Презентация "Технологии развития исследовательских умений дошкольников"
презентация на тему
2 слайд
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
- Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
- Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
- Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
- Основное предназначение методов проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем.
- Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
3 слайд
Преимущества проектного метода:
-является одним из методов развивающего обучения;
-повышает качество образовательного процесса;
-служит развитию критического и творческого мышления;
- способствует повышению компетентности педагогов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Внешний результат - продукт - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
4 слайд
Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:
1. Подготовительный (целеполагание) - определение цели.
2. Разработка совместного плана действий
3. Практическая часть.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта.
5 слайд
Рассмотрим работу над этапами проекта более подробно.
I этап разработки проекта – целеполагание.
Воспитатель выносит проблему на обсуждение детям. Формулируем проблемы, цели, определяем продукт проекта.
6 слайд
II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).
Прием трёх вопросов: Что знаем? (Содержание, то, что дети уже знают), Что хотим узнать? (План (тема проекта)), Что для этого сделать? (Источники новых знаний, т. е. средства)
Паутинка проекта.
7 слайд
После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть.
Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
- проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
- даёт домашние задания родителям и детям;
- поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
8 слайд
IV этап работы над проектом (заключительный) является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта:
* итоговые игры-занятия,
* игры-викторины,
* тематические развлечения,
* оформление альбомов,
* фотовыставок,
* мини-музеев,
* творческих газет.
9 слайд
Классификация проектов. Проекты классифицируют по следующим признакам:
По тематике:
- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление коллажей, витражей и др.);
- творческие (оформление результата в виде открытого занятия, викторины, КВН)
Другими признаками классификации являются:
- состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, фронтальный.
- продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, метод проектов способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 214.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
Преимущества проектного метода - является одним из методов развивающего обучения; - повышает качество образовательного процесса; - служит развитию критического и творческого мышления; - способствует повышению компетентности педагогов.
Этапы реализации метода проектов:
I ЭТАП- целеполагание Продукт проекта Проблема проекта Цель проекта
II ЭТАП –разработка совместного плана действий Модель «трёх вопросов» «Паутинка» ( виды деятельности, направленные на реализацию проекта )
III – ЭТАП – практическая часть Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), даёт домашние задания родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей(поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
IV - презентация проекта * итоговые игры-занятия, * игры-викторины, * тематические развлечения, * оформление альбомов, * фотовыставок, * мини-музеев, * творческих газет.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ По тематике: По составу участников: По продолжительности: исследовательско-творческие ролево-игровые информационно-практико-ориентированные творческие групповые подгрупповые Личные семейные фронтальные краткосрочный средней продолжительности долгосрочный
МЕТОД СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в образовательном процессе дошкольников?
УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ В ОБУЧЕНИИ воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить ребенок сам ставит проблему и сам ее решает
Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации : подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения ; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов; постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения ); постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций
Плюсы проблемного обучения: Педагог является равноправным партнером; Дети самостоятельны и инициативны; Дети сами открывают новые знания и способы действия; Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения; Дети договариваются, общаются.
Технология детского экспериментирования Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Структура детского эксперимента: Постановка исследовательского задания в виде проблемной ситуации . 2 . Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 3 . Уточнение плана исследования. 4 . Выбор оборудования. 5 . Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих . 6 . Анализ и обобщение полученных результатов
Достоинства применения метода экспериментирования в детском саду дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы развивается речь ребенка происходит накопление умственных умений
По количеству детей: индивидуальные коллективные групповые По характеру мыслительных операций : констатирующие обобщающие сравнительные По количеству наблюдений за одним и тем же объектом : однократные многократные По способу применения в аудитории: демонстрационные фронтальные Классификация экспериментов
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса :
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников"
Сообщение для педагогов...
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности
Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"...
Формирование исследовательских умений дошкольников
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым...
Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников
В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситу...
Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...
Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"
Презентация практического занятия и его содержание направлены на актуализацию знаний педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательс...