Конспект по экспериментированию
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Природные красители»
Цель: Поддерживать интерес дошкольника к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, развивать познавательные способности.
Задачи:
Активизировать субъектный опыт ребенка.
Продолжать учить выделять признаки исследуемого объекта, проверяя свои предположения экспериментальным путем.
Формировать умение самостоятельно отбирать средства и материалы для проведения опытов, фиксировать результаты экспериментов.
Развивать восприятие, мышление, речь (словесный анализ, речь-суждение, речь-доказательство, речь-аргументация) в процессе активных действий с исследуемым материалом.
Обогащать словарь детей: природные красители, пигменты.
Учить делать выводы, в соответствии с результатами опытов, обобщать и анализировать их;
Учить видеть неизвестное в известном;
Развивать творческое воображение.
Оборудование и материалы: карты-помощники для фиксации результата, простые и цветные карандаши , колбы с соками свеклы, моркови, черной смородины, ватные палочки, кисть, штампы, листы бумаги, кусочки белой ткани.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуй, сегодня мне бы хотелось поделиться с тобой своим секретом! Ты хотел бы его узнать? Но для начала, ответь на вопрос, ты любишь рисовать? Да! А чем тебе больше всего нравится рисовать?
Ответы ребенка.
А какие краски у тебя самые любимые? А чем еще можно рисовать?
А ты знаешь что, можно рисовать красками, которые изготовлены из овощей, фруктов и ягод с высоким содержанием красящих веществ – пигментов. Пигменты придают фруктам и овощам различных видов и сортов ту или иную окраску. Например. Хлорофилл — зеленый пигмент растений, придающий многим фруктам и овощам зеленую окраску. А как ты думаешь. какие растения содержат хлорофилл. Каротин придает оранжевую окраску. В каких овощах и фруктах есть каротин? (Ответ: морковь, абрикосы, персик, цитрусовых плодах). Антоцианы — это красящие вещества, придающие фруктам, овощам, лепесткам цветов окраску — от розовой до черно-фиолетовой. Какие это овощи и фрукты? Он находится в винограде, малине, чернике, смородине, свекла.
Оказывается, овощи не только съедобны, полезны, содержащие много витаминов, но их еще можно использовать как краски.
А как это можно проверить? (провести опыты) Как настоящие ученые - исследователи мы должны надеть халаты для того чтобы защитить нашу одежду.
Воспитатель: Сегодня я принесла краски, которые изготовила для тебя сама! (показываю 3 колбы с краской, каждая колба с номером)
Как ты думаешь, из чего я их изготовила? Попробуй определить по цвету и по запаху из чего изготовлены эти краски, подобрав к каждой колбе соответствующую картинку. В колбе №1 из чего изготовлена краска? Во второй ,как ты думаешь из чего? А в третей колбе?(предположения ребенка). Какой можно сделать вывод? Ответ: Краска, изготовленная из овощей и фруктов имеет цвет и запах. Давай зафиксируем результат в карте.
Воспитатель: А все ли растения имеют красящий пигмент, как ты считаешь? Давай проверим. Тебе необходимо оставить отпечаток на листе бумаги следующими овощами, фруктами и ягодами.
А теперь, на слайде убери то, что не оставляет цветных отпечатков, мышкой щелкнув на лишние картинки.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: не все фрукты, овощи и ягоды имеют способность окрашивать.
Воспитатель: верно, зафиксируй результат нашего опыта на карте.
Воспитатель: А на чем еще можно рисовать этими красками?
Ответ: На ткани.
Воспитатель: Давным-давно, когда люди только стали разумными и научились делать ткани, он захотели окрасить их, но чем? И тогда человеку на помощь пришли растения! Современные краски изготавливают из нефти и минералов, а наши краски будут экологически чистыми, натуральными!
Воспитатель Я предлагаю тебе попробовать себя в роли художника – дизайнера, создав модный узор на ткани с помощью натуральных красок. А ты знаешь, что техника рисования по ткани называется батик. Мастера создают узоры на ткани используя разные техники рисования-трафареты, штампы, набрызги. Природные красители не содержат химикатов и для человека безвредны.
5. Опыт: Рисование соками на ткани.
Умница! ты теперь настоящий художник-дизайнер и умеешь украшать ткани своими неповторимыми узорами.
Так как ты считаешь можно рисовать краской из сока овощей и фруктов на ткани или только на бумаге?
Вывод: некоторые фрукты, овощи и ягоды содержат красящий пигмент, который способен окрашивать не только бумагу, но и ткани.
Воспитатель: верно, зафиксируй результат нашего опыта на карте.
Давай посмотрим на наши схемы, какие опыты мы с тобой провели и какие получили результаты? Выводы.
Воспитатель: как ты считаешь можно эти краски назвать природными? Почему?
Вывод. Эти краски природные, натуральные потому что созданы из растений.
Вывод: некоторые овощи и фрукты содержат красящие вещества, которыми можно рисовать, окрашивать ткани. Использование природных красителей полезно для здоровья, ведь всё натуральное полезно. Но при этом надо быть всегда осторожными с этими красителями, чтобы не испачкать одежду. А в следующий раз мы проверим, легко ли отстирать ткань от натуральных красок. Ты бы хотела это проверить? Тебе понравился мой секрет? И мне понравилось с тобой узнавать новое и рисовать нашими волшебными красками. А тебе?
Цели:
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире;
- расширять представления о природных красителях, учить детей опытно-исследовательским путем получать краски;
- развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования и активизировать речевое общение;
- совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике (печать по трафарету);
- развивать зрительное внимание и мелкую моторику;
- показать значимость овощных культур для развития роста и здоровья человека.
Предварительная работа: Подбор стихов, загадок, пословиц, изготовление атрибутов.
Материал: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, терка, тарелочки, белые лоскуты ткани, бинт, прищепки, гуашь, поролон, трафареты на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте, загадку:
«Там морковка, там капуста
Там клубничка пахнет вкусно,
И козла туда, друзья, нам никак
Пускать нельзя!» (Огород)
Правильно, дети – это огород. У кого ребята есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? (Ответы детей)
Какие овощи ребята ваши самые любимые? (Ответы детей) А почему Вы их любите? В каком виде их можно есть? Что можно из них приготовить? (Ответы детей)
Больше всего ценит человек овощи, т.к. они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Морковь улучшает зрение, укрепляет зубы. А про лук говорят: «Лук от семи недуг». Если пожевать лук во рту, не останется ни одного микроба.
Ребята, давайте мы с вами разгадаем кроссворд!
Ребенок:
Дружно выросли на грядке
Огородные загадки.
Поскорее разгадай
Наш веселый урожай.
Воспитатель:
Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)
Я вырос на грядке
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
1 Ребенок:
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины.
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
2 Ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
Я всегда полезен людям
Угадали? Я ваш друг
Я – простой и вкусный лук!
3 Ребенок:
И живет на грядке свекла
Набирает вкус и цвет
Свеклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!
Все дети: Чтобы здоровым, сильным быть, надо овощи любить!
Проводится гимнастика для глаз:
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движения взглядом.
Только глазками смотри
Вверх и вниз и вправо-влево.
Глазками моргаем
Глазки закрываем.[5]
Дети надевают фартуки и встают каждый за свой стол, где уже расставлены материалы для экспериментирования.
Воспитатель: Оказывается, овощи не только съедобны, полезны и в них много витаминов, но их еще можно использовать как волшебные краски. Давным-давно, когда люди только стали разумными и научились делать ткани, он захотели окрасить их, но чем? И тогда человеку на помощь пришли растения! Сейчас мы с вами попробуем окрасить ткань, пользуясь растительными красками. Современные краски изготавливают из нефти и минералов, а наши краски будут экологически чистыми, натуральными!
Воспитатель: Посмотрите у меня на столе свекла, морковь, луковица. Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (Ответы детей).
Воспитатель: Что можно сделать с морковкой, используя терку? (Показывает детям терку)
Дети: Можно натереть, а затем взять марлю и выдавить сок (с демонстрацией).
Воспитатель: А как я получила коричневую краску? (Предположения детей)
Воспитатель: Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!
Воспитатель: А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани прищепкой и опускаем в блюдце с растительной краской.
Дети самостоятельно окрашивают ткани.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какие замечательные краски дает нам природа!
В зал входит поваренок с кастрюлей.
Поваренок: Здравствуйте, ребята! Я сегодня решил сварить борщ, но мои овощи куда-то разбежались! Что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему поваренку, у нас ведь есть волшебные краски! Но растительными красками мы рисовать не можем! А какие у нас еще есть краски? (Ответы детей) Акварельные и гуаши!
Воспитатель: Поваренок, ты не переживай, мы тебе сейчас напечатаем овощи, и в этом нам помогут трафареты. Посмотри, как мы это будем делать! Ребята, берем трафарет, набираем краску на губку и быстрыми движениями наносим на лист. (коллективная работа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия – экспериментирования в старшей группе « Путешествие к морю»
Тема «Путешествие к морю» Цель: 1.Актуализировать знания детей о растворимости соли. 2.Продолжать развивать познавательную активность детей в пр...
Конспект игры – экспериментирования с бумагой в средней группе «Путешествие на Бумажную планету»
экспериментирования с бумагой в средней группе по программе Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А..Васильевой "От рождения до школы"...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группе "Удивительные свойства воды"
Конспект занятия-экспериментирования в старшей коррекционной группеТема: «Удивительные свойства воды»...
Конспект по экспериментированию"Песок,его свойства и применение"
Конспект по экспериментированию в старшей группе....
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....