Программа "Музыкальная кисточка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа направлена на синтез музыки и живописи: знакомство детей с музыкальными произведениями и живописными полотнами. Через интеграцию двух видов искусств активизировать мышление и речь ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovanie.doc | 99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Программа дополнительной образовательной услуги «Музыкальная кисточка»
Введение
Одна из важных задач воспитания – через красоту, через синтез живописи и музыки найти путь к сердцу ребенка, раскрыть его душевные силы, творческий потенциал. Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует прежде всего, воспитать эстетически. Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи. Ритм является универсальным компонентом художественного языка, как в музыке так и в живописи. У некоторых художников картины приобретают музыкальность. Выдающиеся русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали «цветным слухом». Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Музыка способна вызывать у ребенка яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Утро» Э. Григ, «Лунный свет» К. Дебюсси). Известно, что разные цвета спектра ассоциируются с разными эмоциональными состояниями. Восприятие музыки невозможно без эмоциональной сферы. Таким образом, восприятие музыки и восприятие цвета тесно связаны. В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущение звука. Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан «Тишина»). Цвето – звуковые ощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого человека и у ребенка. Музыковед и психолог Е. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного к светлому и при этом поет гамму в восходящем движении. Одной из форм отклика ребенка на музыку является детский рисунок. Л. Выготский считал, что ребенок в рисовании выражает то, что им владеет. Рисунок ребенка – это его рассказ. О взаимодействии музыки и живописи в процессе музыкального восприятия и влияния этого взаимодействия на характер детский рисунков говорила в своей работе С. Козырева. Она показала, что в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. В то же время созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Импульсивных, неусидчивых детей музыка настроит на работу, поможет сконцентрироваться. Слишком скованных расслабит, освободит эмоционально. Музыка способствует оживлению визуальных образов. Музыкальное произведение задает ритм работы, одновременно давая выход детским эмоциям. Настроение музыки в рисунках детей передается с помощью цвета; Громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп - динамичности движений. В рисунке ребенок выражает тот восторг, который не состоянии пока выразить словами. В процессе рисования дети «живут» в музыке. Рисовать дети могут как сказочный образ, сюжет, либо просто «музыку», все это возможно благодаря синтезу музыки и живописи на занятиях. Дети учатся «видеть» музыку и «слушать» живопись.
Интегрированные занятия по синтезу искусств способствуют интеллектуальному, эстетическому и нравственному развитию. Дети учатся прислушиваться к своим ощущениям, определять свое отношение к картине, открывать для себя новые духовные ценности, эффект восприятия будет усилен с помощью музыки, отражающей характер живописного произведения. Яркие образы и эмоциональная насыщенность сюжетов способствуют воспитанию в детях чуткости, а высокая художественность воспитывает эстетический вкус, учит понимать живопись. Если с первых лет жизни ребенок находится в культурном контексте, он привыкает смотреть на мир с позиции красоты. Окружающий мир становится видимым для ребенка через живопись. При знакомстве с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком и неунывающим веселым солдатом, и озорной девченкой… Способность поставить себя на место другого порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Познавая другого, малыш познает себя. Благодаря знакомству с портретом ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их моральных нормах и правилах.
Характерным выразительным средством в живописи считается цвет. Цвет в рисунке – наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства. В процессе знакомства с произведениями живописи и музыки дети повысят свой культурный уровень, научатся воспринимать и анализировать музыку (живопись), познакомятся с шедеврами мирового искусства, узнают некоторые термины:
- Картина
- Живопись
- Линия
- Композиция
- Динамика
- Темп
- Ритм
- Гармония
Не все эти термины дети будут использовать в активной речи, но они будут слышать правильный образный язык искусства. При целенаправленных занятиях у детей качественно изменяется восприятие красоты.
Особенности восприятия живописи дошкольниками
Исследования показали, что цвето – слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни. Визуальные и аудиальные выражения различных чувств делают их более конкретными для ребенка, что отвечает особенностям детской психики. Подкрепление визуальных образов слуховыми (музыкальными) только усилит конкретность чувств, сделают их еще более понятными. Дети пяти лет легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками, низкими звуками и темными красками. Начиная с пятого года жизни, дети слышат и дифференцируют тембры различных инструментов (скрипка, рояль, аккордеон), а затем воплощают в рисунках. Дети старшего дошкольного возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок». Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. Из различных живописных жанров дети отдают предпочтение бытовому и натюрморту. Они созвучны опыту детей, так как со многими изображенными предметами дошкольники ежедневно встречаются в быту. Большой интерес вызывают произведения о труде взрослых, и те картины содержание которых напоминает детям иллюстрированное литературное произведение. Прежде чем говорить о специфике понимания дошкольниками живописи, рассмотрим психические особенности их развития, которые в конечном итоге создают возможность приобщения детей к искусству. В старшем дошкольном возрасте меняются образные память и воображение: увеличивается объем представлений, они становятся осмысленными, дифференцированными, связными и системными. Развитие словесно – смысловой логической памяти влияет на изменение процесса воображения. На основе имеющегося у детей наглядно – действенного мышления формируются наглядно – образные его формы. Благодаря этому дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, понимают язык живописи, то есть художественный образ. Старший дошкольник способен сравнивать, сопоставлять, обобщать, высказывать логические суждения и делать выводы. У детей совершенствуются и моральные чувства, которые с взрослением приобретают социальный характер. Вначале дети объясняют свое отношение к картине одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось. Отвечают на вопросы односложно. Понять замысел художника, идею произведения им удается не сразу. Понимание дошкольниками характера изображения достигается при активной, целенаправленной, эмоциональной работе руководителя.
Особенность восприятия живописи дошкольниками состоит в том, что дети сразу выделяют цвет, легко увязывают его с настроением. Кроме цвета, дети легко воспринимают мимику лица, понимают это средство как выражение настроения произведения в целом. В лицах прежде всего рассматривают губы, глаза и в последнюю очередь (при помощи педагога) брови. Труднее дается детям выделение композиционного построения картины. Они легко могут выделить композиционный центр (если правильно поставлен вопрос), но затрудняются ответить почему художник расположил людей, предметы именно таким образом. Задача педагога учить детей всматриваться в картину, размышлять, анализировать.
Цель: Развивать высокий познавательный уровень дошкольников, путем синтеза музыки и живописи, формировать эстетическо – оценочное отношение к воспринимаемому.
Задачи: 1Развивать воображение, творческое и ассоциативное мышление, самостоятельную изобразительную деятельность (рисование под музыку).
2 Учить характерной терминологии (картина, линия, композиция, динамика, холст, мазки).
3 Воспитывать любовь к искусству.
Методические приемы интегрированных занятий
- Беседа
- Наблюдение
- Организация выставок
- Дидактические игры
- Викторина
- Взаимопроникновение материала из разных образовательных областей (музыка, живопись)
- Разнообразный наглядный материал
- Погружение в тему
Структура занятий
Занятия проводятся по группам, как правило, с детьми одного возраста. Дети занимаются в музыкальном зале, во второй половине дня. Длительность занятий: для детей 5 лет – 25 мин. (старшая группа)
для детей 6 лет – 30 мин. (подготовительная гр.)
Занятие проводится 2 раза в неделю, 6 раз в месяц, 48 – в год, с октября по май.
Содержание занятий
1 Аудио - Визуальный блок: а.Прослушивание музыки сопровождающееся просмотром слайдов (репродукции картин)
- б. Прослушивание музыки и рисование (под музыку)
- в. Прослушивание нескольких музыкальных фрагментов, с подбором к картине соответствующего настроению музыкального отрывка.
2 Аналитический блок: Беседа о созвучности настроения, установление связей между персонажами, выделение деталей; обсуждение средств выразительности в живописном и музыкальном произведении.
3 Информационный блок: объяснение средств музыкальной и художественной выразительности. Обогащение словаря детей, знакомство с творчеством художника и композитора.
Критерии результативности занятий
- Высокий уровень: Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты целостно; способен к обобщениям, выявлению связей между объектами. Богатый словарный запас. Понимают и используют в своей речи характерную терминологию (портрет, натюрморт, оттенок, темп, динамика, жанр, блик). Видит взаимосвязь музыки и живописи, желание всматриваться в картину, думать, что хотел сказать художник. Высказывают свое отношение к картине и музыкальному произведению.
- Средний уровень: На вопросы отвечает односложно, правильно, но не умеет доказать, почему именно так он думает. Высказывания по картине представляют собой перечень объектов. Пытается высказать свое эмоциональное отношение к картине и музыкальному произведению. Слабо использует в речи искусствоведческие термины, такие как жанр, живопись, портрет, натюрморт, динамика, ритм, образ. Не выделяет средства выразительности, которые использовал художник и композитор.
- Низкий уровень: Не умеет целостно изложить свое мнение о картине и музыкальном произведении. Однозначно отвечает на поставленные вопросы. Преобладает перечисление объектов картины, простых предложений. Не может определить жанр произведения, как живописного так и музыкального. Эмоционально равнодушен к картине и произведению композитора.
Формы и методы контроля
- Выставка изобразительной деятельности дошкольников (осень, зима).
- Открытое занятие на Дне открытых дверей (апрель).
Тематический план
Октябрь | «Осенний день» Слушание «Осенняя песня» П. Чайковский (цикл «Времена года»), хоровод «Девицы красавицы» из оперы «Евгений Онегин» «Осень» А. Вивальди. Просмотр осенних пейзажей «Золотая осень» И. Левитан, «Золотая осень» В. Поленов, «Рябинка» И. Грабарь. |
Ноябрь | «Узоры мелодии» Слушание фрагменты оперы «Золотой петушок» Н. Римского – Корсакова (тема Звездочета и Шемаханской царицы). Изучение восточных орнаментов. Рисование узора мелодии, сказочных героев. |
Декабрь | «Зимняя сказка» Слушание «Царевна Лебедь» из «Сказки о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова. Просмотр репродукций «Царевна Лебедь» М. Врубель, «Кружевница» В. Тропинин. Музыкальная игра «Заплети узор под музыку» |
Январь | «Книга о зиме» Слушание «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, просмотр зимних пейзажей Д. Верещагина, рисование сказочного Щелкунчика, заснеженного леса. |
Февраль | «Богатыри» Слушание отрывка из симфонии № 2 «Богатырская» А. Бородина, выход 33 богатырей из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова, просмотр репродукций «Богатыри» В. Васнецова, «Витязь» И. Глазунова |
Март | «Пусть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!» Слушание фрагментов балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, Танцев феи Карабос и феи Сирени из балета «Спящая красавица» П. Чайковского, просмотр репродукций картин Э. Дега «Урок танцев», «Репетиция балета». Рисование сказочного образа с акцентом на мимику. |
Апрель | «Есть у моря свои законы» Слушание Симфоническая картина «Садко» Н. Римского – Корсакова (фрагмент «Море»), Просмотр репродукций «Черное море», «Башни на скале у Босфора», «Девятый вал» И. Айвазовского. |
Май | «Погляди подсолнушки» Слушание «Утро» Э. Григ, «Маленькая ночная серенада» В. Моцарт, просмотр репродукций «Подсолнухи», «Жнец» В. Ван Гог |
Календарный план.
Программа Репертуар | Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
«Осенняя песня» П. Чайковский (цикл «Времена года»), | Октябрь | * | ||
хоровод «Девицы красавицы» из оперы «Евгений Онегин» | Октябрь | * | ||
«Осень» А. Вивальди. | Октябрь | * | ||
Пейзаж «Золотая осень» И. Левитан, | Октябрь | * | ||
«Золотая осень» В. Поленов, | Октябрь | * | ||
«Рябинка» И. Грабарь. | Октябрь | * | ||
Фрагменты оперы «Золотой петушок» Н. Римского – Корсакова (тема Звездочета и Шемаханской царицы). | Ноябрь | * | * | |
Изучение восточных орнаментов. | Ноябрь | * | ||
Рисование узора мелодии, сказочных героев. | Ноябрь | * | ||
«Царевна Лебедь» из «Сказки о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова. | Декабрь | * | * | * |
Просмотр репродукций «Царевна Лебедь» М. Врубель, | Декабрь | * | ||
«Кружевница» В. Тропинин. | Декабрь | * | ||
Музыкальная игра «Заплети узор под музыку» | Декабрь | * | ||
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, | Январь | * | * | |
просмотр зимних пейзажей Д. Верещагина, | Январь | * | * | |
Рисование сказочного Щелкунчика, заснеженного леса. | Январь | * | ||
Слушание отрывка из симфонии № 2 «Богатырская» А. Бородина, | Февраль | * | * | |
Слушание выход 33 богатырей из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова, | Февраль | * | ||
просмотр репродукций «Богатыри» В.Васнецова, | Февраль | * | * | |
«Витязь» И. Глазунова | Февраль | * | * | |
Слушание фрагментов балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, | Март | * | * | |
Танец феи Карабос и феи Сирени из балета «Спящая красавица» П. Чайковского, | Март | * | * | |
Просмотр репродукций картин Э. Дега «Урок танцев», | Март | * | ||
Просмотр репродукций картин Э. Дега «Репетиция балета». | Март | * | ||
Рисование сказочного образа с акцентом на мимику. | Март | * | ||
Симфоническая картина «Садко» Н. Римского – Корсакова (фрагмент «Море»), | Апрель | * | * | * |
Просмотр репродукций «Черное море» И. Айвазовского | Апрель | * | ||
«Башни на скале у Босфора» И. Айвазовского | Апрель | * | ||
«Девятый вал» И. Айвазовского. | Апрель | * | ||
Слушание «Утро» Э. Григ, | Май | * | * | |
«Маленькая ночная серенада» В. Моцарт, | Май | * | ||
просмотр репродукций «Подсолнухи» В. Ван Гог | Май | * | * | |
«Жнец» В. Ван Гог | Май | * | * |
Литература
- Волков Н. Н. Восприятие картины. М. , 1997.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Детство – Пресс, 1997.
- Гусев Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л. , 1978.
- Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М. , 1969.
- Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 2005.
- Маслова С. Г. В мир прекрасного: программа художественно - эстетического воспитания в детском саду. Нестор – История 2010.
- Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. М. , 1992.
- Блудова В. Природа и структура художественного восприятия М. 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)
Программа дополнительного образования «Веселая кисточка» (развитие творчества в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект по художественному труду в средней группе "Подставка для кисточек"
Конспект занятия по художественному труду в средней группе. Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Закреплять умение лепить предметы шаровидной и овальной формы. Упражнять в украшении поверхности в...
Виды техники изображения. Перспективное планирование По "Волшебной кисточке"
Познакомить детей с многообразием используемых материалов, научить на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, развивать творческие личности, способной применить свои знания и уме...
Волшебная кисточка программа
Программа заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материало...
Перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Волшебная кисточка"
Перспективное планирование занятий по рисованию на учебный год....
Образовательная программа объединения кружок «Волшебная кисточка»
В предлагаемой системе работы, подобраны занятия с нетрадиционной техникой рисования, ориентируясь на задачи в программе, возрастные возможности детей и времена года. Занятия по рисо...
Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"
Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...