МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
методическая разработка (старшая группа)

Степченкова Екатерина Олеговна

Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения. Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstve_plan.docx860.83 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Обоснование практической значимости содержания методической разработки.

Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения. Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.

Если говорить о нравственном воспитании, следует заметить, что его содержание неизбежно претерпевает изменения с течением времени. В педагогике как науке всегда остается актуальной проблема разработки содержания нравственного воспитания, так как молодому поколению необходимо не только прививать уже устоявшиеся в обществе ценности и нормы, но и учитывать задачи, которые могут встать перед воспитанием в ближайшем будущем.

На современном этапе развития российского общества требуется целенаправленный подход к нравственному воспитанию подрастающего поколения. В основе нравственного воспитания лежат как общечеловеческие ценности, моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Следуя тенденциям модернизации образования и воспитания, государство и общество принимает активное участие в становлении личности, открытой для понимания, сочувствия, переживания за тех, кто находится рядом с ним, а также обладающей такими качествами как высоконравственность, способность к саморазвитию.

Одним из средств нравственного воспитания выступает детская художественная литература. Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств духовно-нравственного воспитания, расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, основу для развития нравственного сознания, усвоения норма поведения.

Дошкольный возраст – период самого активного познания мира и человеческих отношений, формирования чувств ребенка и первых представлений о том, что хорошо и плохо. Однако в условиях современного активного взаимодействия национальных и интернациональных культур возникает риск перекосов в нравственных ориентирах. В этих условиях задачей воспитателей является предотвращение отрыва дошкольников от национальных корней. И тут на помощь педагогам приходит национальный фольклор и родная литература. Другие виды искусства – музыка, живопись, книжные иллюстрации, хореография – важны для развития эстетического вкуса ребенка, познания им красоты мира и родной культуры. Но глубокие нравственные чувства формируются в его личности под влиянием художественного слова. Величайший педагог прошлого столетия В. А. Сухомлинский утверждал: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, мышлению, воображению, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине».

В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64. Дошкольное образование говорится: «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной  деятельности, сохранение и  укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [c.63].

Именно поэтому проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников стала, сегодня особенно актуальной.

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период 2015-2025 гг. ставит своей главной задачей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности, приобщения детей к культурному наследию своей страны. Эти задачи отражены в Концепции модернизации образования и ФГОС.

Практическая значимость методической разработки регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и определяется возможностью её использования в профессиональной деятельности воспитателя детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Сегодня введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников [10, c.46]. Так в общих положениях ФГОС дошкольного образования отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [1.4.п.6]. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс, в основе которого, лежит воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм» [с.19, п2]

В примерной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой в образовательной области «Социально коммуникативное развитие» обозначены задачи, направленные на нравственное воспитание детей, как, например, «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и  нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; развитие  эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; развитие умения договариваться; воспитание уважительного отношения к своей семье, к окружающим; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека» [с.47].

Воспитание нравственных качеств отображено и в образовательных областях «Речевое развитие» в разделе «Приобщение к художественной литературе», задачи этого раздела: «воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения; продолжать способствовать формированию интереса к книгам; регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. [c.99-100].

В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А.Д. Алфёрова, Н.Н. Болдырева, Н.П. Иванова, Р.В. Овчаровой, М.И. Шиловой, В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой, В. И. Петровой, З.И. Васильевой, Х.Т. Бозоровой, Л.В. Володиной. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания.

Художественная литература как средство нравственного воспитания рассматривается в работах И.С. Маматовой, М.Ю. Рудковской, А.А. Кудряшовой,  Н.А. Курмелевой, З.А. Гриценко и других. При условии учета возрастных и индивидуальных особенностей детей с помощью детской литературы воспитываются способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения, происходит приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, к общечеловеческим ценностям.

Методическая разработка календарного комплексно-тематического планирования

Возрастная группа: старшая группа

Тема недели: «Книга – это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка».

Цель – воспитание у детей нравственных представлений, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.

Задачи:

  • обучающая – продолжать формировать навык ценностно-смыслового восприятия и понимания народной сказки;
  • развивающая – продолжать развивать умение эмоционально откликаться на поступки героев, умение оценивать их, сопереживать героям, умение слушать и понимать вопрос беседы, односложно отвечать;
  • воспитательная – продолжать воспитывать умение внимательно слушать народные сказки, воспитывать интерес к ним.

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом

интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие с родителями / социальными партнёрами

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Понедельник

1.Занятие по развитию речи:

«Путешествие в страну сказок»

Цель: формирование у детей знаний о русском народном фольклоре художественная литература, посредством игровой деятельности «Путешествие в страну сказок»

2.Физкультурное занятие

Цель: повышение эмоционального состояния детей, активизировать их

внимание, подготовить организм к последующей деятельности в течении дня.

Первая половина дня

Прием детей

Утренняя гимнастика

Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: обогащение представлений детей о разнообразии книг произведений и ее истории.

Прогулка

«Наблюдение за солнцем»

Цель: совершенствование знаний детей к неживому объекту природы: солнцу.

Вторая половина дня

Корригирующая гимнастика после сна

Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.

Чтение художественной литературы:

  1. Беседа «Что такое доброта?»
  2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок с донесением идеи произведения.

Прогулка

Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (ведерки, совочки, машинки)

Уход детей домой

Внесение и оформление групповой комнаты иллюстрациями из русских народных сказок, книг, атрибутов.

Внесение атрибутов для самостоятельной деятельности детей на улице (ведерки, машины и т .д)

Информирование детей о предстоящей недели: «Книга- это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка».

Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка.

Консультация для родителей «Роль сказки в нравственном развитии дошкольников»

Вторник

1.Музыкальная деятельность

 (по плану муз. руководителя)

2.Познавательная деятельность. Сказочная история друзей

ФЭМП

Цель: закрепление счета в пределах пяти. Умение различать и называть части суток.

Первая половина дня

Прием детей

Утренняя гимнастика

Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности

Чтение стихотворений о природе весной.

Дидактическая игра: «Сказочная путаница»

Цель: обогащение представлений детей о русских народных сказках, посредством литературных произведений и составления сюжета по ним.

Трудовая деятельность: помогать сервировать стол к обеду, убирать посуду за собой после еды

Прогулка

Наблюдение за весенними признаками

Цель: формирование умений определять время года по характерным признакам.

Подвижная игра №1 «Прыгуны»

Цель: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед.

Подвижная игра №2

«Самолеты»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Вторая половина дня

Корригирующая гимнастика после сна

Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.

Чтение художественной литературы:

«Коза-Дереза»
(Украинская сказка в обр. Е. Благининой)

Цель: воспитание у детей нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.

ФЦКМ «В гостях у книг и их героев»

Цель: формирование представлений детей о русских народных сказках посредством знакомства с героями народных сказок с использованием кукол би-ба-бо.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в кинотеатр»

Цель: закрепить правила поведения детей в общественном месте (в автобусе, в кинотеатре)

Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка»

Праздник  «По сказкам Пушкина»

Прогулка

Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (ведерки, совочки, мяч, вертушки)

Трудовая деятельность:

«Очистка песка от мусора»

Цель: совершенствование приобретенных навыков в соблюдении

порядка на участке

детского сада.

Уход детей домой

Внесение дидактической игры «Сказочная путаница»

Внесение игрушек в театральный уголок (билеты для кинотеатра, номерки для гардероба, одежда кассира), фотографии и изображения внешнего и внутреннего вида кинотеатра, сцены, зала и др.)

Рассматривание иллюстраций к сказке «Коза-Дереза»

Игры по инициативе детей

Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка

Предложить родителям в совместной деятельности с детьми закрепить знания, полученные на занятии по ФЭМП (части суток)

Информирование родителей о подготовке буклетов с кратким описанием детских кинотеатров, возможно – со списком интересных киносеансов на ближайшее время.

Рекомендации родителям о посещении выбранного кинотеатра.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание в семье»

Порекомендовать родителя принести по желанию любимую сказку детей для выставки «Моя любимая книжка»

Среда

1.Двигательная деятельность

Цель: формирование двигательных умений и навыков.

2.Продуктивная деятельность.

Рисование

 «Мой любимый сказочный герой»

Цель: развитие у детей

воображения,

творческих

способностей в совместной коллективной деятельности.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика

Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности

Конструирование «Машинка с прицепом»

Цель: создание машинки с прицепом для перевозки овощей из деталей конструктора lego Duplо

Прогулка:

«Наблюдение за берёзой»

Цель: уточнение характерных

признаков дерева, закрепить названия частей березы.

Подвижная игра №1:«Бездомный заяц»

Цель: формировать умений быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра №2

«Мышеловка»  

Цель: формировать умения соотносить слова текста с движениями.

Вторая половина дня

Корригирующая гимнастика после сна

Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.

Беседа «Что такое милосердие?»

Чтение художественной литературы:

Два жадных медвежонка»

(Венгерская народная сказка в обр. А. Краснова и В. Важдаева)

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.

Дидактические игры: «Сравни и подбери», «Найди такой как у меня»»

Цель: учить группировать предметы по нескольким признакам (форме, цвету)

Прогулка

Самостоятельная деятельность детей с применением выносного материала (скакалки, ведерки, мячи)

Трудовая деятельность «Собрать веточки»

Цель: формирование навыков в желании помогать взрослым.

Уход детей домой

Выставка в книжном уголке «Моя Любимая книжка»,

Внесение иллюстраций к сказке «Два жадных медвежонка»

В уголке изодеятельности предложить пластилин, раскраски, карандаши, трафареты.  

Индивидуальная беседа с родителями о самочувствии ребенка.

Консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной».

Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для детей

Индивидуальная беседа с родителями о успехах ребенка

Четверг

1.Развитие речи

НОД по развитию речи на тему «Доброта всем нужна»

(пересказ рассказа В. Осеевой «Плохо»)

2. Двигательная активность

Цель: формирование двигательных умений и навыков.

Первая половина дня

Прием детей

Утренняя гимнастика

Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности

Сюжетно-ролевая игра зоопарк

Цель: обучение навыкам совместной игровой деятельности.

Прогулка

«Наблюдение за состоянием погоды

в весенний период времени и одеждой людей»

Цель: установление причинно-следственной связи между погодой, сезоном и одеждой людей.

Подвижная игра №1

«Мы шоферы»

Цель: закреплять знания о труде шофера; учить ориентироваться на местности.

Подвижная игра №2

«Лошадки»

Цель: закреплять умение детей в галопе приближать одну ногу к другой;

согласовывать шаги галопа с ритмом песенки.

Трудовая деятельность: сгребание мусора на игровой площадке. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту. Обратить внимание на убранную территорию.

Корригирующая гимнастика

Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.

Игра драматизация «В гостях у сказки»

Цель: совершенствование навыков импровизации, фантазии, творческого воображения.

  1. Беседа о дружбе, щедрости.
  2. Инсценировка сказки «Лиса и журавль»
  3. Рисование по сказке

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.

Прогулка

Подвижная игра: «Найди свое место».

Цель: формировать у детей навыка двигаться в

соответствии с текстом,

быстро менять направление

движения, бегать,

стараясь не попадаться

ловящему и, не толкаясь, быстро действовать

по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Уход детей домой

Игры с мозаикой

Внесение дидактической игры «Шумовой оркестр»

(игра на музыкальных инструментах)

Рассматривание предметных картинок

(профессии, одежда, мебель)

Беседа с родителями о самочувствии ребенка, о его успехах в течение дня.

Предложить родителя беседовать на тему о признаках весны. Заучивать различные стихотворения.

Консультация для родителей «Нравственное развитие ребенка в дошкольном возрасте»

Оформление буклетов для родителей в родительском центре на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников »

Пятница

1.Продуктивная деятельность. Аппликация: «Зайчик на полянке»

Цель: Знакомство детей техникой выполнения мозаика.

2. Музыкальная деятельность

(по плану музыкального руководителя)

Первая половина дня

Прием детей

Утренняя гимнастика

Цель: способствование укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.

Дидактическая игра:

«Придумаем сказку про слова»

Цель: научить выделять звуки на слух [п], [с], [м], [о], [у].

Прогулка

«Наблюдение за облаками»

Цель: ознакомление детей с различными

природными явлениями; показать разнообразие

состояния воды в окружающей среде.

Подвижная игра№1 «Солнышко и дождь».

Цель: продолжать формировать умений ходить и бегать

врассыпную, не

наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Подвижная игра№2

«С кочки на кочку».

Цель: совершенствовать навыков перепрыгивания.

Вторая половина дня

Корригирующая гимнастика после сна

Цель: способствование быстрому пробуждению организма, общему укреплению здоровья ребенка.

  1. Игра драматизация по сказке «Теремок»
  2. Загадки о сказках и сказочных героях.
  3. Беседа с детьми «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Цель: воспитание у детей дошкольного возраста нравственных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, воспитания сочувствия, заботливого, доброжелательного отношения к окружающим в процессе восприятия народных сказок (отечественных и зарубежных) с донесением идеи произведения.

Проведение досуга:

«Сказочные эстафеты»

Цель: прививать детям основы здорового образа жизни (ЗОЖ)

Прогулка

Внесение атрибутов для самостоятельной деятельности детей на улице (кубики, воздушные шары)

Уход детей домой

Внесение атрибутов для проведения досуга «Сказочные эстафеты»: мячи, обручи, кегли, скакалка.

Разместить в группе сказочные иллюстрации для выполнения и перехода эстафет.

Ситуативный разговор о состоявшиеся недели.

Оформление выставочного уголка «Моя любимая книжка»

Предложить родителям совместно с детьми посредством изобразительной деятельности передать свои впечатления, полученные за неделю «Книга- это не игрушка, это лучшая подружка. Береги её малышка: обо всем расскажет книжка».

Консультация для родителей: «Книга – часть жизни»

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М., 1998. – с. 223.
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2012. – 318 c.
  4. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста. – М.: Либроком, 2012.
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Гурович, Л.М Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада / под редакцией В.И. Логиновой. – М., Просвещение, М.: 1992.
  7. Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 230 с.
  8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду для работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  9. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие. М., «просвещение» 2002 г. – с. 17.
  10. Кузьмичев, И. Литература и нравственное воспитание личности. Пособие для учителей / И. Кузьмичев. - М.: Просвещение, 2017. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из полоски бумаги"

Создание условий для гармоничного развития ребенка, его способностей к творческому самовыражению через конструирование из полоски бумаги....

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края (на основе реализации программы «Омское Прииртышье»)

Приоритетным направлением  Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является ...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Мы с...

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к национальным традициям

Духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, благодарность, ...