | «Труд», «Социализация», «Коммуникация» - Расширять представления о труде взрослых; просмотр иллюстраций о профессии воспитателя. | Художественное творчество. Аппликация «Подарок воспитателю» (совместная деятельность детей и родителей). |
Февраль | ||
Беседа «Дни боевой славы». Объяснить детям, что 23 февраля – День защитника Отечества , что российские воины охраняют нашу Родину, они смелые, сильные, ловкие; дать понятие о форме одежды различных родов войск | «Познание», «Социализация», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихотворений С. Маршака «Пограничники»; В.Бороздина «Звездолётчики». | Художественное творчество. Раскрашивание готовых трафаретных форм военной техники. |
Игра – соревнование «Вместе с папой». Развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости и достижений поставленной цели. | «Физическая культура», «Коммуникация» , «Музыка» Игры – эстафеты с участием пап | Художественное творчество Изготовление эмблем для игр - эстафет (совместно с мамами). |
Март | ||
Дидактическая игра «Маленькие помощники». Учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывать желание помогать близким людям. | «Чтение худ. литературы», «Музыка», «Коммуникация» - ознакомление с художественной литературой, инсценировка сказки «В гостях у солнышка»; Чтение стихотворения Л. Квитко «Бабушкины руки». | Художественное творчество (изготовление подарков для мам и бабушек.) |
Дидактическая игра «Дружная семейка» . Формировать знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. | «Чтение худ. литературы», «Познание» - знакомство со сказкой «Пых»; «Красная шапочка». | Художественное конструирование (поделки своими руками); Оформление выставки творческих работ «Мои родители могут и умеют». |
Апрель | ||
Беседа «маленькая история про большую войну». Формировать у детей умения отвечать на вопросы по картине, подбирать точные слова для характеристики действий, развивать мышление, память. Воспитывать любовь, гордость и уважение к защитникам Отечества. | «Чтение худ литературы», «Познание», «Социализация»- Чтение рассказов , стихотворений о войне; рассматривание картин и слайдов. | Аппликация (изготовление подарков для дедушек и прадедушек). |
Май | ||
Беседа «Наша родная армия». Уточнить представления детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная» | «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение худ. литературы» - Чтение стихов и рассказов о солдатах; рассматривание картин на военную тематику. | Конструирование из «Лего» военная техника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....
Содержание рабочей программы "Духовно-нравственное образование и воспитание детей младшего дошкольного возраста".
Вопрос о том, как важно развивать у детей духовно – нравственные чувства, становится все более актуальным для нашего общества. Нравственное развитие – одна из центральных линий психического разв...
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Родничок" для детей старшего дошкольного возраста.
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию"Родничок" предназначенна для детей дошкольного возраста (5-6 лет)....
Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе 2015-2016 год
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо з...
Рабочая программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей детского дома
Программа "Нравственно-эстетическое воспитание детей детского дома" предназначена для детей в возрасте от 6 до 17 лет. В ходе занятий дети приобретут навыки культурно...
Рабочая программа: «Формирования нравственных представлений средствами художественной литературы в младшем дошкольном возрасте"
Рабочая программа по работе с младшими дошкольниками по художественной литературе....