Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
консультация (младшая группа) на тему
Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_vospitateley._golovtsina_nina_vladimirovna.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка»
Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
Воспитатель: Головцина Нина Владимировна
Тамбов 2018
Сенсорное развитие детей - это развитие их восприятия, представления об объектах, явлениях и объектах окружающего мира. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления определенных знаний о мире, улучшения деятельности органов чувств.
Существует пять анализаторов, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир:
Зрительный анализатор. Ребёнок различает цвета, разницу темноты и света, величину предметов.
Слуховой анализатор. Ребёнок слышит голос, музыку, шум природы, города, звуки животных.
Осязание. Ребёнок различает текстуру предметов, величину, температуру, прикасается к животным.
Обоняние. Ребёнок слышит разнообразные запахи окружающего мира.
Вкусовой анализатор. Ребёнок познаём мир разнообразных вкусов пищи.
Различные сенсорные ощущения различаются в зависимости от степени важности в жизни человека. Зрительные и слуховые ощущения имеют первостепенное значение. Чтобы в полной мере понять, что представляет объект, ребенку не достаточно видеть и слышать его, он еще должен прикоснуться к нему и даже попробовать его. Только на этом этапе он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: гладкий, шершавый, твёрдый, кислый, маленький, большой и другие.
Безусловно, сенсорная активность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно – развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративных материалов, оборудования и пособий она состоит, какой у них материал для развития, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в детских группах помещается таким образом, чтобы зона группы была максимально освобождена для игр и мобильной деятельности.
Кроме того, основным приоритетом для воспитателя является познавательно-исследовательская деятельность детей, которая направлена на изучение и исследование окружающего мира. Недостаточно только предоставить ребенку различные предметы для изучения и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, запах, форму, вкус), чтобы научить его группировать предметы.
Для исследование ребёнку можно предложить следующие материалы и игры:
- камушки, каштаны, жёлуди, шишки, крупы (поговорите с ребёнком, какие у него ощущения при исследовании);
- песок, вода (детям нравится играть с песком, пересыпать из одной ёмкости в другую, кидать в воду предметы);
- «Чудесный мешочек» (хорошая игра для развития тактильной памяти)
- «Собери пирамидку» (учат различать предметы по величине);
- «Матрёшки» (учат простым действиям с предметами, различающимися по величине);
- «Найди такой же» (учат подбирать предмет по образцу);
- «Привяжем ниточку к шарику» (учат группировать предметы по цвету);
- Игры с прищепками (учат выделять и называть основные цвета, конструировать по образцу) и многие другие.
При проведении игр воспитателю необходимо соблюдать некоторые методические рекомендации:
- научите детей изучать предметы. Обхватите их обеими руками, обводите их пальцем то одной руки, то другой;
- в течение дня неоднократно называйте детям различные свойства объектов, с которыми они манипулируют (цвет, форма, размер, материал);
- познание предмета должно проходить с интересом, вызывать у детей положительные эмоции;
- процесс осмотра предметов должен сопровождаться словом. Дети помнят обозначения качеств предметов вместе с их восприятием;
- поощряйте детей к самостоятельности и обмену опытом;
- чаще задавайте ребёнку вопросы;
- учите детей действовать в определенной последовательности, в соответствии с заранее определенным планом;
- во время восприятия обязательно нужно включать движения обеих рук (провести рукой вдоль контура, обрисовать его);
- закреплять знания, полученных во время обследования материалов (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- обогащать и насыщать мир ребенка, разнообразить мир вещей, которых ребенок может коснуться, изучить;
- учите детей слушать разные звуки, это обогащает слуховые впечатления.
- тщательная организация детей на занятиях, в зависимости от возраста и уровня развития, приводит к хорошему пониманию информации и навыков по сенсорному развитию всей группы.
Не стоит забывать, что маленькие дети из-за своих возрастных и индивидуальных способностей не сразу впитывают даваемый материал, поэтому воспитатель повторяет одно и то же содержание несколько раз, но при обязательном изменении, усложнении задач и использовании других визуальных материалов. Кроме того, необходимо помнить индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка. Мы не можем обучать, давя на ребенка, чтобы он занимался. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а некоторые задачи вызовут трудности, и ребенок откажется выполнять их.
Благодаря систематической работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста они овладевают умениями и навыками, свидетельствующими о надлежащем уровне развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...
Организация работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии
1. Работа с детьми раннего возраста с ОВЗ2. Игры и упражнения на познавательное развитие при коррекционно педагогической работе с детьми с ОВЗ...
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «Детский сад №98» Васильева С.В.
Представление опыта работы на ГМО «Особенности организации работы с детьми раннего возраста» по теме «Духовно-нравственное развитие ребенка» 25.10.2017год на базе МАДОУ «...
Материалы для работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию
Материалы для педагогов, работающих на группах раннего и младшего дошкольного возраста...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАорганизации совместной непосредственнообразовательной деятельности с детьми раннего возрастапо сенсорному развитию Характеристика группы:Занятие разработано...
Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.
Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Деловая игра для воспитателей на тему: «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМДеловая игра для воспитателей на тему:«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»...