Рабочая программа: "Формирование нравственно-патриотических основ у дошкольников через технологию модульного обучения"
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №11 «Рябинушка»
Согласована: Утверждена: Принята:
_______________ Приказом от «___»________»2015г. на педагогическом
Старший воспитатель №_____заведующего МБДОУ совете №____
«Центр развития ребенка - от «___»___________
«___»_________2015г. детский сад №11 «Рябинушка» 2015г.
города Заринска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по теме:
«Формирование нравственно-патриотических основ у дошкольников через технологию модульного обучения»
Составитель программы:
Рогозникова Наталья Александровна,
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Рябинушка»
г. Заринска
г. Заринск
2015 год
Структура рабочей программы | ||
1. | Пояснительная записка ………………………………………………... | 3 |
1.1. | Цель рабочей программы ……………………………………………… | 3 |
1.2. | Задачи рабочей программы ……………………………………………. | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к организации образовательного процесса …. | 4 |
2. | Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами) | 5 |
3. | Календарно-тематический план…………………………………....... | 6 |
4. | Методическое обеспечение программы …………………………….. | 12 |
Пояснительная записка
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детском саду», независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, естественной и привычной среды обитания человека.
Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Опубликованы нормативные документы по этой теме. Приобщение детей к Государственной символике РФ – одна из приоритетных задач, что нашло свое отражение и в программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Следовательно, сама формулировка подразумевает более и менее глубокое знакомство детей-дошкольников с традициями, культурой, а также флагом, гербом, гимном. А полной мере понять, осмыслить, запомнить историю происхождения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции Государственных символов РФ. Поэтому необходимы дополнительные занятия для подготовки детей-дошкольников к знакомству с понятиями Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Изучение символики и культурных ценностей родного города невозможно без знакомства детей с историей и традициями своей семьи. Здесь должна вестись активная работа с родителями. Так как в первую очередь основа патриотического воспитания идет из близкого окружения ребенка - семьи.
Основная цель рабочей программы – воспитание уважения к своему народу, любви к Родине, гордости за нее, уважительного отношения к Государственным символам РФ.
Приобщение к традициям, истории, культуре Отечества позволяет решать следующие задачи:
- Способствовать формированию нравственных ценностей и идеалов с опорой на свято отеческие традиции.
- Уважительно относиться к культуре своей страны гордиться своими предками.
- Способствовать формированию представления о себе как о будущих гражданах России, достойных представителях и хранителях культурных традиций.
- Способствовать своевременной и гармоничной социализации ребенка.
Таким образом, при выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с историей и культурой России необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давно-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в нем полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия: любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний с учетом его возраста, пола, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Этот принцип может быть также реализован через сотрудничество с семьей, музеем, библиотекой и др.
Планируемые результаты освоения Программы (в соответствии с целевыми ориентирами)
Дети среднего возраста (4-5лет) с удовольствием рассказывают о своей семье, о быте, о традициях своей семьи о некоторых русских праздниках и как их отмечают. Умеют и могут рассказать о своем родном городе, о его достопримечательностях. Рассказывают о том, какую профессию хотят выбрать в будущем. Активно наблюдают за живой и неживой природой вполне подробно могут отвечать на поставленные вопросы. Знают и могут различать основные азы государственной символики РФ.
Структура программы
Срок реализации данной программы 1 год.
Программа рассчитана на среднюю группу детей возраста от 4 до 5 лет. Программа состоит из трех модулей (блоков):
- Мой дом моя крепость.
- Записки из прошлого
- Мой любимый город
Блоки | Месяц | Цель | Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Мой дом моя крепость. | Сентябрь Октябрь Ноябрь
| Способствовать формированию представления о значимости каждого члена семьи, уважительное отношение к их жизненному опыту; - закреплению навыков общения между взрослыми и детьми; - формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям. | Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Моя семья» 2. Занятие. Беседа на тему: «Зачем папа и мама трудятся» Чтение Е.Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки» 3. Занятие. Составление рассказов по серии сюжетных картинок на тему: «У нас праздник в семье» 4. Дидактическая игра: «Ассоциации» 5. Упражнения «Я люблю свою семью», «Расскажи мне о себе» Рисование. Тема: «К нам пришли гости». 7. Сюжетно-ролевая игра «Как я маме помогаю» 8. Творческие задания для детей на тему: «Мой дом». (Конструирование) 9. Коллективная аппликация на тему: «Теремок» 10. Обыгрывание ситуаций: «В транспорте», «В гости бабушка приехала»
Чтение художественной литературы вне занятий: 1. Т.Горская, «Колин папа», 2. Л.Толстой, «Отец и сыновья». 3. В.Осеева, «Сыновья», «Просто старушка». 4. В.Маяковский, «Кем быть». 5. А.Барто, «Одиночество» | - Анкетирование с целью выявления ошибок и коррекции процесса патриотического (гражданского) воспитания в семье. - Вручение родителям памятки-рекомендации по формированию у детей патриотических чувств и приглашения для участия в акции. - Оформление стенда для родителей с указанием темы, над которой работает педагог с детьми. 1. Анкетирование. 2. Консультации для родителей: - Как правильно беседовать с ребёнком; - Что читать детям дома; - О знакомстве детей с родным городом; - Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего города 3. Беседы родителей с детьми (примерная тематика): «Наши предки», « Наше генологическое древо», «Как строили наш город», «Что такое музей», «Зачем взрослые трудятся», «Зачем нужны праздники» Посещение родителей с детьми общественных мероприятий. Участие родителей в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья». Посещение праздников: «День города Заринска», «Заринская ярмарка», «Городская ёлка», «К нам приехал зоопарк», «Проводы Русской Зимы», «9 мая – День Победы», Экскурсии родителей с детьми в детскую библиотеку, в краеведческий музей, посещение церкви и других старинных и современных зданий нашего города. |
2. Записки из прошлого | Декабрь, Январь Февраль | знакомить детей с историей названия нашего города, его гербом, географическим положением, дать понятие различия между городом и деревней; - знакомить детей с предметами труда и быта старины, одеждой, обрядами. | 1. Занятие. Рассказ воспитателя на тему: «Наш город Заринск» 2. Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Цель: Знакомство. «Предметы старины: одежда, посуда, орудия труда». 3. Составление с детьми рассказов на тему: «Во что играли раньше наши бабушки и дедушки». 4. Рисование. Тема: «Удивительные вещи из музея». 5. Просмотр презентации: «Мой город Заринск». (Старые названия улиц, исторические памятники, памятники архитектуры). 6. Занятие. Тема: «Русская изба». 7. Дидактическая игра: «Выставка старинных вещей». 8. Дидактическая игра: «Конструирование и украшение русской избы» Цель: Закрепление понятия о составных частях русской избы (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник, крыша). 9. Итоговое занятие в «Музее народного быта». 10.Календарно-обрядовый праздник «Пасха». Выставка пасхальных яиц. Вне занятий знакомить детей с народными песнями, закличками, прибаутками, играми, считалками. | |
3. Мой любимый город | Март Апрель Май | продолжать знакомить детей с современным Заринском, как местом жизни и труда взрослых, известных людей. - воспитывать уважение к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину; - знакомить с природными условиями края. | 1. Рассказ воспитателя «Как памятники лечили». 2. Занятие. Тема: «Заринск – носитель традиций в области ремёсел». 3. Презентация экскурсия к Доске почёта (Лучшие люди района). 4. Беседа на тему: «Герои-земляки в Великой Отечественной войне». Показ презентации «Мемориал славы Сорокино». 5. Аппликация «Вечный огонь». 6. Составление сравнительно-описательных рассказов на тему: «Исторические памятники и новые строения». 7. Рисование на тему: «Интересные места города». 8. Дидактические игры «Где находится памятник?», «Узнай по описанию». 9. Беседа «Наш завод». 10.Презентация «Завод Алтай кокс». 11. Развлечение «День рождения города Заринска». 12. Занятие «Карта города Заринска».
|
Программа построена в соответствии:
- С законом Российской Федерации «Об образовании»,
- Национальной доктриной образования Российской Федерации,
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 12 сентября 2008г. №666,
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», СанПиН 2.4.1.2660-10.
- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
- «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт» приказ от 17.10.2013 г. №1155;
- Федеральная программа развития образования на 2011 – 2015 года;
- Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае на 2011 – 2015 гг.;
Список литературы
- Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения.
// Вестник высшей школы. 1987, № 2.
- Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе.
М., «Просвещение», 1989.
- Кухарев Н.В., Решетько В.С. Диагностика педагогического мастерства и
педагогического творчества. Мозырь, «Белый ветер», 1998.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995.Развитие и Технология модульного обучения
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000.
- Кларин В.М. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М.: Знание, 1989.- 75 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
- Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. – Завуч, №1, 1998, с. 37-41.
- Сибирская М.П. Концепция педагогической технологии // Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1998.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод.пособие. – М.: Народное образование, 1996.
- Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 1997 Справочный материал на тему:
«Внедрение в практическую профессиональную деятельность технологии модульного обучения».
- Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования: Метод. пособие, Краснодар 2001.
- Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие / Н. В. Блохин, И. В. Травин. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.
- Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность
Нравственное, патриотическое и культурное воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
Проект "Формирование познавательной активности и нравственно-патриотических качеств у старших дошкольников через приобщение к истории и культуре родного города"
Проект представлен долгосрочный по ознакомлению и приобщению детей к истории и культуре родного города в рамках празднования 800-летия Нижнего Новгорода...
Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...