Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности
проект (старшая группа) по теме
Проект:"Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnos.docx | 13.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников средствами проектной деятельности
Общая тенденция развития современного мира такова, что исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Проведённое нами анкетирование родителей и наблюдения за детьми показало, что:
- не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию исследовательской деятельности у детей (нет времени, незнание и неумение) ;
- дошкольники старшей группы затрудняются или не умеют: ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой; формулировать гипотезы; анализировать проблемные ситуации; самостоятельно находить пути и способы решения проблемы; действовать вместе с другими; анализировать свою работу и работы других детей; добиваться конечного результата; выходить на следующую проблему.
Диагностика уровня обучаемости старших дошкольников выявила, что лишь у 55% воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей к познавательной и исследовательской деятельности.Результаты наблюдения, диагностики, способствовали глубокому изучению и последующему обобщению опыта по проблеме: «Развитие исследовательских умений и навыков у старших дошкольников посредством их включения в проектную деятельность».
Актуальность заключается в включении в специально-организованную деятельность педагога с детьми метода проектной деятельности с целью формирования исследовательских навыков и способностей
Целью данного проекта является развитие исследовательских умений и навыков у дошкольников посредством их включения в проектную деятельность
Для достижения этой цели были определены задачи:
• Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путем реального взаимодействия с ним;
• Развивать у детей собственный познавательный опыт и умение отображать знания в обобщённом виде с помощью наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей, пиктографического письма) ;
• Развивать инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
• Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• Обучать детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• Формировать и развивать у детей дошкольного возраста умения и навыки исследовательского поиска.
Участники проекта: Проект – это продукт сотрудничества воспитателя, детей, родителей
В результате проектной деятельности дети научились самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий по этой проблеме, оформлять результаты исследований в определённый продукт, делать ему презентацию, смело высказывать свои суждения о предметах и явлениях. У детей обогатилось и расширилось представление об окружающем мире, повысилась наблюдательность, любознательность. Дети научились работать сообща, договариваться
.• Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми через учебно-игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• Индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;
• Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований;
• Коллективный исследовательский проект – предполагает формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;
• Самостоятельная исследовательская практика детей – происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска;
• Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты своей работы и других детей.
Работа над проектом проводилась в три этапа:
I этап – подготовительный:
• Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме (конспектирование, выписки, аннотирование, реферирование) ;
• Анкетирование родителей и детей;
• Наблюдения и педагогическая диагностика детей старшего дошкольного возраста
Результаты получились следующие:
• Дети старшей группы недостаточно владеют разнообразными способами познания окружающего мира;
• Испытывают затруднения производить мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать;
• У детей есть желание к проектной деятельности, но уровень активности, самостоятельности, творчества в решении задач низок;
• Отмечается бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения и навыки, заниженная самооценка;
• Слабое формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
II этап – внедрение в проектную деятельность:
Определили задачи работы на данном этапе:
1 – Обучение детей старшего дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
2 – Формирование и развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательского поиска;
3 –Знакомство детей с общей схемой (технологией) исследовательской деятельности;
4 – Формирование проектно-исследовательских умений и навыков детей в процессе реализации коллективного проекта;
5 – Закрепление и совершенствование исследовательских умений и навыков в собственной исследовательской «практике»;
6 – Участие в городском конкурсе «Я – исследователь! »
Для достижения результата (педагогического - приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков и продуктивного – «продукт» деятельности, применила следующую последовательность проведения исследования со старшими дошкольниками .Разработала технологию проведения учебных исследований в детском саду.
Данная технология позволяет включить каждого ребёнка в собственный исследовательский поиск:
1. Учебно – игровые занятия по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска:
На этом этапе разработали серию учебно-игровых занятий по развитию инструментальных умений и навыков исследовательского поиска, в ходе которых происходит обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Учебно-игровые занятия проводятся 1 раз в неделю:
№ Тема - цель учебно-игрового занятия
1 «Что такое исследование? »
2 «Что такое проблема? »
3 «Как задавать вопросы? »
4 «Учимся вырабатывать гипотезы»
5 «Как давать определения понятиям? »
6 «Как классифицировать понятия? »
7 «Наблюдение и наблюдательность»
8 «Что такое эксперимент? »
9 «Как работать с книгой? »
10 «Как делать выводы и умозаключения? »
11 «Как сделать сообщение о результатах исследования? »
2. Индивидуальная работа с детьми с использованием треннинговых заданий, предложенных А. И. Савенковым:
Для закрепления изученных тем, проводим индивидуальную работу с детьми по развитию умений и навыков исследовательского поиска. На этом этапе, предлагаем детям задания и игры соответствующие теме учебно-игрового занятия:
№ темы Задания и игры
«Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ от имени другого персонажа», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», «Назови как можно больше признаков предмета», «Тема одна - сюжетов много», «Увидеть в другом свете".
«Найди загаданное слово», «Угадай о чём спросили», «Найди причину события с помощью вопросов», «Задай как можно больше вопросов попугаю», «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомого человека», «Вопросы домашних животных».
«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три желания каждого человека на земле? », «Найдите возможную причину события», «При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны», «Делая предположение мы обычно используем слова, какие? (может быть, предположим, допустим, возможно, что, если) ».5 «Трудные слова», «Загадки-определения», «Сочини загадку» «Продолжи ряды», «Набор картинок», «Задачи на классификацию с явными ошибками». «Парные картинки – содержащие различия» «Определи плавучесть предмета», «Как вода исчезает», «Луч света», «Как самостоятельно сделать радугу», «Отражение». «Скажи на что похож … .», «Как люди смотрят на мир».
Тренировочные занятия в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные»: Для того чтобы познакомить детей с технологией проведения исследований, потребуется одно-два тренировочных занятия. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с «техникой» проведения исследования и включить ребёнка в собственный исследовательский поиск.
3. Совместная работа над коллективным исследовательским проектом:
На данном этапе происходит формирование и совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей в процессе реализации коллективного исследовательского проекта.
Считаю, что очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут. Так как на территории ДОУ был создан новый уголок «Каменистый сад» в котором произрастают лекарственные растения, то мы с детьми решили узнать, что это за растения и какую пользу они приносят.
Так началась работа над проектом «Растения - фитотерапевты» . Наш проект был разбит на несколько подпроектов.
Работа над проектом включала совместную деятельность воспитателя, детей, она распределялась по этапам проекта:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I этап 1 – формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта) .
2 – вводит в игровую (сюжетную ситуацию) .
3 – формулирует задачу (не жёстко) 1 – вхождение в проблему.
2 – вживание в игровую ситуацию.
3 – принятие задачи.
4 – дополнение задач проекта.
II этап 4 – помогает в решении задачи.
5 – помогает спланировать деятельность.
6 – организует деятельность. 5 – объединение детей в рабочие группы
6 – распределение амплуа.
III этап 7 – оказывает практическую помощь (по необходимости) .
8 – направляет и контролирует осуществление проекта. 7 – формирование специфических знаний, умений, навыков.
IV этап 9 – подготовка к презентации.
10 – презентация. 8 – подготовка продукта деятельности презентации.
9 – представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности.
При работе над проектом крайне важно было закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований. В этой связи мы применяли различные формы и методы, активизирующие развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:
-в учебной деятельности: занятия-путешествия в уголок лекарственных растений к: мать-и-мачеха, душистая мята, подорожник, девясил, календула», занятие-чаепитие («Мятный чай», занятия-экскурсии («Уголок лекарственных растений в Ботаническом саду БелГУ», презентации («Статья в экологической газете – «Экологический вестник», «Организация фитогостинной», «Бюллетень – «Зелёный доктор», Альбом – «Золотые рецепты», конференция для дошкольников («Лекарственные растения») ;
-в повседневной деятельности: целевые прогулки и экскурсии («Экскурсия в уголок лекарственных растений Каменистого сада – душистая мята… », дидактические игры («Пазлы с изображением лекарственных растений», «Лото», «Дикорастущие и культурные лекарственные растения», сюжетно-ролевые игры («Лечимся у народного доктора», «В гостях за самоваром мятного чая», опыты («Волшебные свойства подорожника, календулы, мяты», наблюдения, беседы;
-в практической деятельности: совместный труд («Выращивание лекарственных растений «Календула», «Заваривание мятного чая», («Полоскание горла отваром календулы, оказание медицинской помощи», «Лечение ушибов и укусов насекомых, царапин – подорожником») .
Для каждого занятия были продуманы привлекательные отправные моменты: «Жалобная книга природы», «Чаепитие – аромат душистой мяты». Постановка перед детьми проблемной задачи: «Катю укусил комар, что делать? », «Ваня ушиб ногу, какое лекарственное растение поможет ему облегчить боль? » На занятиях ставили перед детьми вопросы, стимулирующие познавательную активность («Календула – это культурное или дикорастущее растение? », «Почему нельзя срывать мать-и-мачеху? »). Важную роль в развитии познавательного интереса сыграли экскурсии в уголок лекарственных растений на территории ДОУ и БелГУ, в аптеку, библиотеку с целью расширения представления о растениях, значении их для людей, осознания бережного отношения к ним. Дети получили отчётливое представление о дикорастущих и культурных лекарственных растениях в трудовой деятельности («Посадка семян календулы») .
Во время занятий, экскурсий, практической деятельности мы поддерживали заинтересованность и любознательность детей, побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность.
Таким образом, каждый ребёнок становился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином растении, найти ответы на интересующие вопросы, то есть развивались умения усваивать способ познания и применять его на другом материале.
5. Самостоятельная исследовательская практика детей:
На этом этапе происходит закрепление и совершенствование навыков и умений проектно-исследовательского поиска. Теперь каждый ребенок сам будет проводить собственное исследование, готовить и защищать проект.
6. Участие в городском конкурсе «Я – исследователь! » развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка – дошкольника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Работа с родителями
Система работы предусматривает тесную связь с семьёй. Родителей ребёнка привлекаем в союзники, поэтому вполне естественно, что исследовательская и проектная деятельность ребёнка находит поддержку и участие с их стороны. Это взаимодействие даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми практический и эмоциональный опыт в кругу семьи; помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможности ребёнка; чем теснее взаимосвязь воспитателя и родителя, тем больше успехов у ребёнка.
Формы работы: родительские собрания, беседы, консультации, рекомендации, открытые занятия, мастер – классы, выставки «продуктов» проектно-исследовательской деятельности.
Взаимодействие с семьёй: помощь родителей в подготовке проектов детьми, участие в презентации, съёмка видеофильма по проекту.
III этап – результативный:
Показателем результативности опыта является повторная диагностика уровней познавательных способностей, творческого воображения и творческого мышления, коммуникативных навыков детей и развитие способностей к исследовательской деятельности.
ВЫВОД: метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившихся ситуациях школьного обучения.
Литература
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр
"Академия", 2005.
2 Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения :
Пособие для руководителей и практических работников
дошкольных образовательных учреждений 2010
3 Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в ДОУ. /Под ред.
Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
4 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
Методическая разработка по теме «Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством метода проектов»
На сегодняшний день новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера, и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если вчера нужен был исполнитель, то сегодня –...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....
Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.
Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...
Презентация "Развитие познавательной активности и общих интеллектуальных способностей дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности"
подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска...