Опыт работы по теме "Экспериментально-исследовательская деятельность старших дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности"
материал (старшая группа)

Чемерис Татьяна Васильевна

Описание опыта работы, включая конспекты и приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_chemeris_s_prilozheniyami.docx105.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка»

города Стародуба Брянской области

Опыт работы по теме:

«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Чемерис Татьяна Васильевна

воспитатель первой квалификационной категории

декабрь, 2023 год

«Самое лучшее открытие то,

которое ребенок делает сам»

Ральф У.Эмерсон

1. Введение

Актуальность темы

Работая воспитателем в детском саду, я вижу, что экспериментально-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, способствуя интеллектуальному и эмоциональному развитию. Значит, моя задача развивать эту деятельность. Это и определило тему моего опыта, который актуален на сегодняшний день и получил новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования. Поэтому я пересмотрела подход к организации обучения в образовательной области «Познавательное развитие»(раздел «экспериментирование»), так как убеждена, что в экспериментально- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Работая по данной теме, стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. А чтобы этому научить, мною разработана система работы по детскому экспериментированию в интеграции образовательных областей через различные виды деятельности. Вот в этом и заключается новизна и педагогическая находка моего опыта.

Цель моей работы: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

-развивать стремление к мыслительной и поисково-познавательной деятельности;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

2. Основная часть

Разработанная мною система работы включает в себя:

1. Тематический план исследовательской деятельности с детьми старшего возраста, который выстроила по трем направлениям:

2. Создание безопасной развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе: познавательный центр «Лаборатория Знайки», в котором подобрано необходимое оборудование для проведения опытов и экспериментов. В познавательном центре имеются схемы правил безопасности при работе, схемы-алгоритмы для проведения опытов, познавательные книги для сбора информации в ходе проектов, лупы, микроскоп и необходимый материал для познавательной деятельности.

Согласно тематическому плану разработала основные формы познавательно- исследовательской деятельности, в которую включила игровую технологию:

- занятия-путешествия, занятия - исследования из цикла «В гостях у профессора Знайки» по темам: «Вода», «Воздух», «Камни», «Пищевые продукты»;

- занятия в форме дидактических игр: «Живое- неживое», «Что из чего?»,

«Искатели сокровищ», «Волшебные магниты», «Камень, ножницы, бумага».

- наблюдения и познавательно- исследовательские проекты.

По этим же направлениям оформила картотеку опытов:

  • живая природа (опыты: «Где живут зернышки?», «Почему семена сеют в землю?», «Есть ли у растения органы дыхания?»; «Как появляется сок в овощах и фруктах?» и др.);
  • неживая природа (опыты: «Волшебница вода», «В поисках сокровищ», «Волшебная соль» и др.)
  • человек (опыты: «Откуда берется голос?», «Зачем человеку глаза?», «Есть ли у глаз помощники?», «Стеклянный город», «Солнечные зайчики» и др.) Исследовательско-экспериментальную деятельность с воспитанниками проводила по алгоритму и методике Александра Савенкова «Маленький исследователь». Эта методика даёт возможность детям размышлять, исследовать и делать выводы, что главное с учетом ФГОС и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Алгоритм исследования:

  • постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • формулировка выводов.

Методика проведения исследования:

В методике А. Савенкова я использую метод трех вопросов, который разработала сама: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Где найдем ответы на вопросы?». В этих вопросах, по моему убеждению, заключается весь смысл методики Александра Савенкова.

Покажу на примере реализации познавательно- исследовательского проекта «Огород на окне»(культурные растения и овощи).

Что знаем? Воспитанники знали, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год; знали, что если посадить семечко, оно прорастет.

Что хотим узнать? Вырастут ли культурные растения и овощи (фасоль, лук, горох и огурец), если их выращивать на подоконнике; что нужно сделать, чтобы семена проросли?

Где найдем ответы на вопросы? Спросим у взрослых; соберем информацию из книг; в процессе образовательной деятельности; проведем опыт- эксперимент; посадим и будем наблюдать и фиксировать все изменения в альбоме наблюдений(подтвердилось или нет);

В итоге реализации проекта с помощью исследовательской работы (исследование почвы, семян, наблюдения за проросшими семенами, ведение дневника наблюдений) дети познакомились с культурными растениями и овощами, которые можно вырастить на подоконнике; выявили многообразие и разнообразие посевного материала; создали в группе «огород на подоконнике» и оформили дневник наблюдений для фиксации роста растений.

Вот таким образом, вышеуказанная методика и метод «трех вопросов» помогли мне научить детей видеть проблему и ставить вопросы; уметь доказывать, делать выводы; высказывать предположения и строить планы по их проверки.

В ходе накопления опыта я убедилась, что экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности детей:

- математикой (используются параметры величины, счет, логика, мерки и измерительные приборы);

- изобразительной деятельностью (лепка из глины, рисование по сырому песку, выдувание клякс из трубочек, работа с тканью, клеем, бумагой);

-литературой (чтение познавательных книг: «Почемучка», «Детская энциклопедия») – отвечать на вопросы, описывать эксперименты, сочинять сказки, формулировать выводы;

- кулинарией (экспериментирование с мукой, солью);

- социально- коммуникативной деятельностью (умение договариваться, подбирать необходимый материал, проявлять себя);

- игровой (игры с песком, снегом, водой и т.п.).

Например, при проведения опыта «Как испечь пирог?» мои воспитанники сами сочинили сказку (использование литературы), договорились и подобрали необходимый материал (коммуникативная деятельность), отсчитали нужное количество соли и муки (математика), вылепили и украсили полученные изделия (изобразительная деятельность), которые в дальнейшем использовали в сюжетно- ролевых играх. В любом виде деятельности можно найти много интересного, занимательного неизведанного.

Сотрудничество с семьями воспитанников.

Постоянно нахожусь в поиске новых форм организации взаимодействия с семьёй.

Заключение

Таким образом, благодаря планомерной и систематической работе по исследовательско- экспериментальной деятельности у воспитанников сформировался интерес к познанию, они стали более любознательными, способными решать интеллектуальные задачи, познали и открыли вместе со мной окружающий мир благодаря собственным ощущениям, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению в школе.

А это значит, что я на правильном пути, и работу по данному направлению буду продолжать, организуя исследовательско- экспериментальную деятельность так, чтобы у воспитанников не иссякло желание знать, исследовать, искать, творить.

Перспектива:

- работа по данной теме поможет мне в усовершенствовании развивающей предметно - пространственной образовательной среды, которая создаст для ребенка свободу выбора и успех в реализации поставленной цели;

- наработка методического материала по данной теме позволит осуществлять деятельностный подход к развитию исследовательско-экспериментальной деятельности детей.

Список используемой литературы

#1055;оддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. 1997. No1. с.6.

#1055;оддьяков А.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии –1996 -No4

#1048;ванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, No 4, 2004, с. 84 –92

#1054;рганизация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. –М.: АРКТИ, 2004

#1055;рохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. -М.: АРКТИ, 2004.

#1057;оловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005

#1063;ехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, С.13-16.

#1050;арасѐвой М.В., воспитателя МДОУ No2 г. Мичуринска Статья «Организация исследовательской деятельности в ДОУ»

#1052;атериалы Интернет-сайтов

Структура детского экспериментирования:

-постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

-целепологание (что нужно сделать для решения проблемы);

-выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

-проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

-анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

-формулирование выводов.

Приложение № 1

Тематический план опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

№ п/п

Тема

Задачи

Материалы

Форма организации

1

Где тяжелее идти, ехать?

1. Познакомить со свойствами материалов, земли.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитывать интерес к явлениям природы.

Песок, глина (сырая, камни, земля)

опыт

2

Почему не тонет шар (мяч)?

1. Познакомить с воздухом.

2. Развивать наблюдательность.

3. Воспитывать интерес к объекту.

Вода в тазу, шар, разные предметы

опыт

3

Где есть воздух?

1. Продолжать формировать представления детей о физических явлениях.

2. Воспитывать наблюдательность.

Губка, вода и земля в контейнерах, лупа

занятие

4

Какой лист утонет?

1. Познакомить со свойством воды (удерживает легкие предметы).

2. Развивать любопытство.

Вода, лист сухой и мокрый с налипшей грязью.

опыт

5

Как сохранить яблоко?

Познакомить с влиянием воздуха на продукты, учить способам сохранения их качеств (цвет)

Яблоко, лимон, блюдце, нож.

часть занятия

6

Узнай по запаху, на вкус, на ощупь? -

Твои помощники.

1. Познакомить со свойствами органов чувств человека.

2. Развивать ощущения.

3. Уметь рассказать о них.

Ширма, фрукты (яблоко, лимон, апельсин).

игра

7

Найди то, о чем прошу?

1. Продолжить знакомить с особенностями своего организма.

2. Развивать интерес.

3. Учить сравнивать, вспоминать изученное ранее.

Ящик ощущений, камень и другие предметы

игра

8

Почему мы стали теплее одеваться? Воздух.

Развивать интерес к явлениям природы.

наблюдения на прогулке

9

Это кто? Теневой театр

1. Продолжать знакомиться со свойствами света и тени.

2. Развивать творческое воображение.

3. Воспитывать наблюдательность.

Лампа, экран, фигурки теневого театра.

режимный момент

10

Вырастим кристаллы соли

Познакомить со способностью соли растворяться в воде и показать кристаллизацию соли в соляном растворе.

Стаканы с водой, ложки

опыт

11

Какого цвета снег?

1. Расширить представления детей о физических свойствах снега.

2. Подвести к пониманию того, что снег только кажется белым (на солнце искриться, а он бесцветный.

Бумага белая, банка, лупа, марля.

опыт

12

Что случило с варежкой?

1. Продолжить знакомить со свойствами снега: от тепла превращается в воду, а на морозе замерзает.

2. Развивать интерес к предметам и явлениям природы.

Варежки, лупы

наблюдения на прогулке

13

Откуда берется голос?

#1044;ать представления о причине возникновения звуков речи.

2. Познакомить с охраной органов речи

линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

опыт

14

Что случилось с водой? Украсим елку

1. Познакомить детей с превращением воды в лед.

2. Развивать сенсорные восприятия.

3. Способствовать становлению радостного настроения в ожидании праздника.

Подкрашенная вода в формочках от конфет с нитками.

часть занятия

15

Чего боится лед?

1. Продолжать знакомить со свойствами льда, песка, соли.

Лед в формочках, соль и песок в баночках

опыт

16

Цветной снег

1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды и снега (окрашивание).

2. Развивать творческую активность.

Резиновые груши, окрашенная вода

наблюдения на прогулке

17

Почему не лепится снег?

1. Продолжать знакомить со свойствами снега, показать зависимость от погоды (мокрый, рассыпчатый) .

2. Учить использовать разные свойства.

Лупы, варежки

наблюдения на прогулке

18

Хитрые семена

1 Познакомить со способами проращивания семян.

Семена, вода, почва, опилки.

опыт

19

Почему так скользко? (появление ледяной корки, наста)

1. Подвести к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда.

2. Развивать наблюдательность, интерес к исследованиям.

Корочка ледяная вместе со снегом, лупы.

наблюдения на прогулке

20

«Зоркий глаз». Свойства глаз

1. Продолжать знакомить с организмом.

2. Развивать желание узнавать о себе что-то новое.

3. Воспитывать бережное отношение к глазам.

Фонарик, зеркало.

режимный момент

21

Волшебная соль

Познакомить со свойствами соли

Соль, вода, цветные мелки

опыт

22

Подбери нужную почву

1. Познакомить с минералами и их свойствами.

2. Учить подбирать почву для растения по плотности.

3. Воспитывать аккуратность.

Различная почва в горшках, палочки, вода в лейке.

опыт

23

Есть ли у глаз помощники

Продолжать знакомить с органами чувств

шишки, пакет

игра

24

Какой кораблик прочнее?

Познакомить с разными сортами бумаги и их свойствами.

Кораблики, сделанные из разных сортов бумаги.

опыт

25

Овощи и фрукты –полезные продукты

Закрепить знания о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах

проект

26

Как можно очистить воду?

1. Познакомить детей с процессом фильтрования воды (разные способы) .

2. Развивать желание узнавать что-то новое.

Песок, тряпочка, промокательная бумага, вата, вода грязная

опыт

27

Культурные растения

Познакомить с культурными растениями , которые можно вырастить на подоконнике

Семена растений

проект

28

Всё ли притягивают магниты?

Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

Предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

опыт

29

Как испечь пирог?

Познакомить с процессом замешивания теста

Соль, мука, вода, пластиковые ложки, емкость

опыт

30

Есть ли у растений органы дыхания?

Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

часть занятия

31

Поймай капельку

1. Продолжать знакомить со свойствами природного объекта - водой.

2. Раскрыть понятие «круговорот воды в природе»

Чайник с горячей водой, стаканы, стекла (блюдца) .

опыт

32

Что и чем можно измерить»

Закрепить умения и выполнение измерительных действий.

Вода, молоко, крупа, лента, кукла

опыт

Приложение № 2

Развивающая предметно- пространственная образовательная среда:

Центр экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);

Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);

Разные виды бумаги, пластилин;

Красители пищевые и не пищевые;

Приборы –помощники (увеличительные стекла, микроскоп, весы, магниты и др.);

Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);

Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).

Детские фартуки;

Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

Схемы проведения опытов, книги.

Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром из цикла «В гостях у профессора Знайки.»

Конспект №1

Программное содержание.

Познакомить детей со свойствами воды: вода может быть прозрачной, мутной. Познакомить со свойствами бумаги: бумага бывает толстой, тонкой, рвется, мнется.

Дать представление о том, что воздух невидим.

Развивать познавательные интересы, воображение, внимание, мышление.

Обогащать словарь.

Вызвать положительные эмоции настроя.

Оборудование. Телефон, шапочки, очки, колпак, игрушечные бегемотики, стакан с водой, стакан с мукой, ложки, миска стеклянная, полиэтиленовые пакетики, бумага толстая и тонкая.

Словарная работа. Прозрачная, мутная, невидимый, легкая, толстая.

Предварительная работа. Рассматривание разных сортов бумаги; дидактическая игра «Спрячь игрушку»; дыхательное упражнение «Бабочки».

Методические приемы. Вопросы к детям, рассказ воспитателя, показ, практическая деятельность детей.

Ход НОД.

Сюрпризный момент. Звонок но телефону. — Алло! Здравствуйте, профессор Знайка! Хорошо, мы сейчас придем.

Воспитатель. Ребята, звонил профессор Знайка. Он снова приглашает нас в гости. Пойдем? Проходите.

(Воспитатель надевает халат, очки, колпак.)

-Здравствуйте, ребята! Я профессор Знайка, сегодня расскажу и покажу вам много нового, интересного. А вы будете моими помощниками. Надевайте шапочки. Ну что, мои помощники готовы? Приглашаю вас в свою лабораторию. Проходите.

На столе стоят стакан с водой, бегемотики (из «киндер-сюрприза»).

Воспитатель. Здесь у меня живут бегемотики. Они хотят поиграть с нами в прятки. Сейчас с нами поиграет вот этот бегемотик. Закрывайте глаза, а бегемотик спрячется. Открывайте глаза. Куда спрягался бегемотик?

Д е т и. В стакан с водой.

Воспитатель. Мы его видим? А почему мы его видим?

Дети. Вода прозрачная.

Воспитатель. Вода прозрачная, поэтому сквозь нее можно видеть.

Дети повторяют.

Воспитатель. А теперь добавим в воду немного муки. Размешиваем, вы мне помогайте. Размешали хорошо, положили ложки на блюдце.

Дети кладут ложками в прозрачную миску муку и размешивают.

Воспитатель. Возьмите бегемотиков, спрячьте в воду. Вы видите их? А почему?

Дети. Нет. Вода стала мутной.

Воспитатель. Вода мутная. В мутной воде ничего не видно.

Повторяют.

Воспитатель. Теперь мы знаем, что вода бывает прозрачной и мутной. Покажите, где прозрачная вода? А где мутная?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, а еще мы не видим воздух, который у нас в комнате. Воздух есть везде. Чтобы его увидеть, его нужно поймать. Сейчас мы поиграем с воздухом. Посмотрите, что это у меня?

Дети. Пакет.

Воспитатель. Потрогайте пакет. Что в нем? Ответы 1,2, 3 детей.

Дети. Он пустой.

Воспитатель. Сейчас я поймаю в него воздух. Поймала! Потрогайте. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Что в пакете?

Дети. Воздух (повторяют все).

Воспитатель. Теперь я выпускаю воздух из пакета. Пакет снова стал тоненьким. Почему?

Д е т и. В нем нет воздуха.

Воспитатель. Попробуйте сами поймать воздух. Ты тут, а ты там.

Воспитатель раздает каждому пакетик.

Игра «Поймай воздух»

Воспитатель. Молодцы! Теперь мы знаем, что воздух невидим, но он есть везде.

Воспитатель раздает кусочки бумаги.

Воспитатель. Теперь мы поиграем с бумагой. Возьмите бумагу. Положите ее на ладошку, поднесите ко рту и подуйте сильно-сильно. Что произошло?

Дети. Бумага слетела с ладони.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что она легкая.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель. Поиграли с бумагой, а теперь проведем опыт.

Возьмите в руки два листа бумаги, потрогайте. Один лист бумаги тонкий, а другой — толстый.

Дети. На столе толстая и тонкая бумага.

Воспитатель. Где тонкая бумага? А где толстая?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Возьмите тонкую. Попробуйте смять. Покажите, что случилось с бумагой?

Дети. Легко смялась.

Воспитатель. Попробуйте оторвать кусочек. Бумага легко порвалась. Давайте порвем ее на маленькие кусочки.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. А теперь возьмите толстую бумагу и порвите ее. Не получается? Почему?

Дети. Нет. Бумага толстая.

Воспитатель. Правильно, тонкая бумага легко мнется и рвется, а толстая не мнется и не рвется. Молодцы!!!

Снимаем шапочки. Вам понравилось у профессора Знайки? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Мы обязательно придем за новыми знаниями. До свидания!

Дети. До свидания!

Конспект 2

Тема «Свойства камней»

Программное содержание:

Познакомить детей с камнями и их свойствами: дать представление о том, что камни тяжелые и легкие; твердые; могут быть холодными и теплыми. Продолжать учить детей группировать предметы по цвету. Воспитывать желание помогать близким. Вызвать положительные эмоции.

Оборудование:

Спецодежда; большие и маленькие камни; разноцветные мелкие камешки из аквариума и соответствующие по цвету ведерки; чудесный мешочек; поролон.

Словарная работа:

легкий, тяжелый, теплый, холодный, мягкий, твердый.

Предварительная работа:

рассматривание камней на прогулке; д/игры: «Собери в корзинку», «Чудесный мешочек»; «Какого цвета?» Методические приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, эксперимент с камнями, практическая деятельность детей

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечание

Организационный момент

Ребята, профессор Знайки снова приглашает нас к себе в лабораторию, где он проводит опыты, и просит помочь ему. Пойдем?

Вот мы и в лаборатории у профессора Знайки. Посмотрите вот сюда.

Что это?

Какие они? Возьмите самый маленький камень и скажите, какой он по тяжести? А теперь возьмите камень побольше и скажите, какой он по тяжести? Да, ребята камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины. А теперь мы их спрячем в этот чудесный мешочек и поиграем с ними. Игра « Чудесный мешочек»

Да

Воспитатель и дети одевают халаты

Дети проходят к столу, где лежат камни.

Камни; большие и маленькие. Легкий. Тяжелый.

Воспитатель предлагает детям достать из мешочка камень и рассмотреть его, уточняя величину камней.

А теперь, ребята, проведем такой опыт: один камень положим на подоконник (зимой), а другой на батарею. А теперь потрогайте их и скажите, какими они стали? Почему этот камень стал холодным? А почему этот камень стал теплым? Молодцы, правильно! Камни бывают холодными и теплыми в зависимости от температуры.

Пошел как-то профессор Знайка на речку и нашел на берегу красивые камешки. Нравятся они вам? Какого они цвета? Давайте поможем профессору Знайке собрать камешки

Холодными и теплыми Он лежал в холодном месте. Он лежал на горячей батарее. Ответы детей.

Дети собирают камешки в ведерки, группируя их по цвету.

Д/И «Собери камешки».

А сейчас возьмите комочек ваты и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? А теперь возьмите камень и сожмите его в руке. Что произошло? Почему? Да правильно! Вот так мы узнали, что камни твердые. Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями. Что вы сегодня узнали? Профессор Знайка говорит вам спасибо за помощь. До свидания, ребята, приходите еще.

Вата сжалась, потому что она мягкая.

Ничего, он не сжимается. Потому что он твердый

Ответы детей.

До свидания.

Приложение № 4

Картотека опытов

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Хитрые семена

Цель. Познакомить со способами проращивания семян.

Материал. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход эксперимента:

Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают! землю, поливают (устанавливают табличку); другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.

Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку).

Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?

«Может ли растение дышать?»

Цель. Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы. Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, сто при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускают воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями

Вывод: Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.

«Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель. Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы. Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

Ход. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;

б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.

«Где живут зернышки»?

Цель: познакомить со строением колоска.

Материал: колоски, подносы.

Ход.

Воспитатель показывает зернышки.

Воспитатель: Знаете ли вы, где их домики?(ответы детей.)

Воспитатель предлагает самим детям разобрать колоски и отыскать в них зернышки.

Вывод: колосок состоит из зернышек. Зернышки живут в колоске.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

«Способность воды отражать окружающие предметы»
Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
«Прозрачность воды»
Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе (стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.

«Текучесть и бесформенность воды»

Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детым найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита.

«Животворное свойство воды»

Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: вода дает жизнь живому.

«У воды нет вкуса»

Предложите детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип, наверное. С точки зрения свойств воды, представление. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не существует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей.

Её человек не может пить.
Вывод: у воды нет вкуса.

«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод: вода не имеет запаха.
«Лед– твердая вода»
Если опыт проводится зимой, предложите детям еще во время прогулки выбрать понравившуюся сосульку. Принесите сосульку в помещение, поместив каждую в отдельную посуду. Чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вспомните предыдущий опыт.
Возьмите одну большую сосульку (один большой кубик льда) и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине кубики льда растают за разные промежутки времени. Таким образом, проследите за таянием снега.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.

Всё ли притягивают магниты?

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

«Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.

Убирая скрепки после экспериментов детей Знайка «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

ЧЕЛОВЕК

Откуда берется голос?

Задача: понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

Материалы: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход эксперимента: Воспитатель предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу» по секрету» (шепотом)различные слова, затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняет, что дети для этого сделали (сказали громким голосом, откуда выходили громкие

звуки (из горлышка). Дети подносят руку к горлышку, подносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и говорят, что почувствовали рукой (когда говорили громко, в горлышке дрожало; когда говорили шепотом дрожания не было).

«Зачем человеку глаза»

(дети - наблюдатели за столом, вызываю ребенка к доске, которому завязываю глаза).

- Проведем эксперимент, вы будете наблюдателями, не подсказывать. (совершаю бесшумные действия: взмахиваю платочком, беру в руки игрушку, сажусь на стул)

- Ты видел, что я сейчас делала? (нет) Почему? (завязаны глаза)

ВЫВОД: Какой вывод? Для чего человеку глаза? (чтобы видеть)

«Есть ли помощники у глаз?» (на ковре в кругу, у воспитателя непрозрачный полиэтиленовый пакет с шишками ароматизированными пихтовым маслом, пакет завязан)

- Хотите узнать, что в этом пакете? Представьте, что мы попали в тёмную комнату, где ничего не видно, для этого закройте глаза, я поднесу пакет к вашему носу, а вы вдохните носом аромат и определите что в мешочке, только сразу не отвечайте. (Открытый пакет по очереди подношу к лицу детей)

- Что в мешочке? (шишки)

- Как вы узнали, ведь глаза были закрыты и вы ничего не видели? (пахнет шишками, елочкой, лесом)

ВЫВОД: Какой помощник есть у глаз? (нос) (показываю шишки детям)

«Есть ли защитники у глаз?» (на подносе стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные.

Капнуть на лоб.

- Как вы считаете, кто защитил глаза? (брови, ресницы)

(взмахнуть платком перед глазами)

- Как глазки защитили себя? (закрылись веки)

- А если пылинка попадёт в глаз, что произойдёт? (веко начнет мигать, появится слезинка и смоет пылинку)

ВЫВОД: Какие защитники у глаз? (брови, ресницы, веки)

Игра с мячом «Живое - неживое»

Цель: закрепление знаний о живой и неживой природе.

Ход: воспитатель бросает мяч ребёнку, если называет объект живой природы, ребёнок ловит мяч, если неживой - отбивает.

Игра «Отгадай-ка»

Цель: закреплять знания о живой и неживой природе, развивать память, смекалку.

Ход: один из детей задумывает объект живой или неживой природы и опишет его. Задача остальных участников игры - о чём или о ком идёт речь, и пояснить, почему они отнесли его к живой или неживой природе.

Усложнение : дети делятся на 2 команды. Одна движениями изображает растение или животное, другая - камень, песок, солнце. Участники игры угадывают о ком или о чём идёт речь.

Дидактическая игра «Что из чего»

Цель: помочь закрепить представления о свойствах песка и глины, полученные во время экспериментирования.

Материал: глина, песок, глиняная посуда, стеклянные и керамические тарелки, вазы.

Ход: дети рассматривают все предметы, и рассказывают, из чего они сделаны - из песка или из глины? Почему они так думают? Если бы они были древними людьми, из чего бы лепили посуду?

Игра «Вспомни сказку»

Цель: вспомнить в какой сказке говорится о камнях.

Ход: педагог называет известные сказки («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка» и др.) задача детей вспомнить, в какой сказке говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.

Игра «Что исчезло»

Цель: развивать память, наблюдательность.

Ход: положить на стол несколько отличающихся друг от друга камней. Предложить их запомнить. Затем один ребёнок отворачивается, и вы убираете камешек. Задача ребёнка - определить, какой.

Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладётся один камушек.

Игра «Я положил в рюкзак»

Цель: закреплять названия камней.

Ход: педагог рассказывает детям о том, что есть такая профессия - геолог. Он изучает камни. Часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотом, при помощи которого отбивает кусочки горы - камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак воспитатель говорит: «я положил в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», третий: «я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор.» и т. д.

Игра «Камень, ножницы, бумага»

Цель: Закрепить свойства предметов, в частности камней.

Ход: Дети делятся на две группы по два, три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладошки - бумага, сжатые кулачки - камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) - ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!» услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победи. Так, ножницы режут бумагу, значит они «сильнее», но зато камень может затупить ножницы и т. п. выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.

Игра «Искатели сокровищ»

Материал: камешки.

Ход: играющие, встают вокруг стола. Первый подкидывает вверх мяч, быстро хватает один или несколько камешков со стола и ловит мяч. Затем мяч переходит ко второму игроку. Если кто-нибудь уронит камешек или не сможет поймать мяч, то он кладёт все свои сокровища обратно на стол. Когда на столе не останется ни одного камешка, все начинают считать свои сокровища» - камешки. Кто собрал больше всех, тот победитель.

Игра «Волшебные магниты»

Цель: Закрепить знания о свойствах магнита и их использованием человеком, развивать наблюдательность, формировать способы обследования и познания предметов, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рассуждать

Материалы: Удочки, на концах, которых магниты, игрушки из разного материала, а также магнетические.

Ход: кто больше вытащит предметов.

Консультация для родителей

«Маленькими шагами в прекрасный мир»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т. д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика) .

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Педагогический ПРОЕКТ

Тема : « ПЕСОК»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой, краткосрочный (3 недели).

Цель проекта: развитие познавательно-исследовательских способностей детей в процессе знакомства со свойствами песка и области его применения.

Задачи проекта:

  1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о происхождении и свойствах песка (познавательное), обогащать и развивать речь детей.
  2. Развивать познавательный интерес, детскую самостоятельность и инициативу.
  3. Формировать у детей знания о значении песка в жизни человека в области ОБЖ и ЗОЖ .

Актуальность:

Тема исследовательской деятельности возникла после того, как Артем Т. задал вопрос: «Почему у нас в песочнице другой песок? Не такой, как на море?». Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. У них возник интерес к песку. А проект дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания о песке, его свойствах. С раннего возраста дети играют с песком, и интерес к нему не угасает на протяжении всего дошкольного детства.

Удивительные слова о песке сказал К.Д.Ушинский «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию. Для детей лучшая игрушка – куча песка». Лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить изменяться. Возникла необходимость расширения знаний и представлений о свойствах песка.

Продукт проектной деятельности.

  1. Изготовление лэпбука (интерактивная папка-передвижка).
  2. Изготовление альбома (буклета) «Опыты с песком»
  3. Коллекция творческих работ с применением песка.

План работы над проектом: этот проект значим для всех участников.

Дети: исследование песка, его свойств, назначение.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания; участвуют в создании продукта проекта.

Распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует проектно-исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в исследовательской и творческой деятельности.

Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте.

Обеспечение проектной деятельности.

Методическое

  1. Информационная ширма для родителей.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Мини-лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, стаканчики, формочки для песка).
  2. Песок: речной, морской, цветной, кинетический.
  3. Цветной мел.
  4. Емкости для проведения опытов.
  5. Набор иллюстраций.
  6. Сборник мультфильмов о песке.
  7. Видео.

Место проведения:

Группа, групповой участок.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Вид деятельности.

Образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная опытно-исследовательская деятельность.

Ожидаемый результат.

Развитие интереса детей к исследованию песка, его свойств, ценности и использовании человеком.

Развитие речевой активности, расширение словаря.

Гипотеза исследования.

Содействие развитию познавательных потребностей личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.

Объект исследования – песок.

Предмет исследования: свойства песка.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

- Изучение информации, беседы

- Постановка и решение вопросов проблемного характера, наблюдение.

- Подбор материалов и оборудования для исследовании.

- Использование художественной литературы.

- Анализ просмотра познавательных мультфильмов.

- Анализ познавательной литературы.

- Экспериментальная деятельность.

- Исследовательская деятельность.

- Рассматривание.

- Творческая деятельность.

- Игровая деятельность.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

2. Основной (практический) этап

3. Заключительный этап

Подготовительный этап.

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель и задачи для экспериментирования; подобрали познавательную, научную и художественную литературу по теме проекта; рассматривали иллюстрации пустынь, морских побережий, мест добычи песка. Собрали коллекцию разновидностей песка (морской, речной, кинетический, цветной). Прочитали сказку «Песочные часы» Вениамина Каверина. Н. Носова «На горке»

После просмотра мультфильмов о песке интерес к этой теме у ребят возраст. Им захотелось провести опыты и эксперименты с пеком. С чего начались наши исследования.

Основной (практический) этап

Сначала мы с детьми узнали откуда берётся песок, мы взяли по два камешка постучали, потёрли их друг о друга, то что получилось рассмотрели под лупой.

Потом мы изучили состав песка. Выяснили, что песчинки бывают белые, желтые, коричневые, зеленые и даже черные. Все они разной формы. В ходе экспериментальной деятельности выяснили свойства сухого и мокрого песка.

Представление результатов проекта

Песок сухой

Песок мокрый

Сыпучий

Несыпучий

Видны формы песчинок

Не видны формы песчинок

Движется

Не движется

Имеет цвет

Имеет цвет намного темнее

Хорошо пропускает воду

Хорошо пропускает воду

Не лепится

Лепится

Можно рисовать

Можно рисовать

Не имеет формы

Сохраняет форму, пока не высохнет

Легче в весе

Тяжелее в весе

Очищает воду

Очищает воду

Использование песка людьми (значение)

Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок

Необходимы песочные часы (используют чаще в больнице, на кухне)

Приятно играть, строить

Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться

Тушат пожар

В строительстве дорог, домов, стеклянной посуды

Изготовление рисунков и аппликаций из песка для эстетического оформления детского сада и групп

Проведение опытов и экспериментов было интересным для детей. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, делали выводы.

Заключительный этап.

Продуктом нашего проекта было художественно-эстетическое творчество. Дети познакомились со способом рисования картин песком. Оформили альбом опытов для детей других групп. Провели мастер-класс с родителями «Рисование песком». Оформили лэпбук (интерактивная папка-передвижка) на тему «Песок». Оформили материалы для родительского уголка.

Результаты:

В результате реализации проекта, дети расширили и обобщили знания о песке, кратко описав его свойства, места добычи и использование человеком. Расширили знания о том, какие виды песка бывают. Выросла речевая активность детей.

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами различного песка, создание альбома опытов и экспериментов «Удивительный песок»

В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:

Существует несколько видов песка.

Песок – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Осмысление элементарных естественно - научных представлений о песке, как ископаемом.

Узнали свойства и качества песка.

Проект

«Культурные растения и овощи»

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
#1056;асширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
#1055;родолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, фасоль, огурцы,);
#1054;бобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
#1055;родолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
#1057;пособствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
#1056;азвивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
#1055;родолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
#1042;оспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
#1056;азвивать познавательные способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
•подбор методической и художественной литературы;
•подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
•дидактические игры;
•подбор мультфильмов;
•выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
•заинтересованность родителей и детей;
•методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
•игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
•словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
•практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
•наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.

Метод трех вопросов:

Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.

Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.

Что нужно сделать, чтобы семена выросли.

Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

Задачи по работе с родителями:
•Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
•Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
#1044;ети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
#1057; помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
#1057; помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
#1059; детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
#1060;ормирование у детей уважительного отношения к труду.
#1057;оздание в группе огорода на подоконнике.
#1057;оздание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
#1040;ктивное участие родителей в реализации проекта.

Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
•Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
•Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
•сбор информации, материалов по теме;
•организация предметно- развивающей среды
•разработка цикла наблюдений, занятий;
•беседы;
2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
•закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
•развивать выразительность речи, моторику рук;
•формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
•пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
•воспитывать желание ухаживать за растениями;
•учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
•Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
•реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Приключение Чипполино.»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность: « Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились»
•Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
#1041;еседа с родителями «Культурные растения».
#1055;омощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
#1055;одбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
#1050;онсультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
•развивать творческие способности;
•воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
•закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
В ходе реализации проекта «Культурные растения» предполагаемые результаты были достигнуты:
•мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
•собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
•пополнили словарный запас детей;
•на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
•дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке».

Педагогический проект

Тема: «Воздух-невидимка»


Тип проекта: познавательно- исследовательский

Основные участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, родители детей.

Продолжительность проекта: краткосрочный, групповой: 3 недели

Актуальность:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Объект исследования: воздух, его физические свойства.

Девиз проекта: Все интересно - что неизвестно!

Проблема (или проблемные вопросы):

Что такое воздух?

Зачем он нужен людям и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Обоснование проблемы: В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»
Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.

Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности

Задачи:

Обучающие:

Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.

Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

Сформировать представления о движении воздуха.

Развивающие:

Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.

Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, любознательность, интерес к познавательной деятельности, умение делать выводы и умозаключения, прогнозировать результаты.

Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе.

Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

Взаимодействие с родителями:

Привлечение родителей воспитанников к сбору необходимого материала для уголка экспериментирования;

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома

Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

Подборка практического материала для использования опытов

Анкетирование «Как вы относитесь к детскому экспериментированию?»

Оформление фотовыставки: «Наши интересные и познавательные опыты».

Выставка рисунков «Кляксография».

Ожидаемые результаты обучения

• Активно участвовать в экспериментальной деятельности с воздухом.

• Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности.

• Участвовать в коллективном разговоре.

• Рассказывать наизусть стихи, загадки, физминутки о воздухе, о ветре.

• Организовать свое рабочее место и привести в порядок по окончании.

• Осуществлять трудовую деятельность на участке, в группе, дома.

• Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разный материал: трубочки, фломастеры.

• Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

• Проявлять элементарные навыки рационального природопользования.

• Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

-определить тему, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;

-собрать информацию, изучить литературу, дополнительный материал, использовать компьютерные технологии;

-привлечь родителей к участию в работе проекта (беседы и консультации: «Нам нужна помощь» оформление папок-передвижек);

-создать условия для реализации проекта: оформить уголок экспериментирования, изготовить и подобрать материал и оборудование для опытов;

-подбор художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок о воздухе, подвижных и дидактических игр о ветре, информационного материала о воздухе;

-составить план работы.

2. Основной этап реализации проекта-исследовательский:

-подготовка консультаций для родителей по данной тематике

-проведение основных мероприятий по плану: познавательные занятия, наблюдения, беседы, игры, опыты и эксперименты.

-использование принципа интеграции образовательных областей в реализации проекта;

-просмотр видеоролика «Фиксики»;

-показ занятия исследовательской деятельности: «Исследуем воздух»

-итоговое мероприятие- викторина:«Воздух- невидимка».

3. Заключительный этап:

-практическая реализация проекта:

-презентация проекта

-оценка полученных результатов в свете поставленной цели

-определение перспектив развития проекта.

-обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей дошкольников.

В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к исследовательской деятельности, в познаниях и в познании свойств воздуха, происходит формирование различных знаний умений и навыков.

На подготовительном этапе провели консультации с родителями на тему: «Знакомство с проектом» и беседу «Нам нужна помощь» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформили папку передвижку: «Проведите с детьми дома», «Мы изучаем воздух». Дали домашнее задание родителям: найти и принести стихи, загадки, видеоролики о воздухе.

Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех 5 областей

образовательной деятельности.

По области «Познание» с целью развития познавательных способностей и расширения кругозора детей провела беседы: «Полезные свойства голубой рубашки», «Что такое воздух? «Как люди используют воздух?», «Кому нужен воздух? «Что приводит к

загрязнению воздуха? «Где используют свойства воздуха?»

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, учили стихи, физминутки о воздухе.

Рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи.

На протяжении проекта занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» - рисовали трубочками, применяя раннее приобретённые умения и навыки, конструировали бумажные самолетики для выяснения влияния веса самолетика на время его полета, сделали бумажные веера для того, чтобы почувствовать движение воздуха, старались воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно.

К реализации проекта мы старалась привлечь родителей своих воспитанников. Дети совместно с родителями провели опыты дома, согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников: выразительно и артистично читали стихи про воздух.

На занятиях физкультуры играли в подвижные игры с мячом «Кто быстрее?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?»

Дети с большой охотой играя на духовых музыкальных инструментах изучали свойство воздуха: «Воздух можно услышать»

В свободное время играли в такие дидактические игры, как «Кто быстрее поймает рыбку?», «Четвертый лишний».

План по исследованию воздуха:

#1055;росмотр мультфильмов «Фиксики»

#1059;чили детей по моделям определять свойство воздуха

#1048;гры на улицы с вертушками, с воздушным «змеем»

#1048;гры в группе: «Попади в ворота», «Поймай рыбку!»

#1054;пыт: «Воздух невидимый»;

#1054;пыт «Движение воздуха можно почувствовать в группе и на улице»;

#1054;пыт: «Воздух бывает теплый, холодный и горячий»;

#1054;пыт «Воздух можно поймать»;

#1054;пыт: «Воздух занимает место»;

#1054;пыт: «Мыльные пузыри»;

#1054;пыт: «Воздух имеет вес»;

#1054;пыт: «Воздух не имеет запаха»;

#1054;пыт: «Воздух может двигать предметы»;

#1054;пыт: «Воздух легче воды»;

#1054;пыт: «Воздух можно услышать»:

#1054;пыт: «Воздух бесцветный»;

#1054;пыт: «Без воздуха нет жизни».

К концу проекта у детей была развита мыслительные способности память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности т.е. научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Научились работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Стендовый доклад на тему "Изобразительная деятельность дошкольника как средство эффективного развития познавательной активности"

Способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической  деятельности....

"Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности"

Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство эффективного развития познавательной активности...