Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников
материал (подготовительная группа) на тему

Менчикова Надежда Антоновна

В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №10 «Ладушки» комбинированного вида

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Доклад

Тема: Мини-проекты – как средство развития исследовательских умений дошкольников

                     Подготовила

                                                                         Воспитатель высшей категории

                                                                       Менчикова Надежда Антоновна

г. Павловский Посад 2013 г.

Для ребенка дошкольного, особенно старшего дошкольного, возраста важна поисковая, исследовательская деятельность, в которой создаются условия для познания свойств, качеств предметов, материалов, связей, зависимостей явлений, развития и инициативы, любознательности, целеполагания, способности преобразовывать предметы и явления для достижения определенного результата и творчества. В основе мотивации исследовательской деятельности дошкольников лежит стремление к познанию, открытиям, потребность в умственных впечатлениях. Ситуация экспериментирования дает большие возможности для общения со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте ребенку нравится экспериментировать с различным и объектами, взвешивать их, пересыпать.

В процессе выполнения мини-проекта дети приходят в гости вместе с главными героями, помогают им выходить из разных ситуаций и экспериментируют с различными предметами: взвешивают на весах, используют условные мерки для определения объема и т.д. Для измерения сыпучих веществ дети самостоятельно выбирают единицу измерения (условную мерку) и доказывают, какая из них является самой удобной. Использование измерения  в ходе исследования ведет к возникновению у детей более полных представлений об окружающей действительности, способствует развитию органов чувств. Измерительная практика активизирует причинно - следственное мышление. Способы и результаты измерения, выделенные связи и отношения выражаются в речевой форме. Ребенок учится обобщать полученные результаты и переносить данный опыт на другие ситуации.

В старшем возрасте дошкольник начинает понимать соответствие между измеряемой величиной и определенным количеством мерок, измерением одной величины в зависимости от другой, взаимосвязь между величинами. В процессе измерения одной и той же величины разными мерками дошкольники видят, что  получается разный результат, выраженный в числах. Также дети могут предложить другие способы измерения данной величины и предложить результата, который они получат. Например, измеряя крупу стаканами, банками, дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что чем больше сама мерка, тем меньшее количество их получается. Для подтверждения данной закономерности дети могут использовать другую мерку и другой объект. Например, ни мешок, а ведро, ни стакан, банки, а маленькие ведерки и формочки. Старшие дошкольники в процессе этого опыта упражняются в словесных полученных результатах, запоминанию количественных характеристик. У дошкольников возникает интерес к определению массы. Они осваивают умение сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных или электронных весов, проверяя таким образом результаты сравнивая предметов путем взвешивания на ладонях: определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида. Большие по размеру, но легкие мешочки и  маленькие мешочки, но тяжелые. У детей появляется попытка построить ряд предметов на основе убывающей или возрастающей массы и интерес к этому действию. Результаты своей деятельности они обозначают словами: легкий, тяжелее, еще тяжелее… Детям  интересно действовать самостоятельно, их действия желательно направлять вопросами, которые будут стимулировать к исследованию.

Последовательность проведения исследования с детьми.

  1. Ставится проблема. На первом этапе происходит вхождение в проблему, необходимо помочь главному герою, выдвигаются гипотезы.
  2. На втором и третьем этапах развитие ситуации дети говорят, что они будут делать. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что можно использовать разные мерки.
  3. На четвертом этапе дети предполагают,какие они получат результаты.
  4. На пятом - дети экспериментально проверяют свои догадки, делают окончательные выводы.

 Развивающие образовательные ситуации, способствующие освоению детьми исследовательских умений в разных видах деятельности. Развивающие образовательные ситуации объединяются в мини - проекты. Время реализации мини-проектов не продолжительное.

Литература:

З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова «Развитие позновательно-исследовательских умений у старших дошкольников»  – СПб.:  ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2012г, 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников.

Проектная деятельность- средство развития исследовательского интереса дошкольников....

Мастер-класс для педагогов "Дидактические игры и упражнения как средство развития исследовательских умений у дошкольников"

В материале представлены игры и упражнения для развития исследовательских умений у дошкольников...

Презентация "Технологии развития исследовательских умений дошкольников"

2 слайдСегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.Метод проектов - совокупность ...

«КНИГА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся жизнь ребенка пронизана сказками и игрой, через которые он может открыть себя миру и мир для себя. В современной образовательной практике мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным...

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»

Тема: «Мини -проекты как средство развития исследовательских умений дошкольников в логико- математической деятельности»...