Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте
статья
Информация для педагогов и родителей по возможным нарушениям в поведении у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povedencheskie_i_emotsionalnye_narusheniya.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте.
Непослушание, упрямство – ребенок настаивает на том, что хочется только ему, выражается в неповиновении.
Причины:
- борьба за власть или за внимание;
- отсутствие родительского авторитета;
- протест против авторитарного воспитания;
- ребенок не видит ближайшего результата деятельности;
- преобладание наказаний над поощрениями;
- предъявление ребенку невыполнимых требований;
- не сформированы нравственные и ценностные установки;
- игнорирование интересов и потребностей ребенка.
Негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого, независимо от их содержания. Делает все наоборот, использует слова «не хочу», «не буду», «нет».
Причины:
- возрастной кризис;
- родители часто используют нравоучения;
- реакция на неудовлетворенные потребности (в понимании, внимании, уважении, самостоятельности);
- защитная реакция (боязнь ошибиться, не справиться с чем-либо).
Капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, хлопанье дверью, попытки укусить, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов.
Причины:
- перевозбуждение нервной системы ребенка, слабое здоровье, большая утомляемость;
- у ребенка нет времени на отдых и игры;
- отсутствие требовательности со стороны взрослого, дисциплины, не установлены границы дозволенного;
- ребенку «выгодно» быть капризным, так как в этот момент на него обращают внимание, в то время, как его «должное» поведение не подкрепляется вниманием;
- несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку;
- гиперопека, беспрекословное выполнение всех желаний ребенка, он не знает слова «нет»;
- родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей ребенка.
Агрессивность – склонность ребенка к физическим столкновениям, драке, употреблению оскорбительных слов и выражений. Может быть направлена на себя, на окружающих людей, животных, предметы.
Причины:
- низкий уровень развития волевых качеств, дисциплинированности;
- авторитарный стиль воспитания, большое количество ограничений;
- заниженная или завышенная самооценка ребенка;
- стремление к самоутверждению;
- родители поощряют агрессивность в своих детях, либо показывают модель соответствующего поведения по отношению к другим, и к окружающей среде;
- часто к агрессивности прибегают избалованные, отверженные, брошенные дети.
Импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая.
Причины:
- особенности темперамента (холерик);
- несформированность эмоционально-волевой сферы;
- отсутствие самоконтроля и саморегуляции;
Вспыльчивость, гнев – ребенок по любому поводу склонен устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить вербальную и физическую агрессию.
Причины:
- особенности темперамента (холерик);
- несформированность эмоционально-волевой сферы, недисциплинированность;
- авторитарный стиль воспитания, излишняя строгость;
- недостаточное удовлетворение потребностей ребенка.
Ложь (лживость) – может проявляться, как мнимая, так и настоящая, в зависимости от возраста.
Причины:
- способ защиты от чрезмерной опеки родителей;
- желание добиться внимания, признания, укрепить свой статус в коллективе сверстников;
- способ защититься от неприятностей, упреков родителей, избежать наказание;
- чрезмерная строгость в семье, основанная на страхе;
- несформированность ценностных и нравственных установок, эмоционально-волевой сферы.
Демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми способами привлекают внимание, применяя и негативную тактику поведения: жалуются, проявляют агрессию, провоцируют скандалы и ссоры.
Причины:
- заниженная или завышенная самооценка ребенка;
- неправильное воспитание (избалованность или строгость);
- потребность в похвале, превосходстве над другими;
- эмоциональная неустойчивость;
- способ самоутверждения, привлечения внимания.
Эгоизм (эгоцентричность) – ребенок уверен, что «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены.
Причины:
- гиперопека;
- преувеличение значения личности и достоинств ребенка;
- стимулирование хорошего поведения подарками;
- дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, недостаток телесного контакта;
- личный эгоистический пример родителей;
- внешнее информационное воздействие (реклама, мультфильмы, интернет и т.д.).
Тревожность – повышенное беспокойство, неуверенность, мнительность.
Причины:
- особенности типа темперамента;
- гиперопека, контроль за каждым шагом ребенка;
- тревожность родителей;
- низкая самооценка;
- требования взрослых не соответствуют возможностям ребенка;
- завышенные ожидания родителей;
- эмоциональное отвержение ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА НОД ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НЕСТА-БИЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с использованием алгоритмов ТРИЗ
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых взаимоотношений с людьми.Вместе с тем, ...
Профилактика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста
Материал по профилактике эмоциональных нарушений...
Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна
«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития: Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...
Поведенчексие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллек...
Статья "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"
У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере....
Поведенческие нарушения у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...