Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему
В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10 «Ладушки» комбинированного вида
Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Доклад
Тема: Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников
Подготовила
Воспитатель высшей категории
Менчикова Надежда Антоновна
г. Павловский Посад 2013 г.
Для ребенка дошкольного, особенно старшего дошкольного, возраста важна поисковая, исследовательская деятельность, в которой создаются условия для познания свойств, качеств предметов, материалов, связей, зависимостей явлений, развития и инициативы, любознательности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата и творчества. В основе мотивации исследовательской деятельности дошкольников лежит стремление к познанию, открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Ситуация экспериментирования дает большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми.
В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать.
В процессе выполнения мини-проекта дети приходят в гости вместе с главными героями, помогают им выходить из разных ситуаций и экспериментируют с различными предметами: взвешивают на весах, используют условные мерки для определения объема и т.д. Для измерения сыпучих веществ дети самостоятельно выбирают единицу измерения (условную мерку) и доказывают, какая из них является самой удобной. Использование измерения в ходе исследования ведет к возникновению у детей более полных представлений об окружающей действительности, способствует развитию органов чувств. Измерительная практика активизирует причинно - следственное мышление. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситуации.
В старшем возрасте дошкольник начинает понимать соответствие между измеряемой величиной и определенным количеством мерок, измерением одной величины в зависимости от другой, взаимосвязь между величинами. В процессе измерения одной и той же величины разными мерками дошкольники видят, что получается разный результат, выраженный в числах. Также дети могут предложить другие способы измерения данной величины и предложить результата, который они получат. Например, измеряя крупу стаканами, банками, дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что чем больше сама мерка, тем меньшее количество их получается. Для подтверждения данной закономерности дети могут использовать другую мерку и другой объект. Например, ни мешок, а ведро, ни стакан, банки, а маленькие ведерки и формочки. Старшие дошкольники в процессе этого опыта упражняются в словесных полученных результатах, запоминанию количественных характеристик. У дошкольников возникает интерес к определению массы. Они осваивают умение сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя таким образом результаты сравнивая предметов путем взвешивания на ладонях: определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида. Большие по размеру, но легкие мешочки и маленькие мешочки, но тяжелые. У детей появляется попытка построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы и интерес к этому действию. Результаты своей деятельности они обозначают словами: легкий, тяжелее, еще тяжелее… Детям интересно действовать самостоятельно, их действия желательно направлять вопросами, которые будут стимулировать к исследованию.
Последовательность проведения исследования с детьми.
- Ставится проблема. На первом этапе происходит вхождение в проблему, необходимо помочь главному герою, выдвигаются гипотезы.
- На втором и третьем этапах развитие ситуации дети говорят, что они будут делать. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что можно использовать разные мерки.
- На четвертом этапе дети предполагают,какие они получат результаты.
- На пятом - дети экспериментально проверяют свои догадки, делают окончательные выводы.
Развивающие образовательные ситуации, способствующие освоению детьми исследовательских умений в разных видах деятельности. Развивающие образовательные ситуации объединяются в мини - проекты. Время реализации мини-проектов не продолжительное.
Литература:
З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова «Развитие позновательно-исследовательских умений у старших дошкольников» – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2012г, 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников.
Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников....
Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"
В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...
Презентация "Технологии развития исследовательских умений дошкольников"
2 слайдСегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.Метод проектов - совокупность ...
«КНИГА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вся жизнь ребенка пронизана сказками и игрой, через которые он может открыть себя миру и мир для себя. В современной образовательной практике мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным...
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»
Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений»
Мастер-класс...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста, как средство развития коммуникативных умений дошкольников»
Консультация для родителей младшего дошкольного возраста...