Конструирование как средство развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду

Матросова Анжела Валерьевна

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1_0.docx13.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование как средство развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста

Одним из лучших способов формирования подобных особенностей мышления психологи считают конструирование трехмерных моделей. Если в 2 года малыш складывает детали наобум, то к 5 годам дошкольник отчетливо представляет, что должно получиться в результате.

Лепка из пластилина дает большее пространство для творчества, потому что можно представить любой домик или поезд, после чего начинать создавать объемные фигуры, скреплять их, использовать другие материалы для придания завершенности.

Конструкторы с готовыми схемами – тоже отличный способ для развития. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.

Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.

В процессе конструктивной деятельности дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:

Сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;

Классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;

Синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;

Анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.

Задания на развитие пространственного мышления

Стремление ребенка освоиться в пространстве обязательно должно поддерживаться взрослыми. Существует мнение, что 5-15 минут занятий в день достаточно, чтобы активизировать процесс и ускорить формирование пространственной ориентации.

Стимулирующие игры для младших дошкольников

Занятия с малышами включают подвижные игры и другую двигательную активность в виде упражнений с предметами:

Выполнение простейших гимнастических упражнений под детские песенки. Команды должны содержать понятия «право», «лево», «вверх», «вниз». Используются движения рук, ног и комбинации с прыжками;

Игра с мячом, который необходимо толкать или бросать определенной рукой или ногой;

Помощь игрушек и объектов на прогулке. Перемещение предметов или взятие в определенную руку мяча или совочка закрепляет понятия «право-лево».

Упражнения на развитие мышления старших детей

В старшем дошкольном возрасте задания становится значительно разнообразнее. Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуется:

Соединение точек по цифрам или для изображения фигуры;

Дорисовывание половинки картинки;

Копирование узоров и орнаментов;

Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей;

Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов;

Создание аппликации знакомых предметов, используя только геометрические фигуры;

Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов;

Создание объемных поделок из различных материалов;

Помещение воображаемого животного в подходящую по размерам емкость;

Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки;

Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам.

В большинство игр родители могут играть вместе с детьми, стимулируя пространственное мышление дошкольников и готовя их к успешному обучению математике и геометрии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы: «Использование блоков Дьенеша как средство развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»

   Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.     Решается она в основном средствами занимательности в обучении математик...

Мастер -класс «Наборы для развития пространственного мышления у детей дошкольного возраста» (по системе Фребеля)

Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном...

LEGO - конструирование как средство развития инженерного мышления воспитанников старшего дошкольного возраста

В современной практической педагогике накоплен немалый опыт по развитию творческого мышления при помощи разных видов детской деятельности. Одной из эффективных, по мнению многих специалистов, является...

Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста

В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко  об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...

Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста.

Пространственное мышление в дошкольном  возрасте   приобретает особое значение. Оно отвечает за ориентирование в окружающем мире, воспроизведении пространственных образов и их использов...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...