Рабочая программа по нравственно-эстетическому воспитанию детей детского дома
рабочая программа на тему

Варлакова Людмила Анатольевна

Программа "Нравственно-эстетическое воспитание детей детского дома" предназначена для детей в возрасте от 6 до 17 лет.

     В ходе занятий дети приобретут навыки культурного общения.  Усвоят правила поведения  в общественных местах, в транспорте, на лоне природы. Научатся правилам поведения в гостях, за столом, в быту. Познакомятся с традициями семейных праздников. Приобретут умения одеваться со вкусом и пользоваться косметикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nrav-estet._vospit.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МБОУ для детей сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Детский дом № 66

г. Тюмень

Принята на заседании МО

протокол № ___________

«___»_______________20..

Утверждаю

директор ………..

__________Бок М.В.

Модифицированная образовательная программа

«Нравственно-эстетическое воспитание

детей детского дома»

Автор-составитель:

 воспитатель

Варлакова Л.А.

                             г. Тюмень 2013 г.

"В человеке должно быть все

 прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и

 мысли…Часто я вижу прекрасное лицо и

 такую одежду, что кружится голова от

 восторга, но душа и мысли - боже мой! В

 красивой оболочке прячется иногда такая

 черная, что не затрешь ее никакими

 белилами"

Чехов А.П

Введение

Нравственно-эстетическое  воспитание – условие успешной социализации воспитанников детского дома.

Становление личности ребенка – процесс сложный, многофакторный. Формируются качества личности, ее направленность, способы общения, мотивы поведения, в борьбе мотивов формируется нравственный выбор, определяется уровень нравственного сознания и самосознания. Воспитание личности – это не только воспитание способов и привычек поведения, соответствующего нравственным нормам.

У ребенка необходимо воспитывать сознательное отношение к нормам и правилам морали, их понимание – от этого зависит самостоятельность ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного выбора обеспечивает становление умения противостоять негативным воздействиям, т.е. фактически формирует нравственную устойчивость личности.

Общение со сверстниками – важная сфера развития эмоциональной жизни ребенка. Только в контактах со сверстниками дети учатся настоящему «языку общения», приобретают навыки коллективной жизни, именно в общении ребенка взрослеет, формируется его личность. Отсутствие или ограниченность общения приводит к обеднению багажа нравственных знаний в понимании качества личности, нравственных характеристик человека, мотивов его поступков.

Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства красоты, развития способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания.

Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее.

Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера.

Хороший вкус всегда стремится к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, в тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, какую музыку, как он обставляет свою квартиру, какие приобретает предметы потребления, как проводит свое свободное время, и даже в том, с кем он дружит.

По вкусу человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности.

Воспитанный человек познает истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно.

Известно, что любому ребенку трудно адаптироваться к «взрослой» жизни по мере взросления. Этот период сопряжен с необходимостью решать множество подростковых проблем и сопровождается личностным кризисом. Представьте, насколько труднее проходит такой период адаптации у ребенка, лишенного родительской опеки, проведшего детство не в кругу семьи, а в детском доме.

Сознавая это, педагоги детского дома используют весь свой творческий потенциал и душевные силы, чтобы помочь воспитанникам обрести себя, избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей страны. Мы должны не только обеспечить воспитанников всем необходимым, не только помочь им усвоить определенную сумму знаний, но и мобилизовать весь свой творческий и профессиональный потенциал на нравственно-эстетическое воспитание детей, какой бы трудной ни казалась эта задача в условиях детского дома. Ведь дети-сироты испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций, во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обусловлено нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), иждивенчеством, привычкой жить по указке других, а не планировать свою деятельность самостоятельно. В отношениях со взрослыми у них часто появляются переживания своей ненужности, утрата самооценки и ценности другого человека, состояние беспомощности.

В вопросе организации воспитательной среды, способствующей развитию личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, мы опираемся на индивидуальный подход в воспитании: в каждом ребенке признается изначально уникальная, неповторимая личность.

Нравственно-эстетическое воспитание включает в себя комплексное  воспитание, в которое входят такие направления:

  1. Военно-патриотическое направление (посещение музеев, военно-патриотические слеты, конкурсы военной песни, встречи с ветеранами и т.д.)
  2. Экологическое направление (эколагерь, туристические слеты, посещение зоопарка, зверинцев, дельфинария, работа на приусадебном участке, походы, прогулки в лесопарковой зоне и уборка ее территории и т.д.)
  3. Краеведческое направление (экскурсии по району, по городу, по Подмосковью, поездки в другие города, посещения краеведческих музеев и др.)
  4. Социализирующие направление (экскурсии на предприятие, посещение дня открытых дверей в профессиональных учебных заведениях и т.д.)
  5. Этико-эстетическое направление (участие в конкурсах творческих работ, в танцевальных конкурсах, работа в студиях доп. образования, музеи, театры, концерты, посещение детских коллективов и т.д.)

Программа «Нравственно-эстетическое воспитание детей в условиях детского дома» разработана с целью повышения качества воспитания и социализации воспитанников детского дома.

                                         

                                            Пояснительная записка

 

     Программа "Нравственно-эстетическое воспитание детей детского дома" предназначена для детей в возрасте от 6 до 17 лет.

     В ходе занятий дети приобретут навыки культурного общения.  Усвоят правила поведения  в общественных местах, в транспорте, на лоне природы. Научатся правилам поведения в гостях, за столом, в быту. Познакомятся с традициями семейных праздников. Приобретут умения одеваться со вкусом и пользоваться косметикой.

Цель:  Формирование у воспитанников положительного социального опыта по  

             средствам нравственно-эстетического воспитания.

Задачи:

  1. Научить социально-положительному опыту через общение, приобрести навыки культурного общения.
  2. Научить умению сопереживать, стремлению прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
  3. Научить воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе.
  4. Развивать эстетический вкус и культуру поведения.
  5. Формировать юридическую грамотность детей и способность противостоять внешним негативным влияниям.
  6. Развивать умение заниматься самовоспитанием.
  7. Расширять кругозор детей через познавательную активность.
  8. Прививать детям желание быть полезными обществу, быть достойными гражданами государства.

Методы и приемы обучения

Беседы, экскурсии, конкурсы, игры, прогулки на природе и т.д.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела и темы занятия

Всего часов

теор-ких

Прак-ких

I. РАЗДЕЛ «УЧИСЬ БЩЕНИЮ»

1.1

Общение или одиночество?

2

1

1

1.2

Скажи кто твой друг?

1

1

1.3

Друзей не выбирают.

1

1

1.4

«Товарищество» и «Дружба», что это такое?

2

1

1

1.5

Может ли быть общение по обязанности?

1

1

1.6

Приветствие, представление при знакомстве.

2

1

1

1.7

Психологический тренинг по оценке и выходу из конфликтных ситуаций.

2

1

1

1.8

Человек среди людей.

1

1

1.9

Умей сказать «нет» (о проблемах наркомании, курения).

2

1

1

1.10

Я и он (о взаимоотношении юноши и девушки).

2

1

1

II. РАЗДЕЛ «ЭТИКЕТ»

2.1

Правила вежливого человека

14

7

7

2.2

Этикет в твоей жизни

8

4

4

2.3

Добру откроется сердце

12

6

6

2.4

Умей понять другого

6

3

3

III. РАЗДЕЛ «ЭСТЕТИКА»

3.1

Культура речи.

6

3

3

3.2

Поведение дома и культура быта.

4

2

2

3.3

Одежда и косметика.

6

3

3

3.4

Семейные даты и подарки.

8

4

4

3.5

За столом.

8

4

4

РАЗДЕЛ «УЧИСЬ ОБЩЕНИЮ»

Цель:  Формирование социального опыта через изучение комплекса правил  

             общения, т.е. установление и развитие контактов между людьми для

             совместной деятельности, для обмена информации.

Воспитанники должны уметь:

      - ладить с людьми (отдыхать в обществе, трудиться);

      - выбирать друзей для себя;

      - выходить из конфликтных ситуаций;

      - использовать мимику и пантомиму как средство общения;

      - входить в ситуацию общения и находить темы для диалога;

      - уметь сопереживать партнерам по общению (стиль и тон в общении с

        конкретным человеком в конкретной ситуации).

Примерный план занятий по разделу

 «Учись общению»

Беседы:

  1. Общение или одиночество?
  2. Скажи кто твой друг?
  3. Друзей не выбирают.
  4. «Товарищество» и «Дружба», что это такое?
  5. Может ли быть общение по обязанности?
  6. Психологический тренинг по оценке и выходу из конфликтных ситуаций.
  7. Человек среди людей.
  8. Умей сказать «нет» (о проблемах наркомании, курения).
  9. Я и он (о взаимоотношении юноши и девушки).
  10. Помощь престарелым (уборка территории, концерты и т.д.)

РАЗДЕЛ «ЭТИКЕТ»

ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

Цель:  Привитие воспитанникам навыков общения, через культуру поведения в

            социуме.

Воспитанники должны уметь:

 

    - правильно вести себя в общественных местах;

    - совершенствовать манеру поведения;

    - соблюдать правила поведения за столом;

    - наносить визиты с различной целью (визит к больному, визит  

      благодарности,  визит поздравления и т.п.);

    - выбрать и вручить уместный подарок;

    - пользоваться телефоном, соблюдать культуру речи при общении по  

      телефону.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

I. ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА

  1. Оглянись внимательно вокруг.

     2.    Гражданином быть обязан.

  1.  Даже будни может труд сделать праздничными днями.
  2. Праздник музыки, литературы.
  3. Приглашение к зеркалу.
  4. Правила поведения в общественных местах: на вечере танцев, в  

     магазине, в кафе, в кино, театре, музее и др.

  1. Правила поведения в общественном транспорте, в дороге, на лоне

     природы.

II. ЭТИКЕТ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ

1. Твой стиль поведения.

2. Поиграем и подумаем.

3. Когда какое слово молвит.

4. Переписка (поздравительные открытки, письма).

III. ДОБРУ ОТКРОЕТСЯ СЕРДЦЕ

  1. Доброта и доброжелательность.
  2. Добрыми делами славен человек.
  3. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки (Л.Н.Толстой)
  4. Родительский дом. Любите ваших матерей.
  5. О тех, кто сердце отдал людям.
  6. Умей быть щедрым.

VI. УМЕЙ ПОНЯТЬ ДРУГОГО

  1. Присмотритесь друг к другу.
  2. Подарок коллективу.
  3. Я, ты, мы.
  4. Скажи себе сам.

Раздел «Эстетика»

Цель: Развитие культуры и эстетического вкуса.

Воспитанники должны уметь:

     - грамотно строить предложения и ясно излагать свои мысли;

     - уметь одеваться соответственно обстановки, умело пользоваться  

       косметикой;

     - видеть красоту природы.

Примерный план занятий по разделу «Эстетика»

  1. Культура речи
  1. В гостях
  2. Гости у нас дома
  3. Разговор по телефону

  1.  Поведение дома и культура быта
  1. Поведение дома
  2. Культура быта    

           

III. Одежда и косметика

  1. Об одежде и моде
  2. Одежда молодежи
  3. О косметике

IV. Семейные даты и подарки

  1. Рождение ребенка
  2. День рождения
  3. Вступление в брак
  4. Кому что дарить?

V. За столом

  1. Сервировка
  2. Напитки
  3. Как вести себя за столом
  4. Что и как едят

Заключение занятия : «Храни достоинство свое повсюду, человек»

                         Модель выпускника детского дома: 

        «Воспитание человека гармонически сочетающего в себе  духовное  

        богатство, моральную чистоту и физическое  совершенство» которая  

        включает:

1. Система взглядов на мир и себя в нем:

• понимание мира и причинно-следственных связей в нем;

• представление о смысле жизни, идеале, счастье;

• целеустремленность, наличие верных жизненных планов и ценностей;

• правильный выбор профессии, активная профессиональная подготовка.

 

2. Социальная зрелость:

     • знание основ экономики и государственного устройства;

     • правовая и политическая культура, четкое представление о правах и  

       обязанностях гражданина;

     • гражданская позиция, патриотизм и социальный оптимизм;

     • владение экономическими знаниями, умениями и навыками в житейском

       смысле слова; бережливость;

     • готовность материально обеспечить себя и свою будущую семью;

     • умение увязывать свой будущий жизненный успех с учебными и

       трудовыми задачами сегодняшнего дня.

 

3. Качества личности:

     • ответственность, честность, терпимость, социальная активность;

     • стойкость, умение достойно переносить трудности;

     • решительность, умение преодолевать неуверенность и страх;

     • чувство собственного достоинства, объективная самооценка;

     • умение видеть свои недостатки и стремление к самовоспитанию,

       саморазвитию;

     • способность к саморегуляции;

     • умение верно определять жизненные приоритеты;

     • конкурентоспособность, умение реализовать свои способности и

        притязания в обществе;

     • умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, сила

       воли.

 

4. Отношение к окружающим:

     • умение соотносить свои личные интересы с интересами окружающих;

     • доброжелательность, умение видеть и ценить в людях их внутреннюю
        красоту, уважение их достоинства;

     • гуманистическая направленность личности, бескорыстная забота о

       ближних;

     • коммуникабельность, позитивизм, готовность к сотрудничеству;

     • умение отстаивать свои взгляды, при необходимости постоять за себя.

 

5. Культурный уровень:

     • культура общения: общительность без навязчивости, умение соблюдать

       внутреннюю дистанцию, самоконтроль, сдержанность и тактичность;

     • культура поведения: умение достойно вести себя в быту, семье,

        общественных местах, официальной обстановке и т. д.;

     • культура речи, исключающая вульгаризмы и жаргон;

     • культура умственного труда;

     • культура чувств и переживаний;

     • эстетическая культура: умение видеть и ценить красоту во всех

       проявлениях, привносить ее в свою жизнь;

     • экологическая культура: бережное отношение к окружающей среде.

 

6. Отношение к семье и браку:

     • нравственность во взаимоотношениях юношей и девушек;

     • правильное представление о любви, браке и семье;

     • наличие четкого приоритета семейной жизни;

     • осознание необходимости и желание воспитывать своих будущих детей;

     • стремление дистанцироваться от ошибок своих родителей, желание не

       повторить их в своей  жизни.

 

7. Отношение к своему здоровью и формирование здорового образа жизни:

     • знание способов поддержания здоровья, оздоровления организма и

       следование им;

     • стремление к физическому совершенству;

     • отсутствие вредных привычек.

 

8. Отношение к труду:

     • трудолюбие, старательность, самостоятельность, настойчивость;

     • добросовестное отношение к труду, уважение к результатам чужого труда;

     • умение доводить начатое дело до конца.

Диагностика нравственной воспитанности (с сайта журнала «Этическое воспитание» www.ethos.narod.ru)

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:

Воспитатель обращается к воспитанникам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание".

Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3 единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:

Воспитатель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов:

1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 бала - высокий уровень

2, 3 бала - средний уровень

0, 1 бал - низкий уровень

МЕТОДИКА «РЕПКА»

(разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности воспитанника в течение учебного года.

Ход проведения воспитанникам  предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «—»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя учащегося

Качества личности

Физическая сила и выносливость.

Умственная работоспособность.

Сила воли.

Нравственные, гражданские качества .

1. Андреев Миша

2. Баранов Саша

3. Белоусова Надя + + + + + + +

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, о самооценке школьников, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.

КОЛЛЕКТИВИЗМ.

5 – всегда проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается любому оказать помощь и поддержку;

4 - склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;

3 – нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично;

2 – как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает;

1 – считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело!»

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.

5 – всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими;

4 – как правило, с удовольствием общается с людьми;

3 – стремится общаться с ограниченным кругом людей;

2 – предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

1 – замкнут, необщителен.

Литература

  1. Федерально-целевая программа «Становление»,  1995 г.
  2. Журнал «Начальная школа», №9-10, 1992 г.
  3. Журнал «Воспитание школьников», №4, 1998 г.
  4. А.С. Макаренко «О воспитании»ю
  5. Р.С. Буре. Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
  6. М.М. Марковская «Уголок природы в детском саду»
  7. Сайт журнала «Этическое воспитание» www.etnos.narod.ru
  8. Сайт «Нравственно-эстетическое воспитание детей».
  9. Сайт «Нравственно-этическое воспитание детей». http: //www.zavuch.info…
  10.  Сайт «Программа деятельности по профилактике правонарушений «Сотвори себя сам»».
  11.  Сайт «Нравственное воспитание в современном мире».
  12.  Сайт «Эстетическое воспитание – этика – каталог статей».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

" Чтение книг- тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка". Эти слова выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского подчёркивают значение книги ......

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

Материал для родителей о значении книг в воспитании и всестороннем развитии ребёнка....

«Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»              Эти слова выд...

Консультация для родителей «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей».

laquo;Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…»...

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ».

Консультации для родителей детей с ОВЗ «Значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей с ОВЗ».  «Чтение книг – тропинка, по кот...