Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками в цикле экспериментов «УМНАЯ ВОДИЦА»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему
Природа в любое время года открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.
Вода один из самых интересных и доступных природных объектов неживой природы, который можно легко использовать в экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками
в цикле экспериментов «УМНАЯ ВОДИЦА»
«Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю». Конфуций.
Детей интересует все: предметы, их свойства, качества. Их завораживают явления живой и неживой природы, сам для себя ребенок тоже загадка. «Зачем?», «Почему?» — спрашивают дети взрослых.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
Наша задача – пробуждать любовь к знаниям, поддерживать в детях познавательный интерес, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и быть понятны ему.
Любознательность — качество как нельзя более характерное для ребенка. Волшебный мир детства! Говоря о детях, мы, порой не задумываясь, произносим эти эпитеты. Почему же все, что связано с дошкольным детством, называется "волшебным"?
В этом мире детям открывается чудо – оказывается, всё может быть всем, и что ни задумаешь можно исполнить. Способность ребенка одушевлять неодушевленный мир поражает меня. Как и та уверенность ребенка в том, что он всё может. Как часто нам взрослым не хватает этой уверенности! Мы давно перестали быть детьми. Забыли это прекрасное чувство – ''я все могу''.
Ребенок стремится все потрогать, привести в действие. В процессе экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт. Они способствуют развитию таких качеств как организованность, дисциплинированность, целенаправленность, аккуратность, ответственность, последовательность и т.д.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский. Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас детей.
Проведение опытов и экспериментов – увлекательное занятие для малыша, в процессе которого активизируются его мыслительные процессы, так как они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и таким образом поддерживается познавательный интерес к окружающему миру.
Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Большое значение имеет экспериментирование детей с природными объектами. Природа в любое время года открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.
Вода один из самых интересных и доступных природных объектов неживой природы, который можно легко использовать в экспериментальной деятельности с дошкольниками.
При планировании экспериментов с водой следует учитывать принципы научности, доступности, связи знаний и умений с жизнью, последовательности. Опыты с водой планируются, для них отведено также время в режиме дня. Содержание экспериментов отбирается в соответствии с образовательной программой каждой возрастной группы и уровнем развития детей, большое внимание уделяется речевому материалу.
Для того чтобы донести знания до детей я сама учусь на различных методических мероприятиях, и экспериментирую…
Цикл экспериментов с водой «УМНАЯ ВОДИЦА»
Мы поговорим о воде. Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить мы попробуем в нашей «лаборатории». Эксперимент можем проводить как для детей, так и вместе с детьми.
Придумав название циклу экспериментов «УМНАЯ ВОДИЦА», а также дав название каждому эксперименту, я изначально как бы одушевляю воду и наделяю её «живыми» чертами. Это потенциально даёт почву для развития речи детей, обогащает их словарный запас и вызывает эмоциональный отклик.
Речевой материал:
Удивительная
Магическая
Непокорная
Ароматная
Яркая
Волшебная
Опасная
Дивная
Игривая
Целебная
Аккуратная
Цель: Помочь детям направить и развить их любознательность. Дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Задачи:
- Подвести детей к пониманию, что вода-это жидкость, она может течь. Но она не имеет запаха, цвета, формы, вкуса, но может принимать вкус, цвет, запах, форму при определённых условиях.
- Выяснить свойства снега, льда и что с ними происходит в тёплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега, льда и воды. Развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха.
- Продолжать развивать умение выдвигать гипотезы, и работать над умением заменять действия символическим изображением.
- Обогащение речевого общения
«Удивительная» (текучесть)
Задачи: показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход. Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2 - 3 предмета, выполненные из твердого материала, например, кубик, линейка, деревянная ложка. Определить форму этих предметов. Задать вопрос: "Есть ли форма у воды?". Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
«Магическая» (прозрачность, бесцветность.)
Задачи: подвести к обобщению "чистая вода - прозрачная", "грязная - непрозрачная", показать бесцветность воды в сравнении с другими телами, имеющими цвет.
Ход. Приготовить 2 баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические пластины). Выяснить, как усвоено понятие "прозрачный": предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стаканы, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке прозрачная (опустить в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: "Будет ли вода в аквариуме такой же прозрачной, если опустить в нее кусочек земли?". Выслушать ответы, затем - продемонстрировать опыт: в баночку с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить, всегда ли в аквариуме вода прозрачная, почему она становится мутной; Прозрачна ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: чистая вода прозрачна, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачна.
«Непокорная» (плавает-тонет)
Задачи: показать детям, что в воде некоторые предметы могут плавать, а другие тонуть.
Ход. Детям предлагается каждому выбрать по 3 деревянных предмета и по 3 железных предмета. Потрогать их, вспомнить какие они на ощупь. Затем воспитатель спрашивает, что произойдет, если их опустить в воду? Дети самостоятельно проводят эксперимент и приходят к выводу, что деревянные предметы- лёгкие, они не тонут в воде, а железные – тяжёлые, они тонут.
Вывод: не все предметы вода может удерживать на поверхности, потому что они из разных материалов. (лёгкие и тяжёлые)
«Ароматная?» (не имеет запаха и вкуса)
Задачи: показать, что чистая вода не пахнет, показать, что простая кипяченая вода не имеет вкуса.
Ход. Спросить, чем пахнет вода. Предложить детям понюхать простую кипяченую воду, воду с растворами сахара, соли. Затем незаметно в один из стаканов налить пахучий раствор и спросить, чем теперь пахнет вода.
Вывод: вода не имеет запаха, приобретает запах растворенного в ней вещества.
«Яркая» (цветная)
Задачи: показать, что чистая вода прозрачная и может ярко окрашиваться, если добавить красящее вещество (краски, варенье)
Вывод: если добавить в воду красящее вещество, то вода приобретает цвет вещества, которое в неё поместили.
«Волшебная» (три состояния воды: пар лёд, жидкость)
Задачи: сформировать зрительное восприятие трех состояний воды (парообразное, жидкое, твердое).
Воспитатель: смотрите на этой полянке три сестрички-водички. Первая «жидкая», ее можно перелить в любой сосуд и она примет его форму (воспитатель переливает воду в стакан, в тарелку и в стакан с дырками на дне). Вторая сестричка «твердая» (воспитатель обращает внимание детей на поднос с кубиками льда), возьмите ее в руки, постучите ей, сожмите в кулак. Третья сестричка-водичка «пар» (перед детьми ставит чайник с кипящей водой, так чтобы было видно как идет пар), она волшебная, когда закипает, то превращается в пар и становится невидимой.
Вывод: вода может принимать различную форму при разных температурных условиях.
«Опасная» (Почему зимой бывает скользко?)
Задачи: Показать детям, что вода может замерзать при определённых условиях.
Ход. Показываю заранее подготовленный лед. Говорю, что в тепле лед начнет таять и превратится в воду. Так же и весной, когда солнце пригревает сильнее, тает снег и превращается в ручейки. Под воздействием тепла лед и снег превращаются в воду. Если воду поставить в холодильник или вынести на улицу, если есть мороз, тогда вода превратится в лед. Дети пробуют лед на ощупь. Лед какой? Дети смотрят как лед раскалывается на куски. Лед какой?
Вывод: вода замерзает на холоде и становится льдом; лед твёрдый, не льётся, принимает форму сосуда, в котором застывает. Лёд холодный, скользкий, хрупкий.
«Дивная» (Мыльные пузыри)
Задачи: показать детям, что в любой воде мыло или порошок мылится. И с помощью мыла можно надувать пузыри.
Вывод: при добавлении в воду моющего средства или стирального порошка можно надуть много пузырей, с чистой воды тоже можно надуть, но они не держат форму, а сразу лопаются.
«Игривая» обобщающий эксперимент (Взаимодействие воды с другими веществами)
Задача: познакомить со способностью воды растворять некоторые вещества.
Ход. Обсудить, как будут взаимодействовать между собой вода и различные вещества (сахар, соль, краска, песок, дерево, металл).
Продемонстрировать опыты, показывающие взаимодействие воды:
- с песком (песок не растворяется в воде),
- с деревом (дерево плавает на поверхности воды),
- с металлом (металл опускается на дно),
- с краской (краска полностью растворяется, окрашивая воду в свой цвет),
- с сахаром (сахар растворяется),
- с солью (соль также полностью растворяется в воде).
Вывод: вода взаимодействует с разными веществами по - разному: растворяет одни (соль, сахар, краска), и не растворяет другие (песок, металл, дерево и др.); способность воды к растворению зависит от количества взятого вещества.
«Целебная» (Животворное свойство воды)
Задачи: показать важное свойство воды давать жизнь живому.
Ход.
- Наблюдение за срезанными веточками тополя, поставленными в воду: они оживают, появляются корни.
- Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой.
- Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: вода дает жизнь живому.
«Аккуратная» (Очистка воды.)
Задачи: познакомить со способами очистки загрязненной воды с помощью фильтров.
Ход. Предложить рассмотреть баночки с водой (вода грязная, мутная, непрозрачная). Спросить, как ее можно сделать чистой. Предложить профильтровать воду через сито, песок, вату, марлю, активированный уголь; спросить, где получилась самая чистая вода, а где осталась мутной.
Вывод: качество очистки воды зависит от материала, из которого изготовлен фильтр.
Результат данной экспериментально-исследовательской деятельности.
Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде. Узнали, что вода не имеет: формы, цвета, запаха, вкуса, но при определённых условиях это можно изменить. Воду можно заморозить, разморозить, окрасить, придать вкус. Водой можно смыть грязь. Сделали вывод, что сосулька даёт больше воды потому что она плотнее, твёрже, а снег мягкий и рыхлый поэтому и воды даёт меньше. Увидели, что вода удерживает не все предметы на плаву, что вода может впитываться, но опять же не во всё. Научились графически зарисовывать свои наблюдения и выводы. Мы вместе достигли поставленной цели, и выполнили все задачи. Мы узнали многое о воде.
Таким образом, экспериментальная деятельность способствует развитию познавательной потребности; учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового.
Литература:
1.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007.
2.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-128 с.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: Изд-во МГУ, 1998.
4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
5. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М.: Педагогическое общество России, 2003.-80 с.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
7. Поддъяков Н.М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1998.
8. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
9. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
10. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)
В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...
Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников
Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....
Сценарий развлечения для старшего дошкольного возраста по экспериментально-исследовательской деятельности «День опытов и экспериментов»
Проведение развлечения в подготовительной группе по экспериментально-исследовательской деятельности. Дети показывают свои знания в области экспериментирования с воздухом, водой разной темп...
Проект экспериментально-исследовательской деятельности «Чудеса, фокусы, эксперименты»
Краткосрочный исследовательской - творческий проект во второй младшей группе «Чудеса, фокусы, эксперименты»Что я слышу – забываю.Что я вижу – я помню.Что я делаю – я пони...
Экспериментально-исследовательская деятельность "Волшебные превращения воды-водицы..."
Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Но научиться самостоятельно, изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не...
Экспериментально-исследовательская деятельность "Царица-водица"
Экспериментальная деятельность по ознакомлению дошкольников со свойствами воды....
Цикл занятий по экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ «Уроки умной Совы»
Предлагаю Вам цикл познавательных занятий «Уроки умной Совы»Умная Сова всегда встречает ребят и провожает после занятия в Радужной Академии Увлекательных Наук. Умная Сова агадывает р...