Профилактика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Материал по профилактике эмоциональных нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_emotsionalnykh_narusheniy_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Человек - существо эмоциональное, и всё, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то или иное отношение, те или иные чувства. Эмоции обогащают человека, делают его восприимчивым к окружающему.
Изучение эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста является весьма актуальным. Как известно, многие проблемы взрослого человека кроются в его эмоциональном неблагополучии в детстве. Данная проблема привлекательна как в теоретическом, так и в практическом смысле (Кошелева А.Д.,Перегуда В.И., Шаграева О.А.).
Гармоничное развитие эмоциональной сферы ребенка является залогом здорового психического развития в целом. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. У дошкольников не утрачена непосредственность выражения эмоций, но, вместе с тем формируется эмоциональная компетентность, способность осознавать и вербализовать собственные чувства и чувства окружающих людей.
На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание, сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Это подтверждает анализ исследований Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконина, Я.С.Неверович, Е.Смирновой и других.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, что только согласованное функционирование интеллектуальной и эмоциональной систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: "Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие" (7, с. 464).
В процессе развития способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается - ее необходимо развивать.
В начале XXI века проблема эмоциональных и поведенческих нарушений остается популярной как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Изучение и профилактика негативных явлений в поведении людей в любом обществе является проблемой первостепенной важности.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития, хотя в ФГОС ДО указывается, что основная задача организации образовательного процесса в ДОО – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её профилактики и коррекции является весьма актуальной.
"Эмоции, - писал А.Н. Леонтьев, - выполняют роль внутренних сигналов. Они являются внутренними в том смысле, что сами… не несут информацию о внешних объектах, об их связях и отношениях, о тех объективных ситуациях, в которых протекает деятельность субъекта. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности" (12, с.575). Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений. Уже на этом уровне эмоции дифференцируются на два полярных класса: положительные и отрицательные. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции стимулируют актив- ность, направленную на избегание вредных воздействий.
К.Изард выделяет в своей классификации фундаментальные эмоции: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Эмоции оказывают влияние на все стороны личности, на ее активность, тем или иным образом влияют на ее деятельность.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Эмоциональные нарушения у старших дошкольников - это одна из важнейших проблем современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками (2, с.144).
Г.М.Бреслав к эмоциональным нарушениям в дошкольном возрасте относит:
- отсутствие эмоциональной децентрации – ребенок не способен сопереживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений;
- отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не способен откликаться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;
- отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции – ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом самосознания и способностью эмоционально возвращаться в прошлое. (8, с.400)
Анализ эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений, предложенный Ю.М.Миланич, позволяет выделить три основные группы детей с эмоциональными нарушениями.
В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффектиных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции могут возникнуть у этих детей по любому незначительному поводу.
Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная тормозимость, слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко переживают обиду, большинство из них подвержено необоснованным страхам.
Третья группа детей характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В поведении детей этой группы преобладают агрессивность, импульсивность (8, с.400).
Интерес педагогов и психологов к рассматриваемой проблеме в России наиболее сильно проявился в 20–30–е годы XX века. Среди первых работ, посвященных эмоциональным трудностям у детей дошкольного возраста, привлекают внимание исследования Л.С. Выготского, В.П. Кащенко, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева.
Вопросы эмоционального неблагополучия в дошкольном возрасте стали предметом научных исследований коллег, учеников и продолжателей дела А.В. Запорожца. Этой проблеме посвящены работы А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, В.К. Котырло, В.К.Вилюнас, Н.Д.Левитовой, А.В.Алексеевой, Е.М.Гаспаровой и других исследователей. Учеными выделены виды эмоциональных нарушений, наиболее часто встречающихся у детей дошкольного возраста: агрессивность (физическая, вербальная), вспыльчивость, пассивность, застенчивость.
С начала 90-х особое внимание специалистами уделяется гиперактивным детям. В.И.Гарбузов, Д.Д.Еремеева отмечают, что никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте. Гиперактивный ребёнок импульсивен, и никто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе. Самая большая проблема гиперактивного ребёнка - его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса. Пик проявлений гиперактивности - 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить ещё в младенчестве.
Временные колебания в поведении и эмоциональном состоянии детей явление обычное и нормальное, так как развитие никогда не происходит гладко, а временный регресс - встречается довольно часто. Однако все эти явления и колебания в одних условиях происходят чаще, чем в других, поэтому важно принимать во внимание обстоятельства жизни ребёнка.
Умеренные, изредка возникающие трудности поведения для детей обыч-
ны, нежели серьёзные, часто повторяющиеся расстройства. Очень важно выяснить частоту и длительность проявления неблагоприятных симптомов. Анализируя детское поведение, следует сравнивать его проявления не только с чертами, которые характерны для детей вообще, но и с теми, которые являются обычными для данного ребёнка. Следует относиться внимательно к изменениям в поведении ребёнка, которые трудно объяснить законами нормального развития и созревания. Считается, что симптом, проявление которого не зависит от какой либо ситуации, отражает более серьёзное расстройство, чем симптом, возникающий только в определённой обстановке. Выявление детей с ослабленной психикой является актуальной задачей. В каждом дошкольном учреждении есть воспитанники, поведение которых существенно отклоняется от нормы. Это могут быть либо излишне подвижные дети - «неуправляемые», агрессивные, либо вялые, медлительные, капризные, упрямые и т.п. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно - психического заболевания.
По определению Божович Л.И., профилактика - это комплекс упреждаю-
щих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения (1, с.
464). Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых.
Поскольку профилактика в ДОУ — это, прежде всего работа по предупреждению возможного неблагополучия в развитии детей, то основными ее шагами являются: своевременное выявление особенностей детей, которые могут привести к определенным сложностям и создание условий для их предупреждения, а также профилактика отклонений в связи с переходом на следующую возрастную ступень (8,с.401). Однако профилактика, направленная на предупреждение эмоциональных нарушений у детей-дошкольников, проводится не только с отдельными детьми и группами детей, но и с педагогами и родителями, которые оказывают влияние на развития ребенка. Целью при планировании профилактической работы в рамках ДОУ является необходимость думать о сложностях в эмоциональном развитии детей, которые еще не возникли, а только могут возникнуть.
Двумя ключевыми процессами - главными для профилактических мероприятий являются факторы риска и факторы защиты.
Факторами риска, играющими важную роль в развитии поведенческих и эмоциональных проблем в детском возрасте, являются: генетика, трудный темперамент, неадекватные родительские навыки, антисоциальные группы равных, плохой родительский мониторинг, социоэкономическое неблагополучие и средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей).
Знание факторов риска снабжает специалистов многочисленными мишенями для профилактики. Выявление факторов риска и работа с ними представляет собой лишь часть профилактической работы, другую составляет работа с защитными факторами. К факторам защиты относят: генетику, интеллект, спокойный темперамент, хорошие отношения с опекающими лицами, позитивные отношения со сверстниками, позитивные отношения с педагогами, эффективные родительские навыки, эффективный родительский мониторинг.
Развитие социальных компетенций связано с развитием эмоционального контроля, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, способность к усвоению и применению социальных правил и норм. Опираясь на факторы защиты можно выделить направления профилактических мероприятий:
- построение отношений с воспитателями и педагогами;
- оптимизация детско-родительских отношений;
- организация развивающей среды.
Развитие эмоций и чувств у детей зависит от ряда условий. Как показано в исследовании М. И. Лисиной, эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. У детей, воспитанных с ранних лет вне семьи, недостаточное эмоциональное развитие может сохраниться на всю жизнь. Это обусловлено тем, что в дошкольных учреждениях на одного взрослого приходится много детей и эмоциональных контактов воспитателя с каждым ребенком мало. Однако воспитатель должен стремиться к установлению тесных контактов с каждым ребенком. В семье ребенок имеет возможность испытать целую гамму переживаний. Источником сильных переживаний являются, прежде всего, родители. Дети чутко реагируют на интонацию голоса взрослых. Основной функцией семьи является обеспечение эмоционального комфорта ребенка, искаженное детско-родительское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы детей и психического здоровья ребенка.
Исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий подводят к выводу, что родители должны удовлетворять не только физиологические потребности ребенка, но и эмоциональные, обеспечивать поддержку активного, инициативного отношения к миру. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, в эмоциональном взаимодействии со взрослым, потребность в получении положительных эмоций от взрослого, потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым. Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.
По данным М. М. Кольцовой и В.С.Мухиной неблагополучие в семье улавливается детьми и может немедленно отразиться в рисунках. Источником эмоционального отклика могут быть переживания братьев и сестер. Неправильное общение в семье порой способствует формированию односторонней аффективной привязанности (чаще всего к матери). При этом иногда ослабевает потребность в общении со сверстниками, ребенок может быть чрезвычайно зависимым в своем поведении от взрослого, может испытывать сильные отрицательные переживания (например, ревность).
Процесс общения и в семье, и в детском учреждении должен быть тщательно организован. Общение со взрослым может стать для ребенка источником сильных отрицательных эмоций. Нарекания, окрики в адрес одного ребенка отрицательно влияют на всех присутствующих детей, порождают неприязнь к воспитательнице, нежелание ходить в детский сад.
В исследовании Т.А.Комиссаренко показана прямая связь настроения детей с настроением взрослых. Пять минут специально организованного воздействия воспитателя изменяли состояние и поведение ребенка, влияли на установление им контактов со сверстниками.
Эмоциональное неблагополучие детей необходимо профилактировать при организации разнообразных видах деятельности, так игра для детей является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности.
На музыкальных занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания.
Эмоциональное единство группы детей может проявляться и в процессе выполнения совместных трудовых заданий (уборки участка, групповой комнаты). В. В. Абраменкова изучала гуманные отношения детей, которые возникают в процессе совместной деятельности. Проявлением гуманных отношений в группе является действенная групповая эмоциональная идентификация, когда переживания одного члена группы воспринимаются другими как собственные.
Построение развивающего пространства в группе детского сада, использование игр и экспериментирования с различными материалами, музыкального и светового оформления, фитодизайна и ароматерапии; возможность принести свою любимую игрушку и подушечку, с которой привык засыпать, позволяют сделать среду эмоционально комфортной, учитывающей возрастные особенности детей.
Н.С.Нищева в своих исследованиях утверждает, что специально организованное жизненное пространство в группе должно стимулировать активность ребенка, давать возможность выразить свои эмоции, проиграв их в различных ситуациях, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности (13, с.320).
Совершенствование двигательных функций, эмоциональная и двигательная разрядка, снятие мышечного напряжения ребенка успешно происходит, когда в игровой комнате есть спортивный комплекс, лесенка, горка, турник, канат, маты для прыжков, мячи и т.д. Общая координация движений и, одновременно, коррекция страхов темноты и замкнутого пространства отрабатывается в играх со специальным матерчатым туннелем, сшитым из темной ткани и надетым на обруч.
Легкие, но достаточно большие «строительные блоки» - обклеенные картонные коробки, покрывала, деревянные рамки, ширмы, мебель групповой комнаты - все это позволяет изменить границы и конфигурацию пространства группы, может быть переоборудовано по желанию детей и обыграно в играх-драматизациях, сюжетно-ролевых играх.
Боксерская груша в группе, «мягкие стенки», обитые толстым поролоном по росту ребенка, предметы неопределенной формы. Закрепленные на полу (по типу куклы Гамби - гнущаяся фигурка с не прорисованным лицом), агрессивные куклы «би-ба-бо» (волк, баба-яга), пластиковые бутылки с песком для пинания тренируют мышцы ног и рук, помогают снять чрезмерное мышечное напряжение, выразить чувства гнева, враждебности, фрустрации.
Песок и воду полезно использовать как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, бассейн - возможности здесь безграничны. Это особенно полезно для неуверенных, замкнутых детей; не принимающих игр с игрушками, с несформированными игровыми действиями.
Яркость, необычность оборудования пространства, не только обеспечат детям успех в преодолении поведенческих и эмоциональных проблем, но и становятся действенным средством профилактики агрессивного поведения, страхов и тревожности.
Таким образом, эмоциональные нарушения у старших дошкольников являются важнейшей проблемой современного общества. Выявление детей с ослабленной психикой является актуальной задачей. Знание факторов риска снабжает специалистов многочисленными мишенями для профилактики.
Психологическая профилактика направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей и взрослых. Профилактика, направленная на предупреждение эмоциональных нарушений у детей-дошкольников, проводится не только с отдельными детьми и группами детей, но и с педагогами и родителями, которые оказывают влияние на развития ребенка. Целью при планировании профилактической работы в рамках ДОУ является необходимость думать о сложностях в эмоциональном развитии детей, которые еще не возникли, а только могут возникнуть. Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребёнка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале нервно - психического заболевания.
Список литературы
1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение,1968.
2.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1999.
3.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб: Союз, 1997.
5.Детство: педагогический альманах. У родного очага // под редакцией Стрелковой А.П. СПб: Речь, 2002.
6.Захаров И.А. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. - М.: Просвещение,1993.
7.Изард К. Эмоции человека / Под ред. Л.Я Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. – М.: Изд-во МГУ, 2000.
8.Ильин Е.Г. Эмоции и чувства. Москва, Харьков, Минск, 2001.
9.Кошелева А.Д. Взаимодействие «взрослый ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе. // Хрестоматия по детской психологии./ Сост. Бурлинская Г.В. - М.: Институт практической психологии, 1996.
10.Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет.- Академия развития, Ярославль, 2000.
11.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009.
12.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1972.
13.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая игра в дошкольном учреждении. Принципы построения, советы, рекомендации.СПб: Детство-Прогресс, 2006.
14.Новикова Н.И. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей // Дошкольное воспитание, 2013. - №5.
16.Симакова Е.О. Детская психология. - М.: Владос, 2003.
17.Строгая О.Э. Использование песочной анимации в профилактике нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей // Дошкольная педагогика, 2014, - №3.
18.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказываеться о особенностях развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Представлен пл...
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Причины их возникновения....
Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....
Поведенчексие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллек...
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.
Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга, обр...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему: «Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнений на занятиях по обучению грамоте»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей на тему:«Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, посредством дидактических игр и упражнени...