« Развитие навыков экспериментально - исследовательской деятельности у дошкольников»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вид проекта : групповой, долгосрочный 2015г. –2016г. Интеграция видов деятельности : Поисково-познавательный, коммуникативный, поисково-исследовательский, художественно-эстетический, трудовой, экологический. Участники : воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цели: - развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. - создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента. - развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать; развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной связи. Задачи: - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира. - развивать представление об основных физических явлениях. - расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. - расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека. - создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Актуальность темы: Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям. любознательность, потребность в умственных впечатлениях. и моя задача удовлетворить потребность детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Планируемый результат: У меня, как у педагога-воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности Предполагаемый результат: У меня, как у воспитателя сформируются: основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Дети научатся: самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения; исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Предварительная работа: - Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов Привлечение родителей к пополнею уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок палочками, собрать природный материал Анкетирование родителей, с целью выявить их отношение к поисково-исследовательской активности детей. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях
Основные этапы работы: Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
I этап – подготовительный: - Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.). - Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме. - Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)
I I этап – подготовительный: - Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации.
I II этап – подготовительный: - Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка - Анализ полученных результатов Создание презентации по самообразованию
Результаты реализации проекта: - ребята овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ; - познакомились с явлениями природы; - получили представление о круговороте воды в природе; - уточнили знания о воде, о ее состояниях; - познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения; - дети получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.; - познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления ;
Заключение: Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на: повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома. Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. В ходе реализации экспериментально-исследовательской деятельности у меня, как у воспитателя сформировались основы педагогического мастерства: умение анализировать научно-методическую литературу; умение применять полученные знания на практике; активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Для себя я поставила цель на будущее продолжать работу и изучить следующую литературу: Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова « Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет». О.В.Дыбина, Е.А.Сидякина,С.Е.Анфисова, Л.В.Бадул « Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации по ФГОС).
Приложения: Вводный Мониторинг на начало и конец года, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. План работы на 2015-2016гг. Отчет результатов анкетирования родителей на тему: «Маленький исследователь большого мира» Картотека опытов и экспериментов Консультация на тему “Организация детского экспериментирования в домашних условиях” Консультация на тему “Экологическое воспитание” Памятки для родителей “Соблюдение правил при проведении опытов” Буклеты для родителей “Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности”, “ Соблюдение правил при проведении опытов ” , “ Оснащение детской лаборатории ” Дидактические игры: « Подбери материал для названного предмета» « Оглянись вокруг». « Расскажи о предмете». « Отгадай материал» « Где спрятался воздух». « Что из чего будет». 10.Отчет по самообразованию
В начале и в конце года был проведен мониторинг, выявляющий место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Приложение1 Проводится по методике «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова. Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – игровая; 2 – чтение книг; 3 – изобразительная; 4 – детское экспериментирование; 5 – труд в уголке природы; 6 – конструирование. Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Результаты оформляются в таблицу : № ФИО ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6
Результаты мониторинга на начало года № ФИО ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6 1. Бирюкова Валерия 1б 3б 2б 2. Явная Рита 3б 1б 2б 3. Олейник Мария 2б 3б 1б 4. Караков Матвей 2б 1б 3б 5. Новиков Тимофей 3б 2б 1б 6. Загривый Андрей 1б 3б 2б 7. Ким Марк 3б 1б 2б 8. Сердюк Дима 3б 1б 2б 9. Лисенко Александра 1б 3б 2б 10. Дорохина Лиза 1б 2б 3б 11. Патук Игорь 2б 3б 1б 12. Забродский Данил 1б 3б 2б 13. Мороз Денис 2б 3б 1б 14. Алимасов Слава 1б 3б 2б 15. Туник Вероника 3б 2б 1б 16. Горноскуль Костя 3б 1б 2б 17. Споялов Федя 2б 1б 3б 18. Попова Софья 2б 1б 3б 19. Коршунов Леша 3б 1б 2б
Рис.1 Результаты мониторинга на начало года
Вывод: В результате проведения мониторинга на подготовительном этапе было выявлено, что на первом месте у детей преобладает изобразительная деятельность (37 баллов), на втором месте игровая деятельность (21 балл), на третьем месте – конструирование и чтение художественной литературы (по 18 баллов), на четвертом месте – труд в уголке природы, и только на пятом месте находится экспериментирование (9 баллов).
Результаты мониторинга на конец года № ФИО ребенка Выбор деятельности 1 2 3 4 5 6 1. Бирюкова Валерия 3б 2б 1б 2. Явная Рита 1б 2б 3б 3. Олейник Мария 1б 2б 3б 4. Караков Матвей 2б 3б 1б 5. Новиков Тимофей 1б 2б 3б 6. Загривый Андрей 2б 1б 3б 7. Ким Марк 1б 2б 3б 8. Сердюк Дима 3б 1б 2б 9. Лисенко Александра 1б 3б 2б 10. Дорохина Лиза 1б 2б 3б 11. Патук Игорь 3б 2б 1б 12. Забродский Данил 2б 1б 3б 13. Мороз Денис 1б 3б 2б 14. Алимасов Слава 1б 3б 2б 15. Туник Вероника 1б 3б 2б 16. Горноскуль Костя 3б 1б 2б 17. Споялов Федя 1б 2б 3б 18. Попова Софья 2б 1б 3б 19. Коршунов Леша 3б 1б 2б
Рис.2 Результаты мониторинга на конец года
Вывод: В результате проведенной работы на конечном этапе было выявлено, что у детей на первом преобладает экспериментирование (27 баллов, что на 18 баллов больше по сравнению с началом года), на втором месте игровая деятельность (24 балла), на третьем месте – изобразительная деятельность(20 баллов), на четвертом месте – конструирование, и на пятом месте находится чтение художественной литературы и труд в уголке природы(14 и 13 баллов). Сравнение диаграмм результатов обследования показывает, что гипотеза, поставленная в данном проекте, полностью подтверждается. Таким образом, включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и методиста способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе .
План работы на 2015-2016гг. Приложение 2 Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы Изучение методической литературы Сентябрь – май 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 20010 г. 2. Дошкольное воспитание, 2011 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2014 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2012. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке и в группе Опыты с песком и глиной. Ноябрь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. Январь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой. Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. Апрель Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Работа с родителями Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок палочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователь» Октябрь Буклет для родителей “Оснащение детской лаборатории”
Ноябрь Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Декабрь Консультация для родителей на тему “Экологическое воспитание” Январь Памятка для родителей “Соблюдение правил при проведении опытов” Март Буклет для родителей “Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности” Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». Сентябрь-май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. Выступление на педсовете
Приложение 3 На подготовительном этапе было проведено анкетирование родителей с целью выявить их отношение к поисково-исследовательской активности детей Анкетирование предназначено для родителей старшей группы. Было опрошено 18 родителей из 19. Цель: выявить отношение родителей к экспериментально-исследовательской активности детей Задачи: 1. Выявить, какое участие принимают родители в экспериментальной деятельности своего ребёнка. 2. Определить с какими предметами родители и дети любят экспериментировать. 3. Воспитывать интерес к экспериментально - исследовательской деятельности. Анализ анкетирования В ходе работы по самообразованию, было проведено анкетирование родителей. Родители должны были ответить на 8 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 18 родителей старшей.
На 1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность все 100 %. Далее если да, то в чём именно?. Родители дали разнообразные ответы как: 1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными. 2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду. 3) наблюдение, открытие для себя чего - то нового. 4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками. 5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью. 6) разбирать машины и собирать. 7) в любопытстве. 8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых). 9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух. 10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы. 11) машины разбирает, с песком играет. 12) во всём проявляется. 13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность - исследование. 14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать. 15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер. На 2 вопрос: "С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?". Одни родители (6 %) применяют в использование кинетический песок. Также 14 родителей (88 %) ответили, что любит их ребёнок экспериментировать с водой, мылом, природным материалом. У 8 родителей (50 %), ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином. Были получены следующие единичные ответы: с массой для лепки, с красками; со всеми, что попадётся под руку; с пенной ванне; цветом; с бумагой; с крупой; конструкторами; зеркалом; на улице с природным материалом (вода, песок, камушки, растения), а дома всё что окружает (мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника); воздушные шары.
На 3 вопрос: "Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?". Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю. Только один родитель ничего не ответил на данный вопрос. На 4 вопрос: "Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?". Все родители ответили (100 %) конечно необходимо поддерживать в ребёнке желание экспериментировать. И дали разнообразные ответы. Почему?. 1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы (для чего, как, почему и.т.п.). 2) для развития (13 %). 3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона. 4) развитие интереса. 5) так как ребёнок познаёт мир (13 %). 6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта. 7) в рамках разумного. 8) для интеллектуального развития. 9) это способствует развитию логики, познанию мира. 10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения. 11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать. 12) развивать интерес к открытию чего - то нового. 13) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности. 14) развитие познавательной деятельности, познание причинно - следственной связи.
На 5 вопрос: "Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?". Дали родители такие ответы: проявляют заинтересованность, расспрашивают (44 %); по - разному, в основном радостно и с интересом; эмоции выражены; эмоционально, а иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально (25 %); удивляется, задаёт вопрос; достаточно исследует, скрупулезно и настойчиво; На 6 вопрос: "Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?". Родители ответили: постоянно задаёт вопросы: что это? почему? зачем?; это что? как это открыть? как это работает?; часто в основном "а как?", "а где?"; часто спрашивает о том, что его окружает; кто это сделал? На 7 вопрос: "Создаёте ли вы условия для проведения опытов?". (13 %) Родители дали ответ нет Родители дали ответ "да" (69 %). Остальные родители ответили: Если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да). Если научно-познавательный процесс то нет (просто наблюдаем, например: вырезаем, клеем и я рассказываю); По мере возможности; обстановка в квартире этому способствует; На 8 вопрос: "Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?". Большинство родителей ответили (69 %) ответ "да". Другие родители ответили: с общими правилами в обществе - да. На природе ещё не приходилось; Да. Когда гуляем в парке, на турбазе в садах; Думаю это преждевременно. Пока только описываем и наблюдаем природные явления; Да. Не сорить, не ломать деревья; Находясь на природе, будь то улица, двор или лес объясняю в первую очередь, что нельзя, а что можно. С чем можно играть, а с чем нельзя и что категорически запрещено (вода, костёр, огонь).
Из этого следует , что наша воспитательная работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Для поддержания экспериментально-исследовательской деятельности родителей с детьми дома мною велась следующая работа: Анкетирование родителей на тему: «Маленький исследователь большого мира» Консультация на тему “Организация детского экспериментирования в домашних условиях” Консультация на тему “Экологическое воспитание” Памятки для родителей “Соблюдение правил при проведении опытов” Буклеты для родителей “Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности” Проводилась индивидуальная работа с родителями, предлагалась картотека с опытами; Оформление наглядной информации в родительском уголке
В течении всего учебного времени проводила опыты-эксперименты на прогулке и в группе: с песком и глиной; водой; воздухом; магнитом; наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений: опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Все опыты представлены в Приложении 4
Для поддержания экспериментально-исследовательской деятельности родителей с детьми дома, велась следующая работа : Консультация на тему “Организация детского экспериментирования в домашних условиях” Консультация на тему “Экологическое воспитание” Памятки для родителей “Соблюдение правил при проведении опытов” Буклеты для родителей “Детское экспериментирование как средство индивидуализации и развития познавательной активности” Проводилась индивидуальная работа с родителями, предлагалась картотека с опытами для экспериментирования в домашних условиях; Оформление наглядной информации в родительском уголке Консультации предоставлены в Приложении 5
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры: « Подбери материал для названного предмета» « Оглянись вокруг». « Расскажи о предмете». « Отгадай материал» « Где спрятался воздух». « Что из чего будет».
Экспериментируем с песком
Эксперименты с водой
Эксперименты со льдом
Дидактические игры
Литература 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2010 г. 2. Дошкольное воспитание, 2011 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2014 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками в цикле экспериментов «УМНАЯ ВОДИЦА»
Природа в любое время года открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести ег...
Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников. Презентация "Где спрятался воздух".
Презентация для дошкольников 5-7 лет по окружающему миру....
Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...
Самообразование тема: « Развитие навыков экспериментально - исследовательской деятельности у дошкольников»
Самообразование на 2017-2018гг.тема: « Развитие навыков экспериментально - исследовательской деятельности у дошкольников»...
Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников подготовительной группы.
С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые с...
Диагностический инструментарий по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью...
Опыт работы по теме "Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности"
Описание опыта работы, включая конспекты и приложения....