Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Формировать у детей представления о свойствах воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatia_po_eksperementirovaniyu-voda.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 11 общеразвивающего вида
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.
«Свойства воды» (экспериментирование с детьми 5–6 лет)
Тема:
«Вода бывает разная».
Воспитатель ГБДОУ
Детский сад №11
Марченко Оксана Юрьевна
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе.
Цель:
Формировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (без запаха, без вкуса, бесцветная, прозрачная, текучая, теплая, холодная, растворитель); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Методы и приемы:
Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.
Материалы и оборудование:
Музыка «Звуки воды», коробочка с Капелькой, подборка иллюстраций на тему «Для чего нужна вода», «вода в быту», мольберт, прозрачные стаканчики с водой по количеству детей, два больших стакана с молоком и водой, две трубочки для коктейля, стаканчики для сока, сок яблочный, два таза с холодной и теплой водой, маски капелек по количеству детей.
Ход занятия.
Звучит запись «Звуки воды».
Воспитатель: Ребята, слышите? Как вы думаете, что это?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Да, это журчит вода.
- Ой, ребята, посмотрите, а к нам в гости кто-то приходил, оставил мокрые следы. Как вы думаете, кто это мог быть? Посмотрите, гость нам и подарок оставил! Какая красивая коробочка…. Давайте же посмотрим что там?!
Дети: Давайте-давайте!
Открываем коробочку, а там лежит «Капелька».
Воспитатель: Ребята, да это же «Капелька», посмотрите! А кто же нам ее принес, как вы думаете?
Дети: Высказывают предположения.
Воспитатель: Детки, а по-моему, это тучка к нам прилетала, и Капельку оставила….
И правда, Капелька нам говорит, что это тучка нам ее принесла, и оставила нам ее чтобы мы с ней поиграли. Поиграем?
Дети: Да, поиграем!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такая капелька?
Дети: Да, это вода!
Воспитатель: Ребята, а для чего нужна вода?
Дети: Пьём, моем руки, купаемся…….
Воспитатель: Правильно, ребята. Молодцы.
А еще, стираем, моем пол, варим еду, поливаем растения и т. д. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Она как волшебница умеет превращаться в дождь, росу, лёд, снег. Вода – это реки, озёра, моря.
(Картинки с использованием воды на мольберте).
А вы знаете кому нужна вода?
Дети: Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.
(Картинки с использованием воды).
Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду?
Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь.
Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке?
Дети: Речная
Воспитатель: А в роднике- Дети: родниковая
В море- Дети: морская,
В болоте- Дети: болотная.
Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике?
Дети: пресная
Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно.
Воспитатель: Молодцы ребятки! А наша гостья Капелька предлагает нам поиграть. Давайте все превратимся в капельки, и поиграем. Выходите в кружок.
Дети выходят, встают в кружок и выполняют игровое упражнение:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре пять
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Раз-два, раз-два,
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы ребята, здорово поиграли!
А теперь давайте мы, вместе с нашей гостьей Капелькой, рассмотрим водичку и расскажем о ней, какая она. Для этого я приглашаю вас за столы.
Дети садятся за столы. На столе прозрачные стаканчики с водой по количеству детей.
- ЖИДКАЯ
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
В одном стаканчике вода, а другой – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из первого стакана в пустой стакан
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
- ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ.
Воспитатель: Ребята, скажите вот о чём. Мяч, например, какой?
Дети: круглый.
Воспитатель: Книга какая?
Дети: Квадратная
Воспитатель: Блюдце какое?
Дети: Круглое.
Воспитатель: А вода, какой формы? Налью я воду из кувшина в стакан. Какую форму приняла вода?
Дети: Форму стакана.
Воспитатель: Сейчас я из кувшина перелью воду в воздушный шарик? Какую форму приняла вода?
Дети: Форму шарика.
Воспитатель: А сейчас я перелью воду из кувшина в резиновую перчатку, какую форму приняла вода?
Дети: Форму перчатки.
Воспитатель: Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится.
Итак, делаем вывод- вода не имеет формы.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 2.
- БЕЗ ЗАПАХА.
Воспитатель: Посмотрите, у вас у каждого есть стаканчик с водой. Давайте понюхаем ее, есть ли запах у воды?
Дети: Нет, вода ничем не пахнет.
Воспитатель: Посмотрите на картинку, она обозначает, что вода и правда ничем не пахнет. (Воспитатель показывает детям соответствующий символ, и вывешивает его на мольберт).
- БЕЗ ВКУСА.
Воспитатель: Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Давай те возьмем трубочку и попробуем воду из стаканчиков. Есть у воды вкус?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если мы в воду добавим сахар? Что произойдет? (Воспитатель добавляет детям в воду сахар) Давайте попробуем.
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А если мы в воду добавим соль? А сок лимона?
Дети: Вода будет соленой, кислой.
Воспитатель: Делаем с вами вывод: Чистая вода не имеет вкуса.
Воспитатель вывешивает на доску схему № 3
- БЕCЦВЕТНАЯ. ПРОЗРАЧНАЯ.
Воспитатель: А какого цвета вода, ребята?
Дети: высказывают предположения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня 2 стакана. В одном наша водичка, а в другом-молоко.
Воспитатель: Посмотрите на стакан с молоком. Какого цвета молоко?
Дети: Молоко белого цвета.
Воспитатель: Да, молоко белого цвета. Как вы думаете, если я опущу трубочку в стакан с молоком, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: Посмотрите, я опускаю трубочку в стакан с молоком и трубочки не видно, потому что молоко белое.
Посмотрим теперь на стакан с водой. Если я в него опущу трубочку, она будет видна?
Дети: Высказывают предположение.
Воспитатель: У воды нет цвета, она бесцветная, прозрачная, трубочка в стаканчике с водой видна.
Делают вывод, что вода бесцветная и прозрачная.
6. ТЕКУЧАЯ. ТЁПЛАЯ и ХОЛОДНАЯ.
Воспитатель ставит на стол два таза с холодной и теплой водой.
Воспитатель: Ребята, возьмите свои стаканчики, подойти к тазам и вылейте воду.
Дети с помощью воспитателя делают вывод, что вода может литься, переливаться.
Воспитатель: Потрогайте водичку в своих тазиках. Какая она?
Одни дети говорят, что в их тазу вода холодная, другие, что теплая вода.
Делают вывод, что вода может быть холодной, теплой, горячей.
7. РАСТВОРИТЕЛЬ
Воспитатель: А теперь ребятки, мы с Капелькой хотим показать вам фокус! А для этого нужно повторять волшебные слова вместе с нами. Повторяйте:
Ты, вода-водица,
Друг ты мой студеный,
Стань, вода-водица,
Не светлой, а бордовой.
Воспитатель кидает в стаканчик цветную гуашь.
Воспитатель: Давайте помешаем водичку, и посмотрим, что с ней случилось!
Воспитатель размешивает воду, вода меняет свой цвет.
Делают вывод, что вода может быть растворителем.
Воспитатель: Ребята, мы с вами славно поиграли, Капелька мне шепчет, что ей пора домой. Давайте попрощаемся с ней!
Дети прощаются с Капелькой.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня с вами играли, о чем мы разговаривали?
Дети: О воде.
Воспитатель: Да, мы вспомнили, что вода нужна для всего живого, поговорили о свойствах воды. Кто мне может их назвать?
Дети: Вода не имеет запаха и вкуса, беcцветная и прозрачная, она течет, бывает холодная и теплая, а еще она может менять цвет, если в нее что-то добавить.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось делать?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы и выполняли задания.
- Молодцы, ребята, вот как много важного и интересного про воду мы свами знаем!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить!-
Без нее нам не прожить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"
Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Свойства воды"
Данный материал позволяет расширить представление детей о свойствах воды и о ее разных агрегатных состояниях....
конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"
конспект занятия для детей старшей группы "Свойства воды"...
Конспект занятия-экспериментирования в младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель: Формировать у детей представления о свойствах воды.Задачи:Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; развивать доброжелательное отношение дру...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: "Свойства воды"
Цель:1. Познакомить детей со свойствами воды – прозрачность;2. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;3. Познакомить детей со свойст...
Конспект занятия-экспериментирования в ясельной группе группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 2-3лет)
Формировать у детей представления о свойствах воды....