Лего-конструирование, как средство развития речи дошкольников
статья по логопедии
Статья, опубликованная в сборнике "Методическая копилка педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego-konstruirovanie_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В дошкольном возрасте развитие речи имеет главное значение. Именно в это время ребёнок наиболее восприимчив к её постижению. Основой коррекционно – развивающей работы с использованием ЛЕГО-технологии является игра. Речь ребёнка и непосредственно игровая деятельность развиваются взаимосвязано.
Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ и синтез, классификация и обобщение, а также тесно связана с развитием речи дошкольников.
В логопедии ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство коррекционно – образовательных, коррекционно-воспитательных, коррекционно-развивающих целей и задач. ЛЕГО-конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в других видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной, конструктивной.
ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности Использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.
Интересно и увлекательно можно автоматизировать поставленные звуки с постройками из конструктора: спуститься или подняться по лесенке, отрабатывая звуки в слогах с повышением или понижением голоса, называть фигуры, постройки, свои действия, составлять словосочетания и предложения с автоматизируемым звуком и т. д. Работа по лексическим темам с помощью Лего-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с нарушением речи запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, помогает перевести слова из пассивного словаря в активный, развивает семантические связи.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов помогает проведению занятий по подготовке и обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, развитию связной речи.
1. При постановке звука, используя ЛЕГО, можно несколько скрасить монотонность попыток проговаривания звука, некоторые неприятные ощущения у детей. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л»), пчелкой («ж») и т.д.
2. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», используем ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие.
3. Следующим приемом может быть придумыванием детьми слов по выбору кирпичиков воспитателем. То есть, составление предложения по трехмерной схеме. Используя короткие и длинные кирпичики, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). Предварительно закрепив за каждым цветом определенную цифру, определяем порядковый номер каждого слова в предложении и ставим на плато кирпичики соответствующего цвета.
4. Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цветов. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цветов, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из ЛЕГО-элементов буквы. Предлагаем детям провести звуковой анализ слова.
5. Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов (Игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
Решаются многие задачи обучения: расширяется словарный запас, развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы.
6. При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике? как рычит лев в клетке? В твоём зоопарке много кого?).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? Без хвоста.)
7. Основой коррекционной работы с применением ЛЕГО-технологий является конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием.
8. Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
Таким образом, использование ЛЕГО – конструирования в коррекционной работе с дошкольниками, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, способствует развитию психических процессов, обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "лего-конструирование на занятиях по развитию речи при изучении темы" Новый год ""
Проект по Лего-конструирование и развитию речи на 4 недели по изучению темы "Новый год" в старшем возрасте. ...
Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)
Презентация родительского собрания" Средства развития речи дошкольников (общение взрослых и детей; культурная языковая среда, речь воспитателя; художественная литература; искусство)"...
Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...
Проект "Игра в кроссенс, как средство развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи".
Проект реализуется в старшей группе компенсирующего вида для детей с общим недоразвитием речи. Рабочая программа, составленная с учетом рекомендаций Н.В Нищевой, имеет раздел коррекционно-развивающей ...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...
Сообщение для воспитателей «Лего-конструирование — одно из средств развития детей с ОВЗ»
В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более коротк...