Рабочая образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы
рабочая программа на тему
Рабочая программа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников г.Москвы, с учетом региональных программ Москвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников г. Москвы, района Косино - Ухтомский.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это доказывать.
Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит
в любовь к своему государству, к его истории,
его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Основой программы являются региональные программы г. Москвы: «Столичное образование на 2012- 2016 г.г.», «Патриотическое воспитание населения г. Москвы на 2012-2018 г.г.».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства, создание условий, где каждый ребенок сможет развить свои личностные качества, свою активность, освоение им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений.
Задачи:
-Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;
- На примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать свое место в нем;
- Воспитывать дошкольников, развивая заботливое отношение к природе, к людям, своему району, к своей «малой Родине»;
- Знакомить детей с символами района, города Москвы и Российского государства (герб, флаг, гимн);
- Воспитывать чувство гордости за достижения района, города и страны в целом;
- Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать нравственно - патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Мы считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру и историю собственного народа, через знакомства его с природой родного края. Интерес к истории не возникает вдруг, а воспитывается с детства, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Разделы построения программы:
Реализация содержания программы происходит через разнообразные формы организации деятельности детей, включая НОД по социально – природному миру, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей: встречи с интересными людьми; чтение, рассказывание детям. Знакомство с художественно литературой; рассматривание картин, фото, карт, схем и т.д. Беседы, интервью, викторины. Художественная деятельность детей: рисование, лепка, музыка, художественный труд. Труд в природе; игры; праздники и развлечения.
Все виды обучения и воспитания дадут желаемый эффект, если будут осуществляться в формах сотрудничества, сопереживания, сотворчества, совместной деятельности взрослых и детей.
Освоение содержания идет по степени понимания детьми предложенного материала. От 1-го к 3-му разделу содержание программы расширяется, концентрируясь вокруг личности ребенка, его «Я». В этом суть личностно-ориентированного подхода в работе с детьми. Систему работы можно представить следующим образом:
семья→детский сад→родная улица→ родной район→родной город →родная страна
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В основу составления и реализации программы положен креативный подход. Каждый педагог может сам подобрать и творчески разработать свои занятия и другие формы работы, проводимые с детьми, подключая к работе социальных партнеров.
Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными людьми.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.
РАЗДЕЛ 1. «Я и МОЯ СЕМЬЯ»
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видят пред собой дошкольники, чему изумляются и что вызывает отклик у них в душе. Эти впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие играют огромную роль в становлении личности. Положительное отношение в семье к близким формируется с первых дней жизни ребенка. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В духовном и нравственном воспитании детей дошкольного возраста очень важным является пример взрослых, особенно близких для ребенка людей, на конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек). Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом района, города и страны.
Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя семья»
Ребенок должен иметь представления:
- о семье, семейных и родственных отношениях;
- о семье, поступках и действиях, добром отношении к близким;
- о том, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу;
- о некоторых культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи.
ЗНАТЬ:
- свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей;
- родственников, близких и далеких, как их звали.
- как чтят память предков;
- кто в роду защищал свою страну от врагов и чем отличился в мирное время;
- свою родословную;
- семейные традиции и праздники;
Раздел 2. «Я И ПРИРОДА»
Здесь ребенок узнает о незнакомых животных и растениях ближайшего природного окружения и различных природных зон. Знакомый материал пополняется новыми фактами, яркими характеристиками. У детей возрастает интерес к познавательной деятельности, завершается работа по систематизации знаний. В данном разделе идет привлечение детей к экологически ориентированной деятельности, совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания.
Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и природа»
Ребенок должен иметь представления:
- о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;
- о богатстве природных ресурсов нашей страны. Природном богатстве Москвы и Московской области, района Косино - Ухтомский: лесными, природными ресурсами (реки, горы, озера), животными, рыбами, птицами;
- представления о заповедниках нашей страны, о редких животных и растениях
ЗНАТЬ:
- природные богатства нашей страны и Московской области;
- различные природно-климатические зоны (тайга, лес, степь и др.);
- виды ландшафта (горы, равнина, тайга, степь);
УМЕТЬ:
- проявлять осознанное и бережное отношение к природе;
Раздел 3. «Я И МОЯ РОДИНА»
В этом разделе детям необходимо дать знания о Москве, некоторые сведения о ее истории, достопримечательностях, о том, что родной город, район славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми.
Город Москва – главный город России, малая Родина. Географическое положение. Уникальность природы. Реки, озера. Город хранит свою культуру, представленную в музеях, История Московского кремля как величайшего памятника страны. Символы страны: официальные (гимн, герб, флаг), неофициальные (Кремль, колокола, береза). Каждый человек, который любит свой город, заботится о его чистоте, поддерживает красоту, созданную руками других людей.
Россия – огромная многонациональная страна, в которой живут люди разных национальностей со своими традициями и обычаями. В ней много городов, сел, деревень. Люди в России говорят на разных языках.
Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран. Расположение разных стран, заинтересовавших детей, на карте, глобусе. Важность мирного существования со всеми народами, знания и уважения их культуры, обычаев и традиций.
Требования к уровню освоения содержания раздела «Я и моя Родина»
Ребенок может иметь представления:
- о районе Косино – Ухтомский, его достопримечательностях, его жителях;
- о Российской Федерации и городе Москве;
- о карте Москвы и района Косино- Ухтомский, гербах и флагах города и района;
- о государственной символике;
- о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде;
ЗНАТЬ:
- свой район, некоторые сведения об его истории, достопримечательностях;
- знать свой адрес, улицу, близлежащие учреждения их назначение;
- знать, что родной район славен своей историей, традициями,
достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми;
- название страны, ее главного города;
- имена отдельных знаменитых граждан и героев Отечества и Москвы;
- флаг России, герб России, герб родного города;
- гимн России;
- знать о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у
каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
- знать другие города России;
УМЕТЬ:
- приводить примеры достопримечательностей России, города Москвы, родного района;
- показывать на карте и глобусе Россию и Москву;
- эмоционально откликаться, сопереживать событиям, происходящим в стране, городе и родном районе;
Содержание психолого-педагогической работы
№п/п | Раздел | Цель | Программно - методическое обеспечение |
1 | «Я и МОЯ СЕМЬЯ» | -дать представления о семье, семейных и родственных отношениях; -дать представления о родственных связях; -познакомить с семенной родословной и знаменитыми семейными событиями; -познакомить с семейными традициями. | 1.«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. и др. 2.«Наследие. И быль, и сказка» Соловьева Е.В. 3.«Наследие. Программа по приобщению детей к традиционной отечественной культуре» Соловьева Е.В., Царенко Л.И. 4.«Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» Петрова В.И., Стульник Т.Д. 5.«Мы живем в России» Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. 6.«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» Маханева М.Д. 7.«Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду» Кондрыкинская Л. 8.«Дошкольникам о родной стране» Виноградова Н.Ф. 9.«Дошкольникам о Москве и родной стране» Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. 10.«Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н.В. 11.«Мы живем в России» Степанов В. 12.«Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. 13.«Мой родной дом» Аропова- Пискарева Н. 14.«Воспитывая маленького гражданина» Ковалева Е.В. 15. «Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания» / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. 16.«Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М. 17. Инновационная программа «Непреходящие ценности малой Родины» Е.В.Пчелинцева 18. Программа «Я, ты, мы» Князева О.М., Стеркина Р.Б. 19.Программа «Я- человек» Козлова С.А. 20.Программа «Открой себя» Рылеева Е.В. 21.Программа «Наследие» Новицкая М.М., Соловьева Е.В. 22. «Родные сказки. Нравственно- патриотическое воспитание» Шорыгина Т.А. 23. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Ривина Е.К. 24. «Добро пожаловать в экологию. Детские экологические проекты. ФГОС» Воронкова О.А. 25. «Экологические проекты в детском саду» Масленникова О.М., Филиппенко А.А. 26. «Экология для малышей. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет» Денисова Д. 27. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников» Аксенова З. 28. «Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников» Турыгина С.В. 29. «Мир растений: экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Иванова А.И. 30. «Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие» Чернякова В.Н. 31. «Воспитание любви к природе у дошкольников. Экологические праздники, викторины, занятия и игры» Вакуленко Ю.А. 32. «Система экологического воспитания ДОУ» Горбатенко О.Ф. 33. «Фольклорно - экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Лапшина. 34. «Напиши письмо сове. Книга для детского сада. Экологический проект» Рыжова Н.А. |
2 | «Я И ПРИРОДА» | Природные ресурсы: Реки: Москва - река, Яуза, Неглинка, Раменка и др. Озера: Белое, Святое, Черное и др… Мир животных Познакомить с животными Московской области: ондатра, ласка, гороностай, медведь, барсук, марал, лиса, лось, волк, заяц, белка и др. Познакомить детей с животными Московской области, занесенными в Красную книгу Московской области: бурый медведь, европейская норка, речная выдра и др. Земноводные, занесенные в Красную книгу Московской области: прыткая ящерица, обыкновенный уж, обыкновенная гадюка, зеленая жаба и др. Мир растений Познакомить с растениями родного края: береза, ель, сосна, кедр, лиственница, тополь, липа, осина и др. Познакомить с лесными ягодами: лесная земляника, голубика, брусника, малина, и др. Познакомить детей с растениями, занесенными в Красную книгу Московской области: хвощ пестрый, ландыш майский, ирис, или касатик безлистный, и др. Познакомить с птицами родного края: дятел, свиристель, воробей, ворона, кукушка, сорока, клест, синица и др. Птицы, занесенные в Красную книгу Московской области: серый гусь, лебедь кликун, беркут, черный аист и белый аист и др. Познакомить с грибами, растущими в лесах Москвы и Московской области: сыроежки, маслята, грузди, лисички, подосиновики, подберезовики, опята, волнушки и др. Ядовитые грибы: мухомор красный, бледная поганка. | |
3 | «Я И МОЯ РОДИНА» | -дать представления о районе, в котором живут дети, о его достопримечательностях, знаменитых людях; -познакомить со столицей России– главный город Москва (гимн, герб, флаг, карта Москвы); -отдельными знаменитыми жителями Москвы; -познакомить с государственной символикой; -знакомить с традициями и культурой русского народа; -воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей, их обычаям, традициям, фольклору, труду. |
Примерное комплексно - тематическое планирование
№п/п | Раздел | Тема | Цель | Форма проведения | Социальные партнеры |
1 | «Я и моя семья» | «Моя семья» | -формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. -воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью | Проект (презентация) Выставка фотографий «Моя семья» Составление фотоальбомов, родословных, семейного древа и т.д. | родители |
«Мои ближайшие родствен-ники» | -развивать самопознание и воспитывать у ребенка уважение к близким. -помочь ребенку осознать себя в ближайшем окружении родственником. -вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье | НОД Фотогазета «Мои родствен-ники» фотоальбом | родители | ||
«Я люблю свой детский сад» | -познакомить с историей строительства детского сада. -воспитывать любовь и уважение к взрослым, работающим в детском саду | Экскурсии Выставка фотографий о истории детского сада | родители педагоги ДОУ | ||
«Я и мое имя» | -познакомить с историей русских имен, со значением имени для человека. -научить вежливо обращаться друг к другу. -воспитывать доброжелательность. | НОД развлечение проект презентация | родители | ||
«При солнышке тепло – при матери добро» | -познакомить с поэтическими и художественными произведениями поэтов о матери. -воспитывать любовь и уважение к своей маме | Занятие Развлечение Выставка книг | родители | ||
2 | «Я И ПРИРОДА» | «Волшебница осень» | -показать детям красоту родной природы в осенний период. -обобщить и систематизировать знания детей о приметах осени, -вспомнить пословицы и поговорки. -развивать наблюдательность. -воспитывать любовь к родной природе. | НОД экскурсия проект презентация досуг | родители |
«Могучая Москва- река» | -дать детям знания о природных богатствах Москвы – о Москва - реке - познакомить с легендами о реках Москвы и Московской области, с тем, какую роль они играют в жизни человека. -учить видеть красоту реки. -воспитывать бережное отношение к реке. | НОД экскурсия проект презентация досуг | родители | ||
«Что такое заповедник? Красная книга Москвы и Московской области» | -познакомить детей с понятием «заповедник», с Красной книгой Москвы и Московской области. -формировать у детей ответственное и бережное отношение к родной природе. -воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют природу. | НОД экскурсия проект презентация досуг | родители школа библиотека | ||
«Птицы родного края» | -познакомить с птицами, живущими на территории Москвы и Московской области, их внешнем виде, повадках. -развивать любовь к родной природе. -воспитывать любовь к окружающей среде. | НОД экскурсия проект презентация досуг развлечение | родители | ||
«Войди в природу другом» | -закрепить знания о растительном мире родного края. -развивать физические качества (силу, ловкость, выносливость). -воспитывать бережное отношение к природе. | НОД экскурсия проект презентация досуг развлечение спортивный праздник | родители | ||
«Легенды об озерах района Косино- Ухтомский» | -познакомить с легендами об озерах родного района. -воспитывать желание охранять природу родного края. | беседа проект презентация досуг | родители | ||
«Первоцветы» | -продолжать знакомить с цветами, растущими на территории Москвы и Московской области. -воспитывать желание охранять природу родного края. | беседа проект презентация досуг | родители | ||
«Деревья Москвы» | -продолжать знакомить с деревьями, растущими на территории Москвы и Московской области. -воспитывать желание охранять и преумножать природу родного края | экскурсия беседа проект презентация | родители | ||
«Прилетели к нам грачи» | -продолжать знакомить детей с перелетными птицами. -развивать познавательный интерес. -воспитывать заботливое отношение к птицам. | экскурсия беседа проект презентация | родители | ||
«Обитатели водоемов Москвы» | -дать детям знания о среде обитания рыб, -развивать познавательную активность, -воспитывать культуру поведения на водоемах. | экскурсия беседа проект презентация | родители | ||
«Насекомые родного края» | -рассказать об особенностях данного вида живой природы, - развивать любознательность, -воспитывать интерес к живой природе | беседа проект презентация экскурсия выставка | родители | ||
«Лекарственные растения Москвы» | -познакомить детей с распространенными лекарственными травами, растущими на территории Москвы и области. -воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе | беседа проект презентация экскурсия выставка | родители | ||
«Я И МОЯ РОДИНА» | «Район на окраине Москвы» | -познакомить детей с историей района Косино- Ухтомский, местоположением, особенностями застройки, его достопримечательностями. -воспитывать гордость и уважение к жителям родного района | беседа проект презентация экскурсия выставка | родители | |
«Русские посиделки» | - прививать любовь к русскому народному фольклору и русским народным играм; -развивать познавательный интерес. | досуг праздник развлечения беседа проект презентация экскурсия выставка | родители | ||
«Русская изба» | -дать представление о жилище наших предков, - развивать познавательный интерес к истории своего народа | беседа экскурсия проект | родители | ||
«Русские народные сказки» | -продолжать знакомить с русскими народными сказками. -воспитывать любовь к народным сказкам. | выставка гостиная проект библиотека | родители | ||
«Москва – столица России» | -создать у детей образ Москвы – столицы главного города России. -расширять их кругозор сведениями о древней и Современной Москве | выставка беседа проект презентация | родители | ||
«Наша Родина – Россия» | -расширять представления детей о России. -воспитывать чувство гордости за Россию. | выставка беседа проект презентация | родители | ||
«Какого цвета Родина?» | -познакомить детей дошкольного возраста с символами России -воспитывать уважение к символике России. | выставка беседа проект презентация | родители | ||
«Символы России» | -познакомить с основными неофициальными символами России. -воспитывать любовь и уважение к родине, ее истории. | выставка беседа проект презентация макет | родители | ||
«Масленица» | -прививать любовь к русскому народному фольклору и русским народным играм; - развивать познавательный интерес. -воспитывать любовь и уважение к Родине, ее истории и культуре | праздник развлечение досуг презентация | родители | ||
«Русский народный костюм» | -расширять представления о русском костюме. -развивать любознательность. -воспитывать уважение к национальной одежде. | проект выставка беседа изготовление кукол в национальном костюме | родители | ||
«Земля- планета, на которой мы живем» | -воспитывать в детях чувство любви к Родине; -формировать у детей представление о карте и глобусе нашей планеты; -воспитывать в детях радость того, что мы родились и живем на планете Земля. | проект макет НОД | родители | ||
«Главный праздник – День Победы» | -дать детям знания о Великой Отечественной войне, -формировать элементарные представления об истории Отечества. -воспитывать уважение к подвигу своего народа во время Великой Отечественной войны. | концерт проект досуг экскурсия беседа встречи | родители Совет ветеранов района Косино- Ухтомский школа | ||
«Люблю березку русскую» | -дать знания о символе русского народа – березке. -прививать любовь к русскому народному фольклору и русским народным традициям; - развивать познавательный интерес. -воспитывать любовь к природе родной страны. | проект литературная гостиная презентация | родители школа библиотека |
При реализации регионального компонента ООП детского сада большую роль играет сотрудничество с семьями воспитанников.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- развитие интересов и потребностей ребенка;
- распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
- поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
- выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- воспитание уважения к детству и родительству;
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Характеристики форм взаимодействия с семьями воспитанников
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
- Согласование с родителями индивидуальных программ оздоровления, профилактических мероприятий, организованных в ДОУ.
- Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере: организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т.п.
- Пропаганда и освещение опыта семейного воспитания по физическому развитию детей и расширения представлений родителей о формах семейного досуга.
- Проведение дней открытых дверей, вечеров вопросов и ответов, совместных развлечений с целью знакомства родителей с формами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Познавательно-игровые мини-центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,
- Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
- Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов.
- Открытые мероприятия с детьми для родителей.
- Посещение культурных учреждений при участии родителей (театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах, воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
- Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет и журналов; создания продуктов творческой художественно-речевой деятельности (тематические альбомы с рассказами и т.п.).
- Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
- Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребёнку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.).
- Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
- Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Я живу в Москве», «Как мы отдыхаем» и др.
- Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
- Совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
- Воскресные экскурсии ребёнка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нём.
- Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
- Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
- Тематические литературные и познавательные праздники «Вечер сказок», «Любимые стихи детства» с участием родителей.
- Совместные выставки игр-самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно-трудовой деятельности и детских играх.
- Совместное формирование библиотеки для детей (познавательно-художественная литература, энциклопедии).
СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
- Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов.
- Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по созданию предметной среды для развития ребёнка.
- Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
- Аудио- и видеозаписи высказываний детей по отдельным проблемам с дальнейшим прослушиванием и обсуждением проблемы с родителями (За что любишь свой дом? Кто в твоём доме самый главный? Кто самый добрый? За что ты себя любишь? и др.).
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- Совместная организация выставок произведений искусства (декоративно-прикладного) с целью обогащения художественно-эстетических представлений детей.
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта художественно-эстетического воспитания ребёнка («Круглый стол», средства массовой информации, альбомы семейного воспитания и др.).
- Встречи с родителями в «Художественной гостиной».
- Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
- Организация совместной деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет.
- Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
- Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видеотеку.
- Создание игротеки по художественно-эстетическому развитию детей.
- Организация выставок детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
- Сотрудничество с культурными учреждениями города с целью оказания консультативной помощи родителям.
- Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений культурных центров города.
- Создание семейных клубов по интересам.
- Организация совместных посиделок.
- Совместное издание литературно-художественного журнала (рисунки, сказки, комиксы, придуманных детьми и их родителями).
- «Поэтическая гостиная». Чтение стихов детьми и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Смоленский край, навек любимый!»
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, на...
Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город
Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ВМЕСТЕ»
Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному посёлку, к природе, культуре на ...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...
Программа по дополнительной образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родные истоки»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна их наиболее важных. Русская история богата яркими событиями, пронизана великой силой духа, богатырскими подвигами, воспетыми в ...
дополнительная образовательная программа кружка «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...