Презентация "Технологии развития исследовательских умений дошкольников"
презентация на тему

Ламанова Ольга Александровна

2 слайд

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

  • Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
  • Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
  • Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
  • Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
  • Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

3 слайд

Преимущества проектного метода:

-является одним из методов развивающего обучения;

-повышает качество образовательного процесса;

-служит развитию критического и творческого мышления;

- способствует повышению компетентности педагогов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.  Внешний результат -  продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

4 слайд

 Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:

1. Подготовительный (целеполагание)  - определение цели.

2. Разработка совместного плана действий

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов – презентация продукта проекта.

5 слайд

Рассмотрим работу над этапами проекта более подробно.

I этап разработки проекта – целеполагание.

 

 Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта. 

6 слайд

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Прием трёх вопросов: Что знаем? (Содержание, то, что дети уже знают), Что хотим узнать? (План (тема проекта)), Что для этого сделать? (Источники новых знаний, т. е. средства)

Паутинка проекта. 

 

7 слайд

После составления совместного плана действий начинается  III этап работы над проектом – его практическая часть.

 

Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.

Последовательность работы педагога на данном этапе: 

  1. проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), 
  2. даёт домашние задания родителям и детям;
  3. поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

8 слайд

IV этап работы над проектом (заключительный)  является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости  от возраста детей и темы проекта:

*  итоговые игры-занятия,

*  игры-викторины,

*  тематические развлечения,

*  оформление альбомов,

*  фотовыставок,

*  мини-музеев,

*  творческих газет.

 

 

9 слайд

 Классификация проектов. Проекты классифицируют по следующим признакам:

По тематике: 

  • исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей, витражей и др.);
  • творческие (оформление результата в виде открытого занятия, викторины, КВН)  

Другими признаками классификации являются:

  • состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, фронтальный.
  • продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.

      Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx214.35 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка» Воспитатель: Ламанова Ольга Александровна Технологии развития исследовательских умений дошкольников

Слайд 2

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей

Слайд 3

Преимущества проектного метода - является одним из методов развивающего обучения; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию критического и творческого мышления; - способствует повышению компетентности педагогов.

Слайд 4

Этапы реализации метода проектов:

Слайд 5

I ЭТАП- целеполагание Продукт проекта Проблема проекта Цель проекта

Слайд 6

II ЭТАП –разработка совместного плана действий Модель «трёх вопросов» «Паутинка» ( виды деятельности, направленные на реализацию проекта )

Слайд 7

III – ЭТАП – практическая часть Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), даёт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).

Слайд 8

IV - презентация проекта * итоговые игры-занятия, * игры-викторины, * тематические развлечения, * оформление альбомов, * фотовыставок, * мини-музеев, * творческих газет.

Слайд 9

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ По тематике: По составу участников: По продолжительности: исследовательско-творческие ролево-игровые информационно-практико-ориентированные творческие групповые подгрупповые Личные семейные фронтальные краткосрочный средней продолжительности долгосрочный

Слайд 10

МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Слайд 11

Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников?

Слайд 12

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ В ОБУЧЕНИИ воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить ребенок сам ставит проблему и сам ее решает

Слайд 13

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации : подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения ; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения ); постановка проблемных задач.

Слайд 14

Этапы процесса решения проблемных ситуаций

Слайд 15

Плюсы проблемного обучения: Педагог является равноправным партнером; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами открывают новые знания и способы действия; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются.

Слайд 16

Технология детского экспериментирования Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Слайд 17

Структура детского эксперимента: Постановка исследовательского задания в виде проблемной ситуации . 2 . Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 3 . Уточнение плана исследования. 4 . Выбор оборудования. 5 . Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих . 6 . Анализ и обобщение полученных результатов

Слайд 18

Достоинства применения метода экспериментирования в детском саду дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы развивается речь ребенка происходит накопление умственных умений

Слайд 19

По количеству детей: индивидуальные коллективные групповые По характеру мыслительных операций : констатирующие обобщающие сравнительные По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные многократные По способу применения в аудитории: демонстрационные фронтальные Классификация экспериментов

Слайд 20

Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса :

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности

Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...

Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников

В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситу...

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...

Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"

Презентация практического занятия и  его содержание направлены на актуализацию знаний  педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательс...

Развитие исследовательских умений детей средствами проектно-исследовательской деятельности

Современное общество так стремительно развивается что для того, чтобы быть иди в ногу со временем недостаточно просто усвоить опыт, накопленный предками, сегодняшний человек должен уметь решать возник...