Познавательное развитие. НОД. Ознакомление окружающим.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие. НОД. Ознакомление окружающим. Тема:
« Характеристика зимних месяцев: январь и февраль.»
Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Физическое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие».
Цели: изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.
Задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о зиме.
• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ.
• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок.
• Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Материал:
Картинки с признаками зимы; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинки, водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.
1. Вводная
Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года. (Дети играют).
2 Основная
Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?
Ответы детей: (Зима)
Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).
2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)
3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее)
Воспитатель: (вывешивается иллюстрация декабря)
принесла Вам загадки, читает загадку про декабрь:
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год (Декабрь)
- Первый месяц зимы – это декабрь. В старину этот месяц называли так: студень, лютень, стужайло. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. В народе люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозит, колет.»
Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).
. (вывешивается иллюстрация января)
Щиплит уши, щиплит нос
Лезет в валенки мороз
Брызнет в воду, упадет.
Не вода уже, а лед. (Январь)
Второй месяц зимы – это январь. Как в старину называли январь? В народе называют январь просинец, сечень, так как он рассекает зиму на две половины. В этом месяце уже чаще светит солнце и проглядывает синее небо. Народная поговорка гласит: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг». В январе дети часто играют в разные игры. Во что можно поиграть зимой?
(дети называют зимние забавы)
(вывешивается иллюстрация февраля)
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели (Февраль)
- Последний месяц зимы – февраль. Как в старину называли февраль? В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило? - Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам и греют бока у печки.
Воспитатель: Ребята, мы с вами много гуляем на улице
-Расскажите о своих впечатлениях, полученных во время наблюдений на прогулках.
-Рассмотрите иллюстрации с изображением деревьев зимой. Все ли ветки дерева видны? (Нет, много веток укрыто снегом и инеем.)
-Что произошло с ветками деревьев зимой? (Ветки от тяжести снега наклонились к земле. Дерево стало развесистым.)
-А что такое снежинки? На что они похожи?
Ответы детей:
Воспитатель:
Динамическая пауза:
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Снег, снег, белый снег —
Беленький снежок.
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег
Мчимся мы быстрее всех
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех.
Мы из снега ком слепили,
Даже куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег
Вышла кукла лучше всех!.
Дети к вечеру устали
И в кроватках задремали
Снег, снег, белый снег —
Спят ребята крепче всех!
(дети выполняют движения согласно тексту)
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, дети, а в каких сказках говорится о зиме?
Ответы детей
(Воспитатель помогает, если дети затрудняются с ответом.)
В какой сказке девочка зимой искала подснежники?
В какой сказке девочка сбивала снежную перину?
В какой сказке девочке помог северный олень
В какой сказке девочка не любила солнце.
В какой сказке у оленя из под копыт сыпались серебряные монетки.
В какой сказке «битый небитого» везет
Воспитатель:
Молодцы ребята вы знаете много сказок, ребята мне очень понравилось, как вы сегодня отвечали, наверное, вы очень любите зиму. А загадки мои отгадать сумеете?
Загадки.
Без рук, без ног,
А рисовать умеет.
-= Мороз =-
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
-= Снеговик =-
Зима на крыши серые
Бросает семена -
Растит морковки белые
Под крышами она.
-= Сосулька =-
Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
-= Снег =-
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
-=Мороз =-
С неба – звездой,
В ладошку – водой.
-= Снежинка =-
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
-= лед =-
Воспитатель: Молодцы, все загадки мои отгадали. А давайте вспомним, какие народные приметы о зиме вы знаете.
Ответы детей:
Мало снегу зимой - лето с редкими дождями.
Снежная зима — к затяжной весне и к дождливому лету.
Теплая зима — к холодному лету.
Сухая и холодная зима — к сухому и жаркому лету.
Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
Морозный январь - урожайный год.
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь скажите, чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было? Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки – зимы»? И все вместе нарисует снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Образовательная область «Познавательное развитие", Раздел "Ознакомление с окружающим миром". Старшая группа. Тема: «Почему улетают птицы?».
конспект занятия в старшей группе. Тема: "Почему улетают птицы"...
Рабочая программа образовательной области "Познавательное развитие". Раздел "Ознакомление с окружающим миром" (2 младшая группа)
laquo;Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображени...
Конспект итогового занятия в старшей компенсирующей группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик» по ОО «Познавательное развитие» раздел «Ознакомление с окружающим миром/ Приобщение к социокультурным ценностям» ОО «Речевое развитие» разде
Занятие с использованием ИКТ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констру
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна основе Примерной общеобразовательной программыдошкольного образованияс учетом Комплексной образовательной программыдошкольного образования «Мир открытий»,научный руково...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» (разделы: ознакомление с окружающим миром, развитие элементарных математических представлений, познавательно-исследовательская деятельность, констр
Рабочая программа подготовительной группы...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» «Развитие речи». во 2-й группе раннего возраста
quot;Игрушки в гостях"....
Познавательное развитие посредством ознакомления с ознакомление с окружающим природным миром
Познавательное развитиепосредством ознакомления с ознакомление с окружающим природным миром...