Рабочая программа по нравственному воспитанию в старшей группе 2015-2016 год
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №2 «Светлячок»
Рабочая программа
по нравственному воспитанию
в старшей группе
Составитель: Тафинцева Т.М.
г. Жердевка
2015 год
- Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и, ни с чем не сравнимая, красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».
Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.
Данная программа рассчитана на пять лет и предназначена для работы с детьми в ДОО, начиная с первой младшей группы.
- Обоснование актуальности программы.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
- Цели и задачи программы:
Цели:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Формирование у детей чувства любви к своей семье, городу, к природе, культуре, истории родного края.
Воспитание чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
- Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
- Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;
- Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
- Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества;
- Воспитание здорового образа жизни;
- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;
- Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
- Создание развивающей среды в группах.
- Методическое обеспечение
Педагогические принципы реализации программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна и другие.
- Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
- Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- Принцип непрерывности. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у детей устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование нравственных чувств;
- Принцип научности. Одним из важных принципов программы является её научность. На основе сведений об истории и культуре родного края и родной страны;
- Принцип системности. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
- Принцип преемственности. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.
- Принцип культуросообразности. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-215 гг.»;
- Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
- Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;
- Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751 «Национальная доктрина образования в РФ»;
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы.
В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь
к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, по-
жилым людям; формирование традиционных гендерных представлений;
воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Содержание предметно – развивающей среды.
Большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. В группах должны быть оформлены зоны гражданско-патриотического воспитания. Где дети могли бы в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон. Это должны быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного промысла, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда в группе должна быть:
- содержательно насыщенна,
- трансформируема,
- полифункциональна,
- вариативна,
- доступна,
- безопасна.
Формы реализации программы.
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым тематическим блокам. Цикл занятий по ознакомлению с родным городом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, обитателей водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко должны использовать дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей, соответствующие программным задачам, знания и навыки. В совместную деятельность необходимо включать беседы о родном городе, городах России, животных родного края и т.д., рассматривать тематические альбомы, иллюстрации, организовывать выставки предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средств эстетического воспитания. Поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Литература и искусство оказывают огромное влияние на нравственное развитие и эмоциональный мир ребенка.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия.
Список мероприятий, способствующих развитию патриотических чувств:
- праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
- осенняя ярмарка;
- новогодний утренник;
- рождественские колядки;
- День защитников Отечества;
- «Встреча весны» - фольклорный праздник»;
- Масленица;
- День Победы;
- День России;
- День защиты детей;
- День города;
- веселые спартакиады.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных знаний о культуре и предметах народно – прикладного творчества.
. Этапы внедрения программы
Сбор информации.
Разработка и внедрение программы.
Разработка и реализация плана программы.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Реализация планов, обеспечивающих выполнение программного материала.
Регулирование выполнения программы.
Текущий мониторинг выполнения программы.
Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
- Планирование и подготовка
Изучение методической литературы.
План работы на год.
Утверждение плана.
- Методическое сопровождение
Организация и проведение семинара по изучению программы.
Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
Консультации.
Проведение семинарских занятий.
Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
Самообразование.
- Использование результатов работы
Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, педчтений, педсоветов, открытых просмотров).
Оформление результатов работы.
Написание творческих работ, проектов.
Выступление в СМИ.
- Мероприятия поддержки
Составление плана совместных проектов между специалистами ДОО.
Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьёй.
Сотрудничество с Детской библиотекой.
Сотрудничество с Домом детского творчества, Центром культуры и досуга, краеведческим музеем.
- Педагогические условия сопровождения нравственного воспитания:
- Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Педагогическая безопасность сопровождения:
- Комфортная организация режимных моментов;
- Оптимальный двигательный режим;
- Правильное распределение интеллектуальных и физических нагрузок;
- Доброжелательный стиль общения взрослого с детьми;
- Целесообразность в применении приемов и методов;
- Использование приемов релаксации в режиме дня.
Принципы сопровождения:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействие с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учет этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Основная цель образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» - позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально-коммуникативного развития в Федеральном государственном образовательном стандарте ДОУ:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; - Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми
и сверстниками; - Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
- отзывчивости, сопереживания;
- Формирование готовности к совместной деятельности;
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации; - Формирование позитивных установок к различным видам труда
и творчества; - Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Перспективное планирование.
VI. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок. Подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Цели-ориентиры для родителей
(семьи воспитанников)
Находить в условиях города (села) любую возможность замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности.
Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого-краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках, Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой. Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в экологизации предметно-развивающей среды детского сада.
Изучать историю и культуру края. Понимать значение развития общекультурных компетенций для решения задач развития у сына/дочери интереса к познанию культурного наследия родного края.
Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и культуре родного города (села), способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и привязанности к любимым местам, родному городу (селу). Показывать, как связана судьба семьи с судьбой родного края.
Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному городу (селу), путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха, наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических объектах города (села), знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета). Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии, о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественно-продуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края.
Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в познании истории и культуры города (села). Уважать и поддерживать авторитет педагога в семье, ценность его помощи.
Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники, встречи, экскурсии.
Знакомиться с собраниями произведений изобразительного искусства местных мастеров, представленных в музеях, выставочных залах города (села). При поддержке педагогов и специалистов повышать свою художественно-культурную компетентность. Принимать их помощь в решении задач художественного образования ребенка.
Самостоятельно и по предложению педагогов организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи; знакомить сына/дочь с произведениями изобразительного искусства авторов края различных видов (живопись, графика, скульптура) и жанров (бытовой, батальный, исторический и пр.); беседовать с ребенком об искусстве. Отслеживать информацию о выставках, вернисажах (в том числе посещая сайты сети Интернет).
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Цели-ориентиры для педагогов
Помогать ребенку накапливать чувственный опыт в процессе познания объектов природы родного края, приобретать знания о растительном и животном мире, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи (деревья качаются от сильного ветра; лужи замерзают из-за мороза и др.). Знакомить с элементарными правилами поведения в природе, ориентировать ребенка на их соблюдение.
Изучать отношение родителей воспитанников к природе родного края. Показывать им значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества. Обращать внимание родителей на организацию и содержание эколого-краеведческого воспитания ребенка в семье и детском саду.
Совместно со специалистами учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и искусства (краеведческого музея, библиотеки) организовывать неформальное вариативное семейное/родительское экологическое образование, создавая условия для непрерывного образования воспитывающих взрослых.
Ориентировать родителей на организацию совместных с детьми прогулок по районам города (села) и за его пределами с целью знакомства с объектами природы родного края, обращая внимание на их красоту и уникальность. Помогать родителям планировать выходные дни (прогулки, чтение, беседы), обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование у малышей позитивного поведения в природе. Рекомендовать родителям для домашнего чтения произведения местных поэтов и писателей, раскрывающие детям богатство природы родного края (сказки, стихи, загадки и пр.).
Поощрять родителей за ответственное отношение к при-
роде.
Изучать историю и культуру области, города, села, района. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию культурного наследия родного края.
Разрабатывать информационные и информационно-исследовательские проекты и дидактические игры для детей, ориентированные на решение познавательных задач.
Приобщать детей к культурно-историческому наследию родного края. Знакомить их с культурно-историческими объектами города, села
(музеями, библиотекой, памятниками истории), созидательным и боевым прошлым, традициями, легендами родного края.
Изучать изобразительное искусство края. Понимать значение развития общекультурных и профессиональных компетенций для решения задач развития у детей интереса к познанию искусства родного края.
Создавать условия для развития эстетического восприятия изобразительного искусства родного края, творческого самовыражения ребенка: посещать выставки работ местных художников в фойе Детской школы искусств, познавательные занятия (в том числе экскурсии в музей), направленные на ознакомление с искусством мастеров края.
Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства местных авторов различных видов и жанров (живопись, графика, скульптура); развивать интерес к ним, способность понимать чувства, которые пробуждают произведения искусства. Развивать у детей представление об общественной значимости и созидательной направленности труда художников – живописцев, графиков, скульпторов.
Изучать запросы родителей воспитанников, уровень их компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей, в отношении к искусству. Организовывать вариативное художественное семейное/родительское образование (студии, мастерские, клубы и т. д.). Ориентировать родителей на приобщение ребенка к ценностям изобразительного искусства родного края. Разрабатывать совместно со специалистами и предлагать родителям маршруты выходного дня: посещение музея, картинной галереи, авторских выставок, вернисажей.
Выявлять творческие возможности родителей воспитанников (других членов семьи); знакомить с продуктами творчества детей и других воспитывающих взрослых, организуя авторские выставки работ различных жанров.
VII. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм и методов.
- Познавательные занятия
Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения г. Жердевки, Тамбовской области, их символика).
Занятия о происхождении города, географическом положении, климате и т.д..
- Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу, истории Жердевского района. Для этого проводятся обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки». Они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъём, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество. Это экскурсии в краеведческий музей г. Жердевки, тематические досуги: «Мой край задумчивый и нежный», «Моя семья», «Мой папа», «Зарница» и др..
- Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе. Природа становится ближе и понятнее. Дети должны стараться что-то сделать для неё, испытывать чувство ответственности перед ней.
- Героическое прошлое
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:
- Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
- Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».
- «Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего мужество в суровое для страны время.
- «Неделя памяти», включающая: оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.
- Занятия. Беседы.
- Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов.
- Экскурсия к «Памятнику павшим в годы войны», посвящённой участникам Великой отечественной войны.
- Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников. Родители должны оказывать большую помощь, активно участвовать в жизни детского сада. Проявляя выдумку, фантазию. Энтузиазм.
С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Моя мама – лучше всех!», «Моя семья» и другие.
- Оформление групповых комнат.
- Благоустройство детского сада.
- Труд в природе.
- Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
- Природоохранные акции: «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и другие.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, на занятиях по развитию речи, музыке, изобразительном искусстве.
Работа с родителями.
Перспективный план работы с родителями.
Сентябрь | Выставка творческих работ, сделанных совместно с детьми на тему: «Осенняя фантазия» |
Октябрь | Сочиняем сами: «Родной природы малый уголок» (стихи о природе, о малой родине) |
Ноябрь | «Поможем братьям меньшим» изготовление кормушек (родители и детей). |
Декабрь | «Ёлочные игрушки» участие в выставке старых игрушек (семейная реликвия) |
Январь | «Русская мудрость о воспитании» (использование устного народного творчества) |
Февраль | Фотоколлаж на тему: «Мы - с папой» |
Март | Фотовыставка « Мама - моё солнышко». |
Апрель | «Мы у нашего крыльца посадим деревца»- акция по благоустройству участка совместно с родителями. |
Май | Экскурсия «В музей вместе с ребёнком». |
VIII. Компоненты патриотического воспитания:
- Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):
- о культуре народа, его традициях, творчестве;
- о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;
- об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;
- о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).
2. Эмоционально-побудительный (Эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру):
- Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;
- Интерес к жизни родного города и страны;
- Гордость за достижения своей страны;
- Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;
- Восхищение народным творчеством;
- Любовь к родной природе, к родному языку;
- Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.
3. Деятельный (отражение отношения к миру в деятельности):
- Труд;
- Игра;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность;
- Познавательная деятельность.
IX. Материально-техническое обеспечение:
Дидактические и наглядные пособия.
Современные средства ТСО.
Методическая литература.
Репродукции картин.
Картинки с различными видами родов войск и защитников Отечества.
Фотоальбомы «Мой город», «Моя семья», и другие.
Художественная литература.
Аудиозаписи песен военных лет.
Видеофильмы.
Карты России, Тамбовской области, города Жердевки.
Мониторинг и диагностика по гражданско-патриотическому воспитанию не проводится. Наша задача - социализировать детей, приобщить к базовым ценностям и культуре мира. Ведь социализация – это потребность к любознательности, развитие способностей сотрудничества не только со сверстниками, но и со взрослыми, формирование жизненных навыков (не боязнь жизненных ситуаций, преемственность со школой (готовность к содействию с педагогом).
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-215 гг.»;
3. Федеральный Закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ, 2014 г. № 413-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2014.;
4. Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», с изменениями от 1 января 2005 г.;
5. Федеральный Закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 03.11.2006 № 179-ФЗ «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октябтя 200 г. №751 «Национальная доктрина образования в РФ»;
7. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки №1155 от 17. 10. 2013 г..
8 . «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014;
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2015 г.
10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, М., 2015 г
11. Дерягина Л.Б.. Моя Родина – Россия, «Литера», СПб., 2007 г.
12. Комарова Т,, Искусство как фактор воспитания любви к родному краю, «Дошкольное воспитание», №2, 2006 г.. с. 3-8.
13. Казакова Н.В., Большая река начинается с родничка. Любовь к Родине – с детского сада, « Воспитатель ДОУ», 2008, №12, с.31-36.
14. Пряхина С.А.. Мне посчастливилось родиться на Руси, «Воспитатель ДОУ», №8, 2008 г., с.27-28
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 г
Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 г...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 год
Воспитатель старшей группы: Алиева Д.Р.МесяцыНазвание мероприятияЦель проведения мероприятияОтветственныеСентябрь1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 5 – 6 лет».2. Беседа...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 год
Перспективный план работы с родителями в старшей группе 2015 – 2016 год...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШАЯ ГРУППА 2015-2016 г. по программе "От рождения до школы"
Ежедневный план работы...
Перспективный план реализации основной образовательной программы для старшей группы 2015-2016 учебного года
Тематический перспективный план реализации Основной образовательной программы МАДОО «Центр развития ребёнка – детский сад №92 «Ладушки» на 2015 – 2016 учебный год для старшей группы...
Перспективный план реализации основной образовательной программы для старшей группы 2015-2016 учебного года
Перспективный план...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста, старшей группы 2015-2016 уч.год.
Рабочая программа воспитания,образования и развития детей дошкольного возраста...