Практическое занятие для педагогов " Развитие исследовательских умений у дошкольников"
презентация по психологии
Презентация практического занятия и его содержание направлены на актуализацию знаний педагогов о методах и формах работы воспитателя по развитию у детей дошкольного возраста исследовательских умений, таких как видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краткое содержание практического занятия | 22.54 КБ |
prakticheskoe_zanyatie_dlya_pedagogov_razvitie_issledovatelskih_umeniy.pptx | 719.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое занятие для педагогов
«Развитие исследовательских умений дошкольников»
Задачи: Актуализировать знания педагогов о методах развития исследовательских умений у дошкольников.
Слайд 2. Информационный блок. К исследовательским умениям относятся:
- умение видеть проблему
- умение выдвигать гипотезы
- умение задавать вопросы
- умение давать определения понятиям
- умение классифицировать
- навыки взаимодействия с парадоксами
- умение наблюдать
- навыки экспериментирования
- умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы
- метафоричность мышления
- дивергентное и конвергентное мышление.
Слайд 3. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Например, задание «Продолжи рассказ». Продолжить повествование несколькими способами (ребенок, водитель грузовика, летчик, мэр города, ворона, зайчик, воспитатель, врач). Задания « составь рассказ от имени персонажа», « Сколько значений у предмета».
Объединяемся в подгруппы. Задания выполняем поочередно по 2 подгруппам по 8 человек.
Задание «Составь рассказ, используя концовку», «Продолжи рассказ». Подумать. А потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так.
« …Нам так и не удалось выехать на дачу»
«… Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась, но с деревьев ветер сдувал на наши головы большие капли воды».
«… сидевший в соседнем вольере орангутанг не обратил на это никакого внимания»
«… Собака стремительно подбежала к Роме и попыталась лизнуть его прямо в лицо»
«… Маленький котенок сидел на дереве и громко мяукал».
«… так и осталось молоко недопитым»
«… мы были спасены»
«… А это кто-то просто разлил воду».
Слайд 4. Развитие умения выдвигать гипотезы.
Гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы.
Делаем предположения:
- Может быть
- Предположим
- Допустим
- Возможно
- Что, если
Помогут упражнения «Полезные предметы», «Найдите возможную причину события», «Почему это происходит?»
Задание « Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? Придумать как можно больше гипотез, идей, объясняющих, что бы случилось в результате.
Слайд 5. Развитие умения задавать вопросы (задания типа «Найдите причину события с помощью вопросов», «Вопросы машине времени», «Вопросы незнакомца», «Вопросы домашних животных»).
Задание «Угадай, о чем спросили». Не читая вопрос вслух, и не показывая, что написано на карточке, громко ответить на него. Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Какой окрас обычно имеют лисы?
Почему космонавт надевает в космосе скафандр?
Чем питаются в космосе космонавты?
Почему пригородные поезда называют электричками?
Что такое конвейер?
Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
Почему весной тает снег?
Почему цветы имеют яркую окраску?
Слайд 6. Развитие умения давать определения понятиям
Один из эффективных и простых – метод определения понятий. Предлагается предмет или слово, надо дать определение этому предмету.
Прием «Характеристика» предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера. Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, чем дать его строгое определение.
Прием сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов ( весь мир как театр).
Различение – прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.
Слайд 7. Развитие умения классифицировать
Задание выполняется двумя командами. Одни говорят сходства. Другие различия. Чем отличаются (похожи) банан и персик? Затем к двум словам присоединяем слово картофель. Чем отличаются и похожи уже все три предмета + мясо. Эта процедура продолжается: банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень.
- банан, персик (формой, фрукты)
- банан, персик, картофель (вкусом, это еда)
- банан, персик, картофель, мясо (запахом, нужны для полноценного питания)
- банан, персик, картофель, мясо, молоко (одни вегетарианские продукты, другие нет; продаются)
- банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух ( одно из них явление природы, другие продукты, необходимы человеку для жизни)
- банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия ( полезное, а бактерии бывает вредные; полезностью)
- банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень (местом нахождения, добычи; часть нашего мира).
Существуют разные варианты классификации:
Яблоко, банан, лимон –фрукты ( категориальное объединение)
- предметы потребления, еда ( функциональное)
- растут в саду ( пространственное)
- могут быть желто-зелеными ( аналитическое).
Слайд 8. Развитие умения наблюдать
Слайд 9. Развитие умений и навыков экспериментирования
Мысленный эксперимент - задание. Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?
Если бы озеро было столом, чем бы были лодки?
Слайд 10. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы
«Проверь правильность утверждений». Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь имеет ствол и ветви. Следовательно, тополь – дерево.
Задание. Ответить на вопрос: Что здесь изображено? ( несложные композиции из геометрических фигур). Ответы фиксировать. Кто же прав?
Подводим под идею. Раз правы все, то мы можем сказать : «Разные люди на мир смотрят по-разному».
Слайд 11. Развитие метафоричности мышления
«Объясни значение выражения»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательские умения дошкольников умение видеть проблему умение выдвигать гипотезы умение задавать вопросы умение давать определения понятиям умение классифицировать навыки взаимодействия с парадоксами умение наблюдать навыки экспериментирования умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы метафоричность мышления
Умение видеть проблемы
Развитие умения выдвигать гипотезы Гипотезы, предположения, провокационные идеи позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Делаем предположения: Может быть Предположим Допустим Возможно Что, если
Развитие умения задавать вопросы Кто? Что? Когда? Где? Как? Почему?
Развитие умения давать определения понятиям Метод определения понятий Прием «Характеристика» Разъяснение посредством примера Р азличение
Развитие умения классифицировать «Четвертый лишний» «Продолжи ряд» банан, персик банан , персик, картофель банан , персик, картофель, мясо банан , персик, картофель, мясо, молоко банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия банан, персик, картофель, мясо, молоко, воздух, бактерия, камень.
Развитие умения наблюдать « Рассмотри предмет» «Нарисуй изученную вещь по памяти» «Парные картинки, содержащие отличия» « Как выглядит предмет сверху, слева и справа»
Развитие умений и навыков экспериментирования Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами
Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы «Проверь правильность утверждений» «На что похоже» «Назови как можно больше предметов, которые одновременно являются твердыми и прозрачными» « Как люди смотрят на мир»
Развитие метафоричности мышления Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их переносного значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста"
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у дошкольников интеллектуальной пассивности, ...
Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дети, по природе своей, исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...
Информационно-практическое занятие для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с семьей»
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря к широким во...
Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен: договориться о времени пр
Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...
Тренинг педагога-психолога для педагогов: «Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов»
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотношений между людьми....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Наталия Геннадьевна! Это
Наталия Геннадьевна! Это практическое занятие, посвященное развитию исследовательских навыков у дошкольников, показалось мне интересным. Казалось бы, рано этим заниматься в ДОУ, но содержание вашего занятия оказалось убедительным. Спасибо, что поделились своей разработкой.