«Конструирование как средство развития у дошкольников пространственного мышления»
план-конспект занятия (старшая группа)
Овладение действиями построения графической модели реального предмета и его конструкции из строительного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
Конспект совместной образовательной деятельности по конструированию с детьми старшей группы №2
Тема : «Конструирование как средство развития у дошкольников пространственного мышления»
Выполнила: воспитатель Черненкова
Любовь Михайловна
Рославль 2017
Цель: Овладение действиями построения графической модели реального предмета и его конструкции из строительного материала.
Возрастная группа: старшая
Форма организации: подгрупповая
Виды детской деятельности: конструирование, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Средства:
Наглядные: макет, пазлы.
Мультимедийные: ИКТ (музыка)
Литературные: текст пальчиковой гимнастики
Оборудование: деревянный конструктор, плоскостные геометрические фигуры, макет башни, пазлы в виде строительных деталей с изображением башен, шахматная фигура ладья; звездочки, вырезанные из картона.
Задачи:
Обучающие: Обучать ориентироваться в пространственных свойствах вещей (форме, положении, размерах, пропорциях).
Развивать умение анализировать архитектурные объекты с разных позиций: вид спереди, сверху, сбоку.
Расчленять контурную схему предмета на части, обозначающие особенности их строения.
Развивающие:
Развивать пространственное мышление; умение рассуждать, делать самостоятельные выводы. Развитие мелкой моторики, умения разрабатывать собственный замысел конструкции.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности и аккуратности в выполнении постройки, умение доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты: Воплощение задуманной постройки в строительстве, выкладывание ее схемы.
Предварительная работа: чтение произведений В. Маяковского «Эта книжечка моя про маяк и про моря», С. Маршака «Пожар», Ш.Перро «Спящая красавица», рассматривание иллюстраций «Маяк», «Радио башня», «Спасская башня» и др.
Ход СОД:
Дети стоят около воспитателя.
- Дети, вечером, уходя домой, я нашла возле стола интересную фигурку. Наверное, вы вчера ее обронили. Где она должна находиться, подскажите. (В шахматной коробке.)
- Кто знает, как называется эта фигура. (Ладья или тура.)
- На что похожа ладья? (Ответы детей.)
- Какое строительное сооружение оно напоминает? (Башню.)
- Чем она похожа на башню? (Ответы детей.)
- Так как эта фигурка маленькая и невозможно увидеть все ее детали, я предлагаю вам рассмотреть макет похожей башни.
Догадается ли кто из вас, для чего служила такая башня? Почему? Как она называлась?
Если это башня сторожевая, то в ней кого-то не хватает. Как вы думаете, кого? (рыцарей, воинов)
- Где можно расставить рыцарей для охраны башни? Почему вы считаете это место наиболее удобным для их нахождения.
(Предложить детям расставить фигурки солдатиков. В процессе деятельности воспитатель спрашивает у детей, почему данное место считаете самым удобным для нахождения охранников?)
(После рассматривания каждой из сторон воспитатель выкладывает названные геометрические фигуры на магнитной доске.)
- Посмотрим на башню спереди. Какую геометрическую фигуру вы видите? (прямоугольник)
- Посмотрите, я выкладываю прямоугольник в первое окошечко.
-Все ли мы обозначили на схеме - вид спереди - или какие-то детали еще не обозначены?
- Если мы откроем ворота? Что вы видите? (Арку)
- Как показать, что в нашей башне есть входные ворота? (Выложить арку.) Воспитатель накладывает на прямоугольник внизу арку другого цвета.
- Каждая конструкция вверху должна быть завершена. Подумайте, чем можно завершить башню на схеме? (Выложить зубцы в виде брусков, призм.) На какую геометрическую фигуру похожи зубцы на башне? (На маленький прямоугольник.) Воспитатель выкладывает вверху прямоугольника маленькие прямоугольники другого цвета.
- Если мы поднимемся высоко, как птицы и посмотрим на башню сверху, какую геометрическую фигуру увидим? (Квадрат.)
- Посмотрите, во второе окошечко я выкладываю квадрат. Это вид на башню сверху.
- Теперь давайте посмотрим на башню сбоку, на какую геометрическую фигуру похожа башня? (Прямоугольник, кирпичик.)
- В третье окошечко, которое вверху, я выложила прямоугольник. Все ли детали мы отметили на схеме? Когда смотрим на башню сбоку вверху видно завершение конструкции? Какой геометрической фигурой можно обозначить зубцы на башне? (маленький прямоугольник)
- Дети, давайте подумаем какими деталями можно построить башню? (Воспитатель обращает внимание детей на схему постройки, с деталями, обозначенными пунктирными линиями.) Постройка начинается снизу, значит, в ее основе должны быть прочные детали, чтобы выдержать конструкцию. Какие это могут быть детали? (Куб, брусок. Показать детали, обратить внимание детей на стороны деталей.)
- Затем, какие детали могут быть детали? (Брусок)
- Далее, могут быть полукубы? (Два полукуба. Кирпич.)
- Треугольные призмы можно использовать? (Две призмы, сложенные вместе, похожи на куб.)
- Какими деталями можно украсить конструкцию башни вверху? (Маленькие бруски, призмы.)
- А знаете ли вы еще какие-нибудь башни, кроме сторожевой? (Дети называют башни и объясняют их назначение.)
- Все башни, какие бы вы не назвали, очень высокие.
- Как вы думаете, из какого материала могут быть построены башни? (кирпич, камни, глина, дерево)
Собирание пазлов - кубиков с различными башнями.
- Для строительства башни необходимы строительные детали. Мы попали на сортировочный пункт. Посмотрите, сколько в коробке деталей, но они все перемешались. (Высыпать на стол строительные детали.)
\- Как можно их рассортировать? ( По цвету)
- Все ли они одинаковые?
- Чем они еще отличаются? (Форма)
- Здесь что-то нарисовано. Как же узнать? (Выложить кубики, чтобы получилось изображение.)
- Посмотрите, правильно ли вы их рассортировали? Какие башни у вас получились?
- Какая картинка получилась на желтых деталях? Синих? (Называют башни.)
- А сейчас давайте потанцуем.
Физминутка под музыку.
Башня
Мы берем карандаши (руки согнуты, пальцы сжаты в кулак)
Нарисуем гаражи. (взмах вперед руками поочередно)
Нарисуем мы дома, (взмаз рукой в сторону)
Чтоб построить города. (присесть, руки над головой показывают крышу)
Тук да тук – 2 раза (постукивание кулак о кулак)
Раздается звонкий стук.
Раз - кирпич, (рука согнута перед собой, показ лесенки)
Два – другой.
Башню выстроим с тобой! (прямые руки поднять вверх)
- Хотите ли вы придумать и построить свои башни? Подумайте, для чего будут нужны ваши башни, какой строительный материал вам понадобится для постройки.
Дети строят башни, отбирают необходимый строительный материал.
- А теперь посмотрите на свою башню прямо. Где ее вход. И выложите схему башни из геометрических фигур, которые лежат у вас на подносе.
- Начинайте выкладывать с основания и выше, выше. Совмещайте ровно фигуры.
- Вот какие прочные, необычные у вас башни построены. Расскажите, для чего предназначены ваши построенные башни. (Дети стоят каждый около своей постройку, называют ее.)
Рефлексия.
- Сейчас возьмите звездочку и положить на ту башню, которая вам понравилась. (Дети оценивают работы друг друга.)
- Ребята, все ваши башни очень нужны. Где они могут находиться? (В городе.)
- Сейчас давайте поиграем с нашими башнями.
- А если у вас будет желание, можно построить город с другими постройками, в котором будут ваши башни.
Дети обыгрывают постройки с мелкими игрушками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"
Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...
: "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников".
Цель проекта: создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технолог...
Образовательная ситуация по конструированию как средство развития пространственного мышления для воспитанников 5-6 лет «Посещение Архитектурной мастерской»
Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития в...
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста...
Лего-конструирование, как средство развития речи дошкольников
Статья, опубликованная в сборнике "Методическая копилка педагога"...
Лего-конструирование как средство развития пространственного мышления детей дошкольного возраста
Консультация для родителей...
Конструирование как средство развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста
Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетли...