МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка (старшая группа)
Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения. Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstve_plan.docx | 860.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обоснование практической значимости содержания методической разработки.
Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения. Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.
Если говорить о нравственном воспитании, следует заметить, что его содержание неизбежно претерпевает изменения с течением времени. В педагогике как науке всегда остается актуальной проблема разработки содержания нравственного воспитания, так как молодому поколению необходимо не только прививать уже устоявшиеся в обществе ценности и нормы, но и учитывать задачи, которые могут встать перед воспитанием в ближайшем будущем.
На современном этапе развития российского общества требуется целенаправленный подход к нравственному воспитанию подрастающего поколения. В основе нравственного воспитания лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Следуя тенденциям модернизации образования и воспитания, государство и общество принимает активное участие в становлении личности, открытой для понимания, сочувствия, переживания за тех, кто находится рядом с ним, а также обладающей такими качествами как высоконравственность, способность к саморазвитию.
Одним из средств нравственного воспитания выступает детская художественная литература. Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, основу для развития нравственного сознания, усвоения норма поведения.
Дошкольный возраст – период самого активного познания мира и человеческих отношений, формирования чувств ребенка и первых представлений о том, что хорошо и плохо. Однако в условиях современного активного взаимодействия национальных и интернациональных культур возникает риск перекосов в нравственных ориентирах. В этих условиях задачей воспитателей является предотвращение отрыва дошкольников от национальных корней. И тут на помощь педагогам приходит национальный фольклор и родная литература. Другие виды искусства – музыка, живопись, книжные иллюстрации, хореография – важны для развития эстетического вкуса ребенка, познания им красоты мира и родной культуры. Но глубокие нравственные чувства формируются в его личности под влиянием художественного слова. Величайший педагог прошлого столетия В. А. Сухомлинский утверждал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, мышлению, воображению, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64. Дошкольное образование говорится: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [c.63].
Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников стала, сегодня особенно актуальной.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015-2025 гг. ставит своей главной задачей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, приобщения детей к культурному наследию своей страны. Эти задачи отражены в Концепции модернизации образования и ФГОС.
Практическая значимость методической разработки регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и определяется возможностью её использования в профессиональной деятельности воспитателя детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Сегодня введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников [10, c.46]. Так в общих положениях ФГОС дошкольного образования отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1.4.п.6]. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, в основе которого, лежит воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм» [с.19, п2]
В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально коммуникативное развитие» обозначены задачи, направленные на нравственное воспитание детей, как, например, «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; развитие умения договариваться; воспитание уважительного отношения к своей семье, к окружающим; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека» [с.47].
Воспитание нравственных качеств отображено и в образовательных областях «Речевое развитие» в разделе «Приобщение к художественной литературе», задачи этого раздела: «воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; продолжать способствовать формированию интереса к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. [c.99-100].
В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, М.И. Шиловой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, В. И. Петровой, З.И. Васильевой, Х.Т. Бозоровой, Л.В. Володиной. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания.
Художественная литература как средство нравственного воспитания рассматривается в работах И.С. Маматовой, М.Ю. Рудковской, А.А. Кудряшовой, Н.А. Курмелевой, З.А. Гриценко и других. При условии учета возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью детской литературы воспитываются способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения, происходит приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям.
Методическая разработка календарного комплексно-тематического планирования
Возрастная группа: старшая группа
Тема недели: «Книга – это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка».
Цель – воспитание у детей нравственных представлений, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.
Задачи:
- обучающая – продолжать формировать навык ценностно-смыслового восприятия и понимания народной сказки;
- развивающая – продолжать развивать умение эмоционально откликаться на поступки героев, умение оценивать их, сопереживать героям, умение слушать и понимать вопрос беседы, односложно отвечать;
- воспитательная – продолжать воспитывать умение внимательно слушать народные сказки, воспитывать интерес к ним.
Дни недели | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности) | Взаимодействие с родителями / социальными партнёрами | |
Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | |||
Понедельник | 1.Занятие по развитию речи: «Путешествие в страну сказок» Цель: формирование у детей знаний о русском народном фольклоре художественная литература, посредством игровой деятельности «Путешествие в страну сказок» 2.Физкультурное занятие Цель: повышение эмоционального состояния детей, активизировать их внимание, подготовить организм к последующей деятельности в течении дня. | Первая половина дня Прием детей Утренняя гимнастика Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности Беседа «Откуда пришла книга» Цель: обогащение представлений детей о разнообразии книг произведений и ее истории. Прогулка «Наблюдение за солнцем» Цель: совершенствование знаний детей к неживому объекту природы: солнцу. Вторая половина дня Корригирующая гимнастика после сна Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка. Чтение художественной литературы:
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок с донесением идеи произведения. Прогулка Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (ведерки, совочки, машинки) Уход детей домой | Внесение и оформление групповой комнаты иллюстрациями из русских народных сказок, книг, атрибутов. Внесение атрибутов для самостоятельной деятельности детей на улице (ведерки, машины и т .д) | Информирование детей о предстоящей недели: «Книга- это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка». Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка. Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном развитии дошкольников» |
Вторник | 1.Музыкальная деятельность (по плану муз. руководителя) 2.Познавательная деятельность. Сказочная история друзей ФЭМП Цель: закрепление счета в пределах пяти. Умение различать и называть части суток. | Первая половина дня Прием детей Утренняя гимнастика Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности Чтение стихотворений о природе весной. Дидактическая игра: «Сказочная путаница» Цель: обогащение представлений детей о русских народных сказках, посредством литературных произведений и составления сюжета по ним. Трудовая деятельность: помогать сервировать стол к обеду, убирать посуду за собой после еды Прогулка Наблюдение за весенними признаками Цель: формирование умений определять время года по характерным признакам. Подвижная игра №1 «Прыгуны» Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Подвижная игра №2 «Самолеты» Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга. Вторая половина дня Корригирующая гимнастика после сна Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка. Чтение художественной литературы: «Коза-Дереза» Цель: воспитание у детей нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения. ФЦКМ «В гостях у книг и их героев» Цель: формирование представлений детей о русских народных сказках посредством знакомства с героями народных сказок с использованием кукол би-ба-бо. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в кинотеатр» Цель: закрепить правила поведения детей в общественном месте (в автобусе, в кинотеатре) Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка» Праздник «По сказкам Пушкина» Прогулка Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (ведерки, совочки, мяч, вертушки) Трудовая деятельность: «Очистка песка от мусора» Цель: совершенствование приобретенных навыков в соблюдении порядка на участке детского сада. Уход детей домой | Внесение дидактической игры «Сказочная путаница» Внесение игрушек в театральный уголок (билеты для кинотеатра, номерки для гардероба, одежда кассира), фотографии и изображения внешнего и внутреннего вида кинотеатра, сцены, зала и др.) Рассматривание иллюстраций к сказке «Коза-Дереза» Игры по инициативе детей | Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка Предложить родителям в совместной деятельности с детьми закрепить знания, полученные на занятии по ФЭМП (части суток) Информирование родителей о подготовке буклетов с кратким описанием детских кинотеатров, возможно – со списком интересных киносеансов на ближайшее время. Рекомендации родителям о посещении выбранного кинотеатра. Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье» Порекомендовать родителя принести по желанию любимую сказку детей для выставки «Моя любимая книжка» |
Среда | 1.Двигательная деятельность Цель: формирование двигательных умений и навыков. 2.Продуктивная деятельность. Рисование «Мой любимый сказочный герой» Цель: развитие у детей воображения, творческих способностей в совместной коллективной деятельности. | Первая половина дня Утренняя гимнастика Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности Конструирование «Машинка с прицепом» Цель: создание машинки с прицепом для перевозки овощей из деталей конструктора lego Duplо Прогулка: «Наблюдение за берёзой» Цель: уточнение характерных признаков дерева, закрепить названия частей березы. Подвижная игра №1:«Бездомный заяц» Цель: формировать умений быстро бегать; ориентироваться в пространстве. Подвижная игра №2 «Мышеловка» Цель: формировать умения соотносить слова текста с движениями. Вторая половина дня Корригирующая гимнастика после сна Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка. Беседа «Что такое милосердие?» Чтение художественной литературы: Два жадных медвежонка» (Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева) Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения. Дидактические игры: «Сравни и подбери», «Найди такой как у меня»» Цель: учить группировать предметы по нескольким признакам (форме, цвету) Прогулка Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (скакалки, ведерки, мячи) Трудовая деятельность «Собрать веточки» Цель: формирование навыков в желании помогать взрослым. Уход детей домой | Выставка в книжном уголке «Моя Любимая книжка», Внесение иллюстраций к сказке «Два жадных медвежонка» В уголке изодеятельности предложить пластилин, раскраски, карандаши, трафареты. | Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка. Консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для детей Индивидуальная беседа с родителями о успехах ребенка |
Четверг | 1.Развитие речи НОД по развитию речи на тему «Доброта всем нужна» (пересказ рассказа В. Осеевой «Плохо») 2. Двигательная активность Цель: формирование двигательных умений и навыков. | Первая половина дня Прием детей Утренняя гимнастика Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности Сюжетно-ролевая игра зоопарк Цель: обучение навыкам совместной игровой деятельности. Прогулка «Наблюдение за состоянием погоды в весенний период времени и одеждой людей» Цель: установление причинно-следственной связи между погодой, сезоном и одеждой людей. Подвижная игра №1 «Мы шоферы» Цель: закреплять знания о труде шофера; учить ориентироваться на местности. Подвижная игра №2 «Лошадки» Цель: закреплять умение детей в галопе приближать одну ногу к другой; согласовывать шаги галопа с ритмом песенки. Трудовая деятельность: сгребание мусора на игровой площадке. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту. Обратить внимание на убранную территорию. Корригирующая гимнастика Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка. Игра драматизация «В гостях у сказки» Цель: совершенствование навыков импровизации, фантазии, творческого воображения.
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения. Прогулка Подвижная игра: «Найди свое место». Цель: формировать у детей навыка двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и, не толкаясь, быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве. Уход детей домой | Игры с мозаикой Внесение дидактической игры «Шумовой оркестр» (игра на музыкальных инструментах) Рассматривание предметных картинок (профессии, одежда, мебель) | Беседа с родителями о самочувствии ребенка, о его успехах в течение дня. Предложить родителя беседовать на тему о признаках весны. Заучивать различные стихотворения. Консультация для родителей «Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте» Оформление буклетов для родителей в родительском центре на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников » |
Пятница | 1.Продуктивная деятельность. Аппликация: «Зайчик на полянке» Цель: Знакомство детей техникой выполнения мозаика. 2. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя) | Первая половина дня Прием детей Утренняя гимнастика Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности. Дидактическая игра: «Придумаем сказку про слова» Цель: научить выделять звуки на слух [п], [с], [м], [о], [у]. Прогулка «Наблюдение за облаками» Цель: ознакомление детей с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Подвижная игра№1 «Солнышко и дождь». Цель: продолжать формировать умений ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Подвижная игра№2 «С кочки на кочку». Цель: совершенствовать навыков перепрыгивания. Вторая половина дня Корригирующая гимнастика после сна Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.
Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения. Проведение досуга: «Сказочные эстафеты» Цель: прививать детям основы здорового образа жизни (ЗОЖ) Прогулка Внесение атрибутов для самостоятельной деятельности детей на улице (кубики, воздушные шары) Уход детей домой | Внесение атрибутов для проведения досуга «Сказочные эстафеты»: мячи, обручи, кегли, скакалка. Разместить в группе сказочные иллюстрации для выполнения и перехода эстафет. Ситуативный разговор о состоявшиеся недели. Оформление выставочного уголка «Моя любимая книжка» | Предложить родителям совместно с детьми посредством изобразительной деятельности передать свои впечатления, полученные за неделю «Книга- это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка». Консультация для родителей: «Книга – часть жизни» |
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М., 1998. – с. 223.
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. – 318 c.
- Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2012.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Гурович, Л.М Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / под редакцией В.И. Логиновой. – М., Просвещение, М.: 1992.
- Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 230 с.
- Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие. М., «просвещение» 2002 г. – с. 17.
- Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности по приобщению к национальной культуре и традициям русского севера.
Духовно-нравственное воспитание...
Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"
Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм общественной морали и формирование нравственных качеств личности....
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"
Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)
Приоритетным направлением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям
Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Мы с...
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям
Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, ...