Методическая разработка по художественному воспитанию детей старшей группы ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Останькович Елена Михайловна

Тема: Русский народный фольклор для детей старшего возраста в непосредственной образовательной деятельности.

 

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Программное содержание:

  1. Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
  2. Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (потешками, пословицами, попевками).
  3. Закреплять общее представление о птицах, умение отличать жаворонков от других птиц.
  4. Закреплять у детей основные приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание).
  5. Развитие у детей мелкой моторики.
  6. Создавать хорошее, радостное настроение, способствующее раскрытию способностей: музыкальных, актерских, интеллектуальных.

 

Предварительная работа:

  1. Изучаются виды росписи — хохлома, гжель, дымковская игрушка, городец, Полхов-Майдан.
  2. Знакомство с истоками русского народного искусства, которые можно найти в образе традиционной деревни.
  3. Собираются фотографии, иллюстрации с видами народного творчества.
  4. Прослушиваются звуко-записи русской народной музыки.
  5. Прочитываются русские народные сказки «Зимовье зверей», «Жихаркина ложка», «Царевна-лягушка».
  6. Проводятся занятия по декоративному рисованию с элементами разных видов росписи.
  7. Заучиваются потешки, заклички, попевки, стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по художественному воспитанию

            детей старшей группы ДОУ

Тема: Русский народный фольклор для детей старшего возраста в непосредственной образовательной деятельности.

Выполнила: воспитатель Останькович Елена Михайловна

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости на различные выразительные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы.

Программное содержание:

  1. Познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны.
  2. Прививать любовь к народному слову малыми формами устного народного творчества (потешками, пословицами, попевками).
  3. Закреплять общее представление о птицах, умение отличать жаворонков от других птиц.
  4. Закреплять у детей основные приемы лепки (раскатывание, скатывание, сплющивание, защипывание).
  5. Развитие у детей мелкой моторики.
  6. Создавать хорошее, радостное настроение, способствующее раскрытию способностей: музыкальных, актерских, интеллектуальных.

Предварительная работа:

  1. Изучаются виды росписи — хохлома, гжель, дымковская игрушка, городец, Полхов-Майдан.
  2. Знакомство с истоками русского народного искусства, которые можно найти в образе традиционной деревни.
  3. Собираются фотографии, иллюстрации с видами народного творчества.
  4. Прослушиваются звуко-записи русской народной музыки.
  5. Прочитываются русские народные сказки «Зимовье зверей», «Жихаркина ложка», «Царевна-лягушка».
  6. Проводятся занятия по декоративному рисованию с элементами разных видов росписи.
  7. Заучиваются потешки, заклички, попевки, стихотворения.

Материал: народные костюмы, аудиозаписи с русской народной мелодией, соленое тесто, слайды, иллюстрации, изделия с народной росписью, предметы старины.

Часть группы оформлена как русская изба. Воспитатель и дети в русских костюмах.

Ход занятия.

        Дети входят в группу под музыку и заводят хоровод.


Хозяйка — ведущая встречает детей в избе. Присаживаются на лавку и ведут беседу.

Дети рассказывают стихи:

«Русская изба»

Наши дедушки с любовью                                        Максим

Топором тесали бревна

Гвозди крепко забивали

Песни громко распевали.

Ставенки узорные,                                                Саша Е.

Тонкая резьба,

До чего ж просторная

Русская изба!                 2 раза

Не изба, а загляденье,                                        Даня Р.

Всем гостям на удивленье!

В ней хозяевам не тесно

И для гостя хватит места

Самовар пыхтит часами,                                        Камила

Печка пышит пирогами,

Разговор душевный льется,

А изба стоит, смеется.

Самовар — птица-жар!                                        Андрей

Кран открывается -

Чай наливается.

Чайник с чашечками — тарарушечками!

Ведущая (воспитатель):

Ребята, в старые времена длинным, зимним вечером, собирались люди в большой избе, где они пряли, вязали, вышивали, плели и при этом пели песни, частушки, рассказывали сказки. Так веселее было трудиться, быстрее, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Молодые люди прислушивались к советам старших, учились у них трудиться, учились мудрости жизни, искусству вести хозяйство, объединять и укреплять семью. Такие вечера назывались «Посиделки». Вот и у нас сегодня посиделки.

Ведущая берет бубен (бубен по очереди передается друг другу)

Ведущая — Наша изба ровно тепла — на дворе метель, а у нас тепло!

Никита    - Домом жить — не лукошко шить!

Даня П.    - Домом жить — не развеся уши ходить!

Гуля         - Домом жить — обо всем тужить!

Полина    - Дом вести — не лапти плести!

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:                                   Даша

Она приберет, она позовет,

Она одна за всех отвечает!                                                Все вместе

С шуткой, песней да весельем работа спорится.                        Артем А.

Ведущая   Спасибо, дорогие!

                Как у нашего соседа,

                Весела была беседа!

                А у нас — на весь двор

                Ведут лучше разговор!

Ведущая. Небылицы в лицах — Небывальщина.

Вместе . Небывальщина да неслыхальщина.

  1. А у нашей соседушки                                                        Максим

Рекой течет беседушка.

  1. Гуси в гусли, утки в дудки,                                                Рада

Чайки в балалайки.

  1. Две синицы — крошки                                                Кирилл

Заиграли в ложки

Играют, играют

        Всех потешают.

  1. По поднебесью, братцы,                                                Саша Е.

Медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит!

Ведущая. Хороши русские потешки, а пословицы не хуже.

  1. Русская печь — что луг с цветами.                                Полина

  1. Пословица — цветочек,                                                Даша

поговорка — ягодка.

        Пословицу сказал, что ягодку сорвал.                         Аня

Ведущая   Без углов изба не строится,

                Без пословиц речь не молвится.

                Наш народ трудом живет,

                В нем геройство и почет.

Дети, а какие пословицы о труде вы знаете?

  1. Что посеешь, то и пожнешь.                                        Максим

  1. Делаешь наспех, сделаешь насмех.                                Артем А.

  1. Дело мастера боится.                                                Витя М.

  1. Человек без труда не годится никуда.                                Даня Р.

  1. Маленькое дело лучше большого безделья.                Кирилл

Ведущая.  Да, дети, труд человека кормит, а лень портит. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто. Наш народ всегда трудится, вот и мы, как наш народ начнем трудится. А будем мы с вами печь печенье, которое называется жаворонки.

Показать презентацию.

Рассказ воспитателя.

Ребятушки, но перед тем как приступить к работе мы произнесем закличку-веснянку, чтобы весна быстрее к нам пришла.

Русская народная закличка с движениями «Солнышко»

Солнышко, солнышко,   Дети поднимают руки вверх и поворачивают                                             кисти рук вправо-влево.

Выгляни в окошечко.     Приставляют ладонь к глазам.

Где твои детки?         Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх,                                     и пожимают плечами.

Где малолетки?

Сидят на поветке         Ставят руки «полочкой» перед грудью.

В соломенной клетке, Закрывают глаза ладонями, широко раздвинув                                                пальцы.

Камушки катают,        Делают скользящие движения ладоней друг о                                             друга.

Собачкам  бросают.      Имитируют бросок рукой.

Воспитатель. Послушалось солнце, стало припекать, закапали с крыш сосульки.

(Дети под музыку начинают работать).

Первым делом на доску

Насыпала я муку.

Соль, водичку добавляла,

Хорошо перемешала.  

Возьмем теста мы немножко

И положим на ладошку.

Другой рукой прикрываем

И катаем....разминаем.

Это шарик круглый бок,

Он похож на колобок.

Мы комочек разомнем,

Лепить печенье мы начнем.

Слепим, пригладим,

И в печку посадим.

Я катаю свой орех,                        2 раза

Чтоб он стал круглее всех.

Трушки-потрушки, пекла баба ватрушки,

Ватрушечки — колобушечки.

Жавороночки перепелочки,

Прилетите к нам,

Принесите нам.

Весну, красну, лето теплое.

Нам зима-то надоела, весь корм поела!

Весна-красна, не чем пришла?

На кнутике, на хомутике.

Чувиль, виль, виль, жаворонушки.

Звучит русская народная плясовая музыка.

А сейчас ребятушки мы поиграем с вами в русскую народную игру «Карусель с ленточками»

Ведущая берет лист с ленточками.

Ведущая держит в руке лист, к которому привязаны разноцветные ленты одинаковой длины. Она зазывает детей: «Ребятишки да детишки — малышки!

Кто хочет на нашей карусели с ленточками пробежаться».

Желающие берут по ленточке и проходят круг.

Ведущая при этом вращается вместе с ними в ту же сторону. Дети по очереди говорят, что им понравилось и запомнилось на занятии.

В конце дети могут подбросить ленточки вверх.

(Можно к шесту приделать колесо, укрепив на нем ленты, тогда ведущая стоит на месте).

Дети (хором)    Еле-еле, еле-еле

                        Закружились карусели.

                        А потом, потом, потом,

                        Все бегом, бегом, бегом.

                        Тише, тише не спешите,

                        Карусель остановите.

                        Раз-два, раз-два -

                        Вот и кончилась игра.

Проводится итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Конспект НОД по художественному творчеству на тему «Как красив наряд Аленушки» в старшей группе. Конспект НОД по художественному творчеству на тему «Как красив наряд Аленушки» в старшей груп...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему "Города-Герои"

Методическая разработка включает в себя главным образом тесное сотрудничество с семьями по подготовке совместно с детьми презентаций, владения детьми информацией, разработка умений и навыков выступать...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Боровичок». Воспитатели:А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию в старшей группе

Работа по нравственно-патриоскому воспитанию детейв страршей группе "Боровичок".Воспитатели: А.В.Чекрыгина, Ю.В.Батурина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведени...

Методическая разработка по экологическому воспитанию в старшей группе «Морское путешествие»

Методическая разработка по экологическому воспитаниюв старшей группе«Морское путешествие» Цель:Развитие познавательной активности старших дошкольников на краеведческом содержании, вос...

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию. Старшая группа

Дети знакомятся с элементарными правилами дорожного движения и правилами передвижения пешеходов,  дорожными знаками: пешеходный переход, подземный переход, осторожно дети, проход запрещен, ответс...