"Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников"
материал по теме
Сообщение для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование предметно-развивающей среды
в формировании исследовательских умений дошкольников»
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
В последнее время к проблеме формирования предметно-развивающей среды обращаются многие авторы, раскрывающие её многообразие, системный характер, особенности и специфику, дидактические функции, культурологическую роль.
Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.
Иными словами, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную, комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, имеющую развивающий характер.
Правильно организованная предметно-развивающая среда группы обеспечит воспитанникам «зону ближайшего развития», что станет предпосылкой формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности.
Создавая предметно-развивающую среду группы необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип безопасности (реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей);
- Принцип рациональности и целесообразности (означает удобство, простор, функциональную значимость каждого компонента, эстетичность);
- Принцип доступности, новизны.
Предметно-развивающая среда будет способствовать эффективному формированию познавательно-исследовательских интересов детей дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
- организация содержательного общения ребенка с взрослым;
- стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.
Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности, а также изменяющиеся интересы детей, появляющиеся у них конструктивные идеи и предложения для того, чтобы соответствующим образом изменить материалы и оборудование, а в некоторых случаях изменить и планировку помещения.
Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Грамотно созданная предметно-развивающая среда предоставляет детям большую свободу в выборе вида занятий, определении собственной роли в совместной деятельности, чередовании и продолжительности видов работы, выборе способов деятельности, оценке собственного труда.
Создание предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, способствует развитию его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Развивает у ребенка умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
В нашем дошкольном учреждении развивающая среда представлена различными центрами, в содержание которых вошли:
- образно-символический материал ("наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений);
- нормативно-знаковый материал (материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.);
- объекты для исследования (естественный природный, культурные объекты).
Центр естествознания: мини-лаборатория, уголок природы (растения, оборудование для ухода за растениями).
Литературно-художественный центр «Полочка умных книг»: познавательная литература, энциклопедии, дидактические пособия и игры.
Центр игры представлен сюжетно-ролевыми и дидактическими играми различного содержания в соответствии с возрастом.
Центр строительства содержит разнообразные конструкторы, схемы, знаковые ориентиры, машины, игрушки для обыгрывания, стойки, ширмы.
Центр театра и музыки: музыкальные инструменты, различные виды театров, атрибуты, схемы, предметные и сюжетные картинки.
Физкультурно-оздоровительный центр: спортивное оборудование, атрибуты, пособия, игры, плакаты, схемы, альбомы.
Центр труда: игры, инвентарь, схемы, модели, иллюстрации, бросовый и природный материал.
Центр математики (манипулятивные игры): игры, числовые фризы, материал по сенсорике, схемы, числовые фигуры и т.д.
Центр искусства «полочка красоты» представлен образцами народно- прикладного искусства, материалами (в том числе нетрадиционными) для изобразительной деятельности и т.д.
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и только в познавательно-исследовательской деятельности могут реализовывать свою поисковую активность. В дошкольном возрасте практические методы являются ведущими, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Главное достоинство практических методов (экспериментирование, опыты, исследование предметов) заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе практической деятельности дошкольники устанавливают закономерности, делают выводы, развивают речь. Правильно организованная предметно-развивающая среда, стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов, профессионализм педагога в выборе методов и приемов будут способствовать формированию исследовательских умений и навыков. Основой познавательной активности ребенка в разнообразной деятельности являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели в какой-либо деятельности («что получится, если добавить синюю краску в желтую?», «сможет ли растение расти в закрытой банке?»). Решая проблемные ситуации приходится использовать интерактивные методы и приемы, такие как ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации поисковой деятельности воспитанникам предлагаю проблемные задачи, которые можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Каждый ребенок с первой минуты жизни стремится к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.
Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Правильная организация предметно-развивающей среды, дает нашим воспитанникам возможность исследовать и познавать мир вокруг, расширять свои представления об окружающем, формировать у ребенка целостную картину мира.
Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда -это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.
Литература
- О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»
- А.И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
- В.А. Зебзеева «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей»
- А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду»
- О.В. Пастюк «Дошкольная педагогика в схемах и таблицах»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Братска
Сообщение
«Проектирование предметно-развивающей среды
в формировании исследовательских умений дошкольников»
Подготовил:
Воспитатель
I кв. категории
Зимагулова Т.М.
г. Братск
2013 – 2014 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников
Роль предметно развивающего пространства в формировании творческой активности дошкольников...
Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"
Содержание Введение …………………………………………………………………………..31. Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...
"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»
Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...
«Проектирование предметно – развивающей среды для дошкольников с нарушениями речи»
Реализация социальных потребностей невозможна при отсутствии важного фактора - сформированности речесой деятельности. Системнообразующим началом может стать предмнтно-развивающая среда. Которая должна...
Формирование исследовательских умений дошкольников
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым...
Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами:1) рабочая зона (обучающая);2) акти...
Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"
Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования....