Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников подготовительной группы.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa_k_eksperimentalno-issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников подготовительной группы.
Автор статьи: Подопригорова Н.В- воспитатель « Детский сад « Василёк» с.Енотаевка.МО « Енотаевский район»
С самого рождения ребенка испытывает непреодолимое желание новых впечатлений, знаний, любопытство, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Все это традиционно рассматривается как важные и необходимые черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая может проявляться в форме детского экспериментально-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок – дошкольник активно стремиться узнать об окружающем его мире как можно больше. Помочь ему в этом, направить и развить его познавательный интерес и активность – одна из задач «Программы воспитания и обучения в детском саду».
Во время проведения занятий я заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми я начала уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и не живой природы. ». В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как Развитие интереса к экспериментальной деятельности у детей – вопрос, актуальный и важный на сегодняшний день. Необходимо включать детей в деятельность, в результате которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов.
Среди двух видов детских деятельностей: игрой и экспериментально-исследовательской деятельностью, нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментально-исследовательскую деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
Основная отличительная особенность детской экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе своей практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия и манипуляции выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментально-исследовательская деятельность, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.
Для определения уровня знаний, интересов дошкольников к экспериментированию и уровней развития исследовательской деятельности мы использовали наблюдение за свободной деятельностью детей, ее направленностью на самостоятельное исследование, беседы, практические ситуации.
Методика № 1. Наблюдение за самостоятельной экспериментально-исследовательская деятельностью дошкольников.
В процессе наблюдения я заметила, кто из детей и как часто обращается к экспериментированию; какие из предложенных видов экспериментально-исследовательской деятельности они используют; какими предметами и материалами предпочитают пользоваться; какие объекты для экспериментально-исследовательской деятельности выбирают чаще, а какие реже, как проявляются индивидуальные особенности, а также различия между мальчиками и девочками в выборе объектов экспериментально-исследовательской деятельности.
Исследовательски - активным считается ребенок, который проявляет настойчивость в достижении поставленной цели в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск решения возникшей проблемы, умеет использовать разные способы и средства для достижения цели, не боится трудностей, не пытается отказаться от своей идеи, а с удовольствием возвращается снова к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.
Методика № 2.Беседа с детьми.
В процессе беседы с ребенком, я задавала следующие вопросы
- Чем ты любишь заниматься в уголке экспериментально-исследовательской деятельности?
- С какими предметами и материалами тебе наиболее интересно экспериментировать в уголке?
- Тебе интересно проводить опыты и эксперименты? Почему?
- Какой опыт тебе показался самый интересный? Расскажи о нем.
- Расскажи, какие исследования и эксперименты проводят твои друзья?
- С кем тебе интересно совместно проводить опыты?
Некоторым детям очень понравились эксперименты с водой, солью, бумагой ,молоком.. Особенно им понравился опыт с круговоротом воды. Другие сказали, что им понравились исследования с камнями. Двум мальчикам было интересно узнать свойства дерева, а одна девочка рассказала, что ее заинтересовали исследования с растениями, и они дома провели некоторые опыты с мамой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».
quot;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... ”Б. М. Теплов...
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты».
Конспект ООД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»....
Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»
Конспект непосредственно - организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...
Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты».
Конспект НОД по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе на тему: «Мы – артисты»....
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с элементами театральной деятельности в подготовительной группе «Мы артисты»...
Сценарий занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности в подготовительной группе по теме «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
В сценарий открытого занятия дети отгадывают загадки, показывают театральные мини сценки, кукольный мини-спектакль и рисуют картину к сказке А.С.Пушкина с помощью бус по технологии "Бусогра...
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....