Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста.
материал на тему

Воднева Алёна Валерьевна

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретною мира. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы».

Е.И. Тихеева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воднева Алёна Валерьевна,

Архангельская область

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды

в группе раннего возраста.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретною мира. Тот, кому удается создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы».

Е.И. Тихеева.

Требования к развивающей среде в истории отечественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей. Тогда впервые и были введены термины «игровые уголки», «игровые зоны». Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли С.Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков. К середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО развитие детей раннего возраста происходит в приоритетных для этого возраста видах деятельности: предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками; экспериментировании с материалами и веществами (песок, вода, тесто); общении с взрослыми и совместных играх со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживании  и действиях с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка); восприятии  смысла музыки, сказок, стихов, рассматривании  картинок; двигательной активности.

Моделирование развивающей предметно – пространственной среды в группе раннего возраста мы  формируем в соответствии с ФГОС ДО, ООП ДОО, Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016г. Авторы программы не предъявляют каких – то особых требований к оснащению развивающей предметно – пространственной среды, помимо требований, обозначенных в ФГОС ДО.

Среди основных условий, определяющих успешность решения наших задач развития детей раннего возраста,  – в том числе и адекватное обеспечение развивающей предметно – пространственной среды, достигается наличием в  группе:

Спортивного уголка: Поролоновые фигуры (круги), обтянутые винилкожей, высотой 5 см; «Коврики массажные»; пособие «Ручеек» (для перепрыгивания);  модули «Дорожки следочки», «Ребристая доска»; воротики (используются для  ползания, прокатывания мяча); круги, квадраты и треугольники (для упражнений в прыжках – прыгание вокруг, впрыгивание и выпрыгивание, в подвижных играх – домики, вагончики, в беге вокруг предметов). «Сулктанчики»; гимнастические ленты; флажки; «Погремушки» - атрибуты используются для утренней гимнастики, НОД, совместной деятельности. Резиновые мячи; мячи – массажеры; комплект разноцветных кеглей; «Ловишки»; «Летающие тарелочки»; «Весёлые палочки» (используются для массажа  кистей рук); «Кольцеброс» и др. Атрибуты для подвижных игр: маски, «Вожжи», «Лошадка» - используются в группе, на прогулке, а также в театральной деятельности.

Уголка сенсорики:

Многофункциональные дидактические игрушки: пирамидки пластмассовые; напольные пирамидки  из 6-8 крупных элементов разных размеров 4 основных цветов; пирамидка со сменными блоками переменной комбинации; пирамида – башня  из 5 разноцветных элементов  в виде цилиндра; комплект стержней и объёмных элементов для составления пирамид разных конфигураций; пирамида – башня из 5 – 10 разноцветных элементов в виде цилиндра, вкладывающихся  друг в друга и др. Пирамидки разных размеров, текстур (пластик, дерево) – позволяют обогатить сенсорный опыт и способствуют развитию интеллектуальных способностей.

Набор объемных вкладышей по принципу матрешки; «Прокати шарик» (дидактическая игра на различие цветов); «Достань колечко» (в данной  игре формируется глазомер – умение пространственно соотнести конец палочки с удаленным предметом, умение управлять палочкой, сохраняя правильное направление);  деревянная игрушка с отверстиями для «забивания» молоточком  и желобом для прокатывания шариков; «Сенсорные баночки»; Фигурные сортировщики с отверстиями на верхних поверхностях и объемными вкладышами геометрических форм «Домик с ключиками» и «Садовый домик». Доски с вкладышами с тактильной основой; логические столбики (втулочки); деревянная основа с размещенными на ней  неподвижными изогнутыми направляющими со скользящими по ним тематическими фигурными элементами и др.

Настольно – печатные игры: «Геометрические фигуры»; «Подбери по цвету»; «Цветные ньюансы»; Квадрат Воскобовича (одноцветный); «Разноцветные шестиугольники» и др.

Настольные дидактические игры: Кубики складные из 4 частей; «Веселые крышечки»; Логические блоки правильных геометрических форм (Логические блоки Дьеныша) и образцы  для д/и «Выложи картинку»; «Разложи по цвету». Игры со счетными палочками (способствуют развитию логического и пространственного мышления); сортер «Занимательные яйца»; комплект 6 мешочков основных цветов и предметов, соответствующих цвету мешочка (учит различать и называть цвета, развивать моторику пальцев рук через действия с предметами, соотносить предметы по цвету, знакомит со счётом); «Веселые крышечки»;«Цветные стёклышки»  (данное пособие позволяет организовать большое количество познавательных игр «Раскрась предметы в нужный цвет», «Разноцветный мир», и др., способствует развитию речи, мышления); пазлы и др. Пазлы одно из лучших развивающих занятий для детей, с самого раннего возраста с их помощью можно формировать у ребенка аккуратность, усидчивость, терпение, логическое и образное мышление.

Развивающие игры: мозаика  с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками; мозаика  с основой, квадратными и треугольными фишками; мозаика с шестигранными фишками (средняя и малая) и др. Собирание мозаики, благотворно влияет на развитие психических процессов ребенка: тренируется мелкая моторика, развивается воображение, образное мышление.

Конструктор из мягкого пластика  с крепление элементов  по принципу пазлов; конструктор из пластика с крепление  геометрических форм; мозаика крупная (напольная) с круглыми и шестигранными фишками. Напольная мозаика развивает творческие способности, моторику и координацию движений. Собранные детали крепко соединяются и полученную композицию можно держать в руках.

Уголка для развития мелкой моторики: Набор из крупных бусин различных геометрических форм и шнурков для нанизывания и классификации по разным признакам;  шнуровка бусы и др.   Игры – шнуровки направлены на развитие движений пальцев рук. Пальцы и кисти приобретают гибкость, подвижность, исчезает скованность движений.

Пластмассовый конструктор; пособие  «Платочки» (игры с платочками позволяют развивать познавательные процессы,  мелкую моторику,  зрительную реакцию на предмет, замечать их форму, цвет); пособие «Развивающая собачка»  состоит из 6 частей  соединенными между собой различными застежками (молнии, липучки, пуговиц, кнопки).

Игрового уголка со строительным материалом: крупногабаритный,  пластмассовый конструктор из «кирпичей» и половинок «кирпичей» с креплением элементов по принципу ЛЕГО;  строительный набор с соединением элементов по принципу ЛЕГО; паровоз – конструктор с вагонами и пассажирами; набор кубиков среднего и большого размеров; набор цветных элементов основных геометрических форм; дидактический набор из деревянных брусков разных размеров и др.

Уголка экспериментирования: Материалы для игр и экспериментирования с водой: малые пластиковые емкости, камни, пенопласт, губки, чашечки для переливания воды, сито с разными основаниями, воронки; набор  рыбок и удочек; лодки и кораблики;  пластмассовые и резиновые  водные обитатели  «Под водой» (морские обитатели) и «Над водой» (водоплавающие птицы); куклы – голыши,  пластмассовые ванночки; настольный декоративный фонтан с водой (используется  в НОД, для  демонстрационного наблюдения). Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Уголка ряженья: детские костюмы, юбки, платья, элементы профессиональной одежды; шляпки, косынки и др.

Уголка «Парикмахерская»: зеркало,  детские расчески, резинки для волос и др.

Кукольного уголка: кукольная кровать с комплектом белья, куклы карапузы, куклы в одежде, посуда, игровой детский домик – палатка, сухой бассейн с комплектом шаров и др.

Игрушек для сюжетный игр: легковые автомобили (большого и среднего размера); муляжи фруктов и овощей; набор медицинских принадлежностей доктора в чемоданчике; телефоны (кнопочный, дисковый); фигурки персонажей для обыгрывания; игрушки с механизмом и скоростью движения, зависящей от силы механического воздействия; юла, неваляшки разных размеров и др.

Двигательных игрушек: коляски для кукол крупногабаритные, соразмерные росту ребенка; каталки (автомобиль, жираф); игрушка с подвижными элементами в виде зверушек на платформе с колесами и ручкой для толкания и опоры при ходьбе; игрушки на колесах с веревочкой с подвижными элементами; паровоз; напольные мягконабивные дидактические игрушки (машина, уточка) и др.

Уголка речевого развития: комплект книг для раннего возраста; музыкальные книги; пособия для речевого развития (тематические  наборы карточек с изображениями); пособие «Веселые фигуры»; домино; лото; д/и «Деревья»; д/и «Кто и где?». Оборудование для игр: доска магнитно – маркерная; игровое поле из ковролина  (для игр на липучках); мольберт двойной (рисование мелом и магнитная доска). Пособия для дыхательной гимнастики: ветерок; «Горячий чай»; воротики. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное  как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Театрального уголка: театр на бутылочках; плоскостной театр на прищепках; конструктор деревянный с элементами декораций и персонажами сказок; театр на кубиках; набор перчаточных кукол по сказкам; набор пальчиковых кукол; плоскостной деревянный театр; театр на магнитах; театр на липучках.

Музыкального уголка: Маракасы; трещотка и вертушка; бубен большой; музыкальные колокольчики; набор звучащих баночек с различным наполнением; погремушки; барабан с палочками; металлофон.

Уголка изобразительной деятельности: материалы для продуктивной и творческой деятельности: карандаши цветные, раскраски цветные, раскраски черно – белые, индивидуальные книги – раскраски,  трафареты для рисования, набор мелков, планшеты для рисования мелом, доска – мольберт для рисования, губка для очистки досок.

Материалы для нетрадиционного рисования:  кисти с жесткой щетиной, трафареты, губки, ватные палочки, штампы, рисование на манке (поднос с манкой, формочки, грабли, палочки, фигурки животных), штампы (из фруктов, овощей,  листьев). Рисование  нетрадиционными материалами проводится с детьми индивидуально, по подгруппам  от 2 – 4 человек.

В группе систематически меняется оформление интерьера: по сезонам, по основным цветам «Цветные недели». Яркие акценты позволяют детям  закрепить полученные знания. Подвесные мобили  используются для упражнений на поддувание, закрепления основных цветов и оформлении группы, способствуют эмоциональному развитию детей.

В процессе взросления детей все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) развивающей предметно – пространственной среды систематически меняются, обновляются и пополняются. Используются как в организованных формах обучения (НОД, совместная деятельность), так и в самостоятельной деятельности детей.

Список используемой литературы:

1. Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. Методическое пособие для специалистов дошкольного образования.  – ЗАО «ЭЛТИ – КУДИЦ».

2. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности //Дошкольное воспитание № 4, 2005.

3. Как работать с ребёнком раннего возраста?: учебно-методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт.-сост. Е.П. Штогрина, Л.Ю. Махова. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2016.

4. От рождения до школы. Примерная  общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. –  368  с.

5. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина Л. П. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ № 1155 от 17.10.2013).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.            Рационально...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в старшем дошкольном возрасте

Активизация самостоятельной деятельности детей в развивающих цетнтрах старшей группы....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...