Поведенчексие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте.
консультация

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств.

          Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе (доверие/недоверие, оптимизм/пессимизм, доброжелательность/враждебность, низкая/адекватная самооценка), оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы (способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения), на степень переживания стрессовых ситуаций, на способы разрешения конфликтных ситуаций (конструктивные/неконструктивные), взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Эмоции также являются важнейшим фактором регуляции познавательных процессов.

          В связи с этим и возникает актуальность рассмотрения вопросов эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, обусловленная формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологических процессов и психологической готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnye_i_povedencheskie_narusheniyaoffice_word.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» с.Повалиха

Поведенческие и эмоциональные нарушения в старшем дошкольном возрасте.

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения, воспитания и социализации ребенка, развития его социальных, нравственных и интеллектуальных качеств.

        Эмоциональное состояние ребенка является основой его отношения к миру, к другим людям, к самому себе (доверие/недоверие, оптимизм/пессимизм, доброжелательность/враждебность, низкая/адекватная самооценка), оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы (способность к волевым усилиям, следование социальным нормам поведения), на степень переживания стрессовых ситуаций, на способы разрешения конфликтных ситуаций (конструктивные/неконструктивные), взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Эмоции также являются важнейшим фактором регуляции познавательных процессов.

        В связи с этим и возникает актуальность рассмотрения вопросов эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, обусловленная формированием главного психологического новообразования в этом возрасте – начала произвольности психических процессов и психологических процессов и психологической готовности к школе.

Согласно данным, школьные нагрузки являются своеобразным «толчком» к обострению нарушений в психоэмоциональной сфере. Даже незначительные формы развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретают «открытую форму» на начальном этапе обучения в школе. Поэтому для успешного протекания учебной деятельности к старшему дошкольному возрасту детьми должны быть достигнуты высокая степень произвольности поведения, умение проявлять способность к волевым усилиям, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, адекватно проявлять свои чувства, управлять своим поведением, понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других.

Развитие данных качеств обусловлено в первую очередь положительным социально-эмоциональным опытом детей. При этом следует учитывать, что характерными особенностями дошкольного детства являются повышенная эмоциональность ребенка, непроизвольность его поведения,  что может проявляться в неустойчивости настроения, неподчинении требованиям взрослых, импульсивности, упрямстве и т.п.

Периодические изменения в поведении и эмоциональном состоянии детей являются вполне закономерными. Психологическая «энергетика» имеет свои пики и падения, в силу чего в одной ситуации дети могут быть уязвимы и ранимы, а в другой – проявлять достаточную сопротивляемость и хорошие адаптационные возможности. В связи с этим эмоциональное развитие ребенка не может происходить гладко и равномерно.

Для оценки возможного отклонения в поведении ребенка, необходимо: нормативы развития ребенка, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности; длительность сохранения расстройства; изменения в поведении ребенка; наследственно обусловленные факторы, особенности личности ребенка и влияние окружающей среды.

Главная трудность в том, что взрослые обычно не задумываются о подлинных источниках, приводящих к тем или иным детским проявлениям. Своими реакциями они зачастую провоцируют и подкрепляют эти проявления. Стоит разрушить этот порочный круг, и ситуация постепенно изменится, а для этого необходимо правильно определить причину. Причинная стратегия предполагает воздействие на причинную сторону, устранение  ее факторов и условий, побуждающих ребенка вести себя неадекватно.

Анализ литературы по исследуемому вопросу и практический опыт работы с дошкольниками позволили выделить те особенности эмоциональной сферы детей, которые могут стать причиной трудностей обучения в начальной школе. Отметим, что речь идет о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках возрастной нормы. Анализ возможных причин нарушений приведен в таблице.

Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте.

Нарушения

Причины

Непослушание, упрямство выражают в неповиновении, настаивании на том, что хочется  только ребенку

Протест против авторитарного воспитания. Преобладание наказаний над поощрениями. Отсутствие родительского авторитета. Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требования. Игнорирование интересов и потребностей ребенка. Не сформированы нравственные и ценностные установки. Борьба за власть или за внимание. Потребность в самоутверждении. Ребенок не видит непосредственного (ближайшего) результата деятельности. Нет осознанной мотивации следовать указаниям взрослых.

Негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Ребенок может проявлять негативизм даже в ущерб себе, лишь бы настоять на своем. Делает все наоборот говорит часто слова «не хочу», «не буду», «нет» («застрявший» кризис трех лет)

Реакция на неудовлетворенные потребности (в понимании, внимании, одобрении, уважении, самостоятельности).

Защитная реакция (боязнь ошибиться, не справиться с чем либо).

Возрастной кризис.

Родители часто прибегают к нравоучениям и морализированию. Дети осознают, что родители всегда правы и безошибочны, чувствуют собственную неполноценность рядом с «образцово-показательными» родителями

Капризы – бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укусить, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью.

Отсутствие требовательности со стороны взрослых, дисциплины, не установлены границы дозволенного.

Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.

Гиперопека. Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка (все позволено, он не знает слово «нет» и «нельзя»).

Проявление протеста в ситуации подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.

Перевозбуждение нервной системы ребенка, слабое здоровье, большая утомляемость.

У ребенка нет времени на отдых и игры.

Способ уклониться от выполнения обязанностей.

Родители в своих требованиях не учитывают сил и возможностей ребенка.

Ребенку «выгодно» быть капризным, потому что в этот момент на него обращают внимание, тогда как его «взрослое» и «должное» поведение (требующее усилий) не подкрепляется вниманием.

Агрессивность – употребление оскорбительных слов и выражений, склонность ребенка к физическим столкновениям, драке. Может быть направлена на окружающих людей, на себя, животных, предметы.

Авторитарный тип воспитания. Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.

Стремление к самоутверждению.

Заниженная или завышенная самооценка ребенка.

Родители поощряют агрессивность в своих детях либо показывают модель соответствующего поведения по отношению к другим  и к окружающей среде.

Низкий уровень волевых качеств, недисциплинированность.

Часто к агрессивности как защитному механизму прибегают избалованные, отверженные или брошенные дети.

Импульсивность – склонность действовать поспешно, не рассуждая, не обдумывая (без проявления агрессии).

Особенности темперамента (холрик).

Отсутствие навыков саморегуляции и самоконтроля.

Несформированность эмоционально – волевой сферы.

Богатая разнообразными впечатлениями среда, способствующая вызову и проявлению неконтролируемых порывов.

Вспыльчивость, гнев. Ребенок склонен по любому, даже самому незначительному поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, может проявить как вербальную и физическую агрессию.

Особенности темперамента (холерик).

Несформированность эмоционально – волевой сферы. Низкий уровень волевых качеств, недисциплинированность.

Авторитарный стиль воспитания. Излишняя строгость в воспитании.

Средовая депривация (недостаточное удовлетворение потребностей ребенка).

Ложь (лживость).  В зависимости от возраста может проявляться как мнимая, так и настоящая ложь в силу разных причин. Если ложь остается безнаказанной, то ребенок начинает лгать так вдохновенно, что уже сам не отличает ложь от выдумки.

Желание ребенка добиться признания, привлечь к себе внимания, укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.

Способ защитится от неприятностей, упреков родителей. Стремление избежать наказания. Чрезмерная строгость в семье, основанная на страхе.

Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых.

Несформированность или нарушения эмоционально - волевой сферы, несформированность ценностных и нравственных установок.

Демонстративность – ярко выраженная потребность во внимании. Демонстративные дети любыми возможными способами стараются привлечь к себе внимание, могут применять негативную тактику поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.

Неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Потребность в похвале, в превосходстве над другими.

Способ самоутверждения, привлечения внимания.

Эмоциональная неустойчивость.

Заниженная или завышенная самооценка.

Эгоизм (эгоцентричность). Ребенок уверен, что он «центр мира» и только его интересы должны быть удовлетворены.

Преувеличение значения личности и достоинств ребенка («возведение на пьедестал»).

Гиперопека.

Стимулирование хорошего поведения у ребенка определенными подарками, деньгами, выгодами.

Дефицит безусловной любви, внимания к ребенку, недостаток телесного  контакта.

Личный эгоистический прием родителей при декларации нравственных норм.

Внешнее информационное воздействие (влияние рекламы,

компьютерных игр, мультфильмов, Интернета и др.).

Тревожность. Ребенок отличается повышенным беспокойством, неуверенностью, мнительностью.

Тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предстоящей опасности.

Особенности типа темперамента.

Гиперопека, контроль над каждым шагом ребенка.

Тревожность родителей, постоянное беспокойство и неуверенность в успехах ребенка передаются ему.

Низкая самооценка.

Требования взрослых неадекватны реальным возможностям ребенка.

Завышенные ожидания родителей.

Эмоциональное отвержение ребенка.

Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований.

Анализ причин нарушений детского поведения показал, что основными из них являются следующие.

Нарушение системы семейного воспитания: низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания, высокая степень противоречивости и непоследовательности в воспитании, выраженная степень опеки и ограничений в разных сферах жизнедеятельности детей, частое применение угроз, осуждений, критики, недостаток реального руководства и пр. неблагоприятные условия воспитания неизбежно нарушают безопасность ребенка и побуждают его формировать всевозможные способы психологической защиты.

Дисгармония семейных отношений (конфликты, ссоры, холодные отношения, принуждение ребенка принимать чью-то сторону в родительских спорах, ребенок является средством манипуляции в отношениях между родителями и т.п.), что создает неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, при этом дети испытывают сильные эмоциональные перегрузки, которые и выражаются в форме упрямства, истерик, негативизма и т.п.

Отрицательный пример взрослых, в первую очередь родителей, поскольку они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Дети обычно копируют поведение тех, с кем они находятся в близком контакте. Это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов процесса идентификации с другим.

Несоответствие обучения и воспитания возрастным и индивидуально-личностным особенностям ребенка.

Если следовать следующим общим правилам, то возможно предупредить нарушения в поведении.

  1. Необходимо четко расставлять границы дозволенного и никогда не позволять переступать их.
  2. Ставить перед ребенком только выполнимые задачи, соответствующие его возрасту и возможностям.
  3. Учить ребенка нести ответственность за свои поступки.
  4. Соблюдать единство и последовательность в процессе воспитания.
  5. Объективно оценивать положительные и отрицательные особенности характера своего ребенка.
  6. Сотрудничать с педагогами образовательного учреждения, совместно помогая ребенку закреплять его положительные качества и преодолевать отрицательные. Также важно, чтобы родители соблюдали правила, принятые в детском саду (школе), и умели конструктивно решать возникающие противоречия, тем самым показывая ребенку пример адаптивного поведения.

Проведенный анализ позволяет заключить, что любое нарушение поведения ребенка является признаком его эмоционального неблагополучия, которое вызвано неудовлетворенностью общением со взрослыми, прежде всего с родителями.

Отрицательные модели поведения не «перерастают с возрастом», не проходят сами – закрепляясь, они переходят в устойчивые черты характера.

Устойчивое эмоционально положительное состояние относится к числу основных условий гармоничного развития личности дошкольника, обеспечивая его позитивное и активное отношение к миру, адекватную самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, чувство эмоционального комфорта, положительный фон настроения, развитие познавательной мотивации и эмоционально-волевой сферы.

Литература.

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,1998.
  2. Венгер А.А. на что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. – М.; Рига, 2000.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Педагогика, 2009.
  4. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций. Тексты  // Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтор. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  5. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Психологические основы коррекции личностного развития детей дошкольного возраста. – Череповец, 1995.
  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
  7. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.
  8. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью: Практическое руководство для врачей, психологов и педагогов. – М.: Вита – пресс, 1997.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“проблема эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста ”

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, ...

«Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказываеться о особенностях  развития эмоциональной  сферы  детей  старшего  дошкольного  возраста  с  нарушениями  речи. Представлен пл...

Профилактика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста

Материал по профилактике эмоциональных нарушений...

Эмоциональные и поведенческие нарушения в старшем дошкольном возрасте

Информация для педагогов и родителей по возможным нарушениям в поведении у старших дошкольников...

Статья: «Особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

В данной статье рассказывается об особенностях эмоционнальной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи...

Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Рекомендации педагогам по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.

Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга,  обр...